14.11.2024Консультация для педагогов на педагогической планерке «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Селиванова Наталья Михайловна

   Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с .Становое

 Становлянского муниципального округа Липецкой области

Консультация для педагогов

 на педагогической планерке

«Развитие сенсорных способностей детей

раннего возраста»

Подготовила воспитатель

Селиванова Н.М.

С. Становое

Октябрь 2024

         Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

         Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи взрослых ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

         Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире .

Сенсорные ощущения классифицируются на:

визуальные (зрительные);

осязательные;

обонятельные;

слуховые;

вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

размере;

форме;

цвете;

звуках;

вкусе;

запахе.

         Основными задачами сенсорного развития детей являются:

формирование правильных сенсорных эталонов;

формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);

приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.

         От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах.

         Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

девять основных цветов спектра;

пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);

три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;

четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);

два температурных определения (тепло, холодно);

Значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных методов и приёмов сенсорного воспитания в детском саду. Выбор методов обучения является делом творческим, но он обязательно должен быть основан на знании теории обучения. Современная педагогическая наука накопила большое количество методов обучения. Учитывая, что выбор методов и приёмов обучения зависит от ряда как объективных, так и субъективных причин.

Отталкиваясь от структуры, типа и вида занятий целесообразна  игровая форма проведения занятия, тем самым активизируются дети на лучшие результаты их деятельности.

На занятиях регулярно используются наглядные, словесные и практические методы.

Метод устного изложения включает в себя методические приёмы монологической и диалогической речи, которые осуществляются при помощи рассказа (сказочное вступление), объяснения, инструктирования, а также беседы (вопросы – ответы).

На занятиях целесообразно применение множества дидактического, демонстрационного и раздаточного материала, в основе которого лежит метод наглядного обучения.

Применяемый метод практического обучения включает в себя организации практической деятельности детей: упражнения, повторения, практические работы. В структуры занятий необходимо включать психогимнастические упражнения, массаж лицевых мышц, развивающие произвольное внимание и соматогностическое, чувственное восприятие своего тела; упражнения,  направленные на развитие тонкой моторики кисти рук и общей моторики всего тела, а так же нетрадиционные технические формы изобразительного искусства (пальцеграфия, арт-терапия), расширяющие творческий потенциал детей; практические работы с раздаточным и демонстративным материалом.

Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре мы открываем перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, слу...

Открытый семинар для педагогов ВАО на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

В ноябре 2012 года я провела открытый семинар для педагогов ЦИПР ВАО по теме "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" . На семинаре были представлены цели, задачи работы нашего ЦИПР и ...

Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"

Данный проект направлен на развитие сенсорных  способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Во второй группе раннего возраста

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода.  Этот  период  жизни  ребенка...