Воспитание современного дошкольника:проблемы современной педагогики
консультация (старшая, подготовительная группа)
В данной статье обозначены основные проблемы в процессе воспитание ребенка дошкольного возраста, с которыми сталкивается педагог и некоторые пути решения, акцентируя внимание на формирование отношений с родительским сообществои и становлением детского коллектива.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детство-есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному в человеке» Н.В.Шелгунов
Не вызывает сомнений, что в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка. Дошкольное детство-это уникальный период стремительного накопления жизненного опыта: нравственного, социального и духовного, то есть воспитание человека, личности. Как же трактуется сам термин «воспитание» в современной педагогике? Однозначно, как «создание благоприятных условий для развития личности ребенка».
Поиск актуальных возможностей, новых форм и приемов эффективного воспитательного воздействия –глобальная задача современности, стоящая не только перед педагогами, но и перед родителями детей XXI века.
Чем же продиктован интерес педагогического сообщества к проблеме воспитания современного дошкольника и почему классические формы воспитательного воздействия становятся малоэффективны? Почему поиском новых форм и индивидуальных приемов образования и воспитания озадачиваются педагоги, а родительское сообщество остается, зачастую, безразличным или того хуже, оказывается по другую сторону выстроенных ими же «баррикад»?
На наш взгляд, одной из причин такой ситуации являются глобальные изменения, происходящие в современном обществе, а семья, как институт, наиболее остро реагирует на перемены в экономике, политике, социальной структуре общества. Обострение социальных проблем в большей мере обусловливает современный «кризис родительства», кризис воспитания в семье. В современном обществе ребенок поставлен в жесткую ситуацию: нуклеарная семья, разорванные родственные связи, потеря преемственности в семье. А ведь даже самые незначительные перемены во внутрисемейных отношениях однозначно влекут за собой изменения в процессе формирования, становления характера и жизненных установок ребенка.
Другой, немаловажной проблемой является разобщенность семьи, дошкольного учреждения и общества в процессе воспитания подрастающего поколения. Ключевым понятием в процессе совместного воспитания должен стать термин «партнерство», «наставничество», а «назидание» и «нравоучение» навсегда должны уйти в историю. Полагаем, что, мы, педагоги, выстраивая партнерские отношения с семьями воспитанников, должны всячески пропагандировать открытую образовательную педагогику, предлагать различные типы взаимодействия с семьями и социальными партнерами, тем самым, ограждая детей от агрессивного воздействия социума.
Следует также отметить, что современный дошкольник, ребенок, развивающийся в условиях постиндустриального информационного общества сильно отличается от ровесника начала XXI века. Высокотехнологичные достижения (компьютерные игры, гаджеты, интерактивные игрушки, сотовый телефон и прочее) присутствуют в жизни современного дошкольника в той или иной форме и количестве с самого рождения. И здесь, нам, педагогам и другим специалистам, необходимо проводить разъяснительную работу с семьями, подчеркивая все риски для психического здоровья их детей при бесконтрольном использовании гаджетов детьми-дошкольниками. Совместный семейный досуг зачастую подменяется «зависанием» перед телевизором или у монитора компьютера. Давление хаотичного, порой агрессивного информационного потока, идущего из Интернет, телевизора может нанести непоправимый вред психическому здоровью дошкольника.
Современные дети достаточно хорошо информированы по сравнению с ровесниками прежних лет. Но, надо отметить и еще одну особенность современного дошкольника: зачастую мы наблюдаем у детей размытость, нечеткость формируемых понятий, информационное перенасыщение, с которыми детская неокрепшая психика не в состоянии справиться самостоятельно. Информированность, осведомленность не тождественно взрослости, то есть повышенная потребность к восприятию и переработке информации ни в коей мере не ускоряет процесс развития личности ребенка-дошкольника.
Детям «нового поколения», как отмечают психологи, свойственно обостренное чувство самоуважения, им необходима свобода выбора. Поэтому мотивация запугиванием и наказанием становится неэффективной. Нам, педагогам, и, конечно, родителям, необходимо принять эту особенность и давать возможность детям делать свой выбор самостоятельно.
Исходя из собственных наблюдений и опираясь на исследования современной педагогики и психологии, современные дети достаточно много комуницируют, но, собственно, речевая функция: связная речь, произносительные навыки, выразительность речи сформированы со значительными особенностями. Многие специалисты отмечают у нормотипичных детей несформированность, незрелость различных компонентов речи функционального характера, то есть без органических первопричин. В последнее время либеральное, попустительское отношение к речи детей стало среди современных родителей очень распространенным.
Тревогу у педагогов вызывает и недостаточная социальная компетентность дошкольников: беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешить простейшие конфликты, агрессивность вместо комуникации, зачастую и повышенная тревожность.
У современных дошкольников чрезмерный энергетический потенциал, они более активные, что, в свою очередь, создает некоторые трудности для педагогов, да и родителей тоже. По данным современных исследователей, у «детей нового поколения» отмечаются трудности концентрации внимания на каком-либо занятии, нередко отмечается отсутствие интереса к деятельности. У значительной части дошкольников отмечается повышенная возбудимость, гиперактивность или наоборот, астеничность, медлительность. Именно поэтому, одной из задач воспитания дошкольника должна состоять в создании условий для развития эмоционально-волевой регуляции поведения, развития двигательного опыта, психо-физического здоровья.
Таким образом, следует отметить, что изменения современного дошкольника связаны не только с социальными процессами, происходящими в обществе, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современной личности ребенка.
На наш взгляд, педагогам, работающим с детьми-дошкольниками очень важно уметь анализировать изменения и учитывать их при развитии и становлении личности современных дошкольников. Таким образом, первостепенной выступает задача поиска актуальных возможностей, новых современных форм и приемов эффективного воспитательного воздействия при тесном контакте с семьями воспитанников для личностно ориентированного взаимодействия семьи и образовательной организации. Организация работы с дошкольниками в современных условиях предъявляет также особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. И начинать, нам, взрослым: педагогам и родителям, необходимо с себя, так как в зоне ближайшего развития ребенка, первостепенным является подражание взрослому, его личный пример. Еще раз подчеркнем, что путем взаимодействия должно быть наставничество, а не назидание, работа сообща, а не вопреки. Если взрослый участник отношений: педагог или родитель занимает позицию опытного партнера, то это, в конечном итоге, обернется детской инициативностью и самостоятельностью. Учитывая факт, что современные дети не терпят «насилия» и нередко «протестуют», развитие их духовной сферы должно протекать в рамках системы отношений (семейных, отношений между педагогом и ребенком, когда ребенок выступает равноправным партнером по общению и совместной деятельности). При таких условиях у детей развивается ощущение успешности и уверенности в собственных силах.
И, наконец, необходимо подчеркнуть роль ДОУ, как такового в системе воспитания дошкольника. Благодаря наличию детского сообщества в детском саду создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, усваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям.
Руководствуясь общими задачами стратегии воспитания дошкольника, накопленным опытом и арсеналом опробованных практико-ориентированных форм организации воспитательного воздействия, мы постарались представить систему работы следующим образом, выделив, на наш взгляд основные направления.
- воспитание через личный пример
Здесь мы совершенно сознательно хотим отнести все нижесказанное и к родителю и к педагогу, так как в жизни дошкольника эти взрослые играют очень важную роль. Ведь именно со своих родителей и педагога в детском саду ребенок «считывает» тип поведения и эмоции, формируя шаблоны поведения. «Дети усваивают не тот шаблон поведение, которому их учат, а то, которое они наблюдают». Отсюда следует, что улучшая себя, взрослый воспитывает лучшие человеческие качества: отзывчивость, доброжелательность, взаимная любовь и уважение в детях. «Стоп двойным стандартам»: не должно быть разницы между словами и поступками у взрослых участников отношений. В противном случае это ведет к потере авторитета взрослого, родителя или педагога. Чем выше авторитет взрослого, тем сильнее влияние на поступки ребенка. « Голос-как оружие»: повышение голоса взрослым и последующую конфронтацию ребенок отзеркалит молниеносно. »Трудиться –это не наказание»: воспитывая уважение к труду, поощрять трудовые посильные действия, избегая подкуп типа «убери игрушки, я дам тебе конфетку..». «Комментировать жизненные ситуации»: так ребенок впитывает принципы морали и нравственности. «Хорошо или плохо»: взрослые участники отношений не должны попустительствовать проявлениям детской жадности, не должна допускаться взрослая ложь. А сквернословие взрослых ребенок скопирует моментально. «Единые требования: важно, чтобы взрослые участники отношений (родители и педагоги) придерживались единых требований, предъявляемых к ребенку, что обеспечит комфортные условия для его психо-физического здоровья.
«Педагогическая копилка»: «Кодекс любящего родителя», «Советы папе и маме от ребенка-дошколенка» в форме буклетов, другие наглядные информационные формы, индивидуальное и групповое консультирование, дискуссионный клуб, школа молодой семьи и прочее.
-формирование детского сообщества
Детское сообщество является основной базой накопления детьми социального, нравственного, игрового, речевого опыта. В нем под руководством педагога ребенок приобретает опыт коллективного поведения, формируются социально ценные качества личности: гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность и другие. В сообществе складываются и личностные характеристики: самооценка, уровень притязаний, самоуважение. Формирование детского сообщества осуществляется через игровые образы и через принятые в группе нормы поведения.
«Педагогическая копилка» :В арсенале педагога-игры на знакомство, дидактические игры, сюжетные игры, театрализованные игры, подвижные игры.(Москвитина Е.П.Яковлева Л.А.»Особенности становления детского сообществав ДОУ» Международный журнал экспериментального образования, №7 2014 год и др.)
-индивидуальное воспитание
Индивидуальное воспитание или индивидуальный подход в воспитании подразумевает под собой организацию педагогического воздействия с учетом особенностей личности и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Такой подход помогает ребенку, осознав свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями. Такой подход необходим в работе как с нормотипичными детьми, так и с детьми с особенностями эмоционально-волевой сферы, особенностями развития, социально-педагогически запущенными, с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
«Педагогическая копилка»
Подробное изучение индивидуальных особенностей путем систематического наблюдения и выявление положительных качеств; подбор заданий в соответствии со способностями, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих выявить индивидуальные качества; беседа; заключение «договора» с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определенных способах реагирования на его поведение; тренинги в группе, связанные с положением ребенка в коллективе, отношением к сверстникам, его позицией в группе;
-работа с родителями, с родительским сообществом
Современная семья остро нуждается в профессиональном сопровождении и поддержке. Сотрудничество: обмен информацией, совместная работа в рамках поставленной цели и партнерство, как форма межличностного общения через диалог, договороспособность по вопросам взаимодействия, равноправие в принятии решений-все это объединяет усилия педагогов и родителей и способствует развитию и формированию личности у детей-дошкольников.
Таким образом, педагоги ДОУ должны подбирать педагогически обоснованные , интересные родителям методы, приемы и способы взаимодействия с семьями воспитанников, а детский сад должен стать территорией совместного развития и воспитания детей и взрослых участников отношений. Руководствуясь принципами открытости ДОУ для каждой семьи, индивидуального подхода, базируясь на позиции добровольности, доброжелательности педагогам следует всегда учитывать необходимость совместного создания активной развивающей среды, наличия методически обоснованных планируемых мероприятий с семьями воспитанников. Важно, чтобы педагоги мобильно реагировали на изменения социального состава родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей изменяли направления и формы работы ДОУ с семьей.
В нашем ДОУ работа по привлечению семей воспитанников к образовательно-воспитательному процессу находится в постоянном динамическом развитии. Мы уже накопили некоторый опыт и на основании собственных наблюдений можем отметить следующие, на наш взгляд, очень положительные изменения среди всех участников данных отношений:
-семьи воспитанников стали инициативнее, активнее вступают во взаимодействие, стали понимать важность процесса и значимость конечного результата от совместных действий для всех участников отношений;
-повысились педагогические компетенции у взрослых участников отношений (педагоги, родители), что положительно сказывается на главном «выгодоприобретателе»-ребенке;
-разнообразие форм позволяет вовлекать большее количество семей из родительского сообщества, учитывая индивидуальные особенности, возможности и интересы;
В совместной образовательно-воспитательной работе с семьями мы используем все формы привлечения родителей: коллективные (массовые), индивидуальные, наглядно-информационные, традиционные и нетрадиционные. Нам хотелось бы остановиться на таких используемых нами формах, где в основу заложено развитие детско-родительских отношений, становление и укрепление межличностных отношений нашего «тройственного союза»: ребенок-семья-педагог.
- «Почтовый ящик»
Цель использования: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня педагогических компетенций.
- «Родительское собрание по-новому»
Цель использования: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста на основе проблемных тем, в форме деловой игры, по родительскому запросу.
- «Досуговая деятельность»
Цель использования: установление эмоционального контакта между всеми участниками отношений, создание эмоционального комфорта, сближение в сообществе, формирование полезных привычек, приобщение к труду, поощрение увлечений, хобби, формирование познавательных интересов.
- «День открытых дверей»
Цель использования: ознакомление родителей с работой ДОУ, наглядное знакомство с особенностями воспитания и обучения детей, включение родителей в общение и активную деятельность.
- «День добрых дел»
Цель: налаживание межличностных отношений, создание благоприятной атмосферы, доброжелательных отношений между всеми участниками.
- «Гость группы», «Доброволец»
Цель использования: инициирование родительского участия в жизни группы по общности интересов, для наблюдения и совместных игр, совместной продуктивной деятельности и прочее.
- «Благотворительные акции»
Цель: воспитание нравственных качеств у всех участников отношений
- «Марафон»
Цель использования: совместно пройти испытания (дистанции, маршруты и пр.), выполнить все задания (творческие, поисковые и пр.), чтобы достичь результата (баллы семьи, общие баллы группы и пр.). Это -содействие, сотрудничество, сотворчество педагогов и родителей на благо развития ребенка с его активным в этом участием.
- «Прогулки выходного дня» (в рамках проектной деятельносьти)
Цель использования: инициировать совместное времяпровождение ребенка и родителей, поощрять инициативность, развивать познавательную мотивацию. Мы широко используем маршрутные листы и формат квест-игры для семейного отдыха.
- «Семейное портфолио» (технология)
Цель: гармонизация отношений «ребенок-родитель», распространение социально-значимого опыта семейного воспитания, мотивация родителей на воспитание уважения к общечеловеческим ценностям.
Подводя итоги, мы должны отметить, что педагоги и родители имеют свои ясно определенные ролевые обязанности в процессе воспитания и образования детей-дошкольников. Взаимодействие и совместные усилия позволяют создавать оптимальные условия для полноценного развития ребенка и его успешной адаптации к социуму, а также формирования основных ценностей и навыков, необходимых для дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный дошкольник. Проблемы воспитания и формирования социальной адаптации
Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкива...
Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»
. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....

Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации
Современный дошкольник. Каков он? Этот вопрос являются важнейшими для ученых и практиков, а ответ на него решающим для определения приоритетных задач воспитания и развития современного дошкольника. Сл...
современный дошкольник проблемы воспитания и формирования социальной адаптации
презентация на тему "Современный дошкольник проблемы воспитания и формирования социальной адаптации"...

ДОКЛАД на тему: «Современный дошкольник. Проблемы воспитания и формирования социальной адаптации».
laquo;Детство есть та великая пора жизни,когда кладётся основание всему будущемунравственному человеку».Н. Шелгунов...
Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации
Проблемы социализации современных дошкольниковСовременные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад.Чрезвычайная занятость родите...
Воспитание современного дошкольника: проблемы современной педагогики
В данной статье обозначены основные проблемы в процессе воспитания ребенка дошкольного возраста, с которыми сталкивается педагог и некоторые пути решения, акцентируя внимание на формирование отношений...
