Родительское собрание в форме круглого стола "Кризис трех лет"
методическая разработка (младшая группа)
Конспект родительского собрания "Кризис трех лет" будет полезен для воспитателей групп раннего и младшего возраста. Нетрадиционная форма собрания " круглый стол" способствует созданию атмосферы взаимного доверия между родителями и воспитателями, привлечению родителей к обмену мнениями по вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком . Такая форма собрания помогает родителям овладеть знаниями о возрастных особенностях детей 3-4 лет и выработать новые навыки взаимодействия с детьми этого возраста.

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в форме круглого стола
«Кризис трех лет»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей
Задачи: расширить знания родителей о кризисе трех лет, привлечь родителей к обсуждению различных ситуаций, обсудить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.
Приготовить: чай, конфеты, контуры детских ладошек, лепестки по количеству родителей (3-4 цвета), листы для анкеты, ручки, карточки с ситуациями, с названиями характеристик кризиса трех лет.
План
- Вступительное слово/ приветствие
- Упражнение «Какой мой ребенок стал?»
- Кризис трех лет. Анкета
- Кризис трех лет- семь характеристик
- Игра «Диктат»
- Упражнение «Ситуации для родителей»
- Упражнение «Ладошки»
Ход собрания
Родители раздаются лепестки цветка (3-4 цвета), таким образом они делятся на подгруппы
1 Приветствие
Воспитатель: Уважаемые родители! Наше собрание посвящается одной из важных проблем маленького ребенка, кризису трех лет. Эта тема наиболее актуальна в настоящее время, так как ваши дети практически находятся в данном возрасте, а у некоторых ребят уже начался кризис трех лет.
Но прежде чем обратится к обсуждению этой темы, давайте подумаем, как изменились наши дети за этот учебный год. Чему научились, какими стали?
2 Упражнение «Какой мой ребенок стал?
На лепестках пишут 1-3 слова о ребенке (по цвету лепестков составляется
цветок, каждый зачитывает свое).
3 «Кризис трех лет». Анкета
Воспитатель: Любой рост и развитие протекают неравномерно, то быстрее, то медленнее. Каждый отрезок времени включает в себя периоды резких перемен, переломов, а каждому новому этапу может способствовать небольшой спад, даже кризис. То же можно сказать и о детях. В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человечка. Как правило эти изменения происходят примерно в три года. Психологи называют этот сложный период – кризисом трех лет. В психологии под кризисами имеются ввиду переходные периоды от одного этапа развития к другому.
Кризис трех лет – переход от раннего детства в дошкольный возраст. И как и любой кризис имеет ряд особенностей:
- Вне зависимости от названия возрастного кризиса, он может начаться раньше или позже. Но он неизбежен. Чаще всего кризис трех лет начинает проявляться в 2,5 года.
- Трудно определить начало и конец кризиса.
- В этот период происходит резкое изменение психики ребенка – ребенок становится другим, «трудновоспитуемым». В этот непростой для ребенка этап, реакция родителей должна быть другой, нежели на просто капризы ребенка.
- И еще кризисам надо радоваться. Их отсутствие чаще всего говорит о том, что на предыдущих этапах развития были «сбои в программе». Возможно, не освоены какие-то важные формы деятельности, не развиты какие-то психологические качества. Одним словом – не было бы кризисов, не было бы самого процесса развития.
А сейчас я предлагаю вам оценить поведение вашего ребенка
Если данная особенность поведения свойственна ребёнку и появилась недавно – ставим треугольник ; если указанные особенности появляются, время от времени независимо от возраста – круг; при их отсутствии ставится – квадрат.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- В последнее время (полгода – год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
- Начал обзываться на родных, в речи появились плохие слова.
- Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение.
- Все чаще в речи использует словосочетание «Я сам», стремится делать все самостоятельно.
- Стремится подчинить себе взрослых в семье. – хочет чтобы поступали так, как хочет он.
- Стремится делать все наоборот.
- Пытается добиться своего истериками и капризами.
- Намеренно делает то, что запрещено.
- Любимые слова «не хочу», «Не буду».
- Несмотря на то, что умеет сам одеваться и раздеваться , требует чтобы его одели (раздели).
Анализ результатов. Преобладают треугольники – скорее всего, трудности в воспитании ребёнка обусловлены кризисом развития, пересмотреть своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера. Преобладают круги – негативные реакции ребёнка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса. Преобладают квадраты – для этого возраста ребёнок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее.
4 Кризис трех лет- семь характеристик
Детские психологи Л.С.Выготский и Э.Кёлер выявили семь характеристик поведения ребенка, переживающего кризис трехлетнего возраста «Я сам»:
- негативизм,
- упрямство,
- строптивость,
- своеволие,
- обесценивание,
- протест-бунт,
- деспотизм.
- Негативизм – стремление сделать наоборот, нежелание, что-то делать, потому что это предложил взрослый. Негативизм не следует путать с непослушанием – отказ выполнить что-либо, потому что не хочется. Мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания.
Совет: Часто вспышки негативизма взрослые провоцируют сами, отдавая приказы, крича, требуя беспрекословного подчинения и не проявляя элементарной заинтересованности в достижениях маленького капризули. Поэтому не давите на ребенка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури. Родители очень помогут ребенку сформировать уверенность в себе, предоставляя ему возможность выбирать, из какой тарелки есть, с какими игрушками идти гулять, во что играть, что читать. В крайних случаях можно давать ребенку задание, противоположное тому, чего взрослые хотят от него добиться.
- Упрямство – ребенок настаивает на чем-либо не потому что он это хочет, а потому что он это потребовал. Как только он добивается своего, данная вещь становиться ему не интересна.
Совет: Важно лишь, чтобы родители не устраивали с ребенком соревнований в упрямстве, упорствуя там, где без риска для здоровья крохи авторитета взрослого можно уступить. Ситуации с проявлением упрямства легко сглаживать, научив ребенка находить компромиссы и проявив, со своей стороны, уважение к мнению другого, достаточную гибкость и долю здорового упорства.
- Строптивость – направлено против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни. Ребенок отвечает недовольством на все, что ему предлагают. Одним словом, это протест против порядков, установленных дома.
Умеющий самостоятельно есть или одеваться ребенок вдруг начинает требовать, чтобы его покормили, или одели. Часто приступы строптивости встречают естественный отпор уверенного в своей правоте взрослого и поэтому сопровождаются истериками. В этом возрасте истерики уже меньше связаны с переутомлением и больше являются инструментом манипуляции взрослыми.
Совет: Здесь по возможности следует на время отступить и предоставить ребенку возможность обдумать смысл того действа, которого ждет от него взрослый. Эффективнее будет, если при этом ребенку отказывают в получении чего-то желаемого, пока он не сделает то, что необходимо (не пойдет гулять, не соберет игрушки). Соответственно, избежать протеста можно, заранее предоставив приятную перспективу («Мы сейчас уберем игрушки, а потом пойдем кататься с горки»).
Во время истерики не следует говорить с ребенком — он не услышит. К разным детям необходим различный подход для успокоения: одним требуется полное игнорирование, другим помогает, когда их «жалеют», третьих легко отвлечь. Но в любом случае важно проявить твердость и всем видом излучать уверенность и спокойствие.
- Своеволие – стремление к самостоятельности, желание все делать самому.
Малыш настойчиво требует, чтобы ему предоставили право самому завязывать шапку, застегивать молнию, нести из магазина пакет с покупками, вырезать картинки… Он категорически не желает идти за ручку, с раздражением отказывается от любой помощи. Вспомните, что главной заслугой периода кризиса трех лет является появление собственного «Я». Отстоять его возможно, лишь проявив самостоятельность, доказывая этим и себе, и окружающим свою «взрослость».
Совет: позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы уверены, что он не справиться. Пусть кроха убедиться в этом сам.
Конечно, часто дети пытаются быть самостоятельными там, где их сил еще недостаточно. Но как они узнают об этом, если никогда не попробуют? Слишком долго они принимали все на веру. Если взрослые ведут себя адекватно, в пределах разумного разрешают ребенку проявить самостоятельность, скоро он удостоверится в своих возможностях, научится оценивать их и будет доверять взрослым еще больше, чем прежде.
Энергию своеволия легко направить в «мирное» русло, используя ролевые игры и предоставив ребенку определенную свободу действий в быту. Но, во избежание неприятностей, территория приложения самостоятельности должна быть максимально безопасной. Кроме того, следует установить четкие запреты, касающиеся жизни и здоровья (нельзя зажигать плиту, включать электроприборы, открывать горячую воду и пр.).
Обесценивание взрослых. Проявляется по отношению к взрослым (плохие слова, грубит), по отношению к игрушкам (ломает, рвет книжки). в лексиконе появляются плохие слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых. Слова ребенок подбирает в зависимости от внутрисемейного общения. Совет: В этом случае не следует настаивать на прежних занятиях. Пусть малыш сам выбирает себе занятия и игрушки. Помочь ему можно, ненавязчиво предлагая новые игры и развлечения, каждый раз подчеркивая, что малыш вырос и теперь уже с ним можно играть по-новому.
- Протест – бунт. Проявляется в частых ссорах со взрослыми. Он находиться в состоянии войны с окружающими, становится агрессивным и конфликтным. Ребенок может делать это, чтобы привлечь к себе внимание или чтобы доказать свою силу и даже превосходство над взрослыми. Если в этот момент в порыве гнева опуститься до уровня трехлетки, он поймет, что способен играть чувствами других людей. И, получив удовольствие от такой игры, будет пробовать новые способы воздействия.
Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены в своей правоте. Важен и пример взрослого: его слова и отношение к другим людям.
- Стремление к деспотизму – ребенок стремиться проявить власть над окружающими (чаще, где ребенок – единственный в семье)
Деспотичный ребенок диктует окружающим правила поведения и требует от них «послушания». Он не просто настаивает, а указывает, кому с ним играть, чем его кормить, кому где сидеть, пытается запрещать что-то делать. Малыш изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребенок хочет попросту стать “господином положения».
Если в семье несколько детей, эту особенность можно назвать ревностью. Ребенок все также стремится к власти, поэтому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.
Совет: не поддавайтесь на манипуляции, но старайтесь уделять больше времени ребенку. Пусть малыш чувствует, что ваше внимание можно получить без капризов и истерик. Для преодоления этой неприятной черты взрослым бывает достаточно, проявив чувство собственного достоинства, сказать твердое «нет» и объяснить, что каждый вправе решать сам за себя. В случае когда взрослые поддаются на манипуляции, в ребенке развиваются авторитарные черты характера.
Не нужно думать, что все эти черты обязательно расцветут во сей красе у вашего трехлетки. Помните: кризис трех лет – это бунт против родителей, которые ведут себя авторитарно, сопротивление нормам и опеке, которые устарели, – ведь ребенок вырос. Это протест малыша, который хочет самостоятельности и требует возможностей для проявления своего “Я”.
5 Игра «Диктат».
Цель. Осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка.
Материал. Длинные шарфы или платки
Содержание. Для этого упражнения нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. Участник садится на стул посередине комнаты. Ведущий: «А сейчас мы вспомним, как мы общаемся со своими детьми. Если ребенок капризничает, мы говорим ему – Не плачь, прекрати! Не позволяем свободно проявлять свои чувства. (Ведущий завязывает шарфом или платком «добровольцу» область сердца).
Если ребенок берет вещи без разрешения, которые ему не положено брать, мы говорим ему – Не трогай! (завязываем руки).
Ребенок разбегался, мешает Вам, мы говорим ему – Не бегай! (связываем ноги).
Взрослые разговаривают, ребенок слушает их разговор, мы говорим ему – Не слушай! (завязываем уши).
Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему – Не кричи! (завязываем рот).
А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать? »
Обсуждение. Во время обсуждения добиться единства мнений, что сначала развязывать. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за него.
6 Упражнение «Ситуации для родителей»
Воспитатель: Уважаемые родители, у вас на столах лежат примеры ситуаций, которые могут произойти с вами и вашими детьми. Я предлагаю их разобрать и разыграть.
- “Лиза давно уже научилась есть самостоятельно, а также одеваться и раздеваться почти без помощи. Но вдруг девочку как подменили: “Мама принеси!”, “Мама, раздень!”, “Не буду есть!”, “Не хочу играть!” Все ей не так, все не по душе. С родителями Лизе скучно. Она старается сделать им наперекор, чем-то досадить. Ну а если отругать, то такая строптивость проявляется даже с большей силой. В садик идти не хочу, а потом уже хочу, а потом не хочу уходить…”
Как объяснить такое поведение девочки?
- “Раньше наш Артем был очень усидчивым и любознательным. Мог подолгу сам рассматривать атлас мира, многое в нем уже знал наизусть. Любил, когда ему читали, учил на память стихи и рассказывал их гостям… Но в один момент он как бы потерял ко всему этому интерес. Сейчас Артему только бы бегать, носиться по квартире и все. Какие там книги!”
- К Шурику пришли в гости дедушки и бабушки. Шурик указывает всем «Бабушка ты тут не садись», «Играть со мной будет только дедушка», «Одевать меня будет мама, а вот ботинки пусть наденет бабушка»
- « Мама гуляет с Сережей на улице. Сережа нашел большую лужу и пытается измерить ее глубину. Он уходит все глубже и глубже. Вода сейчас зальет его сапожки. У мамы в глазах ужас.»
- « Даша в детском магазине с бабушкой – покупают пижаму. Увидела красивую куклу и просит бабушку купить ее»
6. Трехлетняя Наташа громкими воплями оглашает квартиру: «Хочу на улицу! Гулять еще! Хочу прыгать через веревочку!». Она цепляется за свое пальто, пытаясь не дать его снять с себя, не слышит уговоров мамы, что уже пора обедать и спать, что все дети тоже ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами.
Казалось, что мама вот-вот потеряет терпение, но она сдерживает себя, уходит в комнату, плотно закрывает за собой дверь, а Наташа остается в прихожей. Вскоре крик прекращается. Но как только мама открывает дверь, крики возобновляются с новой силой. Мама снова возвращается в комнату и через приоткрытую дверь наблюдает за дочерью. Та, несмотря на свое возбуждение, следит в свою очередь за мамой: почему же она не берет на руки свою Натусю? Почему не уговаривает? Почему совсем не обращает на нее внимание? Крики затихают.
Мама спокойным тоном, как бы рассуждая вслух, говорит:
- Теперь уберу в прихожей. Там грязно, сегодня еще пыль не вытирали.
Услышав это, Наташа сразу садится: ведь на ней новое платье, которое она надела в первый раз! Все еще всхлипывая, она спрашивает сквозь слезы:
- А платье можно выстирать?
Мама хладнокровно молчит, продолжая делать вид, что занята своими делами. Наташа снова:
- А его можно выстирать?
- Можно. Только после стирки оно уже не будет новым и таким красивым, - говорит мама спокойно.
Наташа поспешно встает с пола, отряхивается и, разглядывая платье бежит к маме:
- Сними…
- Вот это правильно! Переоденем платье, вымоем руки, лицо и будем обедать. Уже пора.
Вопросы для обсуждения
Как можно оценить поведение ребенка?
Многие родители говорят в подобных случаях: нервный ребенок, и начинают всячески утешать и уговаривать его. Правильно ли они поступают?
Как бы поступили Вы в аналогичной ситуации?
7. Мать пришла на игровую площадку со своими двумя детьми – 4х летним Сашей и 2х летним Игорем. Вот Саша насыпал горку песка и зовет маму посмотреть на вулкан, мать лишь на секунду бросает взгляд в сторону сына. Саша направляется к брату и высыпает из его ведерка песок, который
попадает малышу в глаза. Тот начинает плакать. Мать строго отчитывает старшего сына, хватает за руку и оттаскивает в сторону.
Задание. Предложите свой способ родительского поведения в данной ситуации.
8. Рассерженный ребенок шумно хлопает дверью своей комнаты перед матерью, раздраженно крича при этом: «Уходи, ты плохая!»
Задание. Отреагируйте на поведение ребенка так, как считаете нужным.
Нет универсального решения проблем подходящего каждому ребенку. Каждый малыш уникален. Не стоит ждать от маленьких детей разумного взрослого поведения.
7 Упражнение «Ладошки»
Родителям раздаются контуры ладошек их детей.
Воспитатель: Уважаемые родители, в руках у вас контуры ладошек ваших детей. В центре ладошки напишите ласковое имя своего ребенка или любое ласковое слово, каким чаще всего вы называете его дома. На изображении каждого пальца напишите лучшие качества характера своего ребенка.
На эти лучшие качества ваших детей нужно опираться в период кризиса 3 лет, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.
Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка!
В заключении хочется сказать вам следующее. Кризис трех лет – естественный этап в психическом развитии ребенка. Малыш стремиться к самореализации, становиться особенно чувствительным к тому, как оценивают его результаты окружающие, у него формируется самооценка.
Если взрослые не замечают этого, относятся к нему по-прежнему, как к маленькому, задевают его самолюбие, ограничивают его инициативу, то течение кризиса обостряется. Ребенок становиться трудным, не сговорчивым, а подобные черты поведения способны укорениться в его характере надолго.
Если же взрослый перестроил свои взаимоотношения с ребенком, то трудности легко преодолеваются. В этом случае у ребенка возникает уважение к себе как отражение от уважения к его делам со стороны взрослых.
Удачи вам и терпения! Успехов вам в воспитании детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра – забава?»
Родительское собрание в нетрадиционной форме (круглого стола)....

Сценарий родительского собрания в форме круглого стола: "Семейные традиции"
Родительское собрание на тему "Семейные традиции" о значении семейных традиций в воспитании детей....

Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра – забава?» (младший возраст)
Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития.Д.В. Менджерицкая Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме актива...

Сценарий родительского собрания в форме круглого стола "Игра - забава" (Младший дошкольный возраст)
Сценарий родительского собрания в форме круглого стола "Игра - забава" (Младший дошкольный возраст)...

Родительское собрание в форме круглого стола «Игра – забава?» (младший возраст)
Родительское собрание в форме круглого стола «Игра – забава?»(младший возраст)...

Родительское собрание в форме круглого стола « Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей»
Цель: расширить представления родителей об особенностях полоролевого развития детей.Повестка дня.1. Круглый стол.· Работа детского сада по р...

Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра – забава?»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи....
