«Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
методическая разработка

Каблучко Людмила Борисовна

Родина, Отечество, … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Патриотическое  воспитание тесно переплетается с нравственным, эстетическим, трудовым, умственным воспитанием. В процессе такого взаимодействия зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Сейчас мы поговорим с вами об инновационных технологиях в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников. К инновационным технологиям можно отнести:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом  воспитании дошкольников»

Родина, Отечество, … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Патриотическое  воспитание тесно переплетается с нравственным, эстетическим, трудовым, умственным воспитанием. В процессе такого взаимодействия зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Сейчас мы поговорим с вами об инновационных технологиях в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников. К инновационным технологиям можно отнести:

1)Квест-игры - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.

2) Технология создания мультфильмом (флеш – анимация) - это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности  интегративного развития личности. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра.

3)Проектно-исследовательские технологии

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В  группах целесообразно разработать  такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

4) Технология «Мини-музей»

На базе дошкольных образовательных учреждений создаются повсеместно мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью, как у воспитанников, так и у их родителей.

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

5)Информационно – компьютерными технологиями.

Актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Опыт интеграции ИКТ в музейную педагогику можно считать инновационным. Наши дети растут в цифровом мире и, безусловно, разрыв между реальными интересами современных детей и традициями художественного образования в современном мире все более глубокие. Именно художественное образование поддерживает в ребенке творческие импульсы, и кроме этого тесно связано с тактильными ощущениями.

Например, мы можем с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии в картинной галерее Русского музея, посмотреть виртуальную выставку и поиграть в игры, которые рекомендованы программой к использованию в детском саду и в музее.

6)Web – квесты

Веб-квест предполагает не физическое перемещение в пространстве при выполнении задания, а виртуальное.

Коротко структуру веб-квеста можно разложить на определенные составляющие:

1. Введение - краткое описание темы веб-квеста.

2. Задание –формулировка задачи и описание конечного результата.

3. Итоговое задание

4. Обратная связь

Технически составление веб-квеста начинается с разработки простейшего сайта, куда вы добавите внутренние и внешние гиперссылки, виджеты, заранее разработает интерактивные дидактические упражнения (например в сервисах learningapps.org или onlinetestpad.com). Но, как и для любого мероприятия, важен сценарий, по которому будет проходить квест. Представлю вашему вниманию фрагмент веб-квеста. Вопросы веб-квеста:

В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)

Какой день Масленой недели назывался Широким? (Четверг- с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)

Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? (Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)

Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? (Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)

Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части печки? (Чугунки, ухваты, горшки.)

Древнее название России? (Русь)

Русский народный костюм.

Старинный женский головной убор замужней женщины?(Кокошник)

Украшение и оберег от сглаза на одежде?(Вышивка)

Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом? (Порты)

Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)

Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция)

Дидактическая игра: «Назови правильно»

Командам показывают по 3 иллюстрации, на которых изображены достопримечательности разных городов и мест России (Прохоровское поле, Храм Василия блаженного, Озеро Байкал, Мамаев Курган, Питергоф,  Музей Эрмитаж, Красная площадь, Гора Эльбрус

Перед вами карточки с указанием прав человека, вам необходимо сопоставить данные права с фрагментом из песни.

1. Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу). Какое право обозначено в данной песне? - право на отдых

2. Внимание, звучит песня для команды (в траве сидел кузнечик).

Как вы думаете, о каком праве идет речь в данной песне? – право на жизнь.

3. Звучит песня для первой команды (По секрету всему свету расскажу)-  право на распространение информации.

4.(Буквы разные писать)- право на образование

5. Еще одна мелодия (А может быть ворона) — право на собственное мнение.

6. И заключительная мелодия. (Песенка «Три поросенка»)– право на жилище.

Данная методика может быть использована на воспитательных мероприятиях, посвященных Конституции РФ и помогает детям закрепить знания о правах человека.

Задание. Минутка отдыха.

Педагогам предлагается изобразить с помощью пантомим.

Соперники угадывают, что изображается.

 - трех богатырей.

- медсестру на поле боя.

  - пограничника с собакой.

  - сапера.

Упражнение «Будущее страны».

Инструкция

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, сделайте 3 глубоких вдоха (играет спокойная мелодия).

Представьте себе, что Вы спите и видите прекрасный сон. Вы видите свою Родину через много лет. Представьте себе, как вы осязаете, ощущаете ее красоты. Обратите внимание, как она развивается и процветает. Как хорошо живется в ней всем людям. Отметьте, как вы выглядите, чем занимаетесь. В течение некоторого времени подумайте и постарайтесь понять, какие шаги нужно сделать для процветания нашей Родины.

Теперь вернитесь в настоящее, потянитесь немного, напрягите и расслабьте все свои мышцы.

Откройте глаза.

Вопросы для обсуждения:

Кто доволен увиденным образом будущего? Кто, что видел? Что Вам понравилось больше всего?

Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.

В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!» Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в ИЗОдеятельности с дошкольниками"

Дошкольное детство – это начальная ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Именно в этом возрасте каждый ребёнок – маленький исследователь, открывающий для себя удивительный окружающий м...

Описание опыта работы " Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников с Правилами дорожного движения»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждения  детский сад №12 «Солнышко» общеразвивающего вида  с приоритетным  осуществлением деятельности  по социально-лич...

«Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личност...

Выступление на методическом объединении "Актуальность использования инновационных технологий в работе с дошкольниками"

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, вл...

Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников

Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ. Цель:  Приобщение детей к нравственным общечеловеческим ценностям, пробуждение эстетических чувс...