Консультация для родителей: "Развитие речи дошкольников"
материал
Предварительный просмотр:
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Или по-другому: связная речь – это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.
Как известно, известны два вида речи – диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Для проведения более эффективных занятий по развитию связной речи необходимо знать формирования связной речи у дошкольников.
Так, у младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником посредством словесных объяснений взрослого.
Для детей 3-х лет доступна простая форма диалогической речи (это ответы на вопросы), но дети только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь ещё ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. У детей младшего дошкольного возраста уровень связной речи зависит от умения строить отдельные предложения и соединять их в текст с помощью цепной связи. (Это кошка, она любит молоко. Это котёнок Пушок, он играет.)
Именно в этом возрасте словарный запас ребёнка увеличивается в 5 – 7 раз. Довольно быстро увеличивается и активный словарь за счёт, которые ребёнок употребляет в повседневной жизни. Главная наша цель это говорить с ребёнком, чтобы он не только слушал, но и слышал, понимал, о чём ему рассказывают. И обязательно выслушивать ответы детей.
Развитие связной речи осуществляется как на занятиях, так же в процессе повседневной жизни. Маленьких детей прежде всего необходимо знакомить с предметами, непосредственно ближайшего их окружения. Вот почему содержание НОД по ФГОС в образовательных областях – социально-коммуникативное и речевое развитие тесно связано с обстановкой, в которой живёт ребёнок: с оформлением групповой комнаты, с особенностями местности, городом и природным окружением.
Что касается предпосылок связной речи, то они формируются… (слайды № 2,3,4)
Также связная речь развивается в процессе организации режимных моментов. На начальных этапах педагог комментирует действия детей (Миша открывает шкафчик, достаёт с верхней полочки шапку…), далее ребёнок сам выполняет действия, проговаривая их, комментируя (я развязал шнурки на ботинках, разулся, поставил ботинки на нижнюю полочку…), затем ребёнка можно попросить рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент (я подойду к крану, закатаю рукава, открою кран, намочу руки, возьму мыло, намылю руки и т.д.)
(слайд №)
Далее немного о моей работе по развитию связной речи: каждое занятие по развитию речи (как и все, наверное) начинаем с артикуляционной гимнастики, для этого подобран необходимый материал: картотека артикуляционных разминок, картотека скороговорок, чистоговорок, картотека дыхательных упражнений (используем пёрышки, осенью листики, зимой легкие снежинки и др.)
Часто используем зеркала, чтобы ребёнок сам мог видеть своё отражение в зеркале, свой язычок, рот, губы, мимику, что позволяет с большей пользой выполнять задания.
Развиваем речь через художественное слово, читаем стихи, потешки, прибаутки, сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы.(Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…). Рассказываем сказки в сопровождении фигурок театра, проводим игры-драматизации. Используем пальчиковые игры (развитие речи и мелкая моторика).
Поём вместе песенки. Вообще полезно, чтобы в течении 10-15 минут звучала музыка разная: весёлая и грустная, быстрая и медленная, громкая и тихая, классическая… Сначала слушают, потом подпевают.
В играх учим детей правильно называть окружающие предметы (одежда, мебель, посуда, игрушки), в ходе игры уточняем некоторые качества (величина, форма, цвет). Используем Д.и., д.упражнения: «Узнай и назови», «Добавь слово», «Волшебный мешочек», «Чудесный сундучок» и др. Играя, младшие дошкольники усваивают не только названия, но и качества предметов – круглый, мягкий, твёрдый, маленький ,большой, длинный, короткий; особенности цвета.
Так же добиваемся, чтобы ребята отчётливо произносили гласные звуки, стремились правильно употреблять согласные. Чем чаще ребёнок начинает произносить звуки, слова, фразы, тем быстрее он закрепит в своей речи вновь усвоенные слова. Желание малыша разговаривать необходимо всегда поддерживать и поощрять, что мы стараемся делать, ведь терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребёнку важно постоянно чувствовать, что все его усилия и старания не остались без внимания, поддерживаются взрослым, что им довольны, у него всё получается, и всё получиться. Поэтому успехи каждого должны быть замеченными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников в игре»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14374004","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]Усвоение знаний детьми происходит значительно быст...

консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»
Проводя развивающие занятия с детьми, очень важно стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впеч...

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»
Уважаемые родители!Проводя развивающие занятия с детьми, очень важно стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложен...

Консультация для родителей:"Развитие связной речи дошкольников"
Проводя развивающие занятия с детьми, очень важно стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлени...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи дошкольников в семье»
Консультация для родителей: «Развитие связной речи дошкольников в семье»...

Консультация для родителей "Развитие связной речи дошкольников: учимся играя"
Данный материал поможет родителям дошкольников при помощи игр легко и нескучно обогатить словарь ребенка, а также научить малыша грамотному и связному построению рассказа....

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»
Консультация для родителей«Развитие связной речи дошкольников»...