Армейский квест "Богатырский Дозор" или "Юные Стражи Руси"
методическая разработка

Ахметчанова Эльвира Саттаровна

Формирование у детей представления о защитниках Родины (богатыри, воины, мирные герои) через игровые действия. Развитие физических качества (ловкость, координацию), нравственные качества (смелость, взаимопомощь, ответственность), познавательный интерес к истории и природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл armeyskiy_kvest.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Армейский квест

"Богатырский Дозор" или "Юные Стражи Руси"

Автор: Ахметчанова Э.С.

Цель: Формирование у детей представления о защитниках Родины (богатыри, воины, мирные герои) через игровые действия. Развитие физических качества (ловкость, координацию), нравственные качества (смелость, взаимопомощь, ответственность), познавательный интерес к истории и природе родного края.

Возраст: Средняя, старшая, подготовительная группы (4-7 лет). Сложность заданий адаптируется.

Время: 20-30 минут (можно интегрировать в прогулку или физкультурное занятие).

Место: Групповая комната, музыкальный/спортивный зал, участок на улице.

Реквизит (простой и безопасный):

  1. "Карта Русской Земли": Крупный рисунок/плакат с условным изображением: лес (зеленый), река (синяя лента/ткань), горы (кубы, маты), село (домики из кубиков), застава (флажок).
  2. "Щиты" и "Мечи": Картонные, легкие, безопасные. Можно украсить символикой (солнце, дерево).
  3. "Кони богатырские": Гимнастические палки, лошадки-качалки, или просто воображаемые кони.
  4. "Задания-Свитки": Листы бумаги, свернутые в трубку, с условными рисунками или простыми словами ("Помоги", "Опасность у реки", "Найди семена").
  5. "Волшебные Семена" / "Дары Земли": Шишки, желуди, каштаны, муляжи овощей/фруктов, колосья пшеницы (искусственные или настоящие).
  6. "Препятствия":
  • "Темный Лес" (Запутанные тропы): Конусы, кегли, между которыми нужно пройти "змейкой".
  • "Глубокий Овраг" / "Бурная Река": 2 скакалки/ленты (параллельно) – пройти по "мостику". Или "кочки" (обручи, коврики) – перебраться.
  • "Высокие Горы": Гимнастическая скамейка (пройти), маты (перелезть), туннель (пролезть).
  1. "Раненый Зверек" / "Заблудившийся птенец": Большая мягкая игрушка (заяц, птичка).
  2. "Аптечка": Сумка с муляжом бинта, пластыря.
  3. "Враги" (Нестрашные!): Картонные силуэты "Змея Горыныча" (три головы на палке) или "Ленивца-Обжорища" (смешной рисунок). ИЛИ роль играет взрослый (воспитатель в условной маске/плаще).
  4. "Сундук с Наградой": Коробка с "богатырскими" медальками (звездочки из фольги, деревянные значки) или угощением ("богатырские" сушки, хлебцы).
  5. Музыка: Фоновая народная музыка, звуки леса (пение птиц), тревожный бубен (для "опасности").

Ход игровой ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию (Создание мотивации, 3-5 мин):

  • Воспитатель собирает детей: "Ребята, вы слышали про славных богатырей? Про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича? Это были настоящие защитники земли русской! Они охраняли мирных людей, защищали родную природу, помогали слабым!"
  • Показывает "Карту Русской Земли": "Посмотрите, какая наша земля красивая: леса дремучие, реки глубокие, поля широкие, села мирные. Но иногда на этой земле случаются беды: кто-то может заблудиться в лесу, речка загрязниться, а то и ленивый да жадный злодей попытается навредить!"
  • Задает вопрос: "Хотите стать такими же смелыми и добрыми защитниками, как богатыри? Пойти в "Богатырский Дозор", чтобы помочь своей земле и ее жителям?"
  • Дети: "Да!" Воспитатель: "Тогда вам нужны доспехи!". Раздает "щиты" (можно просто обозначить, нарисовав круг на картоне и прикрепив ленту) и "мечи" (картонные безопасные). Можно надеть элементы костюмов (косынки, пояса). "Вот вы теперь – Юные Богатыри! А я буду ваш Старший Воевода!"

2. Основная часть (Игровые действия, 15-20 мин):

  • "Получение Вести": Воспитатель-"Воевода": "Богатыри, ко мне! Тревожная весть пришла!" Показывает первый "Свиток". "На нашей Карте – беда! В дремучем лесу (показывает на карту и на зону "леса" в зале/на участке) заблудился маленький зайчонок! Он плачет, маму ищет. Надо спешить на помощь!"
  • "Дозор 1: Спасение в Лесу":
  • Задача: Добраться через "Темный Лес" (конусы/кегли – идти "змейкой"), найти "зайчонка" (игрушку), успокоить его, "оказать помощь" (погладить, "забинтовать лапку" муляжом бинта), отнести в "безопасное место" (условное "село" на карте/кубики).
  • Действия детей: Дети "скачут на конях" (имитируют бег или используют палки), преодолевают препятствие, находят игрушку, заботятся о ней, переносят. Воспитатель комментирует, подбадривает: "Молодцы! Ловко пробрались! Аккуратно зайку несите!"
  • "Получение Второй Вести": "Воевода": "Молодцы, богатыри! Справились! Но новая беда! Смотрите на Карту! К нашей чистой речке (показывает зону "реки") подкрался вредный "Ленивец-Обжорище" (показывает картонный силуэт или выходит взрослый в условном плаще)! Он хочет весь мусор в речку выбросить и всю рыбу переловить! Нельзя допустить!"
  • "Дозор 2: Защита Реки":
  • Задача: Добраться до "реки" (пройти по "мостику" через "овраг" – между скакалками или по "кочкам" – обручам). "Прогнать" "Ленивца" не силой, а убеждением и дружным видом. Собрать "мусор" (разбросанные безопасные кубики, мячики – это "камни", которые он хотел бросить) и очистить "берег".
  • Действия детей: Преодолевают препятствие. Подходят к "Ленивцу". Воспитатель (или взрослый в роли) говорит: "Ой, кто это? Целый отряд богатырей! Я... я просто хотел тут посидеть...". Дети хором говорят: "Нельзя мусорить! Речку засоришь! Рыбку погубишь! Уходи!" "Ленивец" пугается дружного отпора: "Ладно, ладно, ухожу! Не сердитесь!" (уходит). Дети собирают "мусор" в корзину. Воспитатель: "Отстояли чистоту! Река спасена!"
  • "Получение Третьей Вести": "Воевода": "Славно потрудились! Но глядите на Карту! Наши поля (показывает зону) пустуют! Нужно засеять их добрыми семенами, чтобы урожай богатый вырос, чтобы народ сыт был! Но семена потерялись у подножия Высоких Гор! Найти надо!"
  • "Дозор 3: Возрождение Поля":
  • Задача: Добраться до "гор" (пройти по скамейке – "тропинке", перелезть через маты – "скалы", проползти через туннель – "пещеру"). Найти "Волшебные Семена" (шишки, желуди, муляжи семян/колосья в корзинке). Вернуться и "засеять поле" (разложить семена на условном "поле" – ковре, обруче).
  • Действия детей: Преодолевают полосу препятствий, находят семена, возвращаются, "сеют". Воспитатель: "Теперь и поле наше будет плодородным! Хлебушко вырастет душистый! Сила земли прибавится!"

3. Заключительная часть (Подведение итогов, награждение, 3-5 мин):

  • "Воевода" собирает "богатырей" у "Карты": "Молодцы, юные защитники! Посмотрите на нашу Карту! (Указывает на места, где помогали). Зайчонок спасен – в селе! Река чистая течет! Поле засеяно! Все благодаря вашей смелости, ловкости, дружбе и доброму сердцу! Вы показали, что защищать Родину – это не только с врагами сражаться, но и природу беречь, слабым помогать, землю возделывать! Вы – настоящие Богатыри земли русской!"
  • Награждение: "А за вашу доблесть и отвагу полагается награда!" Открывает "Сундук". Вручает каждому ребенку "богатырскую" медаль (звездочка, значок) или маленький знак отличия. "Это вам, добры молодцы!"
  • Общее ликование: "Давайте громко крикнем, как настоящие богатыри: 'За Родину! За мир! Ура!'" Дети кричат "Ура!".
  • Завершение: "Наш Богатырский Дозор завершен! Но помните: защищать свою землю, свой дом, своих друзей можно каждый день добрыми делами и поступками! А теперь – на отдых богатырский!". Можно завершить хороводом под народную музыку или "богатырским" чаепитием (сок, сушки).

Ключевые принципы успеха:

  1. Игра, а не урок: Дети ДЕЙСТВУЮТ, а не слушают. Минимум объяснений, максимум движения и решения задач.
  2. Позитивный образ защиты: Защита = Помощь (животному) + Забота (о природе) + Созидание (посадка семян). Акцент на мирных подвигах.
  3. Активность всех: Задания построены так, чтобы участвовал каждый ребенок (можно разбить на маленькие группы для разных "дозоров" одновременно, если детей много).
  4. Символичность: Реквизит условный, стимулирующий воображение (палка – конь, коврик – кочка, шишка – семя).
  5. Безопасность: Все препятствия и реквизит безопасны. Воспитатель страхует.
  6. Динамика: Чередование двигательных заданий (преодоление препятствий) с моментами заботы (спасение зайца), убеждения ("прогнать" Ленивца) и созидания ("посеять" семена).
  7. Эмоциональность: Воспитатель в роли "Воеводы" ведет игру энергично, использует выразительную речь, интонации (тревога, радость, гордость).
  8. Адаптация: Для младших: упростить препятствия (просто бег "змейкой", без "кочек"), сделать "врага" совсем смешным и нестрашным. Для старших: добавить простую шифровку на свитке, усложнить полосу препятствий.
  9. Связь с реальностью: в конце подчеркнуть, что защищать свою "землю" (детский сад, двор, природу вокруг) можно и в обычной жизни – убирая мусор, помогая другу, сажая цветы.

Вариации и Дополнения:

  • "Защитники не только богатыри": в конце можно кратко сказать: "А знаете, ребята, защитниками земли русской были не только богатыри. Это и врачи, что людей лечат, и пожарные, что от огня спасают, и строители, что дома крепкие строят, и ученые, что новые знания добывают! Все, кто трудится на благо Родины – ее защитники!"
  • "Строители Крепости": Добавить задание построить "сторожевую башню" или "крепостную стену" из крупного конструктора или мягких модулей для защиты "села".
  • "Богатырские Игры": Включить в середину или конец традиционные русские игры: "Гуси-лебеди", "Золотые ворота", перетягивание каната (с безопасным канатом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник "Армейские игры"

спортивный праздник с участием родителей и их детей, где папы, дедушки и братья пренимают активное участие в играх и эстафетах, бегают, прыгают вместе с детьми...

"День Защитника Отечества или Армейские учения с Незнайкой и его друзьями" спортивный праздник для старших групп

Праздник для старших и подготовительных групп, посвященный Дню Защитника Отечестра с участием Синеглазки, Незнайки и Знайки....

Непосредственно образовательная деятельность "Армейский альбом"

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе Тема: «Армейский альбом» (День защитника Отечества)...

« Армейские учения с Незнайкой и его друзьями»

Шикарное развлечение на 23 февраля. В этом развлечении ребята встречаются с любимыми героями из произведений Н.Носова....

Армейские учения с Незнайкой и его друзьями.

Спортивное развлечение для старших дошкольников, посвященное 23февраля....

В нашем детском саду каждый год в конце марта проходит "Книжкина неделя". В старшей группе я выбрала тему "На страже Руси"

В нашем детском саду каждый год в конце марта проходит "Книжкина неделя". В старшей группе я выбрала тему "На страже Руси"...