2025 Паспорт проекта по воспитанию толерантности "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем",
проект (подготовительная группа)

Новопашина Татьяна Павловна

2025 Паспорт проекта по воспитанию толерантности "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем", 

Доработанный и дополненный проект по воспитанию толерантности "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем", 

с использованием разработаного ранее длидактического комплекта /с рецензией/

 

+

Отчет о реализации проекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

г. Иркутска  детский  сад №74

Отчёт о реализации социально-значимого проекта

по воспитанию толерантности

"Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

Цикл занятий, посвящённых воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста у детей группы с ТНР.

Составила воспитатель Новопашина Татьяна Павловна,

МБДОУ детский сад №74 г. Иркутска.

Проект по воспитанию толерантности "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем" был реализован с 25 марта по 5 апреля 2025 года.

В настоящее время тема толерантности приобретает все большую социальную значимость, особенно с нестабильными отношениями со странами ближнего зарубежья и ведением специальных военных операций на границах России.

Народы России, и нашего Сибирского края, в частности, очень разнообразны. У каждого их них свои обычаи, традиции, нравы. К сожалению сейчас, мы все чаще сталкиваемся с недоброжелательностью, озлобленностью, отсутствием понимания и уважения народов друг к другу. И поэтому, возникает необходимость формирования культуры толерантности начиная уже с дошкольного возраста, так как в этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к происходящему вокруг. Поэтому, необходимо закладывать толерантность, как одну из основ личности ребенка, еще в дошкольном возрасте, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значимость других людей, не похожих на нас, вызывать интерес к их культуре, традициям, налаживать диалог.

В наших садах Иркутской области, все чаще группы наполняются детьми разных национальностей (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и другие), поэтому для нас тема ТОЛЕРАНТНОСТИ стоит практически на одном из первых мест. Наша задача, на постоянной основе для максимального раскрытия каждого воспитанника, поддержать интерес и уважение, терпимость к друг другу внутри страны, внутри одной нации, а также, к культурам других народов, их обычаям, традициям и нравам.

Цель проекта: Воспитание толерантных качеств у старших дошкольников, посредством проектной деятельности и обогащение представлений о культурах народов Сибири.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей уважение к другим нациям их традициям, быту.
  2. Вызвать интерес к изучению культуры народов, проживающих в Сибири.
  3. Учить терпимо относится друг к другу, находить выход из конфликтных ситуаций.
  4. Познакомить детей с национальными костюмами народов нашего края и других наций.
  5. Знакомить детей с художественными произведениями разных стран.
  6. Обратить внимание родителей на данную тему.
  7. Приобщать родителей к совместной работе по воспитанию у детей толерантности к народам, проживающим в Восточной Сибири.

В процессе проекта были проведены следующие тематические мероприятия:

  • Беседы с детьми: «Моя малая Родина - Сибирь», «Какие народы населяют Восточно-Сибирский регион». Беседа «Основные традиции народов ближнего Зарубежья», «СВО – как сохранить МИР!»
  • Просмотр и обсуждение мультфильма «Кот Леопольд», «Карлсон, который живёт на крыше», «Цветик – семицветик» Изучение добрых традиций разных национальностей «Традиции», «По дороге с облаками»
  • С/р.и. «Кругосветное путешествие»
  • Чтение рассказов о дружбе: «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова.

«Я учусь дружить» Анны Кутявиной, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.

«Людвиг Четырнадцатый и Тутта Карлссон» Яна Экхольма, «Дружная семья» О.В. Дыбина.

  • Чтение национальных сказок:

Сказки киргизии: «Золотая птица»; «Кошка и мыши»

Нанайские: «Золотое кольцо», «Гарпамди»

Ненецкие: «Кукушка», «Как щука и язь воевали»

  • Разучивание стихотворения «Российская семья».
  • Чтение и заучивание мирилок и считалок (на выбор детей)
  • Инсценировка: «Приветствие в культурах народов нашего края»
  • Подвижные народные игры: «Клеевой ручеёк». «Мост дружбы». «Фотографии друзей». Игры Казахстана: «Балтам тап».  «Кара-сиир».
  • Прослушивание киргизских, русских, монгольских песен; русских, украинских и схожих народностей - народных песен. Заучивание р. н. песенки «Во поле березка стояла».

Работали с родителями и детьми: рисовали, как дети понимают МИР – во всем мире! искали книги о войне, создавали библиотеку.

Проводили совместные досуги с родителями: «Учим детей общаться и дружить», «Учимся уступать друг другу».

И совместно дети-родители-воспитатель создавали выставку рисунков «Дети рисуют МИР»; выставку книг по военной и антивоенной тематике «Дружба народов - МИР сохранит!»; оформляли фотоальбом детских проектов «Добрые традиции разных народов»;

Я, как педагог, много лет работающий по этой теме - пополняла Дидактический комплект к проекту «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем".

На протяжении нескольких лет, внедряем модель формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, особенно на группе разновозрастная от 5 до 8 лет для детей с ТНР. В нее включили цикл занятий и бесед, игр, список литературы для чтения и обсуждения, разработали методический материал для работы с родителями, подобрали мультфильмы, сформировали картотеку игр народов мира, сказок и занимательных фактов. Один раз в два года реализуем данный проект, дополняя его информационными ресурсами, разнообразием материала, большим разнообразием информации о странах и вновь приехавших жителях нашего региона. Работа с детьми и родителями проводилась поэтапно, методически была разделена на 2 недели, охватила все образовательные области.

Данный проект развивает у дошкольников интерес к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседними народностями и национальностями, которые вновь приезжают в Сибирь, а главное он способствует формированию основных черт толерантной личности: терпимость к чужим мнениям, отказ от причинения вреда кому-либо, доверие, умение владеть собой и не осуждать других и конечно же, чувство юмора.

Особый интерес вызвало у детей задание нарисовать МИР без ВОЙНЫ! И поиски книг о войне, также заинтересовали детей! Они сравнивали ВОВ и те события, которые сейчас происходят в мире. Сделали вывод: что в современную эпоху – все уже модернизировано и техника может заменять бойцов. А мечтают дети о том – чтоб был мир во всем мире!

Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности.

Реализацию проекта считаем успешной, поставленные цели и задачи достигнуты. Результаты реализации проекта были представлены на Педагогическом совете № ___ от 24.03.2025г.

Воспитатель___________________ Новопашина Т.П.

Заведующий МБДОУ д/с №74 _________________ Алиева Д.В.

        



Предварительный просмотр:

Утверждаю

Приказ №_______ от _______________

Заведующий МБДОУ г. Иркутска

Детский сад № 74

Алиева Д.В. ____________________

 

ПАСПОРТ

педагогического проекта по воспитанию толерантности

"Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

Автор проекта: Новопашина Татьяна Павловна

воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74.

Название проекта: "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

Продолжительность проекта: краткосрочный (до 2 недель)

Период реализации: 25.03.2025 г. – 05.04.2025 г.

Тип проекта: социально-значимый.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы и их родители.

Возраст детей: от 5 до 8 лет (разновозрастная группа для детей с ТНР).                                                                    

Вид проекта: информационно-практический, познавательно-творческий.

фронтальный (по форме привлечения участников);

интегративный (интеграция более 3 образовательных областей).

Методы:

- игровые: инсценировки, дидактические, подвижные игры;

- словесные: чтение, рассказывание стихов, беседа,

- наглядные: рассматривание иллюстраций; презентации.

- творческие: рисование, раскрашивание;

- практические: видеоролик.

Тема проекта

Воспитание толерантности у детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Тип проекта

Социально-значимый

Актуальность проекта

В настоящее время тема толерантности приобретает все большую социальную значимость, особенно с нестабильными отношениями со странами ближнего зарубежья и ведением специальных военных операций на границах России.

Народы России, и нашего Сибирского края, в частности, очень разнообразны. У каждого их них свои обычаи, традиции, нравы. К сожалению сейчас, мы все чаще сталкиваемся с недоброжелательностью, озлобленностью, отсутствием понимания и уважения народов друг к другу. И поэтому, возникает необходимость формирования культуры толерантности начиная уже с дошкольного возраста, так как в этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к происходящему вокруг, у него закладываются основы миропонимания, социализации. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования согласно ФОП ДО и ФГОС ДО является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты». Поэтому, необходимо закладывать толерантность, как одну из основ личности ребенка, еще в дошкольном возрасте, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значимость других людей, не похожих на нас, вызывать интерес к их культуре, традициям, налаживать диалог.

Дружные, терпимые друг к другу народы, живущие на территории одного государства — это залог крепкой, могучей страны и мирового согласия! Вместе - мы сильнее!

В наших садах Иркутской области, все чаще группы наполняются детьми разных национальностей (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и другие), поэтому для нас тема ТОЛЕРАНТНОСТИ стоит практически на одном из первых мест.

 Наша задача, на постоянной основе для максимального раскрытия каждого воспитанника, поддержать интерес и уважение, терпимость к друг другу внутри страны, внутри одной нации, а также, к культурам других народов, их обычаям, традициям и нравам.

Проблема

У воспитанников группы недостаточно представлений о культуре народов, проживающих на территории нашего края (Восточно- Сибирский регион), а также присутствует непонимание особенностей культуры и быта других национальностей.

Цель проекта

Воспитание толерантных качеств у старших дошкольников, посредством проектной деятельности и обогащение представлений о культурах народов Сибири.

Задачи проекта

  1. Воспитывать у детей уважение к другим нациям их традициям, быту.
  2. Вызвать интерес к изучению культуры народов, проживающих в Сибири.
  3. Учить терпимо относится друг к другу, находить выход из конфликтных ситуаций.
  4. Познакомить детей с национальными костюмами народов нашего края и других наций.
  5. Знакомить детей с художественными произведениями разных стран.
  6. Обратить внимание родителей на данную тему.
  7. Приобщать родителей к совместной работе по воспитанию у детей толерантности к народам, проживающим в Восточной Сибири.

Ожидаемый результат

Воспитанники:

 - сформируется уважительное отношение к окружающим людям и людям других наций, их культуре;

- повысится интерес к культуре разных народов;

- научатся договариваться друг с другом, находить выход из конфликтной ситуации;

- познакомятся с особенностями народных костюмов;

- познакомятся с художественной литературой разных народов.

 Педагоги:

 - усовершенствуют педагогический опыт работы с детьми, в вопросах толерантного воспитания.

- разработают план мероприятий, направленных на реализацию проекта.

Родители:

- обратят внимание на актуальность затронутой темы;

- будут участвовать в совместной работе по формированию у детей толерантного, уважительного отношения к окружающим (иностр);

- будут поддерживать интерес у детей к культуре народов нашего края.

Продукт проекта

Мини-музей «Дружба народов - МИР сохранит!»

  1. Выставка рисунков «Дети рисуют МИР»;
  2. Выставка книг по военной и антивоенной тематике «Дружба народов - МИР сохранит!»;
  3. Фотоальбом детских проектов «Добрые традиции разных народов»;
  4. Дидактический комплект к проекту «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"» (педагог)

Сроки реализации

Краткосрочный (С 25 марта по 5 апреля 2025 г.)

Практическая значимость

Продукты проекта, размещенные на личном интернет-ресурсе педагога оформлены в виде материалов доступных для работы.

Электронно-оформленная выставка рисунков «Дети рисуют МИР»; Фото – коллажи «Выставки книг по военной и антивоенной тематике «Дружба народов - МИР сохранит!»; Фотоальбом /онлайн/ детских проектов «Добрые традиции разных народов»; Дидактический комплект к проекту «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"» (в эл.виде)

А также, полезные ЭОР занятий, конспектов, бесед, дидактических игр, занимательных фактов, диагностик, консультаций для родителей и презентаций по теме толерантность.

Игры народов мира могут использоваться, как в совместной деятельности с детьми, так и для популяризации толерантности, как направления в работе с родителями; а также в образовательно - воспитательной деятельности и в ходе режимных моментов, начиная со средней группы.

Подготовительный этап

Постановка целей, задач реализации проекта.

Обсуждение цели и задач с детьми, родителями.

Определение планируемого результата, планирование мероприятий, направленных на реализацию проекта.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Подбор дидактического, игрового материала, художественной литературы.

Основной этап

Первая неделя

Вторая неделя 

Беседы с детьми: «Моя малая Родина - Сибирь»,

«Какие народы населяют Восточно-Сибирский регион».

Беседа «Основные традиции народов ближнего Зарубежья»

«СВО – как сохранить МИР!»

Просмотр и обсуждение мультфильма «Кот Леопольд», «Карлсон, который живёт на крыше», «Цветик – семицветик»

Чтение рассказов о дружбе:

«Денискины рассказы» Виктора Драгунского.

«Людвиг Четырнадцатый и Тутта Карлссон» Яна Экхольма.  

«Дружная семья» О.В. Дыбина.

Разучивание стихотворения «Российская семья».

Чтение и заучивание мирилок и считалок (на выбор детей)

Инсценировка: «Приветствие в культурах народов нашего края»

Подвижные народные игры:

«Клеевой ручеёк».

«Мост дружбы».

«Фотографии друзей».

Прослушивание русских, украинских и схожих народностей - народных песен.

Чтение национальных сказок:

Нанайские

«Золотое кольцо» — сказка, порицающая обман, жадность и зазнайство.

«Гарпамди» — произведение нанайского эпоса о богатыре, защитившем народ от железной птицы Кори.

 Ненецкие

Занимательные истории, персонажами которых чаще всего выступают животные, растения и птицы.

«Кукушка» — грустная ненецкая сказка, которая учит заботиться о родителях и прислушиваться к их просьбам.

«Как щука и язь воевали» — сказка ненецкого народа, где две хищные рыбины обитали в одном озере, однако никогда не встречались.

Прослушивание киргизских, русских, монгольских песен.

Задание для родителей с детьми:

- нарисовать как дети понимают МИР – во всем мире!

- поискать книги о войне, принести для создания библиотеки.

Работа с родителями:

Памятка для родителей «Толерантность и дружественные народы, проживающие на территории Сибири!»

Работа педагога:

Продолжение работы над дидактическим комплектом к проекту (наполнить новыми сказками, рассказами, песнями и прочими методическими материалами).

Работа с воспитанниками:

Проблемно-ориентированный подход:

Определение национальностей детей, которые посещают группу.

Знакомство с культурой стран, дети которых посещающих группу.

Изучение добрых традиций разных национальностей «Традиции»

Просмотр и обсуждение мультфильма «По дороге с облаками»

С/р.и. «Кругосветное путешествие»

Чтение рассказов о дружбе:

«Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова.

«Я учусь дружить» Анны Кутявиной.

Сказки киргизии:

«Золотая птица»;

«Кошка и мыши»

Игры Казахстана:

«Балтам тап». В игре участвуют до 15–20 детей. Дети выстраиваются плотным кольцом вокруг ведущего. За спинами по цепочке аккуратно передают какой-то предмет (мячик, скакалку и т. д.). Капитан угадывает, у кого в руках нужная вещь.

«Кара-сиир». Игра нацелена на развитие интуиции, умения маскироваться, учит выдержке и настойчивости. Ведущий должен спрятаться. Рядом с укрытием этот ребёнок оставляет любой личный предмет. Остальные дети ищут его, а обнаружив, забирают то, что принадлежит спрятавшемуся, и относят в центр круга.

Заучивание р. н. песенки «Во поле березка стояла».

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Учим детей общаться и дружить», «Учимся уступать друг другу».

Работа педагога:

Пополнение Дидактического комплекта к проекту «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"» /или оформление во 2 ую часть.

Заключительный этап

Дидактическая игра «Путешествие по странам»

Представление детских рисунков «Дети рисуют МИР»;

Оформление выставки книг по военной и антивоенной тематике «Дружба народов - МИР сохранит!»;

Оформление фотоальбома детских проектов «Добрые традиции разных народов»;

Занятие - развлечение «Мечтою о мире всегда мы живем!»

Продукт проекта

Мини-музей «Дружба народов - МИР сохранит!»

  1. Выставка рисунков «Дети рисуют МИР»;
  2. Выставка книг по военной и антивоенной тематике «Дружба народов - МИР сохранит!»;
  3. Фотоальбом детских проектов «Добрые традиции разных народов»;
  4. Дидактический комплект к проекту «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"» (педагог)

Итог проекта

В процессе реализации проекта, уже на протяжении нескольких лет, внедряем модель формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. В нее включены цикл занятий и бесед, игр дидактических, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения, разработан методический материал для работы с родителями подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирована картотека игр народов мира, сказок и занимательных фактов. Ежегодно реализуем данный проект, дополняя его информационными ресурсами, разнообразием материала, большим разнообразием информации о странах и вновь приехавших жителях нашего региона.

 Работа с детьми и родителями проводилась поэтапно, методически разделена на 2 недели, охватывая все образовательные области.

Данный проект не только развивает у дошкольников интерес к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседними народностями и национальностями, которые вновь приезжают в Сибирь, а главное он способствует формированию основных черт толерантной личности: терпимость к чужим мнениям, отказ от причинения вреда кому-либо, доверие, умение владеть собой и не осуждать других и конечно же, чувство юмора.

Реализация проекта способствовала воспитанию толерантного отношения у дошкольников к людям разных национальностей, ребята погружались в особенности культурных традиций разных народов, им было очень интересно слушать рассказы, сказки, знакомиться с разными народами.

 Практическая значимость проекта заключается в том, что в ходе совместной работы ребята, научились уступать друг другу, избегая конфликтных ситуаций. Много об особенностях взаимоотношений воспитанники рассказали на примерах своих семей. Особый интерес вызвал у детей задание нарисовать МИР без ВОЙНЫ! И поиски книг о войне, также заинтересовали детей! Они сравнивали ВОВ и те события, которые сейчас происходят в мире. Сделали вывод: что в современную эпоху – все уже модернизировано и техника может заменять бойцов. А мечтают дети о том – чтоб был мир во всем мире!

Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности.

Реализацию проекта считаем успешной, поставленные цели и задачи достигнуты. Результаты реализации проекта были представлены на Педагогическом совете № 3 от 16.04.2025г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Дети разных народов мы мечтою о мире живем..."

Проект построен на следующих принципах: 1. Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. ...

Мы в толерантном мире. Консультация для родителей к проекту ""Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

Мы в толерантном мире. Консультация для родителей к проекту ""Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...

"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту  "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...

"Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

quot;Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту  "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...

"Диагностика толерантности старших дошкольников". Приложение №3 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

Диагностика толерантности старших дошкольников". Приложение №3 к проекту  "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...

Паспорт проекта по формированию толерантности" Дети разных народов - мы мечтою о мире живем"

Паспорт проекта по формированию толерантности" Дети разных народов - мы мечтою о мире живем"...

Дидактический комплект к Педагогическому проекту по воспитанию толерантности "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

Дидактический  комплект к Педагогическому проекту по воспитанию толерантности "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...