Консультация для педагогов: « Современные подходы к развитию сенсорных способностей детей раннего возраста»
консультация

Вознесенская Екатерина Ивановна

 Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ребёнок научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №6

муниципального образования Усть-Лабинский район

Консультация для педагогов:

« Современные подходы к развитию сенсорных способностей детей раннего возраста»

                                                                       

                                                                                 

                                                                                      Воспитатель: Вознесенская Е.И.

                                           

г. Усть-Лабинск

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша. Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.

В раннем возрасте одной из важнейших задач является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ребёнок научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целоеУспешность сенсорного развития ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельностиПериод младшего дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

 Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Тема сенсорного развития детей раннего возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время проблема развития детей младшего дошкольного возраста все больше волнует психологов, учителей, родителей.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста вызвало ряд противоречий:

1.Быстрым развитием современных образовательных технологий и недостаточным отражением соответствующих инноваций в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.

2.Необходимостью использования новых педагогических технологий сенсорного развития раннего дошкольного возраста и недостаточной изученностью особенностей деятельности, способствующей повышению эффективности развивающих процессов.

Необходимость поиска путей преодоления этих противоречий определяет актуальность данного опыта работы.

В настоящее время достаточно пристальное внимание в системе образования обращено к изучению периода раннего детства. Организация эффективного воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста требует новых подходов, выбора таких методик, которые соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей, уровню их здоровья. Разработки и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных методик, рассчитана на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.

Поиск новых форм и приемов обучения в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое.

На первом году жизни основная задача сенсорного развития состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.). Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников. Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов. Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития. Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. И так особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры, упражнения по сенсорному воспитанию.

Процесс сенсорного развития детей раннего возраста будет эффективен при реализации следующих принципов:

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Четвертый принцип сенсорного воспитания предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

Ведущая роль педагога в овладении любой деятельностью является ещё одним принципом. Нужно подчеркнуть, что главная задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлечённость в развивающие игры, и в этом смысле вести за собой.

Для разрешения обозначенных противоречий необходимы новые подходы к поиску эффективных средств, методов, педагогических технологий.

Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Какие же современные подходы и технологии можно применить для формирования сенсорных представлений? Мы в своей практике применяем:

Нетрадиционный наглядно-дидактический материал, звуковые панно,  лего- технологию и конструирование, экспериментирование, арт – технологию.

Использование нестандартных пособий вызывает у детей интересдополнительный стимул активизации сенсомоторной деятельности. 

Формируют представления о цвете, величине, форме, положении в пространстве, развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, образное мышление, речь и воображение.

Использование дидактических пособий из цветных крышек.

Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, разного размера привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с  раннего возраста. Все пособия, изготовленные из цветных крышек привлекательны, безопасны, оригинальны, просты в изготовлении и использовании. У детей формируются представления о сенсорных эталонах (цвет и его оттенки, размер, количество, форма, ориентировка в пространстве).

Можно   использовать   разноцветные   крышечки   для   выкладывания мозаики по образцу.

Сенсорные коробки –являются универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.

Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений. Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.). Помогает изучению цвета, формы, текстуры. Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает. Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным. Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.

Бизиборды – это специальные развивающие доски для детей, на которых расположены различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки и т. д. С помощью них ребёнок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутить различные предметы. Основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия.

Можно использовать пособия, которые предлагают разные варианты развития осязанияОсновная цель — развитие тактильных ощущений и обучение детей целенаправленному и сознательному ощупыванию, анализу и запоминанию полученных ощущений. При этом одна из задач использования данных материалов— знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами. Это могут быть различные панно, тактильные доски, дорожки, панели, сенсорные книжки, доски, коврики, и т. д.

Звуковое панно. В век модернизации, компьютеризации и сенсорных телефонов, молодые семьи окружают себя вакуумом, некой скорлупой. Уже в раннем возрасте ребенок получает в руки пульт от телевизора, мышку от компьютера, модный телефон. Мы прекрасно знаем, что окружающий мир ребенком воспринимается через сенсорные эталоны. В соответствии с современными требованиями к организации развивающей среды для дошкольников, активно создаются развивающие зоны в групповых комнатах, имеющие в себе сенсорно - тактильную направленность. Педагоги, учитывая индивидуальные особенности детей и интересы каждого ребёнка, приобретают специальные звуковые панно, использование которых помогает детям в ненавязчивой форме овладеть необходимыми сенсорными умениями, обогатить тактильные ощущения.

Основными целями занятий с использованием сенсорных панно являются: стимулирование сенсорного развития детей; компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка через гармонизацию его внутреннего мира.

ЛЕГО-технологии -  развивающие конструкторы, получившие свое название – ЛЕГО и обладающие большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях.   Лего-технология непосредственно связана с сенсорным воспитанием, так как в процессе конструирования идет формирование представлений о предметах, их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положению в пространстве.

При конструировании ребёнок прочнее усваивает представления о величине предметов: длинный – короткий, узкий – широкий, низкий – высокий.

С детьми раннего возраста используются конструкторы с крупными элементами и простыми соединениями деталей. Знакомство происходит постепенно от простых моделей к более сложным. Используются дидактические упражнения и ситуации, при которых дети учатся различать конструкции по форме, величине, составу деталей, размещению в пространстве, устойчивости, цветовому решению и другим признакам. Например, дидактическая игра «Дорожки» (цвет), дидактическая игра «Двойняшки» (форма), дидактическая игра «Башни» (величина) и т. д.

Рядом могут находится также игрушки, которые соразмерны создаваемым постройкам (машинки, животные, предметы домашнего интерьера и др.).

Экспериментирование.

Одним из эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Экспериментальная деятельность способствует формированию познавательного интереса, представлений о свойствах и качествах предметного мира, развитию наблюдательности, познавательной мотивации и является средством сенсорного развития. Экспериментальная деятельность обогащает чувственный опыт детей через совершенствование всех видов анализаторов. 

Экспериментирование с водой и снегом, песком.

Игры с песком и водой вызывают неповторимые тактильные ощущения, доставляют необычайное удовольствие. Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития мелкой моторики рук детей. Для детей раннего возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.

В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.

Волшебные камни.

Используется в экспериментировании и другой материал, такой как разные камушки, бумага, лоскутки ткани и т. д.

Камни можно рассматривать, сравнивая по размеру, цвету, форме, весу, количеству, разбирать, сортировать, использовать в конструировании; раскрашивать; опускать в воду, доставать из воды, выкладывать узоры на песке, на бумаге, прятать в песке и находить и т. д. («Собери бусы, чередуя по цвету или форме», «Разноцветные дорожки», «Узор» и т. д.).

При помощи опытов с бумагой  дети узнают, что бумага лёгкая: её можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней;  бумага может быть тонкой и толстой, она может рваться, сминаться, намокать, из неё можно делать различные поделки.

Использование природного материала: жёлуди, шишки, каштаны, сухие листья

Так же можно использовать различный природный материал (жёлуди, шишки, каштаны, семена растений, сухие листья).

Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.  Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Т. о. непосредственно, с помощью органов чувств, дети воспринимают многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, пространственное расположение.

Арт-технологии.

Слово «Арт» переводится как «искусство», в широком смысле – творчество и опирается на эмоции, настроение человека. Мы используем тестопластику и нетрадиционную технику рисования.

С помощью тестопластики  происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, повышается способность к тонкому восприятию формы, цвета, размера, т. е. сенсорная чувствительность. При лепке задействованы все 10 пальцев, а также обе ладони.

Дети знакомятся со свойствами теста (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), осваивают пластический материал: месят, прихлопывают, ставят отпечатки, отрывают и отщипывают кусочки, снова соединяют вместе, сминают, сжимают, сплющивают, протыкают дырочки концом карандаша или палочки, видят основные формы предметов, выделяют их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивают похожие по форме предметы, создают простейшие формы: раскатывают цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; шар (колобок) круговыми движениями ладоней, преобразуют в иные формы: шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластину, создавая при этом выразительные образы: мячики, яблоки, печенье, пряники, жучки, карандаши и т. д., пользуются стекой для украшения вылепленных форм – процарапывание узоров на дисках и пластинах (красивое печенье для игрушек).

Нетрадиционная техника рисования. В процессе рисования с помощью нетрадиционных техник у малышей формируются перцептивные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Использование разнообразных приёмов, а также материалов различных фактур в процессе нетрадиционного рисования способствует наиболее эффективному решению задач сенсорного развития детей раннего возраста. В раннем возрасте можно использовать рисование манкой, отпечатками картофеля, ладошками, пальчиками, ватными палочками, рисование на песке

Итак, совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире детей раннего возраста является результатом целенаправленного применения современных технологий для сенсорного развития.

Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый семинар для педагогов ВАО на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

В ноябре 2012 года я провела открытый семинар для педагогов ЦИПР ВАО по теме "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" . На семинаре были представлены цели, задачи работы нашего ЦИПР и ...

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Мастер — класс для педагогов на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Мастер — класс для педагогов. Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»...

Мастер — класс для педагогов Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Цели: познакомить педагогов с развитием сенсорных способностей детей раннего возраста.Задачи:  обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов; развитие творческой ак...

Мастер-класс для педагогов по теме «Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста»

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.Задачи мастер-класса:1. Донести...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Во второй группе раннего возраста

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...

Консультация для педагогов: «Современные подходы к развитию сенсорных способностей детей раннего возраста».

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом воз...