Проект по экологическому воспитанию "Природа -мой чистый дом" в подготовительной группе
проект (подготовительная группа)
Формирование экологического сознания у детей .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ПРИРОДА - МОЙ ЧИСТЫЙ ДОМ»
Охранять природу – значит охранять Родину.
М.М.Пришвин.
Вид проекта: познавательный, поисково-исследовательский.
Срок реализации: среднесрочный - 1,5 месяца (23 декабря 2024г. - 7 февраля 2025 г.)
Интеграция: образовательные области: - социально-коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные качества - познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; - речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры; - художественно –
Состав участников: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
эстетическое развитие - предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру; - физическое развитие - включает становление ценностей здорового образа жизни.
Актуальность:
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами...
И охранять природу - значит охранять Родину».
М.М. Пришвин.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель проекта:
- Формировать у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому , гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
- Формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека.
- Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы.
- Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей.
- Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.
- Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Охранять и укреплять здоровье детей.
Предполагаемые результаты:
У детей:
⸙ Будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
⸙ Поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к объектам живой и неживой природы.
⸙ Сформируются навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
⸙ Будут проявлять ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Педагоги:
⸙ Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
⸙ Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
⸙ Пополнится развивающая среда в группе;
⸙ Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители:
⸙ Обогащение уровня экологических знаний родителей;
⸙ Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
⸙ Создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
⸙ Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Этапы проекта:
Этапы | Сроки проведения | Задачи |
1 этап-диаг-ности-ческий | 23.12 – 30.12 | • Подготовка методической базы. • Выявление уровня знаний детей и родителей по экологическому воспитанию. • Постановка цели, поиск формы реализации проекта, разработка содержания. |
2 этап-реали-зацион-ный | 9.01-31.01 | • Организация совместной ( с детьми и родите-лями) творческой и практической деятельнос-ти. • Работа над частями проекта. • Выставки детских работ. • Подведение итогов проекта. |
3 этап-итого-вый | 31.01 -7.02 | • Продукты проектной деятельности: - Итоговое занятие: «Защитим нашу Землю». - Выставка : «Травянчики». - Выставка газет экологического содержания. - Выставка детских рисунков на тему эколо-гии. - Огород на окне. - Выставка кормушек из бросового материала. – Фотомонтаж «Мы – защитники природы» |
Ресурсное обеспечение проекта
- Уголок экологии и экспериментирования в группе.
- Уголок природы.
- Огород на окне.
- Наглядный и демонстративный материал.
- Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
- Библиотечка книг с экологическим содержанием.
- Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
- Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
Формы и методы работы с детьми и родителями
∙ Экологические занятия.
∙ Наблюдения и экологические экскурсии.
∙ Познавательное чтение.
∙ Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
∙ Природоохранные акции.
∙ Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
• Анкетирование.
• Выпуск экологических газет.
• Продуктивная деятельность.
• Создание презентации, фотомонтажа.
• Решение проблемных ситуаций.
• Моделирование.
Мероприятия по реализации проекта:
Название | Задачи |
«Экология – это жизнь» | Формировать осознанно-правильное отношение к природе. Продолжать знакомить с проблемами загря-знения окружающей среды. Воспитывать экологичес-кую культуру. |
Беседа : «Красная Книга России. Правила поведения в природе» | Познакомить с понятием «Красная Книга» и неко-торыми занесенными в нее растениями и животны-ми. Закреплять правила поведения в природе. |
НОД: «Чистый и загрязненный воздух» | Дать элементарное представление о воздухе, об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха. Воспитывать бережное отношение к растениям. |
Беседа: «Почему исчезают животные?» | Дать представление о разнообразии природы, пере-числить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир. Обогащать словарный запас детей. Внушить сочув-ствие к живой природе. Научить сопереживать. |
Беседа: «Значение воды в жизни живых организмов. Охрана воды от загрязнений.» | Дать представление о роли воды в жизни живых организмов, о необходимости беречь воду и сохра-нять чистоту водоемов. Обогатить знания об обита-телях воды. Раскрыть значение воды для раститель-ного, животного мира, для человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. |
НОД: «Почва – живая земля. Кто создает почву?» | Познакомить детей с понятием «почва» , как компо-ненте природы на основе опытов, ее составом и ценностью для всех обитателей растительного и жи-вотного мира Земли, круговороте веществ; о взаимо-связи и взаимозависимости почвы и растений. Зак-репить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воз-дух, состав почвы, как происходит загрязнение поч-вы: обсудить последствия этого. |
Моделирование природных процессов | Показать детям явления, недоступные для наблюде-ния в природе; помочь понять, что загрязнение при-роды представляет серьезную опасность для живой природы. |
Игра-викторина: «Защитники природы» | Расщирять и углублять знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека .Воспитывать бережное отношение детей к окружающему миру. Развивать чувство коллектива, коммуникативные качества. |
Презентации: «Состав почвы», «Куда девается мусор?», «Красная Кни га планеты.» «Куда девается мусор?», «День земли», «Охрана воды» «Воздух» | Знакомить детей с понятиями «почва», «воздух», «во-да»: расширять и углублять знания детей о взаимо-связи человека и природы; формировать осознанно-правильное отношение к природе; воспитывать эко-логическую культуру. |
Д/и: «Что было бы, если из леса исчезли…» | Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. |
Д/и: «Береги природу» | На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д. |
Д/и: «Где снежинки?» | Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор. Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Игра в слова Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану). Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска. Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.) |
Д/и: «Земля, вода, огонь, воздух» | Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому- нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры. |
Д/и: «Угадай растение» | Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его. |
Игра с мячом «Я знаю…» | Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы. |
Д/и: «Птицы, рыбы, звери» | Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со слова-ми «звери» и «рыбы». |
Чтение художественной литературы: | Экологические сказки: «Жила была река». «Дождевой червяк». «Сохраняя воду, сохраняем жизнь». «Разве озеро – свалка?» «Дедушкин огород». «Катя и божья коровка». Стихи на тему: «Берегите природу»: Н.Филимоненко . «Лес – наш друг!». А.Сметанин. «Пришла беда». А.Усачев. «Мусорная фантазия». |
С.Михалков. «Прогулка». А.Яшин. «Покормите птиц». В.Чижов. «В природе столько красоты». В.Орлов. «Живой букварь». | |
Продуктивная деятельность: | «Комнатные растения». «Кто живет в лесу». «Натюрморт». Лэпбук «Экология». Лэпбук «Наш огород». Плакат «Правила поведения в природе». Поделки из бросового материала. Рисунки на экологическую тему. Сбор и составление коллекции семян. Составление фотоотчета: «Наш огород на окне» |
Труд | Полив комнатных растений. Мытье комнатных растений. Посадка рассады цветов . Посадка рассады овощей. Субботник на территории д/с. Сезонные наблюдения за растениями, животными и птицами. Кормление птиц зимой. Уборка территории детской площадки от мусора в режимных моментах. |
Анкетирование родителей: «Экологическое воспитание в семье» | Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. |
Родительское собрание: «Экология и мы» | Повысить интерес родителей к экологическому обра-зованию детей и экологии в целом. |
Интеллектуально-творческая игра: «В гармонии с природой» для родителей | Создать условия для сотрудничества родителей и воспитателей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к эколо-гическому образованию. |
Консультации для родителей | «Задачи экологического воспитания ребенка в семье» «Правила поведения в природе» «Экологические игры с ребенком» «Чем занять ребенка на прогулке?» Природа в жизни вашей семьи» «Исследовательская деятельность детей в детском саду» «Природа и нравственное воспитание детей старше-го дошкольного возраста» |
Памятки для родителей | Как подкармливать зимующих птиц» «Мусорная фантазия» «Экспериментирование в домашних условиях» «Проблема мусора» |
Экологические газеты для родителей | «16 сентября – Международный день борьбы за защиту озонового слоя» «4 ноября – Всемирный день защиты животных» «15 ноября – День вторичной переработки» «2 февраля – всемирный день водно-болотных угодий» «21 марта – Всемирный день птиц» «22 апреля – Всемирный день Земли» |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль: Академия развития, 2003.
- Алексеева Е.Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.
- Бобылева Л.К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб.: «Детство-пресс». 2001.
- Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в детском саду. Экология. ТЦ «Учитель», Воронеж. 2004
- Кирикэ Г. Ребенок и природа //Дошкольное воспитание. – 1993. – № 3. – С. 3-9.
- Киселева Л.С., Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: Арктри. 2005
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Костюченко М. Экспериментируем //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8. – С. 27-37.
- Маханева М.Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста //Управление ДОУ. – 2005. – № 2. – С.57-66.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду //Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7. – С. 34-38.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование дошкольников: теория и практика. – М.: Институт развития проф. образования, 1999.
- Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Карапуз, 2000.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. –М.: пед.университет «Первое Сентября», 2006.
16.Я хочу дружить с природой. Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников: Конспекты экологических разработок в помощь педагогам дошкольных учреждений. – Липецк, 1995.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «Природа – мой чистый дом» были достигнуты следующие результаты:
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- появился интерес к явлениям и объектам природы;
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группы
Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группыВыполнила:воспитательЗахлебная Людмила Евгеньевна...

Экологический проект "Мир воды" по познавательному развитию в подготовительной группе
Проект по экологии...

Экологический проект « Мой город – чистый город» подготовительная группа
Экологический проект« Мой город – чистый город» подготовительная группа...

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию тема: «Осенний Воскресенск» (подготовительная группа).
: известные педагоги и мыслите всегда говорили о том, что развитие ребёнка в большой степени зависит от природного окружения . Воспитание у детей бережного отношения к живой и ...

Экологический проект на тему «Покормим птиц зимой» в подготовительной группе.
Цель: обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц. Изготовление кормушек для поддержани...

Проект по экологическому воспитанию и образованию детей подготовительной к школе группы
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста....

План конспект тематического "Клубного часа" "Сохраним планету чистой" для подготовительной группы
План-конспект тематического «Клубного часа» «Сохраним планету чистой!» для подготовительной группы...
