Программа дополнительного образования "Хочу все знать"
материал (подготовительная группа)

Фандеева Ольга Виторовна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_hochu_vse_znat.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«Хочу все знать»

Подготовительная группа

2019 – 2021 учебный год

1. Пояснительная записка

Актуальность

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конституции Российской Федерации,  законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка» меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования: требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа совместной образовательной деятельности кружка «Хочу все знать!».

Рабочая программа «Хочу все знать!» направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.

Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в образовательный области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Отличительными особенностями программы кружка «Хочу все знать!» являются:

1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных  результатов  на этапе завершения

дошкольного образования.

2. В основу реализации программы положены целевые ориентиры.

3.Целевые ориентиры  организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

5. При планировании содержания совместной образовательной деятельности прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является старший дошкольный возраст. Развитие обучающегося происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности.
  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере совместной образовательной деятельности.
  • Расширять общий кругозор.
  • Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Принципы:

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- психологическая комфортность.

Формы и объем занятий:

  1.  Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; сюжетно - ролевая игра).
  2. Совместная образовательная  деятельность (включенность в парную и групповую работу).
  3. Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
  4. Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая совместная образовательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательной программой  по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ДО.

Объем: Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 35 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.

2. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружка «Хочу все знать!»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых  достижениях выпускников.

Содержание программы кружка ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные результаты освоения обучающимися программы кружка «Хочу все знать!» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений дошкольника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности дошкольников.

Образовательные  результаты:

  • Социально-коммуникативное развитие:
  •  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  •  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
  •  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Познавательное развитие:
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

1.В программе «Хочу все знать! » описаны требования к обучающимся.

К концу обучения дошкольники должны знать и уметь:

ЗУН

Универсальные учебные действия

Игры и игрушки

Обучающиеся должны знать:

Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры

Обучающиеся должны уметь:

Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

Коммуникативные УУД

  1.  Постановка вопросов;
  2. Умение выражать свои мысли полно и точно;
  3. Взаимодействие с партнером.

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция
  3. Оценка.

Познавательные УУД

  1. Умение  строить речевое высказывание в устной фо

рме.

Все для дома

Обучающиеся должны знать:

Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения. Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности. Применять на практике основные знания по уходу за растениями.

  1. Выделение познавательной цели;
  2. Выбор наиболее эффективного способа решения;
  3. Анализ объектов;
  4. Установление причинно-следственных связей;
  5. Построение логической цепи рассуждений.

Школа

Обучающиеся должны знать:

Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке.

Обучающиеся должны уметь:

Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.

Познавательные УУД

  1. Выделение познавательной цели;
  2. Выбор наиболее эффективного способа решения;
  3. Анализ объектов
  4. Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  1. Постановка вопросов;
  2. Умение выражать свои мысли;
  3. Разрешение конфликтов.
  1. Взаимодействие с партнером.

Еда

Обучающиеся должны знать:

Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы правильного питания.

Обучающиеся должны уметь:

Различать полезные и вредные продукты. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

Регулятивные УУД

  1.  Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция
  3. Оценка.

Коммуникативные УУД

  1. Постановка вопросов;
  2. Умение выражать свои мысли;
  3. Разрешение конфликтов.
  1. Взаимодействие с партнером.

Познавательные УУД

  1. Выделение познавательной цели;
  2. Выбор наиболее эффективного способа решения;
  3. Анализ объектов
  4. Установление причинно-следственных связей.

Одежда

Обучающиеся должны знать:

Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера.

Обучающиеся должны уметь:

Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую модель русского костюма. Наблюдать объекты.

Характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать)

по отличительным признакам.

Познавательные УУД

  1. Умение осознано строить речевое высказывание в у
  2. стной форме;
  3. Выделение познавательной цели;
  4. Анализ объектов;
  5. Установление причинно-следственных связей;
  6. построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

  1. Постановка вопросов;
  1. Умение выражать свои мысли полно и точно;
  2. Разрешение конфликтов.
  1. Взаимодействие с партнером, коллективом.

Праздник

Обучающиеся должны знать:

Название  праздников и обычаев.

Обучающиеся должны уметь:

Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике. Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику. Проводить работу в группе.

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция
  3. Оценка.

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

беседы, тесты,  мини-проекты,  конкурсы, выставки.

Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный опрос, беседа.

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала за год обучения.

Ключ к результату усвоения материала:

Низкий уровень (70-80% ) — 3 балла

Средний уровень (80-90% ) — 4 балла

Высокий уровень (90-100%) — 5 баллов

2. Перспективно - тематический план

№ п\п

Раздел/Тема

Всего

Игры и игрушки

8

1

Где появились куклы

1

2

История глиняной игрушки

1

3

Какой музыкальный инструмент был первым

1

4

Подвижные игры

1

Все для дома

14

1

Чайник

1

2

Кто изобрел расческу для волос

1

3

Столовые приборы

1

4

Волшебные стеклышки (стекло)

1

5

Время не ждет! (часы)

1

6

Комнатные растения

1

Школа

111

1

Кто изобрел бумагу

1

2

Когда появились первые книги

1

3

Как возникли библиотеки

1

4

Как люди начали добывать полезные ископаемые

1

5

Кто автор микроскопа

1

6

Заключительное занятие по теме «Школа»

1

Еда

10

1

Хлеб

1

2

Откуда фрукты и овощи получили свое название

1

3

Где прячутся витамины

1

4

Шоколад

1

5

Итоговое занятие по теме «Еда»

1

Одежда

11

1

Одежда наших предков

1

2

Кто придумал обувь? Секреты башмаков

1

3

Чем украшают одежду

1

4

Что такое «мода»

1

5

Итоговое занятие по теме «Одежда»

1

Праздник

14

1

Новогодние игрушки

1

2

Почему на Пасху красят яйца

1

3

История воздушных шариков

1

4

Широкая масленица

1

5

Волшебное Рождество

1

6

Ярмарка

1

7

Семейные праздники

1

8

Итоговое занятие

1

итого

68

4. Содержание программы

№ п\п

Раздел\ Тема

Теория

Практические действия (примерные)

Игры и игрушки 4ч

1

Где появились куклы

История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле

Вырезание бумажных кукол.

2

История глиняной игрушки

Презентация «История глиняной игрушки»

Лепка игрушек из глины

3

Какой музыкальный инструмент был первым

Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами

Изготовление шумовых игрушек из пластиковых

  бутылок и крупы

4

Подвижные игры

Правила игры

Разучивание подвижных игр

Все для дома 6ч

1

Чайник

Презентация «Чайное утро»

Правила чаепития

Сюжетно-ролевая  игра

2

Кто изобрел расческу для волос

Какие бывают расчески Правила гигиены

Прическа для куклы

3

Столовые приборы

Правила этикета

Сюжетно-ролевая  игра «Накрываем стол»

4

Волшебные стеклышки (стекло)

Как люди создали стекло и его предназначение

Бусы из бисера

5

Время не ждет! (часы)

Виды часов

Как они устроены

Изготовление циферблата

(работа в группах)

6

Комнатные растения

Роль комнатного растения в жизни человека Презентация «Они с нами рядом»

Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных раст

ений

Итоговый тест

Школа 6ч

1

Кто изобрел бумагу

Презентация  «Кто изобрел бумагу»

Аппликация из бумаги (тема любая)

2

Когда появились первые книги

Презентация «Русский книгопечатник»

Изготовление книжки-малышки

(работа в группах)

3

Как возникли библиотеки

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия в библиотеку

4

Как люди начали добывать полезные ископаемые

Заочное путешествие в древний мир

Рассматривание коллекций полезных ископаемы

х

5

Что такое  микроскоп

Историческая справка

Рассматривание предметов под микроскопом и л

упой

6

Заключительное занятие по теме «Школа»

Заполнение дневника самооценки

Выставка работ

Еда 5ч

1

Хлеб

Информация из справочника «Что такое? Кто такой?»

Рисование различных видов хлеба

2

Откуда фрукты и овощи получили свое название

Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми

Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к кни

жке-малышке)

3

Где прячутся витамины

Беседа «Овощи и фрукты - витаминные продукты»

Поделки из овощей

4

Шоколад

Полезные свойства шоколада

Рисование обертки шоколада

5

Итоговое занятие по теме «Еда»

Итоговый тест

Выставка работ

Одежда 6ч

1

Одежда наших предков

Русский народный костюм

Рисование  «Одежда предков»

2

Кто придумал обувь? Секреты башмаков

Историческая справка

Беседа о профессии сапожника

Рисование туфель (дизайн)

3

Чем украшают одежду

Презентация «Чем украшают одежду»

Изготовление аксессуаров

4

Что такое «мода»

Что такое «мода»

Рисование модной одежды

5

Итоговое занятие по теме «Одежда»

Итоговое занятие по теме «Одежда»

Заполнение дневника самооценки

Выставка работ

Праздник 8ч

1

Новогодние игрушки

Откуда пришла традиция украшения елки

Проект. «Сохраним елочку»

2

Почему на Пасху красят яйца

Беседа о православном празднике

Роспись яйца

3

История воздушных шариков

Информация из дополнительной литературы

Разрисовывание воздушных шариков или на возд

ушных шариках

4

Широкая масленица

История появления праздника

Изготовление сувенира из подручных материалов. Мини-проект

5

Волшебное Рождество

Презентация «Волшебное Рождество»

Разучивание и исполнение частушек.

6

Ярмарка

Ярмарка как традиция русского народа

Поделки из разных материалов

7

Семейные праздники

Какие бывают семейные праздники и как их отмечают.

Составление календаря семейных праздников (ра

бота с родителями)

8

Итоговое занятие

Итоговый тест

Выставка работ

5. Список литературы

1.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.:ТЦ «Сфера», 2005. - 64 с.

2.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

3.«Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» под ред. Т.С.Комаровой, О.А.Соломенниковой. – М. – Издательство «Мозаика – Синтез», 2011.

4.Тихомирова О.В., Бородкина Н.В., Соловьев Я.С. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как инструмент реализации ФГОС. Учебное пособие. – Ярославль, ГОАО ИРО, 2014

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования [Текст]

Дополнительная литература

  1. 1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
  2. 2. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
  3. 3. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
  4. 4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
  5. 5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
  6. 6. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
  7. 7. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
  8. 8. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
  9. 9. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
  1. 10. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
  2. 11. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
  1. 12. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
  2. 13. Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.
  3. 14. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
  4. 15. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
  5. 16. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
  6. 17. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
  7. 18. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.
  8. 19. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования " Хочу всё знать!"

Программа дополнительного образования " Хочу всё знать!"...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности дошкольников посредством песочной анимации "Хочу всё знать"

Обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования дошкольников "Знать правила движения - большое достижение".

Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросу личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения....

Программа дополнительного образования естественно-научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет «Хочу все знать»

Программадополнительного образования естественно-научной направленности поопытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет«Хочу все знать»...

Программа дополнительного образования дошкольников «Знать правила движения – большое достижение».

Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросу личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения....