Вижу, слышу, ощущаю... (индивидуальные особенности детей и их учёт при организации работы с дошкольниками)
консультация на тему

Кривобок Марина Николаевна

Материал презентации знакомит педагогов с понятием "репрезентативнаясистема",  видами репрезентативных систем. Вниманию воспитателей предлагается  краткий портрет ребёнка-аудала (визуала. кинестетика) и рекомендации по организации эффективного  взаимодействия с детьми с учётом их индивидуальных особенностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vizhuslyshuoshchushchayu.ppt420.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВИЖУ,СЛЫШУ,ОЩУЩАЮ… индивидуальные особенности детей и их учёт при организации работы с дошкольниками Подготовила: педагог-психолог Кривобок М.Н.

Слайд 2

С самого рождения человек получает информацию из внешнего мира через 5 сенсорных каналов: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный , вкусовой. Полученную информацию любой человек перерабатывает и хранит в мозге в одной или нескольких репрезентативных системах

Слайд 3

Репрезентативная система способ получения, хранения и кодирования информации в одной или нескольких известных сенсорных системах: визуальной, аудиальной, кинестетической, вкусовой (густаторной) или обонятельной (олфакторной)

Слайд 4

Основываясь на первичных репрезентативных системах выделяют следующие категории людей: Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Эта группа составляет примерно 35% населения планеты. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Это примерно 25%.

Слайд 5

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Это примерно 40%. Дискреты/дигиталы - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей, а дошкольникам и младшим школьникам такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Слайд 6

Почему важно знать, каким образом ребёнок воспринимает информацию? От того, какой канал у человека ведущий, зависит освоение многих важных навыков . На занятиях воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности всей группы, и каждого ребенка в отдельности, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и тактильные ощущения, тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. В зависимости от этого различным образом происходит объяснение нового и формулирование задания.

Слайд 7

Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.). - Если воспитатель знает, к какой категории относится каждый ребенок, им легче строить с ним отношения. Многое становиться понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Слайд 8

ГЛАЗНЫЕ КЛЮЧИ ДОСТУПА ВП АП КП ВЛ АЛ Л внутренний диалог

Слайд 9

РЕЧЕВЫЕ КЛЮЧИ ДОСТУПА Визуал: «я считаю», «видите ли», «на первый взгляд», «мне кажется, что…», «это выглядит как-то…», «это очевидно…»… Аудиал: «я слышал, что…»,«звучит достаточно странно…», «рад тебя слышать», «слушай», «звучит заманчиво», «этот звук меня раздражает/радует»… Кинестетик: «я чувствую, что», «меня поразило то, что», «я очень рад/расстроен/печален/взволнован, что», «в этом ощущается здравый смысл...»… Дигитал: «интересно», «знаю», «следовательно», «логично», «разумно» …

Слайд 10

Особенности внимания: кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

Слайд 11

Особенности запоминания: визуал помнит то, что видел, запоминает картинами; аудиал - то, что обсуждал, запоминает слушая; кинестетик помнит общее впечатление, запоминает двигаясь. .

Слайд 12

Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые

Слайд 13

Ребёнок – аудиал - общителен, болтает без умолку; - любит слушать музыку, аудиокниги, просит читать и перечитывать одни и те же книги; -все время придумывает какие-то истории, сказки, игры, сочиняет стихи или песни; - любит вести разговоры – обсуждать, доказывать, умеет убеждать, уговаривать. - а вот в подвижных и спортивных играх участвовать не любят и не достигают в них успехов; - часто употребляет слова «послушай» или «вы слышали, что …»; - ему мешает шум: он не может спать или заниматься в шумном помещении; - познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас; - очень общителен; - может немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным («найди отличие на картинках», «внимательно рассмотри») и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.

Слайд 14

Ребёнок – визуал наблюдателен, любит рассматривать картинки в книгах, смотреть телевизор; он любит лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы; хорошо ориентируются в незнакомом месте; часто употребляет слова: «вот видишь», «смотрите», «поглядим» и т.д.; быстро запоминает цвет, форму, размер; если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон; для него важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам; как правило, довольно опрятен – ему нравится быть красивым; он довольно аккуратен (для своего возраста), например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми; он первым делом запомнит и расскажет, кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка; общении со сверстниками сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один; в его воспитании необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации.

Слайд 15

Ребёнок – кинестетик подвижен, спортивен, моторные навыки развиваются быстро (бег, прыжки, плавание и т. д), обычно раньше начинает ходить; любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. неусидчив, не может надолго концентрировать внимание, любит везде залезть и все потрогать-попробовать. За это не стоит ругать – так ребенок познает окружающий мир; любит, чтобы его обнимали, сам очень контактен и драчлив; большое значение придает своим ощущениям: он может не сказать, что свитер красивый, но обязательно отметит, что он колючий, или заявить, что ему нравится воспитательница, потому что у нее мягкие руки; ему особенно важны тактильные ощущения, поэтому чаще ласкайте, прижимайте к себе, целуйте, старайтесь меньше употреблять любимую родителями фразу «не трогай!»

Слайд 16

Рекомендации: Следует помнить: е сли воспитатель будет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (с точки зрения способа восприятия информации), то будет не только достигаться цель конкретного занятия, но и ребенок будет учиться воспринимать информацию разными способами . Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил: для визуала него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы; аудиалы отдыхают таким образом - наговориться и пошуметь, особенно если им пришлось "держать рот на замке"; для кинестетика отдых - разминка, движение.

Слайд 17

Организовывая познавательную деятельность, непосредственную образовательную деятельность от визуала можно требовать быстрого решения задач; от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала; от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны педагогов и родителей. 4. При выполнении заданий на занятии или дома рекомендуется: визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием; кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (поручение, физпауза); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Слайд 18

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке": - с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.; - с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия; с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Слайд 19

Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке": - визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; - аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш". С такими детьми нельзя ничего решать силовыми методами, лучше спокойно объяснить. - кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему, взять за руку, обнять. Для него недопустимы телесные наказания. Не следует забывать, что любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. Учитесь понимать друг друга, тогда в Вашей жизни и в жизни Ваших воспитанников будет намного меньше проблем.

Слайд 20

Использованная литература: Адлер, Херри. НЛП: Современные психотехнологии. – СПб.: Питер, 2000. Вилли Макдональд. Руководство по субмодальностям. – Воронеж НПО «МОДЕК», 1994. Григорьева Т.Г., Линская Л.В. Основы конструктивного общения. 3 книги. – Новосибирск: Новосибирский Университет. 1999. Джозеф О Коннор и Джон Сеймор Введение в НЛП. – Челябинск: «Версия», 1997. Ролло Мей. Искусство психологической консультации. – М: «Класс», 1994. Девид Фримен. Техники семейной психотерапии. – Петербург: «Питер», 1999. материалы интернет-сайтов: f eelgood.ua, predkam . ru , adalin . mospsy . ru , pandia . ru

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Желаю вам вдохновения и оптимизма! Понимания себя и других!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Игра является отражением  социальной жизни и оказывает существенное влияние на развитие ребёнка. В игре формируется личность ребёнка...

«ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

«ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»...

Конспект индивидуальной НОД с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС

Конспект индивидуального занятия с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС. Приоритетная образовательная область: «Музыкально-художественная деятельность»....

Учёт индивидуальных особенностей детей в выборе образовательных педагогических технологий

Учёт индивидуальных особенностей детей в выборе образовательных педагогических технологий...

Сохранение и укрепление здоровья детей через интеграцию образовательных областей с учётом индивидуальных особенностей детей (из опыта работы)

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&helli...

"Учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе" Консультация для начинающих педагогов

 Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а...