Современные подходы к развитию познавательных способностей у детей через игры математического содержания
методическая разработка по математике по теме

 

Уважаемые родители и педагоги!

 

Вашему вниманию предлагаются игры, которые помогут малышу освоить первые математические знания. Сформировать представление о цвете, форме и величине предметов. Играя, дети способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности. Большое значение имеет использование привлекательных для детей наглядных пособий.

Вашему ребенку исполнилось три года! Какой он, ваш малыш? Чему и как учить его и нужно ли вообще делать это?

Дидактические игры помогут вам разобраться чему и как учить малыша, чтобы в дальнейшем, по аналогии продолжать развивать знания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnye_igry_dlya_malyshey.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Умные игры для малышей!

«ПОМОЖЕМ ЗАЙКЕ»

        Цель: Определять неравенства предметов по контрастным признакам: большой – маленький. Воспитание отзывчивости.

Ход:

Зайка в огород забежал,

Морковку набрал,

Под кустик сложил…

Как донести?

Белочки пожалели зайчика и принесли ему корзинки.

Воспитатель предлагает в большую корзинку сложить - большие морковки. В маленькую корзинку - маленькие морковки.

«МИШКИН ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ

        

        Цель: Группировать предметы по цвету и длине. Закреплять умение называть правую и левую руку. Определять количество предметов.

Ход:

У Мишки сегодня День Рожденья. Ему подарили шарики.

Воспитатель обращает внимание на то, что шариков много и они разного цвета.

Предлагает, девочкам собрать красные шарики, мальчикам синие. (Затем меняются).

Воспитатель рассказывает детям, что у Мишки никак не получается собрать все шарики, потому что у них ниточки разной длины, а Мишка такой неуклюжий. Дети помогают Мишке и вкладывают ему в правую лапу шарики с длинными ниточками, а в левую шарики с короткими ниточками.

«МАТРЕШКИНО ЧАЕПИТИЕ»

        Цель: Умение прикладывать плоскостные предметы к другим предметам, ориентируясь на цвет и размер. Закреплять основные цвета. Определять величину.

Ход:

        Детям предлагают матрешек разного цвета и размера. Их нужно угостить чаем. Для этого подберем каждой матрешке чашку, блюдце и чайную ложку, ориентируясь на цвет и размер.

«ПО ГРИБЫ – ПО ЯГОДЫ»

        Цель: Закреплять умение объединять предметы в группы по цвету. Находить признаки общие лишь для части предметов.

Ход:

        Предложить детям, для прогулки по лесу, взять корзиночки. Они разного цвета. В лесу дети находят ягоды, грибы, елочки и т.д. Дается задание, собрать в корзинку только те предметы, которые одинаковые с ней по цвету.

        Например: Ягоды красные - в красную корзинку и т.д

«ХОЗЯЮШКИ»

        Цель: Упражнять в раскладывании предметов по цвету, называя его. Находить общие признаки предметов.

Ход:

        Матрешки решили заняться уборкой. Чтобы не испачкаться, им нужно надеть передники. Предложить детям подобрать каждой матрешке свой передник, ориентируясь на цвет.

«ВЕСЕЛЫЙ ПАРАВОЗИК»

        Цель: Правильно называть круг и квадрат. Закреплять основные цвета. Упражнять в обследовании моделей фигур.

Ход:

        Паровозик повстречал на своем пути- кота и они никак не могли поделить дорогу. (Используется фрагмент из песни «Паровоз по рельсам мчится, на пути котенок спит…)

        Сейчас паровозу требуется ремонт. 1.Нужно подобрать по цвету вагонов окна. 2. Нужные по форме колеса.

«ДОЖДИК ЛЕЙ, ЛЕЙ, ВЕСЕЛЕЙ, ВЕСЕЛЕЙ»

        Цель: Продолжать знакомиться с цветом. Формировать умение использовать слова, обозначающие цвет, величину в различных ситуациях. Ориентироваться в основных пространственных направлениях.

Ход:

        Чтобы погулять под дождем, нужно одеть сапожки на правую и левую ножки. Взять зонтик, который по цвету подходит к сапожкам.

« РУКОВИЧКА ДЕДА МОРОЗА»

Цель: Закреплять умение выделять признаки величины, раскладывать предметы в порядке возрастания (убывания). Умение ориентироваться на свойство транзитивности отношений.

Ход:

Перед детьми выкладывается фигура «Деда Мороза», у которого надета только одна рукавичка.

Воспитатель поясняет, что Дед Мороз потерял рукавичку, которая была синего цвета. Жители леса хотели помочь Дедушке и принести ему разные рукавички.

Белочки принесли ему красные.

Лисички – большую и т.д.

Дети подбирают нужную по размеру и цвету рукавичку.

«МАША – РАСТЕРЯША»

Цель:

Учить детей выполнять простые действия с предметами, отличающимися по величине. При этом ориентироваться на слова большая, маленькая, а между ними еще одна – средняя (поменьше).

Воспитывать чувство цвета.

Ход:

Светит солнышко с утра,

Маше в детский сад идти пора.

Проснулась Маша, а какое платье одеть не знает.

Какое её, какое младшей сестры?

Все они в горошинку,

На полочку заброшены.

Нужно Маше помочь!!!

Детям предлагаются плоскостные куклы и три комплекта одежды разного размера.

Требуется подобрать платье Маше и двум её младшим сестрам.

«СЕТЬ ТЯНУ, РЫБКУ ЛОВЛЮ»

Цель:

Формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству предметов, подводи

ть их к самостоятельному выбору заданного цвета. Употреблять слова «много», «по одной».

Ход:

Сегодня мы будем рыбаками. Выберите себе сеть для рыб любого цвета. Какого цвета рыбка приплывает, тому в сеть и попадает.

Дети подбирают рыб, ориентируясь на цвет сети. Затем подводится итог. Сколько рыб тебе попалось в сеть? (Много).

Какого Цвета?

Каждый ребенок показывает своих рыбок и рассказывает про них.

«БУДКА ДЛЯ ЩЕНКА»

Цель:

Развитие интеллектуальных способностей. Показать. Что предметы могут быть разных размеров. Различать и правильно называть геометрические фигуры. Сравнивать предметы по цвету. Воспитание отзывчивости, доброты.

Ход:

Вот сидит лохматый пёс,

В лапы свои уткнувши нос…

Воспитатель показывает на собачку.

-«Что ты собачка такая грустная?»

- Как же мне не грустить!

-У меня домика нет.

- Жалко собачку, давайте ей поможем!

Детям предлагается, из трех вариантов, выбрать домик для собаки. (Конура, гнездо, дом).

Воспитатель помогает детям сделать правильный выбор.

- Хорошо живется собачке!?

В группе раздается собачий лай и появляется ещё две собачки разной величины.

Щенок рассказывает, что это его друзья прибежали, у них тоже нет своего дома.

Воспитатель предлагает помочь и подобрать будки по размеру собачек.

Большой собачке – большая будка, поменьше – средняя, маленькой – маленькая.

Когда собачки заняли свои будки, предлагается покормить их косточкой.

Рассматривают, что косточки разного размера и решают, какой собачки дать нужную косточку.

Чтобы собачки не заблудились, подарим им ошейники, такого же цвета, какого крышка конуры.

Дети выполняют задание.

«ЖИЛИ У БАБУСИ

ДВА ВЕСЕЛЫХ ГУСЯ»

(Игра с мозаикой)

Цель: Развитие мелкой моторики, внимания. Умение ориентироваться на плоскости. Осуществлять выбор заданных цветов из 5 предложенных.

Ход: Воспитатель предлагает детям отобрать элементы зелёной мозаики, поясняя, что это трава.

На лужок приходит бабуся и два её весёлых гуся. Один гусь -  белый. (Воспитатель показывает элемент белой мозаики, поясняя, что такого цвета белый гусь).

Другой гусь – желтый. (Воспитатель показывает элемент жёлтой мозаики и тоже объясняет, что такого цвета гусёнок).

Бегали гуси по травке и спрятались в канавке.

Расстроилась бабуся!!!

Воспитатель предлагает помочь найти гусят.

Дети берут по одному элементу желтой и белой мозаики и поочередно их размещают на панели.

Воспитатель показывает книгу и читает «Два веселых гуся».

Дети выполняют движения гусят: «вытянули шейки», «мыли лапки», «спрятались», «кланялись».

Затем воспитатель дает каждому ребенку комплект мозаики для самостоятельной работы.

«БАНТИКИ»

Цель: Умение отгадывать настроение по мимике лица. Воспитывать дружеспособное отношение к другим. Пользоваться словами, обозначающими цвет в различных ситуациях. Различать предметы по величине.

Ход: На ковролине кукла.

Воспитатель обращает внимание детей на то, какое у куклы настроение.

Она очень грустная, потому что потеряла бантик. Один бантик вплетен в ее косичку, а второго нет.

Как нам помочь кукле?

Дети высказывают свои предположения.

У меня есть волшебная шкатулка. Давайте, посмотрим, что на ней?

Дети открывают шкатулку и находят в ней разного цвета и размера бантики.

Воспитатель предлагает подобрать кукле второй такой - же бантик, как и первый. (по цвету и размеру).

Когда дети подобрали нужный бантик, воспитатель обращает внимание, что выражение лица у куклы поменялось.

Какое теперь настроение у куклы?

Она улыбается.

У нас тоже хорошее настроение. Потому что мы помогли кукле в беде.

Можно предложить детям спеть любимую песню!!!

«ЛОВИСЬ РЫБКА БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ»

Цель: Развитие мелкой моторики, внимания. Различать предметы по величине. Правильно пользоваться словами: «большой», «маленький»

Ход: На ковролине лиса!

Рядом размещен синий круг, где разные по размеру рыбки.

Воспитатель рассказывает, что лиса решила наловить рыбы. Но у неё ничего не получается.

Давайте поможем. Для этого нужно сказать волшебные слова: «Ловись рыбка большая и маленькая!»

Когда воспитатель говорит: «ловись рыбка большая!», дети достают из пруда большую рыбку. А когда говорит: «ловись рыбка маленькая!», то дети достают маленькую.

Дети выполняют действия. Когда всю рыбу выловили, воспитатель уточняет, сколько рыб больших, а сколько маленьких рыб дети поймали. (Много)

Чтобы лиса донесла до норы рыбку и не потеряла, детям предлагается прикрепить за крючки (которые прикреплены  к рыбкам) рыбку к кольцу.

Лиса благодарит детей за помощь.

«УТЯТА»

Цель: Развивать представления о количестве. Упражнять в группировке предметов по размеру.

Ход: Звучит фонограмма песни «Маленькие утята».

Воспитатель вместе с детьми выполняют движения «маленьких утят».

-Посмотрите!!!

-Услышав, веселую музыку к нам в гости пришли утята.

Дети рассматривают сколько утят и какого они размера. (Можно сосчитать утят).

-Чем же нам их угостить? Выслушиваются предложения ребят.

Воспитатель предлагает угостить их мотыльками.

Большого мотылька дадим большому утенку и т.д.

Дети угощают утят, подбирая мотыльков по размеру.

«ПО МОРЯМ – ПО ВОЛНАМ!»

Цель: Закреплять знания о цвете. Различать количество предметов. Выявлять свойства воды: может быть теплой и холодной.

Ход: Дети вместе с воспитателем пускают в емкость с водой лодочки разного цвета. (Предварительно трогают воду и определяют теплая она или холодная).

Вдруг начался шторм, налетел сильный ветер и перевернул лодочки.

Нужно лодочки просушить и починить.

Воспитатель обращает внимание, что паруса у лодочки сломались. Предлагается их заново починить. Дети подбирают по цвету лодочки, такой же парус и присоединяют.

Когда лодочки высохнут, можно будет снова отправляться в плаванье.

Сколько лодочек уже готово?

«АВТОГОНКИ»

Цель: Закрепление основных цветов. Умение выделять параметр длины. Закреплять отношения «ближе» - «дальше». Развивать пространственное отношение.

Ход: Машины разного цвета готовятся к автогонкам. Они должны добраться до флажка с таким же цветом, как и машина.

Дороги разной длины. Детям предлагается отгадать какая машина приедет первой (которая едет по длинной дороге или по короткой).

После того, как дети высказали свое мнение, можно начать гонки. В конце подводятся итог.

«СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ»

Цель: Упражнять в определении предметов по длине, сравнение дорожек: длиннее, короче. Учить приемам зрительного обследования. Считать в пределах трех.

Ход: Лесные жители решили посоревноваться, кто дальше прыгнет.

На ковролине помещаются животные. Рядом с ними полоски, указывающие длину прыжка.

Детям предлагается отгадать, кто как прыгнул.

У зайчика самая длинная полоска, поэтому он прыгнул дальше всех.

У белочки, покороче полоска, она прыгнула поближе.

У медведя, самая короткая полоска, он прыгнул ближе всех.

В конце полосок дети ставят значок «Финиш», такого же цвета, какого цвета животные. (Зайчик – белый, белочка – оранжевая, медведь - коричневый).

В конце соревнований животные награждаются медалями с числами: 1, 2, 3 (первое, второе, третье место).

 «ПОСТРОИМ ДОМ»

Цель: Закрепление понятий величина. Уметь подбирать предметы в порядке убывания или возрастания. Развитие конструктивных способностей. ОБЖ

Ход: На ковролине помещают героев из сказки «Кошкин дом».

Все вместе вспоминают, что произошло с «кошкиным домом» и почему случился пожар.

Затем дети определяют кто из героев самый маленький (котята)?

Кто побольше?

И кто большой?

Кот предлагает построить новый дом.

Сказочные герои начинают строить дом, но не могут справиться. Дети помогают в строительстве нового дома.

Раскладывают брёвна (полоски): котятам – короткие, кошке – подлиннее, коту-дворнику – большие.

Затем складывают из брёвен дом.

«МАТРЁШКИ»

Цель: Развивать внимание и наблюдательность. Составлять целое из частей. Развивать представления: высокий, ниже, низкий. Тренироваться в счете до трех.

Ход: Появляется Незнайка.

Он кладёт на стол детали матрёшек и просит ребят помочь ему собрать их.

Дети выполняют задание на ковролине. Находят нужные детали и выкладывает трех матрешек. Самая большая украшена узором.

Предлагается украсить остальных матрёшек таким же узором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема  развития творческих способностей  состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные дейс...

Мастер-класс для воспитателей по теме: «Развитие познавательных способностей у детей через опытно-экспериментальную деятельность»

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов....

"Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания"

С помощью математических игр развивается избирательное восприятие, которое направлено, прежде всего, на такие специфические для математики характеристики внешнего мира, как форма, пространственное рас...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ИГРУ

Через игру, которая является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, формируются личные качества ребёнка. Игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети уча...

Методическая разработка совместная деятельность родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Развитие математических способностей у детей через игру»

Творчество педагога состоит в умении определить и выбрать максимально эффективные, основанные на детских интересах и возможностях пути и средства развития ребенка. Связующим звеном Образовательной про...