Проект: «ВОЛШЕБНЫЕ ПУГОВИЦЫ» 2021 год
проект (средняя группа)

Морозова Виктория Викторовна

О необходимости развития мелкой моторики пальцев рук у детей и связи этого процесса с развитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Проект:https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/25/s_5a69c9e1f3c34/810815_2.jpeg

  «ВОЛШЕБНЫЕ ПУГОВИЦЫ»

Воспитатель Морозова В.В.

МБДОУ детский сад №11 «Рябинка»

г.Грязи, Липецкой области.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

  1. Проблема:

В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста становится проблематичной, так как в последние годы заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. [Янушко Е.А.]

Почему так происходит? И почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому, что все меньше и меньше говорят родители, которые заняты зарабатыванием денег. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая одежда с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки с наклейками вместо картинок для вырезания.

Таким образом, возникла необходимость создания проекта «Волшебные пуговицы», где дети развивают мелкую моторику, расширяют кругозор посредством организованной познавательно-творческой деятельности.

  1. Актуальность.

Современное образование ориентировано на ребенка и его потребности, на создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка. Внедрение инноваций в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений и является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.

Изменения, происходящие в содержании дошкольного образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы, поиска новых путей и условий развития воспитанников. Особую роль мы отводим нестандартным дидактическим средствам. Считаем, что дидактические игры и упражнения с пуговицами эффективно влияют на педагогический процесс. Пуговицы просты и разнообразны, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект, в то время как обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития воспитанников играть в них нужно часто.

           

Игры с пуговицами развивают тактильное восприятие, координацию движений, глазомер, внимание, усидчивость. Эти игры способствуют развитию творческих способностей, наблюдательности, так же развивают элементарные математические представления (форма, цвет, размер, счет), улучшают эмоциональное состояние ребенка, позволяют почувствовать себя уверенным.

Таким образом, во время игр с пуговицами развиваются важнейшие компоненты, составляющие основу психического здоровья и благополучия детей.

Учитывая все выше сказанное, возникла необходимость реализации и создания проекта «Волшебные пуговицы», где дети будут развивать мелкую моторику, расширять кругозор посредством организованной познавательной и творческой деятельности.

Новизна проекта: состоит в разработке системы работы по математическому развитию с применением нетрадиционного счетного материала пуговиц, продуктивным видам деятельности: нетрадиционное рисование пуговицами, лепка пуговиц из соленного теста, познавательно-исследовательская деятельность. Разработка конспектов этих мероприятий. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах продуктивной деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях, позволят детям почувствовать свою успешность.

Гипотеза: Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения.

  1. Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
  2. Предмет исследования: пуговицы
  3. Продолжительность: краткосрочный (07.09.2020 – 26.09.2020)
  4. По количеству участников: групповой
  5. Образовательная область: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественно-творческое развитие».

Цель проекта: интегрировать различные виды детской деятельности в развитие познавательных и творческих способностей детей, используя пуговицы.

 Задачи проекта:

Образовательные:

  • Познакомить детей с историей пуговицы, её видами и классификацией, расширить знания детей об окружающем мире.
  • Формировать стремление и интерес к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность в процессе познания нового материала, исторических фактов, связанных с происхождением, назначением и использованием пуговиц.
  • Обогащение сенсорного опыта детей, знакомство с новыми способами обследования предметов.
  • Обогащение словаря и активизировать речи детей за счет разучивания стихов, сказок, поговорок, загадок о пуговице.

Развивающие:

  • Способствовать развитию мелкой моторики, воображения и творческих возможностей детей.
  • Развивать целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности. Развивать способность использовать нестандартные решения в работе с уже известными материалами.
  • Развивать самостоятельность, творчество, фантазию при использовании нетрадиционных материалов в художественном творчестве и математическом развитии детей (пуговиц).

Обучающие: 

  • Способствовать накоплению сенсорного опыта.
  • Формировать умение экспериментировать с пуговицами, находя новые пути воплощения замысла.
  • Пополнение словарного запаса детей, уточнение знаний детей о форме, размере, цвете, упражнять в количественном и качественном счете.

Предполагаемый результат:

Для детей: расширение знаний о многообразии предметного мира, свойствах предметов, об истории предметов и их использовании, выходящим за пределы привычного применения. Развитие инициативы, активности, творчества, самореализации.

Для педагогов:

Поиск новых форм и методов в работе с детьми и родителями. Повышение профессионализма.

Для родителей:

Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, общность интересов.

  1. Подготовительный этап

Самообразование воспитателей.

  1. Формирование проблемы.
  2. Определение задач.
  3. Подбор методической литературы по теме.
  4. Подбор художественной литературы для чтения детям.
  5. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, игры).
  6. Подготовка материала для творческой деятельности (пуговицы).
  7. Изготовление дидактических игр.
  8. Составление перспективного плана мероприятий.

Формы работы с детьми:
•    Обсуждение темы проекта;
•    Определение уровня уже имеющихся у детей знаний о пуговицах;
•    Разработка маршрута проекта;
•    Обсуждение продуктов реализации проекта.

  •  Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу с иллюстрациями по данной теме;

Формы работы с родителями:
•    Проведение  консультации «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц»,  « Пуговицы – как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста»;

•    Привлечение родителей к сбору материала (различные пуговицы разной формы, разного цвета, размера и из разнообразного материала);

•    Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;  
•    Обоснование, предсказание путей реализации проекта;
•    Обсуждение продуктов реализации проекта.

2. Практический этап


Совместно с родителями формирование коллекции «Волшебные пуговицы». Творческая работа «Семейное дерево», поделки «Картина из пуговиц».

3. Основной этап


Формы работы с детьми:
•    Познавательная деятельность.
-  «Истории о пуговицах» - чтение авторских произведений о пуговицах.

-  Загадки о пуговице (см. приложение 1).
-  Стихи о пуговице (см. приложение 2).
-  Пословицы и поговорки о пуговицах (см. приложение 3).
•    
Игровая деятельность. Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Подбери по цвету», «Рыбалка с пуговицами»», «Аквариум», «Подбери пуговицу к одежде», «Возьми столько же»..)
Сюжетные-ролевая игра  «Магазин - «Галантерея».
•    
Продуктивная деятельность.
Рисование: «Нарисуем пуговицу»,  «Печатаем узор» 
(пуговица-штамп). Лепка пуговиц из соленого теста.

Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки «Весёлый человечек», «Козлик», «Пирамидка», «Домик», «Гусеница», выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
•    Экспериментально-поисковая деятельность.
-   Рассматривание пуговиц под лупой.
- «Что из чего?» - проведение ряда опытов по исследованию свойств материалов,  из которых изготовлена пуговица.

•    Речевая деятельность:
-   Составление описательных рассказов о пуговицах.
-   Речевые упражнения «Какая пуговица?»,  «Подбери и расскажи».
-   Придумывание сказок и историй.


Формы работы с родителями:
-   Беседы с родителями о важности данной проблемы.
-   Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и сенсорике с помощью пуговиц». (Приложение №1)

-   Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.

4.Заключительный этап.
Формы работы с детьми, родителями:

 -   Выставка выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц.

-    Презентация проекта.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНОГО ЭТАПА

Виды деятельности

Тема

Цель

   

   Познание

1. Беседа: «Откуда появилась пуговица»

Презентация «Волшебные пуговицы»

2.НОД «Весёлые пуговицы»

3. НОД тема «Сказка о пуговице».

Познакомить детей с историей происхождения пуговиц.

Рассказать о разновидностях пуговиц и видах (виды, размер, материал, цвет).

Познавательно -исследовательская

НОД «Волшебные пуговицы»

1. Рассматривание пуговиц под лупой (знакомство с качествами и свойствами материалов из которых сделаны пуговицы).

2. Игры - эксперименты (сравнение по величине, форме, цвету, дизайну, по количеству отверстий в пуговице).

3. Опыты - эксперименты (взвешивание, тонет – не тонет, измерения).

Обследовать пуговицу.

Сравнивать свойства пластмассы, дерева, металла, стекла.

 Развитие микроориентирования, логического мышления.

 

Игровая

Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Галантерея».

Дидактические игры «Найди пару», «Чудесные пуговицы», «Подбери фигуру», «Рыбалка с пуговицами»», «Пуговка не убегай», «Возьми столько же», «Подбери к одежде», «Составь картинку».

Развивать воображение, память мелкую моторику

Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Учить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру

ФЭМП

1.НОД Тема ООД: «Большой и маленький»

- д/и «Три медведя»

- д/и  «Сортировка пуговиц по цвету и размеру»

2.НОД «Белоснежка и семь гномов»

3. НОД «Полет на планету Математика»

-Закрепить счет до пяти.

- д/игры с пуговицами

применяют с целью укрепления знаний о цвете и форме разнообразных геометрических фигур.        

- Закреплять умение называть числа последующее и предыдущее к названному, анализировать форму, цвет и размер предметов, соотносить число и количество.

Развивать мелкую моторику и тактильное восприятие.

- Учить составлять и решать простые математические задачи и примеры, с использованием простого предмета пуговицы.

 

  Конструирование

Создание объемных конструкций из пуговиц

с использованием проволоки:  «Гусеница», «Пирамидка», «Обезьянка».

Учить детей создавать объемную конструкцию из пуговиц, развивать творчество.

  Изобразительная

Рисование: «Оживи пуговицу»

Рисование: Дорисуй картину пуговицей.

Развивать творческое воображение детей учить рисовать пуговками, развивать творческие навыки, фантазию

   Развитие речи

- Составление описательных рассказов о пуговицах. Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи».

- Придумывание сказок и историй.

- Заучивание пословиц и поговорок о пуговицах.

- Отгадывание загадок о пуговицах.

Развивать речь дошкольников, мышление, творческое воображение, воспитывать интерес к словесному творчеству.

Продуктивная

НОД Лепка цифр из солёного теста, с выкладыванием пуговиц по цифрам.

НОД Лепка пуговиц из солёного теста «Пуговица для мамы».

Учить раскатывать тесто в тонкий пласт, вырезать формочками пуговицы разной формы.

Развивать творческое воображение, координацию движений рук.

Взаимодействие с родителями

Изготовление картины из пуговиц «Семейное дерево».

Пополнение коллекции из пуговиц.

Создание мини-музея «Мир пуговиц».

Привлечь к творческой совместной деятельности с детьми, воспитывать желание творчески трудиться, развивать воображение, обогатить развивающую среду

Итоговый этап.

На протяжении всей работы над проектом, дети, родители и педагоги были увлечены и заинтересованы идеей проекта.

Цель и задачи проекта выполнены. Ребята знают о пуговицах многое. Они могут рассказать о происхождении пуговиц, об истории, о разнообразии (по форме, по цвету, по величине, количеству дырочек или петельке). Знают и могут охарактеризовать пуговицы военного мундира. Умеют распределить все пуговицы по материалу (металлические, деревянные, пластмассовые, стеклянные).

Дети умеют составить описательный рассказ о пуговицах, придумать загадку или загадать ту, которую выучили вместе с воспитателями. Ребята знают пословицы и поговорки. Умеют устанавливать связи между свойствами предмета и их использованием. Многие умеют пришивать пуговицы.

Дети научились использовать пуговицу как игровой материал, материал для поделок, знать меры безопасности в работе с мелкими предметами.

Ребята прекрасно лепят свои пуговицы, рисуют свою любимую пуговицу, конструируют из пуговиц и проволоки или шнурка колечки, браслеты, бусы, человечков, букеты цветов. Дети составляют разные узоры из разных пуговиц. Ребятам доставляет удовольствие общаться друг с другом при выполнении продуктивной деятельности, фантазировании разных историй о пуговице. Дети заинтересовались коллекционированием пуговиц.

Родители легко откликнулись на совместную работу по проекту. Многие приносили пуговицы для мини – музея, ходили вместе с детьми в магазин фурнитуры и получили моральное удовлетворение от работы над проектом.

Итогом совместной работы  детей и родителей является:

1. Создание и оформление мини-музея  «Волшебные пуговицы».

2. Участие в конкурсах: творческие работы «Семейное дерево», на лучшую поделку «Картина из пуговиц».

Презентация проекта:

Использование коллекции на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, ФЭМП, в экспериментально-поисковой деятельности, проведении дидактических, подвижных, пальчиковых и сюжетных игр.

Конспекты занятий, бесед, игр (электронный вариант).

Мини-музей «Коллекция пуговиц».

Выставка детско-родительских поделок «Превращение пуговиц».

Список используемой литературы

Дыбина О. В. «Рукотворный мир». – М., 2001.

Дыбина О. В. «Что было до… . Игры – путешествия в прошлое предметов». – М., 2001

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение.

Новикова Т. Проектные технологии во внеурочной деятельности. // Нар.образование. – 2000. - №7.

Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод.работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции дошкольника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность дошкольника. – М., 2005.

Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика.

http://www.artem.chulpanov.ru/pugoviza.html  - История пуговицы

http://lucky-alla.blogspot.ru/2012/03/blog-post_2402.html  - Хочу всё знать

Приложение №1

1. Материал для бесед с родителями.

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Игры с пуговицами имеют большие преимущества:

1.Манипуляции с пуговицами не вызывают аллергии.

2.Пуговицами нельзя порезаться, уколоться.

3. Пуговицы легко моются, обрабатываются, как и все пластмассовые игрушки.

Уважаемые взрослые!

Поддерживайте и развивайте интерес ребенка к играм с пуговицами!

Значение.

Пуговицы помогают запомнить свойства:

ЦВЕТ – выделять, запоминать, сравнивать.

ФОРМА – круглая, овальная, квадратная, прямоугольная.

Структура – дерево, пластмасса, металл, стекло.

Позволяют закреплять знания:

1.О геометрических фигурах.

2. Знакомить с понятием «Величина».

3. Усваивать тему: «Количество».

4. Понять расположение предметов (далеко, близко, рядом, справа, слева).

Пуговицы используются:

В дидактических играх: «Выложи узор», «Найди пару», «Подбери к одежде».

Как пуговичный массаж, активизирующий сенсомоторную функцию.

Как развитие тактильных ощущений при ощупывании пуговиц пальцами, ладонями рук.

Как развитие моторных центров речи.

Все упражнения с пуговицами развивают УСИДЧИВОСТЬ.

Возьмите руку ребенка с пуговицей и покажите, как ею пользоваться!

Любая, самая обыкновенная вещь может рассказать многое о человеке!

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

… чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский.

 Приложение №2

НОД Тема: Этот удивительный мир пуговиц.

Задачи:

  • Расширять знания детей о предметном мире: пуговицы, их назначение, качества.
  • Закрепить умение детей самостоятельно сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма.
  • Активизировать счетные умения и знания детей о порядке следования чисел в пределах 5.
  • Развивать восприятия, внимания конструктивной деятельности и пространственного мышления.
  • Формировать коммуникативное и социальное поведение: умение договариваться, действовать в коллективе, распределять обязанности.
  • Формировать умение образовывать имена существительные от прилагательных.

Методические приемы:

  1. сюрпризный момент
  2. использование ИКТ – показ слайдов
  3. проблемные вопросы
  4. проблемные ситуации
  5. поисково–исследовательская деятельность

Материал:

Пуговицы разных размеров, формы и качества, карточки со схемами, игрушка Колобок, карточки с цифрами, наборы полосок Кюизенера на каждого ребенка, банка большая, средняя и маленькая.

           

  Ход:

Восп: Ребята, посмотрите какая интересная игрушка у меня в руках. Она вам нравится? Вы узнали кто это?

Дети: Колобок.

Восп: А из чего он сделан?

Дети: Из пуговиц.

Восп: А что вы знаете о пуговицах?

Дети: Пуговицы бывают круглые с двумя дырочками. Пуговицы пришивают на одежду.

Восп: А что вы еще хотите узнать о пуговицах?

Дети: Из чего их делают. Какие еще бывают пуговицы.

Восп: Колобок не просто так пришел к нам в гости, он приглашает вас в страну пуговиц. Кто с нами?

Восп: Вот мы и пришли. Рассаживайтесь удобнее, посмотрим фильм про пуговицы.

(дети смотрят фильм « История пуговиц»)

Восп: Вам понравился фильм? Какая информация о пуговицах вам понравилась?

Дети: отвечают.

Восп: Молодцы, вы внимательно смотрели фильм.

Восп: Пуговицы бывают из различного материала. Если пуговица из металла, то она какая?

Дети: Металлическая.

Восп: Если пуговица из дерева, то она, какая?

Дети: Деревянная.

Восп: А, как вы думаете, какая пуговица тяжелее деревянная или металлическая и как узнать вес пуговицы?

Дети: Чтобы узнать вес пуговицы, нужно ее взвесить.

                     (ребенок кладет на весы пуговицы)

Восп: Дети, что мы с вами увидели?

Дети: Зеленая чашка весов опустилась, потому что металлическая пуговица тяжелее, чем деревянная.

Восп: Что мы с вами делали и что мы узнали нового?

Дети: Пуговицы можно взвешивать и они бывают тяжелые и легкие.

Восп: Колобок предлагает нам пойти дальше. Перед нами три банки.

Разложите пуговицы в три банки трех размеров.

 Восп: Как вы будете раскладывать пуговицы?

Дети: Большие пуговицы в большую банку…

Восп: Кто хочет собрать пуговицы в большую коробку? Сережа, вместе с кем ты будешь собирать? (дети выполняют задание)

Восп: Аня, какие пуговицы вы собрали?

Аня: Мы собрали все большие пуговицы.

Восп: Сережа, какие пуговицы вы собрали с Андрюшей?

Сережа: Мы собрали все средние пуговицы.

Восп: Сколько пуговиц у вас в банках?

Дети: 5 пуговиц.

Восп: В каждой банке по пять пуговиц. Как еще можно сказать про количество пуговиц?

Дети: Во всех банках пуговиц поровну, по пять.

Восп: Молодцы, вы хорошо считаете.

Восп: Найдите полоску, которая показывает, какое количество пуговиц в каждой банке.

Дети: Желтая полоска - это число 5, а в банках по пять пуговиц.

Восп: А теперь поставьте банки по порядку, начиная с маленькой.

(дети ставят банки)

Восп: Обозначьте каждую банку соответствующей цифрой.

(дети подбирают цифры и прикладывают их к банкам)

Восп: Посчитайте банки по порядку.

Дети: Первая, вторая, третья.

Восп: Что мы с вами сейчас делали?

Дети: Раскладывали пуговицы по банкам, считали их.

Восп: А куда это колобок от нас спрятался? Поищем его?

( физкультминутка)

Восп. А сейчас мы научимся собирать картинки из пуговиц.

(детям предлагаются карточки-схемы, дети выбирают их по желанию и собирают картинки)

Восп: Какие интересные работы у вас получились. Так хочется их сфотографировать.

(воспитатель берет фотоаппарат и фотографирует)

Восп: Кто хочет рассказать, что он собрал и какие пуговицы ему для этого пригодились?

Выслушиваю рассказы 2-3 детей

Восп: А если пуговицы отрываются, что вы делаете?

Дети: Пришиваем пуговицы.

Восп: А вы хотите научиться пришивать пуговицы?

Дети: Да.

Восп: в следующий раз я научу вас это делать.

Приложение №3

 Беседа на тему «Откуда появилась пуговица?»

Задачи:

Систематизировать материал об истории возникновения пуговицы, собранный детьми из разных источников.

Развивать монологическую и диалогическую речь детей, умение выражать свои мысли.

Воспитывать чувство товарищества, уважение друг к другу.

Оборудование: книги о пуговицах, принесенные детьми; найденные дома пуговицы; изображения, украшений из пуговиц.

Ход НОД

Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы расскажете о результатах своих поисков. Кто помогал вам? Что интересного вы узнали об истории пуговицы? Давайте послушаем друг друга, рассмотрим принесенные вами пуговицы и, может быть, найдем ответ на вопрос «Откуда появилась пуговица?»

Рассказы детей о поисковой деятельности.

Ваня Г., рассказал, что информацию о пуговице они с мамой нашли в Интернете. Оказывается, раньше пуговиц совсем не было, древние люди носили шкуры животных, а скрепляли их косточками или палочками...

Катя С., узнала из рассказа папы: когда не было пуговиц, одежду зашнуровывали, словно ботинки, завязывали веревочками...

Никита Т., с папой ходил в библиотеку В книге на картинке он видел разные красивые пуговицы. Папа прочитал, что богатые люди носили золотые и серебряные пуговицы — так они украшали свою одежду. А бедные люди носили оловянные пуговицы или использовали палочки...

Настя Н., бабушка рассказала, что есть такие люди, которые ищут старинные предметы, они нашли пуговицы, сделанные из камня. А в Индии делали пуговицы из ракушек...

Варя О., с мамой нашли журнал, в котором изображены украшения из пуговиц — бусы, браслеты, серьги...

  1. Рассматривание пуговиц, собранных детьми, и картинок сизображением пуговиц, украшений
  2. Обобщающий рассказ педагога.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы вместе с родителями собрали очень интересный материал о пуговицах. Действительно, когда-то пуговиц не было... Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда археологами найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания. В IV веке до нашей эры пуговицами скрепляли свои хитоны (одежды) греческие воины, а потом ими стали пользоваться и римляне — видимо, пуговицы были надежнее булавок. В России пуговицы известны с VI века, но, как отметил Никита, их не всегда использовали для застежки. Пуговицы служили и украшением костюма. Из чего же были сделаны пуговицы? Богатые люди делали пуговицы из золота, серебра, хрусталя, а бедные — из олова, дерева.

А из чего сделаны современные пуговицы?

Дети. Из металла, пластмассы, дерева.

Воспитатель. Как вы думаете, из стекла делают пуговицы? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель. После войны не хватало сырья для производства пуговиц, поэтому пуговицы делали из лобового стекла списанных истребителей, а также из размягченных на огне патефонных пластинок. И до начала 80-х годов стеклянные пуговицы украшали женскую одежду наравне с пластмассовыми. И только с повсеместным распространением бытовых стиральных машин, портящих и ломающих хрупкое стекло, их перестали производить.

Просмотр презентации «История возникновения пуговицы»

Из истории пуговицSS_City_of_Glasgow.jpg

История возникновения пуговиц насчитывает много веков. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще в 3 тысячелетии до н.э. древние люди использовали шипы растений, косточки, палочки, чтобы соединять части одежды. Кто именно изобрел первую пуговицу? Истории - это неизвестно. Ученые склоняются к тому, что это были древние греки или римляне. Другие исследователи предполагают, что пуговица родом из Азии. В старину пуговицы считались большой редкостью, их дарили на счастье, как магический оберег или использовали как талисман. Слово «пуговица» происходит от слова «пугать». Существует целая наука по изучению пуговиц, которая называется «филобутанистика».

Итак, пуговицы многофункциональны:

Пуговица как застежка (утилитарная).

Пуговица как украшение (декоративная).

Пуговица как магический оберег, талисман.

Пуговица как фурнитура.

Пуговица как часть одежды.

Пуговица как опознавательный знак (информативная).

Изготавливают пуговицы из различных материалов:

- по структуре они бывают деревянные, металлические пластмассовые, стеклянные. Из пуговиц можно изготовить массу прекрасных вещей: браслеты, бусы, ободки для волос, украсить сумку, сделать цветы, панно и многое другое, проявив фантазию и дизайн,

- по форме пуговицы бывают: квадратные, треугольные, цилиндрические, шарообразные и неправильной формы.

Откройте для себя, по новому - мир вещей!

                                  

Воспитатель. Ребята, весь материал, принесенный вами, остается в группе, ведь мы решили создать выставку пуговиц. Кстати, очень многие люди коллекционируют пуговицы. В Польше есть музей пуговиц. Наша выставка будет небольшой, вы совместно с родителями изобразите разные картины из пуговиц и давайте все вместе придумаем, как мы назовем нашу выставку.

Приложение №4

Пословицы и поговорки о пуговицах.

«Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк».

«Застегнут на все пуговицы».

«Прост, как пуговица».

На чужой рот пуговицы не нашить».

«Пуговички золоченые, а три дня не евши».

Умная умница, что светлая пуговица».

«Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано».

«Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе – медная пуговица». 

«С солдата пуговку не сорвёшь».

Загадки. К.Чуковский 

 Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете. Что это?

Я весёлая такая,

Деловая, озорная,

Вместо глазок дырочки

Пришей, без растопырочек!

Маленький Данилка на петельке висит.

Если она убежит от одежды, 

То на спокойствие нету надежды.

Мелкие кружочки,

В дырочку нырнули,

Словно на замочки-

Куртку застегнули.

Очень нужная вещица –

Всем на свете пригодится

Для костюма и для юбки,

Для пальто и полушубка.

Ловко в петельку ныряет,

Что открыто закрывает.

Пришивают ее к платью,

И к рубахе, и к пальто.

Без нее твоей одежде

Будет очень нелегко.

Приложение №5

НОД тема: «Чудо-пуговка»

для детей старшей группы

Цель: создание социальной ситуации для знакомства с сенсорными свойствами пуговиц, материалами из которых делают пуговицы, их видами и назначением.

Образовательные задачи:

1.Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов по форме, размеру, цвету, величине, строению.

2.Углублять представления о существенных характеристиках предметов: о свойствах и качествах различных материалов, из которых сделаны пуговицы.

3.Расширять представления детей о разнообразии видов пуговиц, их назначении, познакомить детей с историей изобретения, создания пуговиц.

Развивающие задачи:

1.Развивать исследовательские способности: умение высказывать предположения и строить планы их проверки; умение видеть проблемы; строить собственные доказательства.

2.Совершенствовать аналитическое восприятие, умение обследовать предметы.

3.Развивать логическое мышление: умение подбирать пуговицы к разным видам ткани.

4.Развивать коммуникативные навыки: умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.

5.Развивать умение распределять обязанности в паре, помогать друг другу вести исследовательскую деятельность.

6.Развивать эстетическое восприятие, воображение, умение самостоятельно определять замысел и дизайн будущей работы.

7.Развивать мелкую моторику детей в процессе изготовления декоративной поделки из пуговиц.

Воспитательные задачи:

1.Вызвать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов.

2.Создать атмосферу доброжелательности и желание сообща участвовать в ходе совместной деятельности.

Материалы и оборудование

1.Картинки-символы методов исследования: «Рассмотреть, понаблюдать», «Провести эксперимент».

2.Картинки-символы сенсорных свойств пуговиц, их строения, картинки деревянного, стеклянного, пластмассового, железного предметов.

3.Наборы пуговиц с разными сенсорными характеристиками (по 6-7 штук) на каждую пару детей.

4.Пуговицы с «ушком», с 2-мя, 4-мя отверстиями по 6-7 штук на каждую пару детей.

5.Пластмассовые, металлические, деревянные, стеклянные пуговицы по 5-6 штук на каждую пару детей, магниты, сосуд с водой.

6.Пуговицы разного вида и назначения, заготовки контуров сезонной одежды из лоскутков ткани разного назначения.

7.Декоративная поделка – картинка из пуговиц. Пуговицы для поделок, мозаики, картинок.

8.Кулоны из пуговиц по количеству детей.

Предварительная работа:

1.Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

2.Изготовление картинок-символов сенсорных свойств различных предметов.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель. Дети, у меня есть волшебная Чудо-пуговка. Она живёт вот в этой коробочке. Посмотрите на неё.

Чудо-пуговка. Здравствуйте, дети, я – Чудо-пуговка…» (воспитатель произносит эти слова с грустью).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какое у неё настроение? А почему?

Чудо-пуговка. Эта коробочка – мой домик, видите, здесь пусто. Мне скучно жить одной. Я хочу познакомиться и подружиться с другими пуговками. Помогите мне.

Воспитатель. Ребята, поможем Чудо-пуговке найти друзей?

Вы знаете, какими бывают пуговицы?

Что же нам надо сделать, чтобы узнать, какими бывают пуговицы? (Дети отвечают, а воспитатель показывает карточку с символом методов исследования: «Глаз» – рассмотреть, наблюдать, «Рука» – провести эксперимент, «!» – подумать самостоятельно).

Если рассматривать пуговицу, что можно о ней сказать? (Воспитатель показывает карточки-символы сенсорных свойств пуговиц: цвет, форма, величина, строение или способ крепления к ткани. Карточки-символы закрепляются на магнитной доске.) Сначала мы рассмотрим пуговички, чтобы рассказать о них Чудо-пуговке!

Ребята, из чего сделаны эти предметы? (Дети рассматривают картинки и отвечают: из дерева, из железа, из пластмассы.) Предлагаю вам провести эксперименты, чтобы найти Чудо-пуговке деревянных, железных, стеклянных, пластмассовых подружек! (Воспитатель показывает карточку-символ «Рука» и прикрепляет её на магнитную доску).

Поисковый этап.

Стоят два стола, на которых приготовлены материалы для исследований.

Воспитатель. Вот тут на столах есть разные пуговички. Давайте узнаем, какими они бывают, и расскажем Чудо-пуговке! Для исследований пуговиц разбейтесь по парам «Мальчик и девочка», найдите себе пару, а потом вместе рассмотрите пуговицы, сравните их и догадайтесь, чем они похожи или различаются.

Воспитатель раздаёт по набору пуговиц с разными сенсорными свойствами и приглашает пары детей подойти к столам и рассортировать свой набор пуговиц в коробочки:

- по форме (круглые, овальные, квадратные, многоугольные, прямоугольные, шарообразные, цилиндрические);

- по цвету;

- по строению, способу крепления, количеству отверстий в пуговице;

- по величине;

Дети раскладывают свои пуговки в коробочки, в соответствии с цветом, формой, величиной, строением – количество отверстий, наличие петельки, ушка.

Дети подходят к Чудо-пуговке и формулируют свои выводы, когда рассказывают о её новых друзьях.

Рядом с набором пуговиц, которые сортируются по материалу, из которого они сделаны, лежит магнит. Дети высказывают предположения о материале, из которого сделаны пуговицы, проверяют. Если дети не догадаются сами, воспитатель показывает им действие магнита: притягивать железные предметы. С его помощью дети легко находят все железные пуговицы. Среди металлических пуговиц дети находят те пуговицы, которые не притягиваются к магниту, возникает вопрос «Почему? Из чего сделаны эти пуговицы, почему они не притягиваются к магниту?» (Только железные предметы притягиваются к магниту, пуговицы из других металлов, деревянные, пластмассовые пуговицы не прилипают к магниту). Дети делают выводы.

Нашли металлические пуговицы, а какие же тут деревянные? (Рядом стоит сосуд с водой. Дать возможность самостоятельно догадаться, как быстро отделить деревянные пуговицы от пластмассовых и стеклянных пуговиц. Дети делают предположения и могут догадаться, что деревянные предметы плавают, а другие тонут. Значит, вода нужна для эксперимента. После погружения всего набора пуговиц в воду, всплывшие деревянные пуговицы складываются в коробочку). Дети делают выводы.

Воспитатель. Теперь осталось отделить стеклянные пуговицы от пластмассовых. (Дети рассматривают их, отделяют, а потом воспитатель предлагает им постучать пуговка о пуговку. Дети слышать специфический звук от стеклянных пуговиц и приглушённый звук от пластмассовых пуговиц). Дети делают выводы и относят пуговицы Чудо-пуговке.

Практический этап.

Воспитатель. 

     Очень нужная вещица –

Всем на свете пригодится

Для костюма и для юбки,

Для пальто и полушубка.

Ловко в петельку ныряет,

Что открыто закрывает.

Предлагаю выбрать пуговки, которые наиболее подходят к различным тканям:

- хлопчатобумажная ткань – «Детские пуговицы»;

- ткань для пошива военной формы – «Форменные пуговицы»;

- толстая шерстяная ткань (сукно) – «Пуговицы для верхней одежды»;

- шёлковая ткань – «Пуговицы для лёгкой одежды»;

- однотонная ткань – «Пуговицы-украшения».

Дети делают выводы по ходу подбора пуговиц по цвету, величине, назначению.

Воспитатель. Молодцы! Вы дружно икали друзей Чудо-пуговке, помогали друг другу в экспериментах? Кто хочет рассказать Чудо-пуговке, какими бывают пуговицы? Вам помогут составить рассказ картинки. Теперь мы знаем, какими бывают пуговицы и помогли Чудо-пуговке найти друзей! 

Воспитатель. Пуговицы используют не только для застёгивания одежды, из них делают красивые картины и поделки. (Воспитатель показывает картинку- аппликацию из пуговиц.) Хотите сами сделать картинку из пуговиц? Приглашаю вас в художественную мастерскую «Картины из пуговиц».

Воспитатель. В нашей мастерской есть правила безопасности обращения с мелкими предметами. Как вы думаете, чего нельзя делать с пуговицами, когда играешь с ними?

Запомните:

С мелкими предметами играй,

Но в рот, нос, уши не толкай!

Посмотрите, на листе картона, можно красиво разложить, приклеить разноцветные пуговицы и получится изображение: гусеница, снеговик, цветочек, дерево. Приступайте к работе!

Воспитатель. Замечательно получилось! Каждый попробовал сделать что-то интересное. Расскажите, кто, что сделал. (Идёт анализ работ).

Воспитатель. Чтобы вы не забыли о чудо-пуговицах, хочу сделать вам подарки. (Раздаёт детям кулончики – пуговки).

Приложение №6

НОД тема: «Сказка о пуговице» (коммуникация)  

Цель: познакомить детей с новой сказкой.

Задачи:

  • Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки осмысливать характеры и поступки персонажей; отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки
  • Развивать чувство юмора, речь, активировать словарный запас детей.
  • Воспитывать усидчивость, доброе отношение к сказкам.

Материал: книга со сказкой, иллюстрации к сказке

Предварительная работа: работа в музее пуговиц, рассматривание поделок из пуговиц, листы бумаги ½ формата А4, цветные карандаши.

Ход занятия:

- Ребята, отгадайте загадки, которые я вам сейчас загадаю.

  • Маленького роста я, Тонкая и острая, 
    Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.
  • Ног нет, а ходит,
    есть ухо, а не слышит.
  • Один глаз, один рог, а не носорог.
  • Сама прямая, а глаз косой.  (Швейная игла)

- Вы такие молодцы, все загадки угадали. А теперь послушайте, пожалуйста, сказку про пуговицу.

Чтение сказки - Вам понравилась сказка?

Ответы детей

- Кто главные герои сказки?

- А почему пуговица боялась иголки?

- Куда попала пуговка, когда убегала из дома?

- С кем сравнивала пуговицу молния?

- Молодцы, на все вопросы ответили! Этому замечательному предмету – пуговице поэт Роман Сеф посвятил свои стихи: 

Висит, скучает пуговка – спокойно ей живется. 
Не замечают пуговки, пока не оторвется. 

- А теперь я хочу с вами поиграть

Я прошу хлопнуть в ладоши тех из вас, у кого на одежде есть пуговицы. 
Хлопают те, у кого есть на одежде разноцветные пуговицы. 
Хлопают те, у кого есть на одежде белые пуговицы. 
Хлопают те, у кого оторвалась хоть одна пуговка. 
Хлопают те, кто сам умеет пришивать пуговицы. 

- А теперь давайте нарисуем пуговицу и пошлем ей наши рисунки, что бы она больше не боялась иголки.

Дети рисуют, после занятия работы выставляются на стенд.

Сказка о пуговице

Жила – была маленькая голубая Пуговица. Жила она в коробке на витрине в одном магазине. Рядом в других коробках лежали блестящие иголки, булавки, с круглыми белыми головками, толстые катушки ниток, важная красная атласная лента и много других вещей, которые необходимы для шитья одежды.

Хозяин рано утром приходил в свой магазин и ждал покупателей.

Каждый день в магазин приходили люди. Они внимательно рассматривали витрину, а затем покупали то, что им было нужно.

Все жители витрины очень радовались, когда их покупали. Маленькой Пуговице тоже очень хотелось, чтобы её купили.

Однажды в магазин зашла девочка. У неё были светлые кудрявые волосы, завязанные бантом и небесно – голубые глаза. Она подошла к витрине и сказала продавцу:

- Мне нужна пуговица к моему любимому платью.

Девочка наклонилась над витриной и своими голубыми глазами стала рассматривать пуговицы.

Маленькой голубой Пуговице очень хотелось, чтобы девочка её купила. Она затаила дыхание и стала ждать.

Девочка остановила свой взгляд на маленькой голубой Пуговице. Она сказала продавцу:

- Дайте, пожалуйста, мне эту красивую пуговичку.

Продавец двумя пальцами взял Пуговицу из коробки и подал девочке. Девочка положила её на свою ладошку, и Пуговица начала блестеть от радости.

- Она как – раз подойдет к моему платью! – радостно воскликнула девочка и унесла Пуговицу домой.

На следующий день по улице шла девочка с небесно–голубыми глазами. На ней было красивое платье, а на платье блестела маленькая пуговка.

Рассказ «Приключения пуговицы»

Жила – была пуговица. Жила она на желтенькой кофточке. Эта пуговица была очень красива, была она украшена блестящими стразиками. Но со временем нитки устарели и пуговица оторвалась. И упала она на землю и пролежала так несколько дней, пока однажды ее не нашла одна девочка. Девочке пуговица очень понравилась и она забрала ее домой. Она решила пришить пуговицу на кофточку своей любимой куклы. Пуговице очень понравилось жить на курточке. Потому что с ней все время играли и ей не было скучно.

Но однажды, когда девочка играла, пуговица оторвалась и закатилась за диван и девочка не могла ее найти. Как- то под диван залез котенок и начал с ней играть и выкатил ее оттуда. Пуговицу подобрала мама девочки и пришила на самодельную игрушку, которую она подарила друзьям. Они поставили эту игрушку на самое видное место, где ею все любовались. Пуговица была очень рада. Она жила долго и счастливо. Вот такая интересная пуговица – путешественница.

Совет: Как пришить пуговицу?

Отгадай загадку.

Я - одинокая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину я тяну. (Иголка).

 Очень любят обрезать,

Разрезать и надрезать. Что это? - (Ножницы).

 Два конца, два кольца,

А в середине гвоздик. Что это? - (Ножницы).

 Я - иголкина подружка,

Только нет у меня ушка. (Булавка).

 Пришить пуговицу несложно, однако при этом следует соблюдать основные правила.

 Прежде всего необходимо наметить мелом место, где будет пришита пуговица. Если на месте старой пуговицы остались нитки, то их нужно аккуратно удалить. На верхней одежде пуговицы не должны прилегать к ткани. Их нужно пришивать на «ножке». Для этого между тканью и пуговицей надо положить спичку и только после этого пришивать пуговицу. Затем спичку нужно вынуть, а ниткой несколько раз обмотать стежки. После этого нитку следует закреплять с изнаночной стороны. Чтобы пуговица лучше держалась, с изнанки можно пришить вместе с основной еще одну, маленькую, благодаря чему ткань не порвется. На легких тканях вместо маленькой пуговицы можно подложить квадратный лоскуток ткани.

Приложение №7

 Дидактические игры с пуговицами.

 

Долгое время личностное развитие ребенка в педагогике было делом второстепенным. В настоящее время произошла смена приоритетов. Современное общество нацелено на изучение внутреннего мира личности дошкольника.

 Игра «Чудесные пуговицы» 

Задачи:

1.Вызвать положительные эмоции детей во время игры и желание пофантазировать

2. Развивать коммуникативные навыки, используя различные средства общения: вербальные и невербальные.

 Оборудование: коробочка с разными пуговицами, пустая шкатулка. 

Ход игры:

 Воспитатель предлагает детям при ответе на каждые вопрос опускать пуговицу в шкатулку.

 1. «Больше всего я люблю... (ребенок продолжает фразу).

2. «Я очень не люблю...»

3. «Когда я вырасту, я стану...»

4 «Лучше всего я умею...»

5. «У меня пока не получается...».

6. «Я очень хочу научиться...»

 Открывается шкатулка. Воспитатель обращает внимание на то, что все пуговицы разные.

- Какие бывают еще пуговицы? (ответы детей: по форме: круглые, квадратные. С дырочками, на «ножке»).

Действительно, также, как все люди отличаются друг от друга своими желаниями, способностями и чувствами, так и пуговицы изготовлены из разного материала, бывают разные по форме, цвету.

 

 «Рыбалка».

Высыпьте пуговицы в небольшую емкость или просто рассыпьте на полу. Предложите малышу взять любую пуговицу. Спросите у него: «Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную?» Задавайте еще вопросы:

Какого цвета твоя рыбка?

Сколько дырочек на пуговице?

Она легкая или тяжелая?

Она теплая или холодная?

А теперь вы выловите свою рыбку. Какая она? Внимательно рассмотрите другую пуговицу, сравните их.

Теперь положите ваш улов в ведерко. Предложите малышу закрыть глаза. Опустите руку в ведерко и на ощупь найдите свою рыбку. «Почему ты считаешь, что эта твоя рыбка? Она маленькая и круглая?»

С помощью такой игры ребенок знакомится с различными свойствами предметов, изучает величину, размер, цвет. Игра способствует развитию мелкой моторики ребенка. Постепенно можно усложнять игру, добавляя все больше рыбок в море.

Подвижная игра «Пуговка не убегай»

Цель: развивать ловкость, учить действовать по сигналу воспитателя, согласовывать действия со словами.

Дети становятся в круг и берутся за руки, выбирается «пуговка» - ребенок, который стоит в центре круга.

Дети начинают ходить по кругу со словами

Пуговка, ты пуговка

Маленькие ножки

Захотела убежать

По прямой дорожке

Мы тебя сейчас поймаем

И на место пришиваем.

По сигналу воспитателя дети останавливаются и делают «воротики» из рук. «Пуговка» бегает через «воротики» забегая в круг и выбегая из него. По сигналу воспитателя «воротики» закрываются. Если «пуговка» осталась в кругу, значит ее поймали и пришили. Если успела выбежать, значит «убежала».

Приложение №8

НОД в рамках проекта «Использование пуговиц» по формированию элементарных математических представлений.

НОД   Тема: «Развитие элементарных математических представлений в средней группе «Пришей пуговицы к пальто»

Цели: 

  • Учить детей овладению действиями замещения при отборе требуемого количества предметов (без использования счета).
  • Развивать умение детей работать парами, уметь договариваться между собой.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.
  • Воспитывать навыки культурного общения.

Оборудование и материалы. Кукла; д/и «Найди пару»; пальто для кукол (возможно из плотной бумаги) с пятью петлями для пуговиц, 10 кружков – фишек (D=2 см, коробка для хранения фишек, 8-10 пуговиц – на каждую пару играющих.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

 Воспитатель вносит куклу.

- Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Она рассказала мне о том, что они с подружками заказали в ателье новые пальто. Когда они забрали из ателье уже пошитые пальто, стали их дома мерить, то обнаружили, что ни на одном из пальто нет пуговиц. Давайте поможем куклам, купим пуговицы и пришьем их к пальто!

2.Основная часть 

1.Д/игра «Найди пару».

Воспитатель предлагает детям пойти в магазин, и купить столько пуговиц, сколько петель на пальто.

- Ребята, мы сегодня будем работать в парах.

Воспитатель раздает карточки и делит детей на пары. (Карточки: Зайчик – морковка, капуста; медведь - бочка мёда; белка – орешки и т. д.)

-Договоритесь между собой, кто будет «продавец», а кто – «покупатель».

(Дети договариваются между собой)

- Пересчитывать ничего не надо. С помощью фишек можно определить, сколько пуговиц нужно для пальто.

Воспитатель показывает действия «продавца» и «покупателя». «Покупатель» - берет из коробки фишки, раскладывает их на петли, закрывает коробку с оставшимися фишками. Разложенные фишки собирает в руку (или мисочку) и относит «продавцу», говоря, что столько нужно пуговиц. «Продавец», устанавливая взаимно однозначное соответствие, отбирает столько пуговиц, сколько фишек.

Самостоятельная работа детей.

Затем дети меняются ролями.

2. Д/и "Магазин и геометрия"

 На столе располагаются геометрические фигуры (пуговицы) выставленные на «продажу» (продавец воспитатель).

Каждый покупатель получает карточку – чек, на которой нарисована фигура: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Он может приобрести любую вещь при условии, что форма товара соответствует рисунку на карточке. Безошибочно сделав выбор и доказав его, ребенок получает покупку.

 3. Физкультминутка.

На носочки встаньте

Потолок достанем

Наклонитесь столько раз

Сколько пуговиц у нас (5)

Сколько покажу кружков

Столько выполнишь прыжков (8)

4. Итог занятия.  

 Молодцы, ребята, все справились с заданием!

Ребята, что вам больше всего понравилось во время игры? Кому было сложно справиться с заданием? Получилось ли договориться со своей парой? Легко ли вам было договариваться?

 Кукла Маша говорит всем ребятам спасибо за помощь.

НОД тема: «Полет на планету «Математика»»  

для детей подготовительной группы.

Цель: учить составлять и решать простые математические задачи и примеры, с использованием простого предмета пуговицы.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить состав числа 9;

- учить составлять арифметические задачи и записывать их решения с помощью цифр;

Развивающие:

- способствовать формированию мыслительных операций, активизировать в речи понятия «сложение, вычитание, плюс, минус, больше, меньше, равно», умению аргументировать свои высказывания;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к математическим занятиям и самостоятельность.

Тип занятия: занятие-путешествие

Форма занятия: НОД (фронтальная, индивидуальная форма организации).

Продолжительность: 30 минут

Участники: дети 6-7 лет, воспитатель.

Оборудование и материалы:

- раздаточный материал на каждого ребенка: счетные материал пуговицы, набор геометрических фигур «пуговицы», «Волшебная пуговица» с красками, простой карандаш, линейка, иллюстрированные карточки с заданиями, листок в клетку, медальки (шоколадные в коробке),

- демонстрационный материал: схема дома из геометрических фигур, конверт с заданиями; карточки с изображением математических знаков и цифр, звезда-приглашение из бумаги, геометрические фигуры из бумаги.

- аудио-плеер, мяч, магнитная доска с магнитами.

Предварительная подготовка:

- отгадывание загадок, решение логических и простых арифметических задач, индивидуальная работа.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Введение в игровую ситуацию. -5 мин.

(на полу лежит пуговица в виде звезды)

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, к нам прилетела «пуговица звезда» и принесла письмо, а вам интересно от кого это письмо?
-Да.
- Сейчас я его открою и прочту.

Письмо: «Здравствуйте ребята, старшей группы»! Пишет вам царица Математики. Мне очень нужна ваша помощь! Злая колдунья заколдовала меня и жителей моей страны. И теперь в моей стране беспорядок. Я прошу помощи у вас. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в моей стране».
- Ребята, ну что вы согласны помочь царице Математике?
- Да.

2.Основная часть. -21 мин. 

2.1.Актуализация знаний. Игровая деятельность.

 Игра № 1 «Соедини все цифры по порядку»

-Присаживайтесь за столы. У каждого на столе лежат листочки с заданием. Если вы правильно справитесь с заданием, мы сможем узнать, на чем мы отправимся в далекое путешествие.

Воспитатель:

-Догадались, что нужно сделать? (ответы детей)

-Правильно! Нужно при помощи выпуклой «Волшебной пуговицы» и краски соединить цифры по порядку.

С какой цифры начнем? (1).

После цифры 1 какая цифра следует? (2) и т.д.

-Соединили все цифры по порядку. Молодцы!

Что у вас получилось?  (ответы детей)

-У всех получилась ракета.

На этой ракете мы отправимся в далекое путешествие на планету «Математики».

Усаживаемся по удобнее, спинки прямые, закрываем глаза.

(звучит композиция mp3- NiKiNiT «Полет на луну».)

Игра № 2. «Пчелка» 

Перед вами картинка. Нужно помочь пчелке собрать нектар. Пчелка берет те примеры в ведерко, в которых ответ получается 9.

Для начала нужно решить примеры (с помощью счетного материала пуговиц), ответ у которых получится 9, соединим линию при помощи карандаша с ведерком. (индивидуальная помощь педагога при самостоятельной работе детей)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

Игра №3 Задание: «Назови соседей цифры».

(устно)

-Назовите число за которым следует число 9? ( 8)

- Назовите число, следующее за числом 9? (10)

- Назовите «соседей» числа 9? (8,10)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

2.2.Включение нового знания в систему знаний.

Игра №4  Задание: «Веселые задачки».

(выкладывание примеров (решение задачи) на столе из раздаточных цифр и арифметических знаков)

    1) Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели:

Восемь румяных, наливных,

Одна с кислинкой.

Сколько их?

-Какое условие в этой задаче (о чем говорят цифры)?

(Восемь румяных, наливных и одна с кислинкой).

-Какой задан вопрос?

(Сколько всего яблок?).

-Для того чтобы узнать ответ, что нужно сделать?

(Надо составить пример:8+1)

и сколько получится в ответе (9)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).

      2) Десять веселых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один от них отстал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

- Какое условие в этой задаче (о чем говорят цифры)?

(10 мишек и 1 из них отстал).

- Какой задан вопрос? (Сколько стало мишек впереди?)

- Для того чтобы узнать ответ, что нужно сделать?

(Надо составить пример:10-1)

и сколько получится в ответе. (9)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).

- Молодцы, справились с заданием.

 Игра №6 Задание: «Графический диктант»

- У нас осталось последнее задание. У каждого на столе лежат листочки в клетку. Придвиньте к себе поближе, возьмите волшебную пуговицу и слушайте меня внимательно. На листочке есть черная точка, поставили на точку карандаш. Я буду говорить в какую сторону нужно двигаться и на сколько клеток проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги.

И так начнем:

  • От черной точки вправо отсчитай 8 клеточек
  • Вверх 2 клеточки
  • Вправо 4 клеточки
  • Вниз 5 клеточек
  • Влево 4 клеточки
  • Вверх 2 клеточки
  • Влево 4 клеточки
  • Вниз 3 клеточки
  • Влево 1 клеточка
  • Вверх 1 клеточка
  • Влево 1 клеточка
  • Вниз 1 клеточка
  • Влево 1 клеточка
  • Вверх 3 клеточки
  • Влево 1 клеточка
  • Вверх 1 клеточка

- Что у вас получилось? (ключ)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).

-Молодцы! Этим ключом мы открыли башню и освободили местных жителей.

Королева «Математики» награждает вас за ваши старания и помощь медальками. (награждение)

Нам пора отправляться назад. Усаживаемся по удобнее, спинки прямые, закрываем глаза.

Воспитатель:  А теперь пора нам возвращаться домой. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Пуск! Полетели! (звучит космическая музыка).

2.3 Физкультминутка.

(показ ведущего- ребенка)

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вбок, вперед смотри это «три».

На «четыре» – поскакать.

Две руки к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Отдых наш – физкультминутка-это ,

Занимай свои места.

3. Итог занятия.  4 мин.

 Воспитатель: 

-Ну, вот мы и вернулись. Вы все сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).

- Где мы сегодня побывали? (в стране «Математика» )

- Чем мы сегодня занимались? (решали арифметические примеры, играли, …)

- Какое число нам встречалось чаще всего? (9)

- Что мы делали впервые? (составляли и решали задачки).

- Наше путешествие не прошло даром – вы хорошо потрудились и узнали для себя что - то новое. На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо, вы – молодцы!

                     

НОД тема: «Белоснежка и семь гномов» для детей старшей группы

Цель: активизация познавательной активности в процессе использования простого предмета пуговицы.

Задачи:

Познавательное развитие

Развивать слуховое внимание и восприятие

Закреплять умение называть числа последующее и предыдущее к названному.

Закреплять знания о названиях и последовательности дней недели.

Формировать умение составлять из двух меньших большее число в пределах 5.

Закрепить умение анализировать форму, цвет и размер предметов, соотносить число и количество.

Развивать способность к моделированию симметричных предметов.

Учить детей действовать по одному и вместе с другими, совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, быстроту реакций, упражнять в счете, в основных движениях.

Формировать представление о равенстве, определять равное количество в группах.

Закреплять умение распознавать геометрические фигуры.

Упражнять умение определить на ощупь число соотнести его с графическим изображением и найти место числа в числовом ряду.

Развивать мелкую моторику и тактильное восприятие.

 Стимулировать любознательность, познавательные действия.

 Развивать воображение и творческую активность.

Социально-коммуникативное развитие

 Формировать основы здорового образа жизни.

Закреплять умение соблюдать правила пребывания на улице в холодное время года.

 Развивать готовность к совместной поисковой деятельности со сверстниками.

Речевое развитие

 Формировать грамматически правильную речь.

Активизировать употребление слов-признаков.

 Развивать чувство ритма, общую моторику.

Оборудование: магнитофон, музыкальные записи для физкультминутки, сюжетные картинки, куртка, пуговицы к куртке,  набор карточек с числами от 1 до 10, пуговицы, карточки для задания «Укрась платье», демонстрационный и раздаточный         материал (домики) для задания «Засели», зеркала карточки для задания «Восстанови картинки», мешочки и карточки для задания «Определи на ощупь», 2 пластиковые коробочки, конверты в форме геометрических фигур.  

Предварительная работа:

- экспериментирование с пуговицами (рассматривание пуговиц под лупой, знакомство с качествами и свойствами материалов);

- знакомство с классификацией пуговиц (по форме, размеру, цвету, материалу, по назначению, количеству дырочек);

- беседы о правилах здорового образа жизни; техники безопасности при использовании пуговиц;

- чтение сказки «Белоснежка и семь гномов»;

- выставка детских творческих работ «Нарисуй свою пуговицу»;

- дидактические игры: «Соотнеси число и количество», «Светофоры», «Шнуровка (способы пришивания пуговиц)», «Пуговичная мозаика», «Закономерности», «Уголки», «Запомни и повтори» и др.

- рассматривание иллюстративного материала, познавательных журналов.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Введение в игровую ситуацию. - 5 мин.

Загадка: Крупные кружочки,

В дырочку нырнули,

Словно на замочки-

Куртку застегнули.  (Пуговица)

Почему Ваня заболел?

Показываю картинки (на одной картинке – мальчик болеет, на второй этот же мальчик гуляет зимой с расстегнутой курткой). Предлагаю детям обсудить ситуацию, которая изображена на картинках.

- я сегодня расстроена (огорчена), так как в моей группе у Вани случилась вот такая ситуация (картинка №1)

- что случилось? (ответы детей)

- почему вы думаете, что он заболел (температура, озноб, жар, насморк, кашель)

- как вы думаете, почему он заболел? (ел мороженое, промочил ноги, много гулял)

- может быть вы и правы, но накануне он гулял вот так (показываю картинку №2)

- что же мы видим? (Ваня катался на санках на улице)

- мы все гуляем зимой на улице и не болеем, а Ваня заболел? (он гулял с расстегнутой курткой)

- почему? (ему жарко, на куртке нет пуговиц)

- что случилось, куда делись пуговицы? (оторвались, потерял, кто-то пошутил и срезал)

- как надо было поступить Ване, когда он увидел, что на куртке нет пуговиц? (Ваня должен был идти домой)

- а когда Ваня выздоровеет, он захочет пойти погулять? Что делать? (пришить пуговицы)

- Пуговицы потерялись, а где их взять? (купить).

- Пуговицы можно купить, но нам нужны пуговицы, которые были на этой куртке.

Давайте посмотрим на куртку. Сколько пуговиц нам надо. (5)

- Ребята в возвращении пуговиц нам может помочь Белоснежка и семь гномов.  

А вот и послание от Белоснежки и семи гномов: «Здравствуйте ребята.  Я знаю, что вы ищите пуговицы от куртки, которые потерял Ваня во время прогулки. Я и семь гномов поможем найти пуговицы от куртки, но вы должны выполнить наши задания, которые находятся в конвертах. За пять правильно выполненных заданий вы получите 5 пуговиц».

 Мне кажется, гномам не терпится с вами поиграть, а вы готовы? (Ответы детей)

2. Основная часть. -21 мин.

2.1.Актуализация знаний. Игровая деятельность.

1 конверт. Итак, первое задание на конверте с геометрической фигурой, а в каком вы узнаете, отгадав загадку.

Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник)

Игра № 1. (Игра проводится за столами) Белоснежка предлагает гному УМНИКУ поиграть в игру «Украсьте платье пуговицами согласно зашифрованному заданию»

- ребята, посмотрите на пуговицы и скажите по каким признакам они отличаются? (по цвету и размеру)

- по какому признаку похожи? (по форме)

- посмотрите на свои карточки.

- посмотрите на цветные кляксы. Какого они цвета? (синие, желтые и красные)

- почему-то некоторые зачеркнуты. Что это обозначает? (мы должны взять пуговицы такого цвета, который не зачеркнут - красные)

- что изображено дальше? (круги)

- что обозначают они? (размер – большой и маленький)

- А мы должны взять пуговицы какого размера? (который не зачеркнут - большие)

- Как вы думаете, что обозначает число? (столько мы должны взять пуговиц?  6.)

-  мое задание (6 красных больших пуговиц).

- Теперь каждый выполняет свое задание.

- Молодцы, справились с заданием.

И мы получаем первую пуговицу.

Игра №2 «Засели жителей»

2 конверт. Чтобы получить вторую пуговицу отгадайте загадку и найдите соответствующий конверт:

«На мяче футбольном нашем

Черным цветом он закрашен» (пятиугольник)

 ВОРЧУНУ  Белоснежка дала задание:

 «В моем городе построился новый микрорайон. В дома на улицах, с номером 5 -  заселите на этажи 5 жителей разными способами.»

Ребята, если мы заселим на 1 этаж одну белую пуговицу, то сколько мы заселим на этот этаж черных?

На второй этаж сколько мы белых поселим? (2) Тогда сколько мы посели черных (3) и т. д.

Итак, ребята, сделаем вывод. Каким образом мы заселяли на этажи по 5 пуговиц?

1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1.

- Молодцы, справились с заданием.

И мы получаем вторую пуговицу.

Игра № 3. (Игра проводится на ковре).

3 конверт. Чтобы получить третью пуговицу отгадайте загадку и найдите соответствующий конверт:

Встал квадрат на уголок –

Ткнулся носом в потолок.

Вверх он рос еще дней пять.

Как теперь его назвать? (ромб)

ВЕСЕЛЬЧАКУ Белоснежка приготовила игру «Живая неделя».

Материал: цифры 1-7.

Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй - вторник….).

Дети, которым не достались карточки, дают задания:

- День, который обозначает понедельник, сделай шаг вперед; (понедельник)

- День недели, который стоит после понедельника, покружись на месте; (вторник)

- День между вторником и четвергом, подними руки; (среда)

- Четвертый день недели, улыбнись соседу справа; (четверг)

-День перед субботой, хлопни в ладоши; (пятница)

-День недели после пятницы, прыгни на месте; (суббота)

- Последний день недели, топни ногой; (воскресенье)

Вывод: Умницы, ребята! Хорошо знаете дни недели. Вы отлично поиграли с Весельчаком. Впереди у нас еще много интересных игр.

- Молодцы. Какую по счету пуговицу мы получили? (третью).

Игра №4  Конверт 4 (Работа за столами.)

Следующая загадка:

Треугольник сунул нос

В реактивный пылесос.

А без носа он, – о, боже! –

Стал на юбочку похожим.

Интереснее всего,

Как теперь зовут его? (трапеция).

СОНЕ Белоснежка приготовила игру «Определи на ощупь»

Определите на ощупь число, возьмите соответствующую карточку с числом и найдите место в числовом ряду.

Далее выполняем задания: Выйдут соседи числа 5…

2.2. Включение нового знания в систему знаний.

Игра №5 «Опыт с зеркалом. Симметрия» (Работа за столами.)

Конверт 5. У нас остался один конверт. На какую геометрическую фигуру он похож? (квадрат)

Почему? (4 угла, 4 равных стороны, 4 вершины)

ТИХОНЕ И ЧИХУНУ Белоснежка дала задание:

1. «Угадай предмет с помощью зеркала»

В волшебном лесу прошел сильный дождь и смыл половинки у картинок.  

Вам необходимо угадать, изображение какого предмета было размыто. А поможет вам в этом зеркало.

Ребята, как мы можем увидеть в зеркала вторую половинку? (приложить зеркало).

Приложите и скажите, какой предмет у вас получился? (ответы).

Итак, какой мы вывод можем сделать? (правая часть такая же как и левая, они одинаковые).

- относительно какой линии? (которая проходит через середину изображения)

Вывод: если правая часть равна левой относительно линии, которая проходит через середину изображения, то эти части называются симметричными. (показываю на примере бабочки).

Ребята, на каких занятиях мы это свойство используем? (на аппликации, на рисовании)

Ребята, а в природе где мы можем увидеть зеркальное отображение? (на воде)

2.3. Физкультминутка.

Белоснежка дает задание для самого маленького гнома ПРОСТАЧКА потанцевать вместе с детьми.

Звучит музыка дети танцуют, двигаются, повторяют движения за гномом «Простачком».

3. Итог занятия.  4 мин.

 Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие?

- Кому мы сегодня помогали?

- Напомните какие мы задания с вами выполняли?

- Скажите, а в повседневной жизни мы должны помогать друг другу?

- Что вам сегодня показалось сложным? Какое задание? Если кому -то потребуется помощь то мы обязательно поможем.

Молодцы, ребята, все справились с заданием и помогли найти 6 пуговиц Ване на куртку, выполняя задания вместе с гномами.

 - Белоснежка приготовила вам подарки - раскраски. Давайте ей скажем спасибо!

Приложение №9

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НОД по лепке из цветного солёного теста

тема: «Пуговица для мамы»

Цель: Создать условия для развития творчества у детей.

Задачи: 
• Учить раскатывать тесто в тонкий пласт;
• Учить вырезать формочками пуговицы разной формы.
• Развивать координацию движений рук;
• Воспитывать аккуратность и неторопливость в создании различных форм из соленого теста.


Материалы: разноцветное тесто, набор формочек, поднос, картон, колпачок для дырочек, украшение- цветное пшено и др.

Ход занятия:

Здравствуйте, друзья!
Волшебный мешочек для вас принесла!
Он полон вещиц не простых.
Сказку помогут создать,
Те вещицы, в руках золотых.
Во что мы будем играть?
Угадать мудрено…
Попытайтесь на ощупь узнать
Что гремит в мешке так чудно?


Нескольким детям, по очереди, предлагается опустить руки в мешок, что бы пощупать в нем предметы и сказать, что в нем лежит. (Пуговицы)
Высыпаем пуговицы на поднос и рассматриваем их.
- Какой формы  у нас пуговицы?  (в форме геометрических фигур)
- Из чего сделаны  пуговицы? (металла, пластмасса).
- На столе в центре лежат формочки для теста. А для чего нужны формочками ? (вырезать из теста пуговицу)
- Как формочками работают? (обратить внимание, что существует две стороны формочки – острая и тупая.  Вырезать поделки необходимо острой стороной, формочки надо углублять в пластическую массу до поверхности стола, хорошенько зафиксировать форму вырезаемого предмета и аккуратно формочку снять)

Воспитатель показывает детям технологию работы с формочками, сопровождая объяснениями. Если тесто замешено круто, то оно не прилипает к формочкам и легко из них вынимается.

Дети! Самостоятельно приступаем   к созданию пуговиц по своему замыслу   в форме геометрических фигур из теста - формочками.  В следующей последовательности:
1. Готовое тесто раскатать скалкой.

2. Вырезать формочкой пуговицу.

3. Колпачком делаем у пуговицы дырочки.

4. Сложить фигурки на картон и дать время на просушку (неделя).

Дети приступили к изготовлению «Пуговицы для мамы»

Педагог при затруднении помогает детям советом и показом, задает наводящие вопросы, поддерживает общий разговор. По окончании продуктивной деятельности аккуратно сложить фигурки на картон для дальнейшей просушки в определенное для этих целей место. 

       Дети становятся в круг и двигаются под музыку повторяя движения за воспитателем.

Заключительная часть

У вас получились чудесные пуговицы.

Назовите   какой формы получились у вас пуговица. (дети называют: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник)

Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели их теплом своих рук. А когда высохнут вы подарите пуговицу Маме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебная пуговица"

Проект направлен на развитие фантазии, творческого мышления у детей дошкольного возраста....

Проект "Волшебная пуговица"

1 этап. Цель:Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспит...

Педагогический проект «Волшебная пуговица»

Цель проекта.Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.                    ...

проект "Волшебные пуговицы"

Проект с детьми раннего возраста "Волшебные пуговицы"...

Творческий проект "Волшебная пуговица"

Творческий проект, помогающий увлечь детей идеей коллекционирования, узнать новое о пуговицах, создать мини-музей поделок из пуговиц...

Презентация проекта «Волшебная пуговица».

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополн...