Главные вкладки

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    статья по конструированию, ручному труду на тему

    Проблема  развития творческих способностей  состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Креативная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Поэтому важно начинать формирование творческих способностей уже в дошкольном возрасте.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

    Сайдяшева З. М.

    МДОУ «Детский сад № 103»

    (Саранск)

    Трудно представить себе сферу жизни, в которой не была бы востребована творческая личность. Поэтому учитель, воспитатель, родитель всегда должен помнить: "Творческая деятельность не знает границ: будь то занятие, свободное от занятий время, просто прогулка. Помочь ребенку реализовать себя в творческой деятельности - задача каждого из нас".

    Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

              Актуальность проблемы  развития творческих способностей  состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Креативная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Поэтому важно начинать формирование творческих способностей уже в дошкольном возрасте.

     Новые федеральные государственные стандарты дошкольного образования предполагают, что в процессе личностного становления ребенок постепенно приобретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые. Так же Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.

    Руководствуясь программой «Детство», которая предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, для ограниченного вхождения ребенка в современный мир не последнее место занимает художественно - эстетическое развитие и обучение изобразительной деятельности детей в дошкольном саду.

    В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Наша задача - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

    При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников мы уделяем внимание социально - эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. В своей работе мы стимулируем проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

    Существует 4 стадии проявления дошкольником творческой активности:

    -  Первая стадия: подражание - ребенок повторяет готовый способ действия за взрослым ради достижений им желаемого результата.

    - Вторая стадия: творческое подражание - ребенок повторяет действия взрослого, но с некоторыми не существенными изменениями. На этой стадии у ребенка есть возможность впервые выразить, выявить преимущества в своих наклонностях.

    -  Третья стадия: репродуктивное творчество - ребенок берет за основу схему действий взрослого, но вносит свои существенные изменения, проверяет, подчиняет свои действия к определенным условиям, ситуации. Эта стадия характеризует дошкольников-креативов.

    - Четвертая стадия: настоящее творчество, создание нового - создание оригинального нового, опираясь на свои способности и наклонности. Эта стадия доступна только взрослым на пике своего креативного развития, с достаточным опытом умений и знаний.

    На реализацию творческого развития дошкольников влияют следующие факторы:

    - Накопление впечатлений об окружающем мире (чтобы сформировать творческие способности, ребенку необходимо накопить больше впечатлений об окружающем мире при выполнении различных видов деятельности. Позже ребенок заинтересуется процессом творчества сначала в том виде деятельности, который ему нравится. Сформировав интерес ребенка к любому из видов деятельности  вам удастся захватить воспитание процессом творчества).

    - Создание развивающей среды, педагог должен создать в детском саду благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности. К таковым относятся:

    •  развивающие задания,
    • правильная оценка достижений детей в творческой деятельности,
    • воздержание от отрицательных оценок во время проявления ребенком творческой активности,
    • ситуации свободного общения, ответы на многочисленные вопросы детей,
    • возможность ребенка побыть в одиночестве,
    • давать ребенку достаточную свободу для реализации своих творческих задач,
    • бережное ненавязчивое побуждение к проявлению творческих действий, а также наличие необходимых для творчества материалов (они должны быть доступными для ребенка).

    - Креативность и эмоциональность педагога. (педагоги должны сохранить в своей душе: непосредственность, доброжелательность, чистоту мыслей, мечты, доверчивость, сказку, восторг открытия мира, доброту).

    - Работа с семьей (педагоги должны информировать родителей о путях развития креативности детей, чтобы более гармонично и целостно подойти к этому вопросу).

    Использование творческих заданий в работе с детьми  дает широкие возможности для развития ребенка. Во-первых, эти задачи учат, развивают и воспитывают. Во-вторых, это прекрасная возможность общения ребенка, как с взрослым, так и со сверстниками. В-третьих, творческие задания стимулируют познавательную активность ребенка, приучают его быть наблюдательным, любознательным, смелым в познании окружающего мира.

    В развитие творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то своё. Это огромный шаг вперёд, даже если полученный результат будет очень простым или окажется давно известным. Для ребёнка это плод его воображения, созданный путём творческого поиска.

    Вопросами развития конструкторского творчества  у детей дошкольного возраста занимались и продолжают заниматься  такие отечественные исследователи, как Л.А.Парамонова,  Г.В.Урадовских, О.А.Сафонова и др.  Они отмечают,  что результатом обучения детей является сформированность  конструирования не только как практической деятельности, но и как универсальной умственной способности, проявляющейся в других видах деятельности и направленной на создание новых продуктов.

    Инновационные процессы, вошедшие в образование, привели к появлению наряду с традиционными формами работы по развитию творчества не только занятий изобразительной, музыкальной, театральной деятельностью, но и к осуществлению дополнительных услуг (кружковая работа, организованная в соответствии с интересами родителей и детей, где удовлетворяются индивидуальные склонности и предпочтения каждого ребенка).

    Так,  в нашем детском саду», на основе ФГОС (Приказ № 1155 « Об утверждении федерального государственных образовательных стандартов дошкольного образования», вступивший в силу с 1.01.2014)  разработаны программы дополнительного образования по оригами,   лего, экологии и т. д. Мною ведется кружок оригами

    Занимаясь в кружке, дети могут ощущать радость творчества, раскрыть свои индивидуальные способности. В программе мною были определены цели и задачи по художественно – творческому развитию детей. 

    Цель программы – всестороннее интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. 
             

    Основные задачи работы по оригами:

    • Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
    • Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности;
    • Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, по операционным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;
    • Знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку;
    • Развивать мелкую моторику рук;
    • Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности;
    • Приобщать детей к мировой культуре, формировать эстетический вкус.

    В своей работе мы стараемся отдавать предпочтение тем методам и приемам, которые способствовали повышению познавательной и эмоциональной отзывчивости детей

    Обучение строится на подражательной основе – используются образцы, показ и подробное объяснение изготовления каждой поделки. Г. И. Долженко считает, что превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как удивительную игру, не замечая, что в процессе складывания решают важные задачи: находят параллели по диагонали, получают различные виды треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают мелкую моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить и любить живое.

    Искусство оригами не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Ученые и педагоги признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь. В этом искусстве ребенок получает удовольствие и развивает свои творческие навыки. Таким образом, для развития творчества дошкольников в конструировании из бумаги педагогу необходимо обладать профессиональными компетентностями, что определит успешность качества образования и развития творческой личности дошкольника.

    Для создания мотивации используем игровые приемы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяем художественное слово. В игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры. Нравятся детям и игры с самолетиками. Для того чтобы игра носила познавательный,  исследовательский характер предлагаем им использовать для складывания самолётиков бумагу, различную по фактуре, утяжелять самолётики дополнительным грузом.

    Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приемы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, демонстрируем возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.

    Работа в технике оригами – это настоящее творчество, которое увлекло наших воспитанников, наша группа  преобразилась: здесь летающие птицы и бабочки, белые медведи, лягушата, одним словом наши дети занимаются интересным делом, они творцы и это самое большое счастье для педагога. «Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд». (Н. Островский)

    Литература

    1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.Аи др. / Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

    2. Долженко Г. И. 100 оригами / А. Ю. Долбишева, В. Н. Куров. Ярославль, 2008

    3. Крылов Е. Школа творческой личности /Дошкольное воспитание - 2002, 7, стр. 11-20. 

    4. Кузьменко И.В. Развитие творческого потенциала школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования // Научный поиск. – 2012. – № 4.5 – С.17-19.

    5. Парамонова Л. А.Детское творческое конструирование / Л.А Парамонова.–М.: Карапуз,1999.-240с.

    6. Сафонова О.А. Конструирование из бумаги / О.А. Сафонова.-Н.Новгород,1994.-118с.

    ФГОС (Приказ № 1155 « Об утверждении федерального государственных образовательных стандартов дошкольного образования», вступивший в силу с 1.01.2014)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные подходы к развитию познавательных способностей у детей через игры математического содержания

    Уважаемые родители и педагоги! Вашему вниманию предлагаются игры, которые помогут малышу освоить первые математические знания. Сформировать представление о цвете, форме и величине предметов...

    Теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей у детей 5-6 лет

    Анализ проблемы развития творческих способностей детей 5-6 лет во многом определяется содержанием, которое вкладывается в данное понятие. В обыденном понятии творческие способности, как правило, отожд...

    Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности

    СодержаниеВведение1.      Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников2.      Особенности ...

    Индивидуальный творческий проект «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ посредством нетрадиционных подходов по изодеятельности»

    Согласно современному подходу к образованию и социокультурной политики в целом, право на образование пренадлежит всем детям....

    Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

    Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.Задачи:- познакомить педаг...