Теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей у детей 5-6 лет
статья (старшая группа) на тему

Хомутова Светлана Валерьевна

Анализ проблемы развития творческих способностей детей 5-6 лет во многом определяется содержанием, которое вкладывается в данное понятие. В обыденном понятии творческие способности, как правило, отождествляют со способностями к различным видам художественной деятельности, умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыкальные произведения и т.п.

В настоящее время; понятие «творческие способности» имеет достаточно устойчивый статус в теоретическом аппарате современной психолого-педагогической науки. Изучению творческих способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных учёных (Вертгеймер М. (1987), Богоявленская Д.Б. (1997), Варламова Е.П. (2002) Гнатко Н.М. (1994), Дружинин В.Н. (2002), Пономарёв Я.А. (1976), Теплов Б.М. (1961) и др.), где раскрываются различные аспекты изучаемого феномена.

В психолого-педагогической литературе определились некоторые общие акценты: в анализе творческих способностей: подчёркивается, что основой для возникновения: изучаемого феномена являются творческие задатки (биологическая предпосылка), акцентируется внимание назначении творческих способностей в определении успешности осуществления человеком той или иной деятельности, отмечается их роль в создании материальной и духовной культуры (Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю., 1995, С.84).

Однако до сих пор не выработана единая точка, зрения на: содержание и структуру творческих способностей, существует терминологическая неопределённость, данного понятия, практически отсутствуют исследования, прослеживающие дальнейшее: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Понятие «творческие способности» тесно связаны с понятиями «творчество» и «творческая деятельность». Под определением «творческая деятельность» необходимо понимать такую деятельность человека, в результате которой будет создано нечто новое (построение мышления, которое приводит к новым знаниям о мире; предмет внешнего мира; чувство, которое отражает новое отношение к действительности) (Дружинин В.Н., 2002, С.49).

С точки зрения Березиной В.Г., Викентьева И.Л., Модестова С.Ю., помимо репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение прошлых впечатлений и действий из опыта, а создание новых образов и действий. В основе данного вида деятельности, по мнению авторов, лежат творческие способности (Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю., 1995, С.51-52).

       В целом в психологии существует  несколько основных подходов к проблеме творческих способностей. Рассмотрим некоторые из них:

В.Д.Шадриков определяет творческие способности, как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности (Шадриков В.Д., 1983, С.18).

С точки зрения Д.Б.Богоявленской, творческие способности являются ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы (Богоявленская Д.Б., 1997, С.166).

 «Задатки детей – это то, на основе чего формируются те или иные творческие способности. Задатки представляют собой то, что дано  ребёнку ещё до начала формирования и развития у него соответствующих творческих способностей» - считает Г.Л.Бурменская. Речь идёт о свойствах, появление которых у ребёнка практически не зависит от его обучения и воспитания и которые возникают и развиваются по законам генетики, в процессе созревания организма» (Бурменская Г.Л., 2005, С.19).

Б.М.Теплов, в своих работах, под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения (Теплов Б.М., 1961, С.48).

В своих работах П.С.Гуревич пишет о том, что творческие способности включают в себя способность творчески воображать, творчески внимать и  неординарно мыслить (Гуревич П.С., 2001, С.746).

Под содержанием понятия творческой способности Волков И.П. понимает «совокупность многообразных свойств личности, их органическую взаимосвязь и своеобразную направленность в зависимости от характера поставленных задач» (Волков И.П., 2005, С.31-32).

Учеными В.Т.Кудрявцевым и В.А.Синельниковым были выделены следующие универсальные творческие способности, которые сложились в процессе человеческой истории (Кудрявцев В.Т., Синельников В.А., 1995, С.52-53):

1.                     Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей закономерности или тенденций развития целостного объекта до того, как человек будет обладать четким представлением о ней и сможет вписать ее в систему строгих логических категорий.

2.                     Умение видеть целое раньше частей.

3.                     Надситуативно-преобразовательный характер принятия творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбрать альтернативы, навязанные извне, а самостоятельность создать альтернативное решение.

4.                     Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создать условия, в которых предметы наиболее отчетливо обнаруживают свою скрытую в обычных условиях сущность, а также способность проследить и провести анализ особенностей «поведения» предметов в данных условиях.

Учеными и педагогами, которые занимались разработкой программ и методик творческого воспитания на основе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) было установлено, что одним из компонентов творческого потенциала человека являются следующие способности (Богат В., Нюкалов В., 1994, С.17):

1.                     Способность рисковать.

2.                     Дивергентное мышление.

3.                     Скорость мышления.

4.                     Гибкость в мышлении и действиях.

5.                     Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6.                     Богатое воображение.

7.                     Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8.                     Высокие эстетические ценности.

9.                     Развитая интуиция.

Таким образом, опираясь на исследования Березиной В.Г., Викентьева И.Л., Модестова С.Ю. (1995), Венгер Н.Ю. (1995), нами было принято следующее определение творческих способностей: творческие способности представляют собой интегративное, динамическое образование, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и носящей творческий характер. На основе исследований Гнатко Н.М. (1994), Дружинина В.Н. (2002), Дьяченко О.М. (1996) были выделены следующие показатели развития творческих способностей: оригинальность, невербальное воображение, определяющие развитие когнитивного компонента; эмоциональные переживания в творческой деятельности и позитивное эмоциональное отношение к творчеству, определяющие развитие эмоционального компонента, творческая мотивация, определяющая развитие мотивационного компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей у детей 5-6 лет

  1. Характеристика понятий «творчество» и «творческие способности»

Анализ проблемы развития творческих способностей детей 5-6 лет во многом определяется содержанием, которое вкладывается в данное понятие. В обыденном понятии творческие способности, как правило, отождествляют со способностями к различным видам художественной деятельности, умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыкальные произведения и т.п.

В настоящее время; понятие «творческие способности» имеет достаточно устойчивый статус в теоретическом аппарате современной психолого-педагогической науки. Изучению творческих способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных учёных (Вертгеймер М. (1987), Богоявленская Д.Б. (1997), Варламова Е.П. (2002) Гнатко Н.М. (1994), Дружинин В.Н. (2002), Пономарёв Я.А. (1976), Теплов Б.М. (1961) и др.), где раскрываются различные аспекты изучаемого феномена.

В психолого-педагогической литературе определились некоторые общие акценты: в анализе творческих способностей: подчёркивается, что основой для возникновения: изучаемого феномена являются творческие задатки (биологическая предпосылка), акцентируется внимание назначении творческих способностей в определении успешности осуществления человеком той или иной деятельности, отмечается их роль в создании материальной и духовной культуры (Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю., 1995, С.84).

Однако до сих пор не выработана единая точка, зрения на: содержание и структуру творческих способностей, существует терминологическая неопределённость, данного понятия, практически отсутствуют исследования, прослеживающие дальнейшее: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Понятие «творческие способности» тесно связаны с понятиями «творчество» и «творческая деятельность». Под определением «творческая деятельность» необходимо понимать такую деятельность человека, в результате которой будет создано нечто новое (построение мышления, которое приводит к новым знаниям о мире; предмет внешнего мира; чувство, которое отражает новое отношение к действительности) (Дружинин В.Н., 2002, С.49).

С точки зрения Березиной В.Г., Викентьева И.Л., Модестова С.Ю., помимо репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение прошлых впечатлений и действий из опыта, а создание новых образов и действий. В основе данного вида деятельности, по мнению авторов, лежат творческие способности (Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю., 1995, С.51-52).

       В целом в психологии существует  несколько основных подходов к проблеме творческих способностей. Рассмотрим некоторые из них:

В.Д.Шадриков определяет творческие способности, как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности (Шадриков В.Д., 1983, С.18).

С точки зрения Д.Б.Богоявленской, творческие способности являются ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы (Богоявленская Д.Б., 1997, С.166).

 «Задатки детей – это то, на основе чего формируются те или иные творческие способности. Задатки представляют собой то, что дано  ребёнку ещё до начала формирования и развития у него соответствующих творческих способностей» - считает Г.Л.Бурменская. Речь идёт о свойствах, появление которых у ребёнка практически не зависит от его обучения и воспитания и которые возникают и развиваются по законам генетики, в процессе созревания организма» (Бурменская Г.Л., 2005, С.19).

Б.М.Теплов, в своих работах, под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения (Теплов Б.М., 1961, С.48).

В своих работах П.С.Гуревич пишет о том, что творческие способности включают в себя способность творчески воображать, творчески внимать и  неординарно мыслить (Гуревич П.С., 2001, С.746).

Под содержанием понятия творческой способности Волков И.П. понимает «совокупность многообразных свойств личности, их органическую взаимосвязь и своеобразную направленность в зависимости от характера поставленных задач» (Волков И.П., 2005, С.31-32).

Учеными В.Т.Кудрявцевым и В.А.Синельниковым были выделены следующие универсальные творческие способности, которые сложились в процессе человеческой истории (Кудрявцев В.Т., Синельников В.А., 1995, С.52-53):

  1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей закономерности или тенденций развития целостного объекта до того, как человек будет обладать четким представлением о ней и сможет вписать ее в систему строгих логических категорий.
  2. Умение видеть целое раньше частей.
  3. Надситуативно-преобразовательный характер принятия творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбрать альтернативы, навязанные извне, а самостоятельность создать альтернативное решение.
  4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создать условия, в которых предметы наиболее отчетливо обнаруживают свою скрытую в обычных условиях сущность, а также способность проследить и провести анализ особенностей «поведения» предметов в данных условиях.

Учеными и педагогами, которые занимались разработкой программ и методик творческого воспитания на основе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) было установлено, что одним из компонентов творческого потенциала человека являются следующие способности (Богат В., Нюкалов В., 1994, С.17):

  1. Способность рисковать.
  2. Дивергентное мышление.
  3. Скорость мышления.
  4. Гибкость в мышлении и действиях.
  5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
  6. Богатое воображение.
  7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
  8. Высокие эстетические ценности.
  9. Развитая интуиция.

Таким образом, опираясь на исследования Березиной В.Г., Викентьева И.Л., Модестова С.Ю. (1995), Венгер Н.Ю. (1995), нами было принято следующее определение творческих способностей: творческие способности представляют собой интегративное, динамическое образование, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и носящей творческий характер. На основе исследований Гнатко Н.М. (1994), Дружинина В.Н. (2002), Дьяченко О.М. (1996) были выделены следующие показатели развития творческих способностей: оригинальность, невербальное воображение, определяющие развитие когнитивного компонента; эмоциональные переживания в творческой деятельности и позитивное эмоциональное отношение к творчеству, определяющие развитие эмоционального компонента, творческая мотивация, определяющая развитие мотивационного компонента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Проблема креативности, реализация творческих качеств личности привлекает к себе внимание исследователей разных школ и направлений на протяжении длительной истории развития научных знаний. Активизация ...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема  развития творческих способностей  состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные дейс...

. Анализ теоретических аспектов проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов

Способности изучают различные науки - философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология....

Проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности...

Проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

в данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Автор акцентирует внимание на необходимости создания оптимальных условий для воспитания активности...