консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Петрикевич Зинаида Кузьминична

Адаптация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл адаптация28.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Ермаковский детский сад комбинированного вида «Ромашка»

 «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста»

        

Воспитатель : Лялько Зинаида Кузьминична

Актуальность

  Согласованность действий родителей и воспитателей для обеспечения полноценного процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ

 Необходимость облегчения симптомов адаптации детей раннего возраста в ДОУ

 Организация системы процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Проблема

 При каких условиях наиболее эффективно проходит адаптация детей раннего возраста в условиях современного ДОУ

Цель

Разработка системы способов организации успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Задачи

 Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме

 Апробировать и внедрить процедуры мониторинга процесса адаптации воспитанников в ДОУ

 Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ

 Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУ

Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Приспособления организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством сна, аппетита.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.

Социальная адаптация – процесс овладения системой знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, культивируемых конкретным обществом, социальной общностью, группой.

Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям, т.к. адаптационные возможности ограничены.

Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

Особенность раннего возраста является взаимно связь психофизического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему.

Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедление темпа психофизического развития.

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад.

Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воздействия.

Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?

  • Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации, лучше справляется с трудностями.

 Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, гораздо большие трудности в яслях. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводят к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие – заболевание.

  • Следующим фактором, влияющим на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения.
  • Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с предметами.

Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка – вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного привыкания к ним.

Система организации процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период,

направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Задачи воспитания:

1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей: а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку физический и психический комфорт; б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания; в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов; г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3. Закладывать основы будущей личности: а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность; б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу; г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности; д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).

Модель организации адаптационного периода.

1. Индивидуальный подход к ребенку:

а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;

б) учет домашних привычек;

в) использование колыбельных при укладывании детей спать.

2. Игры с воспитателем.

3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.

4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:

а) игры ребенка рядом со сверстниками;

б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

в) ситуации, общение; г) использование фольклора; д) элементы театрализованной деятельности;

5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения

ребенка.

6. Контроль за физическим состоянием ребенка.

7. Элементы закаливающих мероприятий.

Модель организации адаптационного периода через режимные моменты

Утро

 Утренний прием.

 Зарядка.

Игры с элементами фольклора .

Развивающие игры.

 Формирование культурно-гигиенических навыков

 Завтрак.

Игры-занятия, игры-упражнения в группе

 Игровые ситуации, общение

Подготовка к прогулке

Прогулка

Игры с элементами фольклора

 Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные

 Игры с водой и песком

Наблюдения, развлечения, беседы

 Опыты и эксперименты

Закаливание: воздушные, солнечные ванны

Обед

 Формирование культурно-гигиенических навыков

 После сна

 Разминка после сна, закаливающие процедуры

 Полдник

 Элементы театрализованной деятельности

Художественно-творческая деятельность

 Игры-драматизации, игры-инсценировки

 Прогулка

Общение детей

Уход домой

В первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.

Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации к ДОУ

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Основные формы работы детского сада с семьей в период адаптации

1.Родительские собрания.

 2.Анкетирование.

3.Беседы.

4.Посещения на дому.

 5.Выставки.

 6.Папки-передвижки.

7.Алгоритмы "

Я одеваюсь, "Учимся складывать вещи", " Я умываюсь".

8.Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе. 9.Консультации.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесоообразно рекомендовать родителям впервые приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.

Задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых. Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке

Заключение

По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы: Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит 4 этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.

На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой.

На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы.

На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними.

Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.

Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности адаптации.

В зависимости от продолжительности адаптационного периода можно выделить разные варианты адаптации ребенка к дошкольному учреждению и разделить детей на три группы: группу легкой адаптации, адаптации средней тяжести и группу тяжелой адаптации

Литература

1. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе.

Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-

Воронеж, 2007

2. Васильева, В. Эмоциональные проблемы у детей в период

адаптации к дошкольному учреждению. // Дошкольное

воспитание - 2006.- № 10.

3. Галигузова, Л.Н. Развитие ребенка от рождения до трех лет.

Справочник – пособие для родителей.-М.2002

4. Галигузова, Л.Н. Пора в ясли и детский садик. // My Kid .- 2006.-№5

5. Давыдова, О.И., Майер, А.А. Адаптационные группы в ДОУ:

Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.- (Приложение к

журналу "Управление ДОУ").

6. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы. //

Обруч. -2006.-№5.

7. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. //

Дошкольное воспитание. - 2006. -№1.

8. Мочалова, О.Л. Адаптация детей к ДОУ. //Ребенок в детском

саду. – 2006 - №4.

9. Сотникова, В. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы

московских педагогов) . М., ЛИНКА - ПРЕСС. 2005. 38

10. Смирнова, Е.О. и др. Воспитание детей от рождения до трех лет: Советы

психологов. -М.: АРКТИ, 2004

11. Теплюк, С.Н. Улыбка малыша в период адаптации.// Дошкольное

воспитание.-2006.- № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник", консультация для родителей " Ошибки родителей , которые приводят к детским истерикам"

Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок -  будущий первоклассник».Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И каждый из...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»

Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...