Консультация для воспитателей "Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии ФОП ДО"
консультация
Материал предназначен для воспитатей по организации трудовой деятельности дошкольников в условиях ДОУ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ
в соответствии с ФОП ДО»
Цель: уточнить и систематизировать знания воспитателей по организации трудовой деятельности дошкольников в условиях реализации ДОУ в соответствии ФОП ДО.
Трудовое воспитание дошкольников – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В соответствии с ФОП ДО, трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Принципы и подходы воспитания у детей позитивного отношения к труду:
- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;
- принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принципа развивающего образования (системности и последовательности);
- принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
- принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что трудовая деятельность соответствует основному руслу психического развития ребёнка - дошкольника в связи с её привлекательностью и возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого использования технологий приобщения дошкольников к труду.
Детский труд отличается от взрослого труда, в чем его отличительные особенности?
- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей;
- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой;
- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;
- трудовая деятельность предполагает участие и помощь взрослого;
- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;
- для дошкольников результат труда имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого.
Из каких компонентов состоит трудовая деятельность?
- Мотив;
- Цель;
- Планирование;
- Процесс деятельности;
- Результат;
- Оценка;
Каждый из структурных компонентов деятельности используется с учетом возрастных особенностей дошкольников.
На какие виды делится трудовая деятельность дошкольников?
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:
- самообслуживание;
- хозяйственно - бытовой труд;
- труд в природе;
- ручной труд.
Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигиенические правила.
Хозяйственно - бытовой труд – это труд по наведению порядка в помещении детского сада и на участке, направленный на формирование у ребенка осознания труда для общей пользы и стремления создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека.
Обучение навыкам ручного труда осуществляется в старшей и подготовительной группах. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
В трудовой деятельности формируется ценностное отношение к труду как социально значимой деятельности.
Какие формы организации труда Вы знаете?
Содержание труда реализуется в разных формах организации.
Поручения. Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить ― значит обязать выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности.
- Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная практическая забота нескольких детей о других. Это позволяет воспитывать у детей ответственность, заботливое отношение к людям.
- Коллективный труд - это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Данная форма организации труда детей способствует решению задач нравственного воспитания, формированию начал коллективизма, умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы. Коллективный труд рядом используется, начиная с младшей группы. Все дети выполняют одно и то же действие. Труд рядом дает возможность увидеть труд в целом (от начала до конца). Коллективный общий труд используется, начиная со средней группы. В процессе труда каждый ребенок выполняет свое задание, не зависящее от других участников труда, но результат труда - общий. Коллективный совместный труд используется в старшей и подготовительной группе. Цель, как и в общем труде – общая. Трудятся все дети. Группа разбита на звенья, у каждого звена своя цель.
Какие требования к организации и содержанию работы трудовой деятельности в ДОУ предъявляет СанПиН?
Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 4-5 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, листьев требуют особо тщательного контроля над состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, необходимо обращать внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость.
Большое внимание в образовательных программах всегда уделялось труду в природе. К сожалению, новые требования СанПиН значительно снижают объем ролевых операций.
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы в современных образовательных условиях позволяет достичь высоких результатов.
Вывод:
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка.
Используемая литература:
1. ФОП ДО.
2. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2005.
3. Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 386с.
4. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в дет. саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2014
5. Журнал «Справочник старшего воспитателя» №9 (с.6-8), №10 (с. 8-21), №12 (с.5-25) - 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества отражены в ФГОС дошкольного образования в области "Социально-коммуникативное развитие"....
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным о...

«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Включаясь в...
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов...

Основные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС
Основные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС.«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развив...
Отчёт по самообразованию ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема: «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» https://cloud.mail.ru/public/MDX8/zvbkeaVCw
А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые ...

Консультация «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным о...
