Конспект занятия «Как научить детей справляться со своей злостью»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия «Как научить детей справляться со своей злостью»
(Для детей старшего дошкольного возраста)
Задачи:
- Познакомить с внешними признаками злости (мимика, жесты, поза).
- Обсудить, почему возникает злость (что может быть её причиной).
- Научить безопасным и социально приемлемым способам справляться с этой эмоцией.
- Формировать эмоциональный интеллект — понимание связи между событиями и своими эмоциональными реакциями.
Форма проведения: игровое занятие.
Необходимые материалы: пиктограмма «злость», которая разрезана на несколько частей; карточки с изображением героев, которые проявляют злость, – возьмите их из пособия «Азбука развития эмоций ребенка»; шаблоны лиц мальчиков и девочек; сенсорный материал – камни, пуговицы, бусы, стеклярусы, клей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 192.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Как научить детей справляться со своей злостью»
(Для детей старшего дошкольного возраста)
Задачи:
- Познакомить с внешними признаками злости (мимика, жесты, поза).
- Обсудить, почему возникает злость (что может быть её причиной).
- Научить безопасным и социально приемлемым способам справляться с этой эмоцией.
- Формировать эмоциональный интеллект — понимание связи между событиями и своими эмоциональными реакциями.
Форма проведения: игровое занятие.
Необходимые материалы: пиктограмма «злость», которая разрезана на несколько частей; карточки с изображением героев, которые проявляют злость, – возьмите их из пособия «Азбука развития эмоций ребенка»; шаблоны лиц мальчиков и девочек; сенсорный материал – камни, пуговицы, бусы, стеклярусы, клей.
Игра «Собери пиктограмму»
Цель: дать детям представление о проявлениях злости, развивать понимание причин своих приятных и неприятных эмоций. Перед первым упражнением педагог-психолог проводит ритуал приветствия в кругу.
Педагог-психолог: Ребята, сегодня мы поговорим о еще одной эмоции. А чтобы узнать, о какой именно, вам нужно собрать картинку.
Педагог-психолог предлагает детям пластиковые конверты со смайлом, который разрезан на части. На нем – эмоция «злость». Дети собирают смайл, и педагог-психолог задает им вопросы.
Педагог-психолог: Какая эмоция изображена на смайле? Что помогло вам ее распознать? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии? (Дети отвечают.) Злость каждого из вас уникальна и неповторима. Хотите узнать, насколько уникальна ваша злость? Тогда ответьте на вопросы. (Педагог-психолог по очереди обращается к каждому ребенку.) На что похожа твоя злость? Какого она цвета? Какая на ощупь? Чем пахнет твоя злость? Представь, что ты откусил малюсенький кусочек от своей злости, какая она на вкус? Покажи, как двигается или танцует твоя злость? (Дети отвечают.)
История о победе и проигрыше
Цель: познакомить детей с причинами, проявлениями и функциями злости.
Педагог-психолог: Как Саша подружился со своим «злюкой»
Сегодня у нас в детском саду было очень весело — проходили весёлые старты! Первыми бежали ребята из старшей группы. Они выстроились на линии старта, замерли в ожидании... И вот прозвучала команда: «На старт, внимание, марш!»
Все дети помчались к финишу. Первым примчался Артём, буквально на секунду обогнав Сашу. А Никита добежал последним.
«Артём — чемпион!» — объявила воспитательница.
«Нет, это я победил!» — громко крикнул Саша.
Саша подбежал к Артёму и оттолкнул его. «Это нечестно!» — закричал он, и по его щекам покатились слёзы. Он с досадой пнул скамейку и сердито посмотрел на ребят, которые за него болели.
В этот момент к нему подошла мама и ласково сказала: «Сашенька, кажется, твой внутренний «злюка» снова проснулся. Давай поможем ему успокоиться. Посмотри, как я делаю: глубокий вдох, как будто нюхаешь цветочек, задерживаем дыхание... и медленно-медленно выдыхаем, как будто задуваем свечку на торте. Давай попробуем вместе!»
Саша внимательно посмотрел, как двигается мамин живот при дыхании, и стал повторять за ней. Вдох-выдох, вдох-выдох...
Постепенно он начал успокаиваться. Он вспомнил, что Артём — его хороший друг, с которым они вместе строят замки из песка и катаются на качелях. И что второе место — это тоже очень хорошо!
Саша подошёл к Артёму и сказал: «Прости, что я тебя толкнул. Давай ещё раз побежим? Я постараюсь не расстраиваться, даже если снова не выиграю».
- Ребята, о ком этот рассказ?
- Что почувствовал Саша, когда судья объявил о победе Артёма?
- Что делал Саша когда разозлился?
- Как думаете, как выглядело его лицо?
- Какое настроение было у Никиты, который финишировал последним?
- Что помогает нам добежать до финиша или соревноваться, даже когда на это нет сил?
(Дети отвечают.)
С помощью наводящих вопросов педагог-психолог подводит детей к тому, что злость сама по себе не страшна, а иногда бывает и очень полезна: если нужно достичь цели, предпринять усилия и т. п. Страшными могут быть способы того, как проявляется злость.
Педагог-психолог: Злость нам нужна для того, чтобы защитить свои границы. Она появляется тогда, когда мы не можем сделать то, что очень хотели. Злость помогает нам решить некоторые проблемы.
Упражнение «Изобрази героя»
Цель: познакомить детей с телесными и мимическими проявлениями эмоции «злость». Дети получают карточки с изображениями героев, которые демонстрируют злость. Задача детей – передать пантомимой мимику, жесты и позу героя. Для игры подойдут карточки из пособия «Азбука развития эмоций ребенка» или другие изображения злых персонажей. Распечатайте варианты карточек ниже.
Педагог-психолог:Легко ли вам было изображать того, кто на карточке? В чем была сложность? Расскажите, как живет ваше тело в проживании злости? Чем может быть опасна сильная злость? (Дети отвечают.)
Полный шар эмоций
Цель: дать детям понимание того, что злость может быть деструктивной.
Педагог-психолог: Представьте, что этот шарик – это человек, а воздух внутри него – это злость. (Педагог-психолог надувает шарик.) Вспомните ситуации, когда вы злитесь. (Дети называют ситуации, педагог-психолог на каждую из них делает выдох в шарик.)
Как вы думаете, что произойдет с шариком, если его отпустить? (Дети отвечают. Педагог-психолог отпускает шарик.) Куда исчез воздух из шарика? Вы могли этим шариком управлять? (Дети отвечают.) Так бывает и со злостью, которой человек не умеет управлять. А если человек не умеет контролировать свою злость, что может произойти? А если бы я все время вдувала и вдувала воздух в шарик, что бы с ним произошло? Похоже ли это на то, что происходит с человеком, когда он испытывает злость? (Дети отвечают.)
Когда человек копит злость, молчит и не говорит о своих чувствах, это может причинить вред и нам, и окружающим. В этот момент человек начинает выпускать злость на всех подряд, как шарик, который летает из стороны в сторону. Когда злость проходит, этому человеку обычно бывает неприятно из-за своего поведения. Это нормально, что вы чувствуете злость, главное – не совершать поступков, от которых окружающим будет плохо, больно и обидно. Что же делать?
Как избавиться от злости
Цель: рассмотреть с детьми способы выражать злость экологично.
Педагог-психолог: Как вы справляетесь со своей злостью? Что делаете для того, чтобы она ничего не разрушила, не сломала? Как вы думаете, что можно сделать для того, чтобы снизить уровень злости? (Дети называют свои варианты. Далее педагог-психолог предлагает им свои способы: помять, порвать бумагу, потопать, глубоко подышать и т. п.) Я знаю еще один способ работы со злостью. Сначала нужно подумать и спросить себя: «Я сейчас злюсь?» Затем спросите себя: «Из-за чего я злюсь?» Сделайте глубокий вдох и пять раз попрыгайте. Скажите вслух причину, например: «Я злюсь, потому что ты не даешь мне поиграть с этой игрушкой». Придумайте вместе, как сделать так, чтобы все были довольны.
Коллаж и рефлексия
Цель: закрепить понятие «злость». Педагог-психолог предлагает детям шаблоны лиц мальчиков и девочек, а также различный сенсорный материал. Дети выкладывают на шаблонах эмоцию «злость».
Педагог-психолог: О чем мы сегодня говорили? Что вы узнали про злость? Может ли злость быть полезна и чем? Что вы можете делать, когда испытываете злость? (Дети отвечают. Педагог-психолог завершает занятие ритуалом прощания.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста. тема: "У моря тоже есть свой характер".
Данное занятие направлено на пробуждение у детей любви к природе, красоте окружающего мира и интерес к его разнообразным формам и явлениям через произведения изобразительного искусства, музыку и худож...

Конспект занятия – игры для детей и родителей с элементами краеведения и изодеятельности «Знаем ли мы своих соседей?»
занятиt – игрf для детей и родителей...

План- конспект занятия совместной деятельности детей и взрослых "Бережем свое здоровье"
План- конспект занятия совместной деятельности детей и взрослых "Бережем свое здоровье"...

Как научить детей справляться со своими негативными эмоциями?
Этот вопрос актуален для многих родителей. Чтобы разобраться в нем, необходимо, прежде всего, понять и принять то, что не бывает «плохих» и «хороших» эмоций, есть «положи...

Конспект занятия для педагога-психолога "Учимся справляться со своей злостью"
Злость как и остальные эмоции важна и нужна.Многие дети в детском саду говорят о том, что злиться-это плохо. Необходимо учить детей различать эмоции, проявлять их и уметьими управлять....

Конспект занятия-тренинга для детей 5-6 лет «Узнай себя и свои чувства»
Конспект занятия-тренинга для детей 5-6 лет "Узнай себя и свои чувства"...

Конспект занятия-тренинга для детей 5-7 лет УЗНАЙ СЕБЯ И СВОИ ЧУВСТВА
Конспект занятия-тренинга для детей 5-7 лет Узнай себя и свои чувства Цель: развитие эмоционального интеллекта.Задачи:– формировать систему представлений о самом себе;– развивать...

