Статья «Развитие дошкольников через сюжетные картинки»
статья (старшая группа)
Сюжетные картинки для детей играют важную роль в их развитии, обучении. Картинки – мощный образовательный инструмент. Визуальные образы не только привлекают внимание детей, но и способствуют развитию моторных и коммуникативных навыков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Развитие дошкольников через сюжетные картинки»
Сюжетные картинки для детей играют важную роль в их развитии, обучении. Картинки – мощный образовательный инструмент. Визуальные образы не только привлекают внимание детей, но и способствуют развитию моторных и коммуникативных навыков. Проведённые исследования показали, что дети запоминают около 80% визуальной информации.
Активно картинки используются на занятиях. Основное место в методике развития речи детей принадлежит занятиям с детьми по картинкам. Свои переживания ребёнок претворяет в речь. Желательно использовать художественное слово (стихи, песни, малые жанры народного творчества и т.д.), рассматривая картинки. Важно использовать яркие, красочные картинки эстетично оформленные, соответствующие возрасту.
Виды работ по картинкам разнообразны. Одна и та же картина может служить материалом для нескольких занятий.
Работа строится по принципу от простого к сложному. Сначала выбираются изображения тех предметов, которые чаще встречаются в повседневной жизни. Это предметы посуды, одежды, мебели. Далее беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. Во время рассматривания можно предложить описать один из объектов, привлечь детский опыт.
Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картин, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием. Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов – повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям.
Этапы работы с картинками:
1. Подготовка к восприятию картины
Проводится беседа, связанная с сюжетом картины, чтобы дети вспомнили похожие ситуации из жизни или обогатили знания по теме. Используются загадки, стихи, которые помогают настроить детей на восприятие картины.
2. Рассматривание и анализ картины
Дети называют и определяют изображенные объекты, их качества, свойства и действия. Воспитатель помогает детям понять, как объекты связаны между собой и почему происходят те или иные события. Задаются вопросы, побуждающие детей использовать точные и выразительные слова.
Используются игры, помогающие детям ориентироваться в расположении объектов на картине.
3. Творческое применение знаний
Дети учатся связно и последовательно описывать изображенное, а также придумывать начало и конец к картине, используя воображение. Дети учатся составлять загадки и метафоры, основываясь на образах, увиденных на картине. Используются игровые приемы, например, "машина времени", чтобы дети могли фантазировать о преобразованиях объектов во времени. Дети могут попробовать рассказать историю от лица одного из персонажей на картине.
4. Оценка и подведение итогов
В конце занятия проводится анализ рассказов, проводится оценка детских работ, и даются рекомендации.
Игровые упражнения для обучения дошкольников в работе с картинками:
«Назови место, где происходят события»
Цель: научить детей определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщения.
Игровое действие:
Предложить детям, глядя на картинки, найти место, где происходят события, и как можно точнее обозначить его словом.
Методические рекомендации
На начальном этапе следует подбирать картинки с одним общим местом действия. Со временем предлагаются картинки, где место действия меняется.
«Определи время событий»
Цель: научить детей определять время событий, изображённых на картинках, с уточнением времени года и части суток.
Игровое действие:
Детям предлагается определить время года и часть суток на каждой картинке.
Методические рекомендации
На начальном этапе следует подбирать серии картинок, где сюжет разворачивается в коротком временном отрезке. Затем детям предлагаются серии картинок с сюжетными действиями, требующими длительного времени.
«Найди общих героев на картинках»
Цель: научить детей находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.
Игровое действие:
Предложить найти сквозных героев и предметы, изображённые на картинках.
Методические рекомендации
Взрослый побуждает детей к последовательному детальному рассмотрению картинок и перечислению общих объектов. Акцентируется внимание детей на изменениях, происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии.
Список литературы:
1. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок. Методическое пособие – М.: АРКТИ, 2019;
2. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. Методическое пособие для воспитателей детского сада и родителей – М.: АРКТИ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность
Педагогический совет«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»...

методическая разработка "Социально-личностное развитие дошкольника через сюжетно-ролевую игру"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеразвивающая школа № 6» Социально – личностное развитие дошкольника через сюжетно – ролевую игру....

Социально- личностное развитие дошкольников через сюжетно-ролевые игры»
Социально- личностное развитие дошкольников через сюжетно-ролевые игры»...

статья "Развитие дошкольников через образовательные риски"
В статье показаны средовые решения для развития детей в ДОУ...
Консультация для родителей "Речевое развитие дошкольников через сюжетно-ролевую игру"
К.Д. Ушинский отмечал, что игра – одно из замечательных явлений жизни. Всматриваясь в детские игры он, пришел к выводу, что для ребенка игра – действительность, и действенность гораздо бол...

Статья «Развитие дошкольника через проектную деятельность»
Аннотация. В статье обсуждается проблема развития дошкольника через проектную деятельность, Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписыва...

Консультация для родителей "Социально - коммуникативное развитие дошкольников через сюжетно-ролевые игры"
Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально...
