Программа дополнительного образования " Хочу всё знать"
методическая разработка (подготовительная группа)
Основной целью программы является формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе обращения со сверстниками, совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка через различные виды интеллектуальной и прикладной деятельности и их сочетание.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.88 КБ |
Предварительный просмотр:
| |||||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Хочу все знать»
(ознакомительный)
Направленность: художественная, социально-гуманитарная.
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Срок реализации программы: 1 месяц (20 часов)
Автор-составитель: Доронина Надежда Николаевна,
Должность: воспитатель
Реализует: Доронина Надежда Николаевна,
Должность: воспитатель
\
г. Москва
2024 год
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Хочу всё знать.» имеет художественную, социально-гуманитарную направленность.
Уровень программы
Уровень программы – ознакомительный.
Актуальность программы
Актуальность программы «Хочу все знать.» заключается в
в том, что она составлена с учетом современных требований.
Разнообразные формы и приемы, являющиеся основой программы, помогают
ребенку ориентироваться в большом потоке информации,
вооружают грамотными приемами ее обработки, запоминания и
воспроизведения, учат легко справляться с увеличивающимся объемом знаний, необходимых для жизни современному человеку. Поэтому формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и предметной деятельностью. Все темы занятий, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.
Цель программы
Основной целью программы является формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе обращения со сверстниками, совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка через различные виды интеллектуальной и прикладной деятельности и их сочетание.
Задачи программы
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- побуждать детей к фантазированию и воображению
- повышать познавательную активность и любознательность
- формировать доброжелательное отношение к окружающему миру
- развивать навыки аналитико-синтетической деятельности
- способствовать дальнейшему развитию слухового, зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, произвольности внимания, самоконтроля.
Учащиеся, для которых программы актуальна
Возраст обучающихся по данной программе: 5–7лет.
Формы и режим занятий
Форма обучения – очная, групповая.
Количество обучающихся в группе: 25 человек.
Режим работы учебной группы: 5 раз в неделю по 1 часу.
Работа учебной группы организована следующим образом: 30 мин. занятие, 10 мин. перерыв
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 месяц. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, – 20 часов.
Планируемые результаты
- Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья дошкольников,
- улучшение физического развития.
- Развитие творческих способностей.
- Создание положительного эмоционального фона во время занятий с детьми.
- Воспитание любви к русской культуре; культуре края, где живешь.
- Овладение артистическими качествами, раскрытие творческого потенциала детей.
- Овладение техникой изготовления изделий.
2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы контроля
Реализация программы «Хочу все знать.» предусматривает входную диагностику, текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Входная диагностика осуществляется в форме беседы.
Текущий контроль включает следующие формы: наблюдение, беседа.
Промежуточная аттестация проводится в форме выставки творческих работ.
Итоговая аттестация проводится в форме концертного выступления «Покажи свои таланты»
Основным механизмом выявления результатов воспитания является педагогическое наблюдение.
Средства контроля
Оценка и анализ работы кружка за определенное время помогает педагогу
выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить эффективность
работы педагога и возможности детей. Итогом подведения Программы является серия коллективных работ по теме, которые будут представлены на выставке, а также выступления детей как в ДОУ. При оценке и анализе
работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный период.
Показатели сформированности умений
1. Полнота - овладение всеми поэтапными действиями одного процесса.
2. Осознанность - насколько задание понятно и насколько продуманно оно
выполнено.
3. Свернутость и автоматизм - в процессе овладения деятельностью некоторые действия
могут выполняться на уровне подсознания.
4. Быстрота - скорость выполнения работы.
5. Обобщенность - способность переносить свои умения на другие задания.
3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) по разделам | ||
Всего | Теорети- ческих | Практи- ческих | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | 0 | Форма входной диагностики |
2. | Раздел «Опытно-экспериментальная деятельность» | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
2.1. | Тема «Вода вокруг нас» | 2 | 1 | 1 | |
2.2. | Тема «Воздушный шарик» | 1 | 0 | 1 | |
2.3 | Тема «Песок. Опыты с песком» | 1 | … | 1 | |
3. | Раздел «Экология для детей» | 3 | 2 | 1 | |
3.1 | Тема «Деревья, кустарники» | 1 | 1 | 0 | |
Тема: «Насекомые» | 2 | 1 | 1 | ||
4. | Раздел «Математика» | 3 | 1 | 2 | |
Тема «Изучаем фигуры» | 1 | 0 | 1 | ||
Тема «Изучаем цифры» | 1 | 0 | 1 | ||
Тема «Состав числа» | 1 | 1 | 0 | ||
5. | Раздел «Обучение грамоте» | 3 | 2 | 1 | |
1 | 1 | 0 | |||
2 | 1 | 1 | |||
6. | Раздел «Изобразительная деятельность» | 3 | 0 | 4 | Выставка творческой деятельности |
Тема: «Пластилинография» | 2 | 2 | |||
Тема: « Моя семья» | 1 | 1 | |||
7. | Раздел «Интерактивная деятельность» | 2 | 0 | 2 | |
8. | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | Форма итоговой аттестации: Участие в творческом концерте. |
Итого | 20 | 6 | 14 | ||
4 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методические условия реализации программы
Реализация программы «Хочу все знать.Радость 2.0 » предполагает следующие формы организации образовательной деятельности:
По количеству детей, участвующих в занятии - фронтальная и групповая, в зависимости от поставленных задач;
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - игра, беседа, тренинг. Максимально используется наглядность, опорные схемы, презентации, проекты;
По дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий
Во время реализации программы, большинство занятий строится в игровой форме, которая соответствует особенностям дошкольников.
В связи с тем, что у дошкольников преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то в обучении используется наглядность, показ, рассказ, сказка, дидактическая игра, объяснение педагога.
Методы и приемы организации образовательного процесса:
- поисковые (моделирование);
- игровые (развивающие игр, игры по технологии ТРИЗ, прием вхождения в сказку);
- практические (упражнения)
Материально-технические условия реализации программы
Материально-технические условия реализации Программы в учреждения обеспечивают возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстративного материала; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества.
Учебно-наглядные пособия - художественная литература, плакаты, наборы наглядно-демонстрационного материала, фотоматериалы, иллюстрации, дидактические игры и методические пособия;
Технические - проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук;
Оборудование для организованной образовательной деятельности - игрушки, традиционные, нетрадиционные материалы для творчества, природные материалы, разного вида бумага и другое, палочки кюизинера, конструктор «Лего», дидактические настольные игры, наборы театра (теневой, пальчиковый, кукольный); ширма, музыкальные инструменты, декорации, костюмы различного плана (детские, взрослые)
Учебно-информационное обеспечение программы
Нормативно-правовые акты и документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196).
4. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467).
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
6. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: приложение к письму Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 г. № ДГ-245/06.
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).
8. СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарные нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2).
9. Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году». – актуален для программ, реализуемых на бюджетной основе
10. Приказ Департамента образования города Москвы от 07.08.2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922». – актуален для программ, реализуемых на бюджетной основе
11. Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922». – актуален для программ вводного уровня
12. Приказ Департамента образования города Москвы от 30.08.2016 г. № 1035 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922». – актуален для программ, реализуемых на бюджетной основе, следующей тематики: медицина, комплексная безопасность, инженерия, научно-технологическое творчество
13. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы Школа № 777.
Литература
- Алексеева Н.В. «Развитие одаренных детей»
- Гатанов Ю. «Развиваю воображение»
- Гринин Л.Е, Ситникова Л.Н. «Вообрази себе. Поиграем-помечтаем»
- Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?»
- Козлова Е.Г. «Ступени к интеллекту»
- Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников»
- Е.В. Колесникова Демонстрационный материал: Математика для детей 6—7 лет
Интернет-ресурсы:
1. Б. Эдвартс "Художник внутри вас», Минск:
Попурри, 2008 г. www.naydisebya.ru Студия
правополушарного рисования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы кружка дополнительного образования "Хочу всё знать".
Кружок "Хочу всё знать" в нашем ДОУ является частью системы работы по формированию познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность. В работе описаны методические...
Перспективное планирование по дополнительному образованию "Хочу все знать"
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительного образования «Хочу все знать!»
В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольни...

Программа дополнительного образования " Хочу всё знать!"
Программа дополнительного образования " Хочу всё знать!"...

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности посредством песочной анимации «Хочу все знать»
Эмоционально-личностное развитие ребёнка...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Хочу все знать"
Кружок старшей группы "Хочу все знать ",помогает воспитанникам познать много интересного ....

