Организация экспериментальной деятельности дошкольников с учётом возрастных особенностей детей.
методическая разработка (подготовительная группа)

Ефремова Татьяна Викторовна

Из статьи вы узнаете как организоватьэкспериментальную деятельность в доу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация экспериментальной  деятельности дошкольников с учётом  возрастных особенностей детей

    Каждый день ребята делают для себя очень важные открытия и чтобы не погасить искорки любознательности, а развивать их и помогать находить ответы нате самые 1000 вопросов, надо  хорошо знать особенности малыша,  найти к нему подход и, конечно же, создать условия для поддержания его желания узнавать мир.

При организации экспериментальной  деятельности дошкольников следует учитывать возрастные особенности.

О.А. Шемаханова указывает на следующее:

В младшем дошкольном возрасте у детей 3-4 лет ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум о трёх важных достижениях: у детей накопились определённые знания: появилось понимание, что знания можно получить вербально от взрослого человека: сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними простейшие отношения. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку поставить небольшой опыт. Дети младшего возраста не способны работать самостоятельно, но охотно делают это со взрослым, поэтому участие педагога в совершении действия обязательно. Во время работы можно предлагать выполнить не одно действие, а два действия подряд, если они просты. Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если…». Приобретая личный опыт, дети 4 лет уже могут предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждение взрослого. Младшие дошкольники уже способны улавливать простейшие причинно – следственные связи, поэтому впервые начинают задать вопрос:  «Почему?» и даже сами отвечать на него.

В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путём укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребёнка становятся более целенаправленными и обдуманными.  Появляются первые попытки работать самостоятельно. Однако даже если опыты просты и не опасны, контроль со стороны взрослого необходим, и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах детей. Воспитатель  своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать, находить разницу.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется желание задавать вопросы, и они самостоятельно пытаются искать на них ответы. Как правило, дошкольники часто обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Благодаря увеличению объёма памяти и усилению произвольного внимания шестилеток им можно в отдельных случаях  давать одно задание на весь эксперимент, а не делить его по этапам. Шире применяются разнообразные графические формы. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развёрнутый пересказ об увиденном. Но мера самостоятельности пока не велика.  Ребятам шестого года жизни становится доступным и двух-, и трёхчленные цепочки причинно – следственных связей, поэтому им чаще задавать вопрос «Почему?». В старшей группе начинают вводить длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но  из – за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя и товарищей. Предоставляя детям самостоятельность педагог должен очень внимательно следить и за соблюдением правил безопасности. Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы, самостоятельно формулировать их, давать краткое описание увиденного.

Инициатива по проведению экспериментов распределяется равномерно между детьми и воспитателем. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами придумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают выводы. Роль педагога сводится к наблюдению за ходом опыта и и выполнением правил безопасности.

Особо следует заметить, что вышесказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия. Рядом с ребёнком, который владеет высокой культурой экспериментирования может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребёнка навыкам экспериментирования. Степень овладения навыками определяется не возрастом, условиями, в которых воспитывался ребёнок, а также индивидуальными особенностями.

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам общения, умозаключения,  абстракции. Такое познание осуществляется в основном в наглядно – образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми и предметами и объектами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вижу, слышу, ощущаю... (индивидуальные особенности детей и их учёт при организации работы с дошкольниками)

Материал презентации знакомит педагогов с понятием "репрезентативнаясистема",  видами репрезентативных систем. Вниманию воспитателей предлагается  краткий портрет ребёнка-аудала (визуала. ки...

Особенности организации двигательной активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей. ( из опыта работы)

Особенности  организации двигательной  активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей.( из опыта работы)...

Формы и приемы организации образовательной деятельности с учетом особенностей детей с ОВЗ

https://www.sfera-podpiska.ru/zhurnaly-arkhiv-logoped/2017/logoped-8-2017 ссылка на публикацию...

выступление Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации

Игра - самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие обще...

Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации.

В последнее десятилетие особенно остро встаёт проблема подмены игровой деятельности целенаправленным обучением. В статье рассмотрены возможные причины утраты традиций организации игровой деятель...

Статья из опыта работы " ИЗУЧЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"

В статье говорится о необходимости создание специальных условий коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяющих учитывать их особые индивидуально-типологические потребности поср...