Программа дополнительного образования " Хочу всё знать"
методическая разработка (подготовительная группа)

Основной целью программы является формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе обращения со сверстниками, совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка через различные виды интеллектуальной и прикладной деятельности и их сочетание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do_hochu_vse_znat_2024.docx48.88 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»

(ГБОУ Школа № 777)

109428, Москва, ул. Маевок, д. 4

Тел./ факс +7-499-171-96-10

e-mail: 777@edu.mos.ru

sch777uv.mskobr.ru

ОГРН 1037739090344

ОКПО 36535923

ИНН 7721223373

КПП 772101001

C:\Users\Валерий\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Logo_mono_RGB.PNG

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Хочу все знать»

(ознакомительный)

Направленность: художественная, социально-гуманитарная.

Возраст обучающихся: 5 – 7 лет

Срок реализации программы: 1 месяц (20 часов)

Автор-составитель: Доронина Надежда Николаевна,

Должность: воспитатель

Реализует: Доронина Надежда Николаевна,

Должность: воспитатель

        \

г. Москва

2024 год

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Хочу всё знать.» имеет художественную, социально-гуманитарную направленность.

Уровень программы

Уровень программы – ознакомительный.

        Актуальность программы

Актуальность программы «Хочу все знать.» заключается в

в том, что она составлена с учетом современных требований.

Разнообразные формы и приемы, являющиеся основой программы, помогают

ребенку ориентироваться в большом потоке информации,

вооружают грамотными приемами ее обработки, запоминания и

воспроизведения, учат легко справляться с увеличивающимся объемом знаний, необходимых для жизни современному человеку. Поэтому формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и предметной деятельностью. Все темы занятий, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Цель программы

Основной целью программы является формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе обращения со сверстниками, совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка через различные виды интеллектуальной и прикладной деятельности и их сочетание.

Задачи программы

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

- побуждать детей к фантазированию и воображению

- повышать познавательную активность и любознательность

- формировать доброжелательное отношение к окружающему миру

- развивать навыки аналитико-синтетической деятельности

- способствовать дальнейшему развитию слухового, зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти,  произвольности внимания, самоконтроля.

        Учащиеся, для которых программы актуальна

Возраст обучающихся по данной программе: 5–7лет.

Формы и режим занятий

Форма обучения – очная, групповая.

Количество обучающихся в группе: 25 человек.

Режим работы учебной группы: 5 раз в неделю по 1 часу.

Работа учебной группы организована следующим образом: 30 мин. занятие, 10 мин. перерыв

Срок реализации программы

Срок реализации программы – 1 месяц. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, – 20 часов.

Планируемые результаты

- Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья дошкольников,

- улучшение физического развития.

- Развитие творческих способностей.

- Создание положительного эмоционального фона во время занятий с детьми.

- Воспитание любви к русской культуре; культуре края, где живешь.

-  Овладение артистическими качествами, раскрытие творческого потенциала детей.

- Овладение техникой изготовления изделий.

2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

        

        Формы контроля

Реализация программы «Хочу все знать.» предусматривает входную диагностику, текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

        Входная диагностика осуществляется в форме беседы.

        Текущий контроль включает следующие формы: наблюдение, беседа.

Промежуточная аттестация проводится в  форме выставки творческих работ.

Итоговая аттестация проводится в форме концертного выступления «Покажи свои таланты»

        Основным механизмом выявления результатов воспитания является педагогическое наблюдение.

        

Средства контроля

Оценка и анализ работы кружка за определенное время  помогает педагогу

выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить эффективность

работы педагога и возможности детей. Итогом подведения Программы является серия коллективных работ по теме, которые будут представлены на выставке, а также выступления детей как в ДОУ. При оценке и анализе

работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный период.

Показатели сформированности умений

1. Полнота - овладение всеми поэтапными действиями одного процесса.

2. Осознанность - насколько задание понятно и насколько продуманно оно

выполнено.

3. Свернутость и автоматизм - в процессе овладения деятельностью некоторые действия

могут выполняться на уровне подсознания.

4. Быстрота - скорость выполнения работы.

5. Обобщенность - способность переносить свои умения на другие задания.

3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля) по разделам

Всего

Теорети-

ческих

Практи-

ческих

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности

1

1

0

Форма входной диагностики

2.

Раздел

«Опытно-экспериментальная деятельность»

4

1

3

Педагогическое наблюдение

2.1.

Тема «Вода вокруг нас»

2

1

1

2.2.

Тема «Воздушный шарик»

1

0

1

2.3

Тема «Песок. Опыты с песком»

1

1

3.

Раздел «Экология для детей»

3

2

1

3.1

Тема «Деревья, кустарники»

1

1

0

Тема: «Насекомые»

2

1

1

4.

Раздел «Математика»

3

1

2

Тема «Изучаем фигуры»

1

0

1

Тема «Изучаем цифры»

1

0

1

Тема «Состав числа»

1

1

0

5.

Раздел «Обучение грамоте»

3

2

1

1

1

0

2

1

1

6.

Раздел «Изобразительная деятельность»

3

0

4

Выставка творческой деятельности

Тема: «Пластилинография»

2

2

Тема: « Моя семья»

1

1

7.

Раздел «Интерактивная деятельность»

2

0

2

8.

Итоговое занятие

1

0

1

Форма итоговой аттестации:

Участие в творческом концерте.

Итого

20

6

14

4 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методические условия реализации программы

Реализация программы «Хочу все знать.Радость 2.0 » предполагает следующие формы организации образовательной деятельности:

По количеству детей, участвующих в занятии - фронтальная и групповая, в зависимости от поставленных задач;

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - игра, беседа, тренинг. Максимально используется наглядность, опорные схемы, презентации, проекты;

По дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий

Во время реализации программы, большинство занятий строится в игровой форме, которая соответствует особенностям дошкольников.

        В связи с тем, что у дошкольников преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то в обучении используется наглядность, показ, рассказ, сказка, дидактическая игра, объяснение педагога.

Методы и приемы организации образовательного процесса:        

- поисковые (моделирование);

- игровые (развивающие игр, игры по технологии ТРИЗ, прием вхождения в сказку);

- практические (упражнения)

Материально-технические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации Программы в учреждения обеспечивают возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы.

Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстративного материала; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества. 

Учебно-наглядные пособия - художественная литература, плакаты, наборы наглядно-демонстрационного материала, фотоматериалы, иллюстрации, дидактические игры и методические пособия;

Технические - проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук;

Оборудование для организованной образовательной деятельности - игрушки, традиционные, нетрадиционные материалы для творчества, природные материалы, разного вида бумага и другое, палочки кюизинера, конструктор «Лего», дидактические настольные игры, наборы театра (теневой, пальчиковый, кукольный); ширма, музыкальные инструменты, декорации, костюмы различного плана (детские, взрослые)

Учебно-информационное обеспечение программы

Нормативно-правовые акты и документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196).

4. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467).

5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.

6. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: приложение к письму Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 г. № ДГ-245/06.

7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания  и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).

8. СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарные нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2).

        9. Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году». – актуален для программ, реализуемых на бюджетной основе

10. Приказ Департамента образования города Москвы от 07.08.2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922». – актуален для программ, реализуемых на бюджетной основе

11. Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922». – актуален для программ вводного уровня

12. Приказ Департамента образования города Москвы от 30.08.2016 г. № 1035 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922». – актуален для программ, реализуемых на бюджетной основе, следующей тематики: медицина, комплексная безопасность, инженерия, научно-технологическое творчество

13. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы Школа № 777.

Литература

  1. Алексеева Н.В. «Развитие одаренных детей»
  2. Гатанов Ю. «Развиваю воображение»
  3. Гринин Л.Е, Ситникова Л.Н. «Вообрази себе. Поиграем-помечтаем»
  4. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?»
  5. Козлова Е.Г. «Ступени к интеллекту»
  6. Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников»
  7. Е.В. Колесникова Демонстрационный материал: Математика для детей 6—7 лет

Интернет-ресурсы:

1. Б. Эдвартс "Художник внутри вас», Минск:

Попурри, 2008 г. www.naydisebya.ru Студия

правополушарного рисования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы кружка дополнительного образования "Хочу всё знать".

Кружок "Хочу всё знать" в нашем ДОУ является частью системы работы по формированию познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность. В работе описаны методические...

Перспективное планирование по дополнительному образованию "Хочу все знать"

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительного образования «Хочу все знать!»

В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольни...

Программа дополнительного образования " Хочу всё знать!"

Программа дополнительного образования " Хочу всё знать!"...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Хочу все знать"

Кружок старшей группы "Хочу все знать ",помогает воспитанникам  познать много интересного ....