Современные подходы к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Овакимян Татьяна Григорьевна

Консультация для воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад №13 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Консультация для воспитателей

на тему:

«Современные подходы к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Овакимян Т.Г.

2025г.

«Математика – это гимнастика ума» (А.В. Суворов).

Мы с вами знаем, что одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Проблема умственного воспитания на сегодняшний день чрезвычайно важна и актуальна. Поэтому большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие ФЭМП, т.к. именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость его мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, развивает речь.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Его основная цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Мне хотелось бы рассказать вам о современных подходах к формированию элементарных математических представлений. Предлагаю вспомнить основные подходы к ФЭМП и разберем несколько из них:

  • Компетентность педагога в области преподаваемого предмета.
  • Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.
  • Выбор оптимальных методов и приёмов.
  • Готовность воспитателя к занятию.
  • Грамотная речь педагога.

Предлагаю вспомнить содержание некоторых компонентов успешного занятия по ФЭМП.

Компетентность - это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Воспитатель должен хорошо владеть математической терминологией.

Готовность к занятию.

Освоить математику только во время режимных моментов или в повседневной жизни невозможно! Ведь математика - наука точная, и требуется грамотная организация целенаправленной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП!!!

К занятиям нужно заранее и хорошо готовиться:

- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний;

- подобрать наглядный материал;
- продумать формы организации деятельности детей ( индивидуальная работа, фронтальная, в парах, в подгруппах и т. д.);
- продумать формулировку вопросов и заданий.

Один из важных компонентов успешного занятия по ФЭМП - выбор демонстрационного дидактического материала. Весь материал должен быть ярким, красивым, качественным, привлекательным. Ведь всё занятие строится на наглядности!

В повседневной же жизни (в режимных моментах) можно и НУЖНО закреплять знания, полученные детьми на занятиях.

Давайте приведем примеры…

  • На Прогулке: что выше/ ниже? Сколько?
  • Во время подвижных игр «Третий лишний», «У кого меньше мячей?», «Весёлый счет», и т.д.
  • При умывании – кто впереди? Кто сзади? Кто следующий? Какой по счету?
  • Во время дежурства: сервировать на столах одинаковое количество тарелок, ложек, кружек и т.д.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений решается ряд программных задач:

  1. образовательные;
  2. развивающие;
  3. воспитательные;
  4. речевые (работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане).

Главная цель словарной работы с детьми по математическому развитию – понимание точного смысла слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности.

В процессе деятельности по усвоению ФЭМП дети должны учиться не только распознавать величину предметов, но и отражать пространственные и временные представления. Процесс ФЭМП способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи (точной, краткой), развивает умения обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.

Предлагаю вам выполнить практическое упражнение.

Упражнение «Назови правильно» (изображение утки и утят )

(Нужно правильно подобрать существительное и произнести их окончания):

- у утки ОДИН…. ( хвост, клюв)

- ОДНА….. (голова)

- ДВЕ… (ноги)

- ДВА… (крыла, глаза)

- МНОГО…. (перьев, утят)

Упражнение «сосчитай до 5» (изображение яблок, огурцов, автомобилей)

Одно яблоко, 2 яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок…

Один огурец, два огурца…

Такие упражнения можно и нужно проводить с детьми. Они помогут ребенку пополнить и развить связный словарный запас. Правильный подбор дидактического материала.

Чтобы процесс усвоения знаний был эффективен и незаметен для детей, необходимо их заинтересовать. В этом вопрос, как же заинтересовать детей развивать свои элементарные математические представления?

Ответ кроется в новизне, необычности, современности подходов к изучению ФЭМП.

Задача воспитателя на сегодняшний момент заключается в том, чтобы выстроить образовательную деятельность в детском саду так, чтобы ребёнок активно и увлеченно занимался. Усвоение математических представлений будет эффективным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Ведь им кажется, что они просто играют. А в итоге в процессе игры, не заметно для себя они считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

При условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды (это разного рода головоломки, палочки Кюинзера, конструкторы ЛЕГО, игры Воскобовича, игры Никитина, картотеки с подборкой математических загадок, считалок, логических задач лабиринтов и т.д.), расширяются возможности организации обучения математическим способностям. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Считаю, что создание развивающей предметно-пространственной среды является одним из первых современных походов в ФЭМП.

Следующий современный подход – интеграция всех видов деятельности.

Как же можно объединить ФЭМП и художественно-эстетическое развитие? Ответы: нарисовать цифру, вылепить пластилином, сделать аппликацию...

А интеграция ФЭМП с физкультурным занятием? Музыкальным? Ответы педагогов.

Третьим современным и эффективным подходом в ФЭМП является проектная деятельность, к которой подключаются родители. Использование проектной деятельности способствует активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, которые дети приобрели в ходе реализации проекта, становятся их личным опытом. Такие проекты по математике, как «Математика вокруг нас», «Занимательная математика», также изготовление с родителями мини-книжек «Цифры», «Квадрат и круг» и др. позволяют воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике, учитывая их потребности, возможности, желания в образовательном процессе.

В заключении моего доклада хочу зачитать вам высказывание Джона Дьюи:

«Если мы будем учить наших детей, как учили вчера, мы украдём у них «завтра».

Поэтому педагогам ДОО нужно идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться, осваивать новые методики и технологии, постоянно повышать свою квалификацию по данному направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема  развития творческих способностей  состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные дейс...

«Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификации по программе  «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста» (модуль вари...

«Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»

laquo;Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»...

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в свете современных требований

laquo;Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний&r...

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по программе «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста» (модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)

Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.В Федеральных государственных требованиях...

Удостоверение о повышении квалификации "Современные подходы к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", 28.04.2023

Удостоверение о повышении квалификации "Современные подходы к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста", 28.04.2023...