Педагогический проект "Мама, папа, я - это все моя семья!" для детей старшей группы на 2023-2024 учебный год
проект (старшая группа)

Белоусова Татьяна Геннадьевна

Вид проекта: информационный, творческий

Тип проекта: краткосрочный

По числу участников проекта: групповой

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, педагоги, родители.

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: создание условий для вовлечения семьи в единое образовательное пространство, создать положительную, эмоциональную среду общения между родителями и педагогами.

Проект принял участие в Городском конкурсе социально-значимых педагогических проектов среди педагогов дошкольных образовательных организаций города Смоленска 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mama_papa_ya_st_gr_ds11.doc212.75 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс

социально-значимых педагогических проектов

среди педагогов дошкольных образовательных организаций

города Смоленска

Белоусова Татьяна Геннадьевна, Прохоренкова Марина Юрьевна

(фамилия, имя, отчество)

воспитатель                           учитель-логопед

(должность)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11» города Смоленска

(полное наименование образовательной организации)

«Моя семья – мое богатство»

Мама, папа, я – это все моя семья!

(направление и  название разработки)

2024 год

Педагогический проект

Мама, папа, я – это все моя семья!

I.Пояснительная записка

Актуальность

 Взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в обучении и воспитании дошкольников, особенно детей, имеющих статус ОВЗ. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться хороших результатов. Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Они должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Родители - главные воспитатели своих детей. Дошкольные образовательные учреждения призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Сухомлинский В.А. сказал:  «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей».

Семья – один из древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости. Так же семья является основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей.

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Не все дети группы знают о своей собственной семье; кем работают их члены семьи, плохо ориентируются в родственных связях. Не знают и путают, кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная функция – воспитание детей, она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.

В ходе беседы с детьми было установлено, что дети имеют недостаточные представления о своей семье, кто кому и кем приходится, как зовут бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Также возникли трудности со знанием кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший. Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, целенаправленного развития  речи дошкольников, а также для согласования воспитательных воздействий на ребёнка и появилась идея создать совместный проект для педагогов, детей и их родителей «Мама, папа, я – это все моя семья», который поможет детям и их родителям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, привить чувство привязанности к семье, дому, к своему Отечеству.

Вид проекта: информационный, творческий

Тип проекта:  краткосрочный

По числу участников проекта:  групповой

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, педагоги, родители.

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: создание условий для вовлечения семьи в единое образовательное пространство, создать положительную, эмоциональную среду общения между родителями и педагогами.

Задачи:

- побудить интерес детей к своей семье, к истории своих ближайших предков;

- приобщить детей к семейным традициям и ценностям;

- расширять  и активизировать  словарь по теме «Мама, папа, я – это все моя семья!»;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- создать условия для формирования и развития умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли;

- закрепить представления о профессиях членов семьи;

- вызвать интерес к собственному имени;

- побудить интерес родителей к совместной деятельности и сотрудничеству с педагогами;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки.

Принципы к формированию содержания проекта:

- принцип сотрудничества педагогов и родителей;

- принцип доброжелательности;

- принцип доступности;

- принцип открытости детского сада и семьи;

Подходы к формированию содержания проекта:

- индивидуальный подход;

- дифференцированный подход.

Предполагаемый результат:

- повышение авторитета работников ДОУ;

- создание единого образовательного пространства для детей и педагогов по средствам совместной работы коллектива ДОУ с семьями дошкольников;

- «превращение» родителей из «наблюдателей» в активных участников и помощников педагогов;

- повышение уровня знаний детей по теме изучаемой теме;

- дошкольники проявляют интерес к своей семье, ее истории;

- дети знают семейные ценности и традициям;

- расширен активный словарь по изучаемой теме;

- грамматический строй речи более совершенен в рамках данной темы;

- дети умеют связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли;

- имеют представления о профессиях членов семьи;

- проявляют интерес к собственному имени.

Проблемная ситуация:

1) отсутствие знаний детей о своей семье:

  • о понятии «семья», «члены семьи», «профессии членов семьи»;
  • об истории своего рода и семьи;
  • о положительных и отрицательных поступках как о ценностях семьи;

2) недооценка семейных ценностей; неустойчивый или отсутствующий интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций;

3) трудности в сотрудничестве семей с педагогами ДОУ (старшая группа).

Формы и методы работы:

- консультации;

- фотовыставка;

- презентация;

- беседа;

- дидактическая игра;

- творческая деятельность.

Продукты деятельности:

- рисование «Портрет мамы или папы»

- аппликация «Мой дом»

- выставка «Герб моей семьи»

- онлайн книга «Все о моей семье»

- стенгазета – фотоколлаж «Наша дружная семья!»

II. Содержание проекта

Этапы проекта

1.Организационный:

- изучение опыта коллег из других регионов  в сети интернет

- подбор литературы по теме проекта

- изучение психолого-педагогической литературы, и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями;

- выявление проблемы, определение цели и задач;

- составление плана проекта работы с детьми и родителями;    

- диагностика актуального уровня речевого развития детей по теме;

- выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей;

- подбор дидактического материала для речевого развития детей по теме проекта;

- разработка тематического плана для реализации проекта.

2.Этап реализации проекта:

Дата проведения

Совместная деятельность

педагога и детей

Условия для самостоятельной деятельности детей

(изменения в среде)

Взаимодействие с родителями

1.Чтение художественной литературы, отражающей сохранение семейных ценностей, послушания (воспитатель):

 А.Усачев «Жили-были ёжики»,

В.Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает»,

М.Зощенко «Лёля и Минька» (сборник рассказов);

народные сказки «Сказка о гусыне», «Снегурочка», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди».

2.Творческая совместная деятельность (воспитатель):

рисование «Портрет мамы или папы», «Моя любимая семья»;

аппликация «Мой дом».

3. Беседа (презентация домашнего задания) «Это мои любимые»,

«Пословицы и поговорки о семье» (воспитатель, учитель-логопед).

 4. Пальчиковые игры (учитель-логопед) «Бабушка и внуки»

«Наш малыш»

«Семья»

«За работу»

«Моя семья»

«Детки»

«Как у нас семья большая» и др

5. Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи (учитель-логопед)

«Назови, чей?»
«Назови ласково»

«Один — много»

«Закончи предложения»

«Опиши, какая (какой), что делает?»

и др

1. Центр творчества

- раскраски по прочитанным литературным произведениям;

- материал для самостоятельного творчества по выбору детей.

2. Центр художественной литературы: художественная литература для чтения по проблеме проекта с иллюстрациями и самостоятельного чтения для читающих детей.

3. Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к игре «Семья», «Поликлиника»

4. Центр речевого развития: настольная игра логопедическое лото «Профессии», игра «Мир вокруг нас», игра-лабиринт «Найди дорогу к маме», игра «Найди 10 отличий», игра «Нелепицы», игра-лото «Кто чем работает?», игра-лото «Наши родные: как их назвать?», игра «Фразовый конструктор».

1.Совместное с детьми выполнение творческих домашних заданий:

 «Это мои любимые», «Герб семьи», «Семейное древо», «Тайна моего имени».

Организация выставки творческих работ.

2. Консультации для родителей в формате онлайн:

«Роль семьи в жизни ребенка» (консультация воспитателя), «Влияние семьи на речевое развитие детей» (консультация учителя-логопеда).

3.  Рекомендованный список художественной литературы для домашнего прочтения в формате онлайн

4. Лексико-грамматический материал для закрепления с детьми дома в формате онлайн

3.Заключительный этап

Перед началом проведения самого проекта, воспитатель вместе с детьми на Утреннем круге обсудил тему семью, семейных отношений, профессии родителей и т.п. Выяснилось, что дети практически ничего не знают о свих родных и близких. Было принято решение «добыть» знания!

Первым делом родителям было дано задание: найти семейную фотографию и вместе с ребенком составить рассказ о своей семье, записать его для создания альбома. Это был мини проект, который ребята представляли в детском саду. Они показывали фотографию и рассказывали то, что рассказали их родители.

Пока дома готовилась творческая работа, мы с ребятами в ДОУ погружались в тему семьи, взаимоотношений в семье, правил поведения и прочего через прочтения литературных произведений, в которых отражены самые острые и интересные моменты.

Так как русский народ всегда был за сохранение семейных ценностей, за уважение старшего поколения, он придумал пословицы и поговорки о семье. Детям было предложено выучить с родителями по одной или две пословицы (поговорки). Мы с детьми вспомнили выученные поговорки и пословицы и выяснили их смысл. Так же ребята выполняли творческие работы, например, рисовали портреты родителей, всю семью с бабушками и дедушками, из бумаги дети придумывали дома для своей семьи.

С учителем-логопедом ребята за время проекта разучили большое количество пальчиковых игр («Бабушка и внуки», «Моя семья», «Как у нас семья большая» и пр.) и достаточно много времени уделили лексико-грамматической стороне речи в рамках темы проекта. Педагог  предложила ребятам большое количество дидактических игр, которые позволили на материале темы «Семья» закрепить некоторые речевые навыки воспитанников старшей группы («Назови, чей?», «Назови ласково», «Один- много» и др.).

Родители в этом проекте являлись активными участниками, помимо мини проекта «Это мои любимые», они провели огромную работу по поискам родственников и составлению семейного дерева. Еще одним творческим заданием было придумывание герба своей семьи. Все работы были оформлены в выставки и с огромным удовольствием ребята со своими родными рассматривали чужие работы, оценивали, кто больше родственников вспомнил для древа.

Достаточно интересным было, и для родителей тоже, задание «Тайна моего имени». В этом задании родители с детьми в сети интернет искали значения имен своих деток, а также нужно было поделиться со всеми, почему же для своего любимого чада было выбрано именно это имя. Оказалось, что некоторые почти за шесть лет и забыли, почему выбрали то или иное имя.

Воспитателем и учителем-логопедом были разработаны в онлайн формате консультации «Роль семьи в жизни ребенка» и «Влияние семьи на речевое развитие детей» для родителей, лексико-грамматический материал для домашней работы и список рекомендованной литературы для чтения дома по теме проекта. В современном мире нам гораздо удобнее читать информацию в электронном виде, поэтому всю информационную часть проекта разместили в «облаке». С помощью QR кода родители переходили и просматривали информацию, скачивали в свои смартфоны. Удобный формат «всегда под рукой».

В заключении хочется сказать, что данный проект был полезен не только нашим воспитанникам, но и их родителям. Не только тем, что они проводили время со своими детками, но и для себя много почерпнули… Появилась хорошая возможность вспомнить тех людей или события, о которых мы забыли… Или не знали вовсе….

III. Список источников

1. [Электронный ресурс]. URL:  https://kirychina-dou73zlatoust.educhel.ru/folders/post/2922321 (дата обращения: 20.03.24)

2. [Электронный ресурс]. URL:  https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-v-starshey-gruppe-rol-semi-v-formirovanii-lichnosti-doshkolnika-1793574.html (дата обращения: 20.03.24)

3. [Электронный ресурс]. URL:  https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-privitie-lyubvi-semejnyh-cennostej-cherez-obrazy-russkih-skazok-5302557.html   (дата обращения: 19.03.24)

4. [Электронный ресурс]. URL:  https://www.defectologiya.pro/zhurnal/rol_semi_v_vospitanii_i_soczializaczii_detej_doshkolnogo_vozrasta/  (дата обращения: 22.03.24)

IV. Приложение

Приложение 1

Беседа

«Моя дружная семья»

Цель: Расширить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе.

Задачи: Уточнить представления детей о понятиях – семья, родственники. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Закрепить знание пословиц о семье. Развивать связанную речь детей.

Предварительная работа: Родители с детьми разучивают пословицы о семье, делают мини-сборник пословиц о семье, коллаж «Моя дружная семья».

Ход беседы

1.Организационный момент

Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарила.

Оглядело все вокруг

Слева друг, справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте!

Добрый день!

2. Основной этап.

Беседа о семье (сидя на ковре)

- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой.

- А почему? Да, вас ждет ваша семья!

- А кто живет в ваших семьях?

- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?

- А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)

- А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)

- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)

- Итак, что же такое семья? (ответы детей)

Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Беседа по пословицам.

- Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Вот послушайте:

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

На что и клад, когда в семье лад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья — опора счастья.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Сердце матери лучше солнца согреет.

- А как вы понимаете смысл этих пословиц?

Дети дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. В упражнении важно создать атмосферу групповой сплоченности и возможности использовать свой и чужой опыт для решения проблемы восприятия.

- А какие вы знаете пословицы о семье? (дети рассказывают пословицы)

А теперь давайте поиграем в игру, я начинаю говорить пословицу, а вы продолжаете.

«При солнышке тепло, при матери – добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»

3.Заключительный этап

- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?

(дети встают в круг, воспитатель берет мяч)

- Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.

- Что же такое семья? ( это люди которые любят друг друга и живут вместе)

- Как люди должны жить в семье? (дружно, любить друг друга, ухаживать, целовать, обнимать и т.д.)

Приложение 2

Консультация для родителей

Роль семьи в воспитании и социализации

детей дошкольного возраста

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста заключается в формировании достойного поколения со здоровой психикой и социально правильным взглядом на межличностные отношения. В становлении личности ребенка участвуют такие факторы, как семья, школа, средства  массовой информации и ровесники. Но к тому моменту, как ребенок начинает посещать школу, усваивать информацию извне и устанавливать общение со сверстниками, его основные социальные навыки уже сформированы. Сформированы и основные понятия о добре, зле и справедливости. Сформировано общее представление о том, каков внешний мир и как к нему необходимо относиться.

Ребенок, как губка, впитывает в себя все, что происходит в семье. И так как иного примера перед его глазами нет, он считает эту модель единственно правильной, а отношения внутри семьи — нормой. Поэтому необходимо понимать, что воспитание у дошкольников культуры семейных традиций — посильная задача каждого родителя.

Влияние родителей на ребенка в процессе воспитания

Становление семейных, личных и моральных ценностей происходит по двум направлениям:

1. Влияние родителей на воспитание ребенка целенаправленно путем формирования привычек, образа мышления и общих взглядов на моральные ценности.

2. Формирование у дошкольников представлений о семье путем наблюдения за отношениями взрослых между собой.

В первом случае взрослые на примере сказок, мультфильмов, игр и собственного поведения формируют в ребенке основные понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо»: доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, элементарные правила этикета, любовь к животным и растительному миру, гигиена и чистоплотность, основы культуры речи, любовь к физическому труду и др. Далее правовое воспитание дошкольников в более углубленном виде ведется уже в детском саду.

С рождением ребенка молодые родители не только воспитывают и формируют будущую личность своего малыша, но и сами вместе с ним обучаются новой роли — роли грамотного воспитателя. Успех здесь зависит не только от воспитания и психологической зрелости самих родителей, но и от их грамотного взаимодействия между собой. Какие бы разногласия и противоречия ни были между ними, ребенок не должен их наблюдать. Мама и папа — это одно целое. Вырастая, девочка повторяет поведение матери по отношению к отцу, а сын — отца к матери. Соответственно, любые конфликтные ситуации ребенок будет подсознательно повторять со своим супругом или супругой. Родителям крайне важно помнить об этой специфике детского подсознания и придерживаться единой позиции в воспитании детей для здорового формирования семейных ценностей. Счастливые дети вырастают в счастливых семьях.

Типы отношений в семье и их влияние на психологическое развитие детей.

В семейных отношениях выделяют 4 типа: диктат, опека, сотрудничество и невмешательство. Каждая модель семьи придерживается определенного типа поведения подсознательно. И данное поведение, как показало исследование специалистов, не всегда зависит от материального уровня и психологического благополучия семьи в целом.

  1. Диктат в семье выражается безоговорочной авторитарностью родителей, как правило, одного из родителей. Интересы, мнение и желания ребенка не учитываются, воспитание выражается в приказах, требованиях, физическом принуждении. Протест ребенка на данное воспитание выражается сопротивлением: агрессивностью, замкнутостью, лживостью и ненавистью по отношению к родителю-тирану. В любом случае личность малыша оказывается сломленной, что негативно влияет на дальнейшее ее формирование: либо ребенок вырастает с заниженной самооценкой, неверием в себя и в собственные силы, либо агрессором, привыкшим грубостью отстаивать свое мнение.
  2. Опека выражается в чрезмерной заботе и ограждении ребенка от трудностей. В будущем это самая незащищенная группа молодых людей, неспособных на самостоятельные решения и адекватное, здоровое общение с окружающими людьми. Родители, взяв все трудности на себя, лишают свое чадо возможности проявить самостоятельность, инициативность и ответственность за свои поступки. Первоочередной задачей стоит удовлетворение его потребностей, порой в убыток себе. Для ребенка это «медвежья услуга», он вырастает абсолютно не самостоятельным. Результат такого метода воспитания схож с диктатом: личность искажена, как и восприятие окружающего мира и оценка своих действий в нем.
  3. Невмешательство как модель воспитания представляет собой пассивность родителей в формировании личности ребенка, отстраненность от детских интересов и потребностей.
  4. Самый эффективный тип семейных отношений — сотрудничество, которое предполагает решение общих целей и задач. Педагогически данный тип семейных отношений единственно верный, так как гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает формирование полноценного члена общества, способного взаимодействовать с окружающими без чувства дискомфорта и неуверенности в своих действиях.

Дошкольный возраст как фундаментальный период развития характера и личности.

Дошкольный возраст длится от 3 до 7 лет. В этот период основными направлениями в воспитании детей становится подготовка к будущей школе и формирование определенных личностных качеств, которые помогут ребенку в дальнейшей жизни. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста играет важную роль, ведь малыша нужно обучить навыкам общения, подготовить умственно и психологически к будущей жизни, привить любовь и уважение к труду, научить самостоятельно мыслить, размышлять, обеспечить всестороннее развитие. Если ваши дети проявляют желание обучаться чему-то новому, познавать мир, поддержите их. Например, если ребенок хочет изучить домашних животных. Методы изучения очень просты и эффективны: покажите ему картинки, прочитайте сказки, увлекательные короткие рассказы, придумайте несложные игры на эту тематику. Так информация будет усвоена наилучшим образом.

Особенное значение имеет трудовое воспитание дошкольников. Многие родители из добрых побуждений ограждают своих детей от помощи при уборке, готовке. Тем самым взрослые отбивают у малышей всякое желание помогать им, подсознательно культивируя в детях лень. Если мать не уверена, что ее ребенок способен выполнить уборку, то стоит поручить ему легкое задание, например, протереть пыль и полить комнатные растения. Дети любят и хотят помогать своим родителям, тем самым они чувствуют себя нужными и востребованными. Семейное воспитание и дошкольное образование включает в себя и занятия творчеством. Развить в ребенке чувство прекрасного и расширить кругозор довольно легко: достаточно обсудить с ним прослушанную музыку, увиденную картину, интересоваться его собственными вкусами, искренне поддерживать его хобби.

Чего нельзя делать при воспитании дошкольника?

При выборе способов и особенностей семейного воспитания необходимо помнить главное:

Крик — это педагогическое невежество, рукоприкладство — преступление против психики дошкольника, чрезмерная опека и попустительство — культивирование лени и неспособности к самостоятельности.

Ребенок еще не был на месте взрослого, а вот родитель был ребенком, ему проще. Поэтому первоочередной задачей является понимание своего малыша. Воспитание исключает любое высмеивание своего ребенка, тем более в присутствие его сверстников. Исключает сравнение с другими детьми — для ребенка сравнения могут обернуться скрытыми, внутренними страданиями.

Если же у малыша появились какие-либо страхи, необходимо помочь ему преодолеть их. К примеру, если ребенок боится темноты, оставьте в его комнате включенным на ночь ночник, не закрывайте дверь, прочитайте сказку, так малыш уснет быстрее. Сказки — это учения о духовных ценностях в увлекательной форме. Доказательством этому является интересный факт: 80% опрошенных осужденных преступников в детстве родители не читали сказок. Сказки учат добру, состраданию и верным решениям. Можно сказать, что это основа правового воспитания дошкольников.

Еще одна распространенная ошибка родителей — манипулирование чувствами ребенка. Это не лучшее из средств воздействия, ведь малыш начинает испытывать чувство вины и угрызения совести, которые в будущем могут перерасти в условный рефлекс. Лучше объяснить причину вашего недовольства.

Многие родители задаются вопросом о том, можно ли наказывать ребенка. Можно, но если методы наказания тактичны, осторожны, не унижают достоинство малыша. Если наказание проявляется не в грубом отношении и физическом влиянии. Использовать наказание — это особое мастерство, доступное не каждому родителю.

В заключение

Учитывая эти особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста, взрослый обеспечит ребенку комфортную психологическую обстановку и исключит негативные последствия неграмотного подхода к воспитанию. Помните, что каждый ребенок индивидуален, но методы воспитания, как и психология детского поведения, универсальны. Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста проходит зеркально. Детям свойственно подражать папам и мамам, братьям и сестрам, воспитателям в детском саду, героям сказок и любимых мультфильмов. Если вы хотите вырастить воспитанного и всесторонне развитого ребенка, будьте ответственными родителями, покажите на своем примере, каким необходимо стать.

Приложение 3

Консультация для родителей

Влияние семьи на речевое развитие детей

Еще в утробе матери малыш привыкает к ее голосу, различает его среди других голосов. Когда малыш рождается, мама должна как можно чаще говорить с ним. Пускай маленький человечек многого не понимает, но ему очень нужно слышать речь, для того, чтобы со временем овладеть родным языком.

Одевая малыша на прогулку, мать проговаривает вслух, что одевает на него, куда они пойдут гулять, какая на улице погода и т.д.

Если мать кормит ребенка, то происходит тот же процесс обучения восприятию речи: «ложечка за маму, за папу и т.д.; «будешь хорошо кушать – вырастешь большой и сильный». Ребенок внимательно слушает, реагирует жестами, улыбается, гулит.

Постепенно у ребенка накапливается пассивный словарь, развивается внимание, мышление. Если с ребенком не разговаривать и все режимные моменты (одевание, кормление, прогулки) проводить в молчании, то речь и психические процессы развиваться не будут.

Например, детей, которых воспитывают в Доме Малютки, очень часто встречаются дети с задержкой в развитии и различными речевыми нарушениями. Они лежат в больших (для их возраста) кроватках и смотрят в одну точку, некоторые спят. Зрелище душераздирающее. Они никому не нужны, от них отказались прямо в роддоме, через несколько часов после рождения.

Кто с ними будет разговаривать, общаться, играть, любить, заботиться? Какими вырастут эти дети?

Но есть и другая сторона медали - это отрицательное воздействие семьи на речь ребенка. Часто  причиной  неправильного произношения звуков является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание». 

Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук «Р» или «Л»), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Если в семье «двуязычие», то это становится большой проблемой. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь.

Отдельная история, когда родители начинают «подстраиваться» под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. В следствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но так же утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь все понимают и его речь так нравится взрослым.

Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом.

Все перечисленные причины неправильного произношения звуков являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением окружение, среда.

Что делать в таких случаях? Обращаться за помощью к логопеду и не ждать, когда все проблемы устранятся «сами».

Также родители являются важным связующим звеном между логопедом и ребенком. В период проведения коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми, родители должны активно помогать педагогу и выполнять все рекомендации специалиста.

Еженедельно логопед дает домашние задания, которые рекомендует выполнять с ребенком в специальной тетради. Это далеко не просто. Ведь нужно выкроить время, чтобы сесть рядом с ребенком за стол, проговорить устные задания (по лексике) и нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки.

Кроме этого логопед дает задания по автоматизации звуков: пересказ, стихотворение, проговаривание слов и предложений. Один ребенок, какой бы он ни был самостоятельный, не сможет хорошо справиться с домашними заданиями.

Поэтому хочется сказать, что очень важно выполнять эти задания вместе с ребенком. Это полезно для закрепления знаний по развитию речи, а так же для правильного произношения.

Еще один положительный момент – это то, что во время выполнения заданий вы полностью посвящаете свое время и внимание ребенку. Ваш малыш привыкает к систематическим заданиям, и в школе вам не придется силой усаживать его за уроки.

Приложение 4

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Бабушка и внуки»

Было у бабушки десять внучат:

(хлопок, кулачок)

Две Акульки в люльке качаются,

Две Аринки напалатях улыбаются,

Два Ивана на лавке сидят,

Два Степана учиться хотят.

(поочерёдно загибают пальчики)

«Наш малыш»

Согнуть пальцы в кулачок,

затем по очереди разгибать их,

начиная с большого пальца.

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик-  мамочка,

Этот пальчик — наш малыш.

«Семья»

Кто приехал?

Мы, мы, мы!

Хлопки пальцами,

Ладошки прижаты друг к другу

Мама, мама, это ты?

Соединяются и разъединяются

Большие пальцы

Да, да, да!

Указательные пальцы

Папа, папа, это ты?

Большие пальцы

Да, да, да!

Средние пальцы

Братец, братец, это ты?

Большие пальцы

Да, да, да!

Безымянные пальцы

Ах, сестричка, это ты?

Большие пальцы

Да, да, да!

мизинцы

Все мы вместе, да, да, да!

Пальцы на ладошках

«За работу»

Ну-ка, братцы, за работу.

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

Поочередно разгибать пальцы,

начиная с большого, а на слова

«Песни петь да плясать»-

энергично шевелить ими.

«Семья»

«Мальчик-пальчик»

-Мальчик-пальчик Где ты был?

-С этим братцем- В лес ходил.

С этим братцем- Щи варил.

С этим братцем- Кашу ел.

С этим братцем- Песни пел.

(Народная песенка)

Поочередно сгибать и разгибать все

пальцы, начиная с мизинца.

«Семья»

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом,

Вот деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

Окружает всё забор,

За забором  — чистый двор.

Мы ворота открываем,

К дому быстро подбегаем,

В дверь стучимся:«Тук–тук– тук!»

Кто –то к нам идёт на стук.

В гости к другу мы пришли

И подарки принесли.

Кистями рук изобразить домик.

Волнообразные движения кистями рук

Руками «показать» деревья, кусты

Пальцами «показать» бутон.

Пальцами «показать» забор.

Погладить ладонями стол.

«Открываем» кистями ворота.

Пальцами пробежаться по столу.

Постучать кулаком по столу.

Ладонь приложить к правому уху,

прислушаться.

Вытянуть руки вперёд, как будто

преподнося что – то.

«Моя семья»

Раз- два- три-четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз- два- три-четыре-пять!

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я — вот и

вся моя семья!

Хлопки на счет.

Поочередное загибание пальцев.

«Семья»

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой

руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой!

А это - средний.

Безымяный и последний

- наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы

обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять...

(Каждый палец руки соединяем

поочередно к большому)

«Детки»

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

(большим пальцем поочередно касаются

остальных, начиная с мизинца)

У каждой мамы малыши,

Все красивы , хороши!

(показывают пальчики, играя с ними).

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да веселая

(Ритмические хлопки в ладоши

и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят

(Загнуть большие пальцы

на обеих руках).

Два учится хотят

(Загнуть указательные

пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются

(Загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки Питаются.

(Загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люлке Качаются

(Загнуть мизинцы)

«С мамой весело играем»

С мамой весело играем,

Ручкой ушки закрываем.

(хлопаем в ладоши)

Ушко раз, ушко два,

Куда вы спрятались друзья?

С мамой весело играем,

Глазки ручкой закрываем.

(хлопаем в ладоши)

Раз - глазок, два - глазок,

Куда ты спрятался дружок?

С мамой весело играем,

Ручкой щечки закрываем.

(хлопаем в ладоши)

Щечка раз, щечка два,

Закачалась голова.

«Вот дедушка»

Вот дедушка, вот бабушка,

Вот папочка, вот мамочка,

Вот деточка моя,

(зажимаем по одному пальцы

в кулак, начиная с большого)

Вот вся моя семья!

(накрыли кулак, другой ладонью)

«Раз-два, раз-два.

Дружная у нас семья»

Раз-два, раз-два,

Дружная у нас семья.

(хлопаем в ладоши)

Утром солнышко встречаем,

(руки вверх)

Работать папу провожаем

(машем рукой)

С мамочкой потом играем,

(руками фонарики)

Вместе книжечку читаем,

(ладони вверх и рядом)

Очень вкусненько едим,

(показываем, как едим)

А потом немножко спим

(сложенные ладошки под голову)

Раз-два, раз-два,

Дружная у нас семья.

(хлопаем в ладоши)

«Семья могучая».

В одном лесу дремучем

(Покачать руками над

головой, как деревья)

Жила семья могучая.

(Сложить ладони над

головой в виде крыши).

И крыша с трубой темной.

(Поднять средние пальцы – труба).

Из трубы в колечки дым.

(«Колечки» из всех пальцев поочередно).

Плим, плим, плим!

(Пощелкать пальцами).

«Оладьи».

Вкусные оладьи бабушка пекла,

Всех своих внучат обедать позвала:

(произвольные движения кистями рук)

Машу, Таню и Сережу,

Киру, Ваню и Антошу.

(загибаем пальчики)

Все за стол садятся дружно,

(сжимаем кулачки)

Ведь давно обедать нужно!

(разжимаем кулачки, энергичные

потряхивания кистями рук)

Оладушки вареньем смажем,

(гладим одну ладошку другой)

Бабушке «спасибо» скажем!

(сжимаем и разжимаем кулачки)

«Дом на горе».

На горе мы видим дом.

(Кистями рук сложить домик)

Много зелени кругом.

( Волнообразные движения

кистями рук).

Вот – деревья, вот – кусты

(Руками сделать «деревья» и «кусты»).

Вот – пушистые цветы!

(Пальцами показать бутон –

распускающийся цветок).

Окружает все забор.

( Перед собой показать

«забор» из пальцев).

За забором – чистый двор.

(Погладить ладонями стол).

Мы ворота открываем

(Кистями рук показать ворота,

ворота открываются).

К дому быстро подбегаем.

(Пальцами «пробежаться» по столу).

В дверь стучимся: «Тук – тук – тук!»

(Постучать кулаками по столу).

Кто – то к нам идет на стук.

(Ладонь приставить к правому уху, прислушаться).

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли.

(Вытянуть вперед руки, как –

будто преподнося что – то).

«Бабушка и внуки».

Было у бабушки десять внучат:

(хлопок, кулачок)

Две Акульки в люльке качаются,

Две Аринки на палатях улыбаются,

Два Ивана на лавке сидят,

Два Степана учиться хотят.

(поочерѐдно загибают пальчики)

Это чья рубашка –

(сжимают и разжимают пальчики)

Белые горошины?

(показать пальцами «горошины»)

Бабушка старалась,

Шила для Алѐшеньки

(делают движения напоминающие

шитьѐ иглой)

Это чей сарафан

С белыми ромашками?

(сжимают и разжимают пальчики)

Бабушка старалась,

Шила для Наташеньки.

(делают движения напоминающие

шитьѐ иглой)

«Мама»

Много мам на белом свет

Все их любят очень дети!

(хлопок, кулачок)

Журналист и инженер,

Повар и милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

(поочерѐдно загибать пальчики)

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны!

(сжимать, разжимать кулачки)

«Семья»

Папа, мама, брат и я

(пальчиками левой руки загибают пальчики правой)

Вместе дружная семья

(показывают крепко сжатый кулак)

Раз, два, три, четыре –

(пальчиками правой руки загибают пальчики левой)

Все живем в одной квартире

(показывают крепко сжатый кулак)

«Маша каши наварила»

Маша каши наварила

Маша кашей всех кормила

(«мешают»  указательным пальцем

правой руки в левой ладошки)

Положила Маша кашу:

Кошке в чашку,

Жучке в плошку

А коту в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам

(Загибают по одному пальчику на обеих

руках на каждое название посуды)

Всю посуду заняла

(разжимают пальцы)

Все до крошки раздала

(сдувают воображаемые крошки с ладошки)

«У бабушки»

На кухне у бабушки в полном порядке

Стоят друг за дружкою как на зарядке

(выполняют попеременно

хлопки и удары кулачками)

Старинный кофейник, молочник, сотейник,

Фарфоровый чайник – ворчун и затейник,

Две маленьких рюмки на тоненьких ножках,

И чайница – слоник в зеленых сапожках,

Солонка – пузатенький гриб-боровик,

Конфетница – толстый смешной снеговик,

И стопка тарелок блестящих и гладких…..

(загибают по одному пальцу на каждое название

посуды, сначала на одной, потом на другой руке)

Вся кухня у бабушки в полном порядке

(разводят руками)

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая, да веселая…

(хлопки в ладоши и удары попеременно)

Два у лавки стоят

(загнуть большие палицы)

Два учиться хотят

(загнуть указательные палицы)

Два Степана у сметаны

(загнуть средние палицы)

Две Дашки у кашки питаются

(загнуть безымянные палицы)

Две Ульки в люльке качаются

(загнуть мизинцы)

«Дружба»
Дружат в нашей группе

(Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим

(Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно,

начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно,

начиная с мизинца, на др. руке.) 
Мы закончили считать.

«Как живёшь?» 
- Как живёшь? - Вот так!

(показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»!

(«шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так!

(протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так!

(кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так!

(помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так!

(2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так!

(щёки надули и руками лопнули)

«Девочки и мальчики»
Наши девочки и мальчики

(дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики

(прыгают)
Головой слегка качают

(качают головой)
И красиво приседают

(приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так

(хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так

(топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так

(Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так

(Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем

(Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим
.

(Шевелят пальчиками)

«По грибы»

В лес пойду я по грибы,

(левую руку сжать в кулак,

правую ладошку положить сверху)

Соберу боровики.

(сжимать и разжимать кулачки)

Принесу я их домой.

(«домик»-соединить пальцы рук «крышей»)

Мама сварит суп грибной.

(поочередно соединять

пальцы с большим на обеих руках)

«Опята»

На пеньке живет семья,

(одна рука сжата в кулак,

прикрыта ладошкой другой руки)

Мама, папа, братья, я.

(ладошку снимают, пальчики

поочередно разжимаются)

Дом у нас один, а крыша

(две руки вместе ладонями вверх)

Есть у каждого своя.

(«крыша» из ладошек)

«Человечек»

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать.

(круговые движения пальцев,

сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик,

(руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек

(рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек.

(развести руки в стороны)

Рукавицы.

Вяжет бабушка Лисица

(Поочередно потереть пальцы.)
Всем лисятам рукавицы:

(Загибаем пальчики).
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда!

(Потереть ладони друг о друга).

«Одежда»

В понедельник я кроила,

(загибают по одному пальцу)

А во вторник – платье шила.

В среду – фартук вышивала,

А в четверг – белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.

«Рукавички»

Рукавички новые,

(сжимают и разжимают пальцы рук)

Теплые, пуховые.

Мне их бабушка связала,

(делают движения, словно вяжут)

Подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки

(сжимают и разжимают пальцы рук)

Не озябнут ручки».

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки
На ногах сапожки,
Как у нашей свинки 
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький 
Обувает валенки.
А сыночек Вовка – 
Новые кроссовки.

(Загибать пальчики, начиная с большого.)
Вот так. Вот так.
Новые кроссовки
.

(«Шагать» по столу средним и

указательным пальцами обеих рук.)

«Уточка»

Шла уточка бережочком,

(«идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою:

И малого, и большого,

(загибают безымянный, большой пальцы)

И среднего, и меньшого,

(загибают средний и мизинец)

И самого любимого.

(загибают указательный палец)

«Зернышко»

Мышка зернышко нашла

(сжимают и разжимают пальцы)

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку – с капустой,

(загибают пальцы по одному, начиная с мизинца)

Мышонку – с картошкой,

Мышонку – с морковкой,

Мышонку – с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой

Новый дом.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

(Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок).
Молоток бери, мой друг! 
Мы построим новый дом,

(Ставят рядом ладошки «стены»)
Есть окошко в доме том.

(Складывают указательные пальцы

«палочкой», остальные соединяют «крышей»).
Есть ещё одно повыше, 
Есть труба вверху на крыше.

Мизинец отставляют в сторону – труба).
Дом готов, зовём гостей:

(Показывают оба указательных пальца)
«Проходите поскорей!»

(Делают приглашающий жест рукой).

Домик для зайчат.

Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, 
Строят домик для зайчат.

(кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей

(ладошки над головой).
Вот с такими стенами

(ладошки около щечек).
Вот с такими окнами

(ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью

(одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком

(сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли!

(расцепили ручки)

Ворота открыты всегда для гостей!

Мы рады вам гости

Входите скорей!

(Ладошками «манят» гостей)

Дружная семейка
Раз уселась на скамейке/
Наша дружная семейка:
(пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама,
(разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец.
(разогнуть указательный)
Следом братец и сестрица.
(разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться
(разогнуть мизинец)

Игра «Имя»

И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у сына есть,
И у дочки есть,
Чтобы его узнать — 
Надо вслух назвать.

(Имя.)

Приложение 5

Логопедические игры для развития лексико-грамматического строя речи по теме «Мама, папа, я – это все моя семья!» для закрепления с детьми дома

Игра «Кто кем приходится?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
 
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)
Игра «Кто старше (младше)?»
Кто старше девочка или мама?
Кто младше мальчик или мама?
Кто старше девочка или дедушка?
Кто младше мальчик или бабушка?
Кто старше мама или бабушка?
Игра «Наоборот» (по картинкам).
Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
Веселый - (грустный). Старший – (младший).
Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой).
Игра «Кто старше (младше)?» (составление предложений с союзом а)

Кто старше девочка или мама? Мама старше, а дочка младше.

Кто младше мальчик или мама? Мальчик младше, а мама старше.
Кто старше девочка или дедушка? Дедушка старше, а девочка младше.
Кто младше мальчик или бабушка? Мальчик младше, а бабушка старше.
Кто старше мама или бабушка? Бабушка старше, а мама младше.

Игра «Запомни и скажи» (по картине)
Внимательно посмотреть на картину 2-3 минуты. Картину убираем.
Сколько человек на картине? (5)
Где сидят дети? (на полу, у стола)
Чем играют дети? (кубиками)
Что висит на стене? (картина)
Что делает бабушка? ()
Что у мамы в руках? ()
У папы усы или борода? ()
Игра «Чей, чья, чьё, чьи»
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)
Игра «Наоборот» (с мячом)
Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
Веселый - (грустный). Старший – (младший).
Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой).
Игра «Назови, чей?»
мама — (значит, ты чей? чья?) мамин (а),
папа —папин(а),
бабушка — бабушкин (а),
дедушка — дедушкин (а),
дядя — дядин (а),
тетя — тетин (а).
Игра «Назови ласково»
дети — детки — деточки;
семья — семейка;
мама — маменька, мамулечка, матушка;
папа _________
сын ______
дедушка ______
бабушка ______
дочь _________
внук _________
внучка _______
сестра ________
брат _________
Игра «Один — много» (кого? чего?)
семья — семьи — много (чего?) семей,
ребенок — дети — детей,
работа — работы — много работы (работ),
мама — мамы — мам,
папа ____
дедушка _____
бабушка _____
сын _____
дочь _____
сестра _______
брат ____
внук ____
цветок ______
подарок ______
праздник _____
Игра  «Закончи предложения»
У каждого малыша есть ... (мама). Каждый человек любит свою ... (маму). На свете очень трудно жить без ... (мамы). На праздник 8 Март
Игра  «Опиши, какая (какой), что делает?»
мама — веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;
бабушка — ... ;
дедушка — ... ;
папа — ... ;
брат — ... ;
сестра — ...
Игра  «Расскажи о семье по плану»
1) сколько в семье человек;
2) с кем живет ребенок (если неполная семья);
3) как зовут родителей (имя, отчество);
4) кем работают родители;
5) сколько лет брату (сестре);
6) в каком классе учится брат (сестра);
7) какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая...).
Рассказ записать в тетрадь.


Приложение 6

Список литературы, рекомендованный для домашнего чтения

Агния Барто

  • Дома;                          
  • Его семья;
  • В пустой квартире;
  • Младший брат.

Олег Бундур

  • Про любовь;
  • Воскресенье;
  • Семья;
  • Папу с мамой берегу.

Я. Л. Аким

  • Мужчина в доме;
  • Мой брат Миша.

В. Д. Берестов

  • Король Люлю.

Е. А. Благинина

  • Мать;
  • Вот какая мама;
  • Наш дедушка;
  • Научу обуваться и братца;
  • Аленушка.

Сергей Михалков

  • Недотепа.

В.Ю. Драгунский

  • «Чики-брык»;
  • «Денискины рассказы».

Н.М. Артюхова

  • «Большая береза».

М. Дружинина

  • «Девочка наоборот»;
  • «Открытка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья» (для детей старших групп)

laquo;Папа, мама и я – спортивная семья» Цель: создание условий для побуждения к потребности систематически заниматься физической культурой и спортом родителей и детей в процессе сов...

План работы с родителями в старшей группе на 2023-2024 учебны год

В соответствии с ФОП ДОУ содержание образования соответствует  взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной пр...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми старшей группы на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа старшей группы №5 МБДОУ «ЦРР – детский сад №176»  является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует систему организации образовательн...

Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе...

Перспективный план работы по «Основам безопасности жизнедеятельности детей 5-6 лет» (старшая группа) на 2023-2024 учебный год

Цели перспективного плана работы по ОБЖ:Ознакомление детей с элементарными основами безопасного поведения в различных жизненных ситуациях: в быту, социуме, природе.Формирование умения самостоятельно п...

Перспективный план по здоровьесбережению детей в старшей группе На 2023-2024 учебный год

Перспективный план по здоровьесбережению детей в   старшей группеНа 2023-2024 учебный год...