2025 Паспорт проекта по воспитанию толерантности "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем",
проект (подготовительная группа)
2025 Паспорт проекта по воспитанию толерантности "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем",
Доработанный и дополненный проект по воспитанию толерантности "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем",
с использованием разработаного ранее длидактического комплекта /с рецензией/
+
Отчет о реализации проекта
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.79 КБ | |
| 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад №74
Отчёт о реализации социально-значимого проекта
по воспитанию толерантности
"Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
Цикл занятий, посвящённых воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста у детей группы с ТНР.
Составила воспитатель Новопашина Татьяна Павловна,
МБДОУ детский сад №74 г. Иркутска.
Проект по воспитанию толерантности "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем" был реализован с 25 марта по 5 апреля 2025 года.
В настоящее время тема толерантности приобретает все большую социальную значимость, особенно с нестабильными отношениями со странами ближнего зарубежья и ведением специальных военных операций на границах России.
Народы России, и нашего Сибирского края, в частности, очень разнообразны. У каждого их них свои обычаи, традиции, нравы. К сожалению сейчас, мы все чаще сталкиваемся с недоброжелательностью, озлобленностью, отсутствием понимания и уважения народов друг к другу. И поэтому, возникает необходимость формирования культуры толерантности начиная уже с дошкольного возраста, так как в этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к происходящему вокруг. Поэтому, необходимо закладывать толерантность, как одну из основ личности ребенка, еще в дошкольном возрасте, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значимость других людей, не похожих на нас, вызывать интерес к их культуре, традициям, налаживать диалог.
В наших садах Иркутской области, все чаще группы наполняются детьми разных национальностей (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и другие), поэтому для нас тема ТОЛЕРАНТНОСТИ стоит практически на одном из первых мест. Наша задача, на постоянной основе для максимального раскрытия каждого воспитанника, поддержать интерес и уважение, терпимость к друг другу внутри страны, внутри одной нации, а также, к культурам других народов, их обычаям, традициям и нравам.
Цель проекта: Воспитание толерантных качеств у старших дошкольников, посредством проектной деятельности и обогащение представлений о культурах народов Сибири.
Задачи:
- Воспитывать у детей уважение к другим нациям их традициям, быту.
- Вызвать интерес к изучению культуры народов, проживающих в Сибири.
- Учить терпимо относится друг к другу, находить выход из конфликтных ситуаций.
- Познакомить детей с национальными костюмами народов нашего края и других наций.
- Знакомить детей с художественными произведениями разных стран.
- Обратить внимание родителей на данную тему.
- Приобщать родителей к совместной работе по воспитанию у детей толерантности к народам, проживающим в Восточной Сибири.
В процессе проекта были проведены следующие тематические мероприятия:
- Беседы с детьми: «Моя малая Родина - Сибирь», «Какие народы населяют Восточно-Сибирский регион». Беседа «Основные традиции народов ближнего Зарубежья», «СВО – как сохранить МИР!»
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Кот Леопольд», «Карлсон, который живёт на крыше», «Цветик – семицветик» Изучение добрых традиций разных национальностей «Традиции», «По дороге с облаками»
- С/р.и. «Кругосветное путешествие»
- Чтение рассказов о дружбе: «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова.
«Я учусь дружить» Анны Кутявиной, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.
«Людвиг Четырнадцатый и Тутта Карлссон» Яна Экхольма, «Дружная семья» О.В. Дыбина.
- Чтение национальных сказок:
Сказки киргизии: «Золотая птица»; «Кошка и мыши»
Нанайские: «Золотое кольцо», «Гарпамди»
Ненецкие: «Кукушка», «Как щука и язь воевали»
- Разучивание стихотворения «Российская семья».
- Чтение и заучивание мирилок и считалок (на выбор детей)
- Инсценировка: «Приветствие в культурах народов нашего края»
- Подвижные народные игры: «Клеевой ручеёк». «Мост дружбы». «Фотографии друзей». Игры Казахстана: «Балтам тап». «Кара-сиир».
- Прослушивание киргизских, русских, монгольских песен; русских, украинских и схожих народностей - народных песен. Заучивание р. н. песенки «Во поле березка стояла».
Работали с родителями и детьми: рисовали, как дети понимают МИР – во всем мире! искали книги о войне, создавали библиотеку.
Проводили совместные досуги с родителями: «Учим детей общаться и дружить», «Учимся уступать друг другу».
И совместно дети-родители-воспитатель создавали выставку рисунков «Дети рисуют МИР»; выставку книг по военной и антивоенной тематике «Дружба народов - МИР сохранит!»; оформляли фотоальбом детских проектов «Добрые традиции разных народов»;
Я, как педагог, много лет работающий по этой теме - пополняла Дидактический комплект к проекту «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем".
На протяжении нескольких лет, внедряем модель формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, особенно на группе разновозрастная от 5 до 8 лет для детей с ТНР. В нее включили цикл занятий и бесед, игр, список литературы для чтения и обсуждения, разработали методический материал для работы с родителями, подобрали мультфильмы, сформировали картотеку игр народов мира, сказок и занимательных фактов. Один раз в два года реализуем данный проект, дополняя его информационными ресурсами, разнообразием материала, большим разнообразием информации о странах и вновь приехавших жителях нашего региона. Работа с детьми и родителями проводилась поэтапно, методически была разделена на 2 недели, охватила все образовательные области.
Данный проект развивает у дошкольников интерес к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседними народностями и национальностями, которые вновь приезжают в Сибирь, а главное он способствует формированию основных черт толерантной личности: терпимость к чужим мнениям, отказ от причинения вреда кому-либо, доверие, умение владеть собой и не осуждать других и конечно же, чувство юмора.
Особый интерес вызвало у детей задание нарисовать МИР без ВОЙНЫ! И поиски книг о войне, также заинтересовали детей! Они сравнивали ВОВ и те события, которые сейчас происходят в мире. Сделали вывод: что в современную эпоху – все уже модернизировано и техника может заменять бойцов. А мечтают дети о том – чтоб был мир во всем мире!
Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности.
Реализацию проекта считаем успешной, поставленные цели и задачи достигнуты. Результаты реализации проекта были представлены на Педагогическом совете № ___ от 24.03.2025г.
Воспитатель___________________ Новопашина Т.П.
Заведующий МБДОУ д/с №74 _________________ Алиева Д.В.
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Приказ №_______ от _______________
Заведующий МБДОУ г. Иркутска
Детский сад № 74
Алиева Д.В. ____________________
ПАСПОРТ
педагогического проекта по воспитанию толерантности
"Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
Автор проекта: Новопашина Татьяна Павловна
воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74.
Название проекта: "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
Продолжительность проекта: краткосрочный (до 2 недель)
Период реализации: 25.03.2025 г. – 05.04.2025 г.
Тип проекта: социально-значимый.
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы и их родители.
Возраст детей: от 5 до 8 лет (разновозрастная группа для детей с ТНР).
Вид проекта: информационно-практический, познавательно-творческий.
фронтальный (по форме привлечения участников);
интегративный (интеграция более 3 образовательных областей).
Методы:
- игровые: инсценировки, дидактические, подвижные игры;
- словесные: чтение, рассказывание стихов, беседа,
- наглядные: рассматривание иллюстраций; презентации.
- творческие: рисование, раскрашивание;
- практические: видеоролик.
Тема проекта | Воспитание толерантности у детей с ТНР старшего дошкольного возраста |
Тип проекта | Социально-значимый |
Актуальность проекта | В настоящее время тема толерантности приобретает все большую социальную значимость, особенно с нестабильными отношениями со странами ближнего зарубежья и ведением специальных военных операций на границах России. Народы России, и нашего Сибирского края, в частности, очень разнообразны. У каждого их них свои обычаи, традиции, нравы. К сожалению сейчас, мы все чаще сталкиваемся с недоброжелательностью, озлобленностью, отсутствием понимания и уважения народов друг к другу. И поэтому, возникает необходимость формирования культуры толерантности начиная уже с дошкольного возраста, так как в этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к происходящему вокруг, у него закладываются основы миропонимания, социализации. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования согласно ФОП ДО и ФГОС ДО является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты». Поэтому, необходимо закладывать толерантность, как одну из основ личности ребенка, еще в дошкольном возрасте, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значимость других людей, не похожих на нас, вызывать интерес к их культуре, традициям, налаживать диалог. Дружные, терпимые друг к другу народы, живущие на территории одного государства — это залог крепкой, могучей страны и мирового согласия! Вместе - мы сильнее! В наших садах Иркутской области, все чаще группы наполняются детьми разных национальностей (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и другие), поэтому для нас тема ТОЛЕРАНТНОСТИ стоит практически на одном из первых мест. Наша задача, на постоянной основе для максимального раскрытия каждого воспитанника, поддержать интерес и уважение, терпимость к друг другу внутри страны, внутри одной нации, а также, к культурам других народов, их обычаям, традициям и нравам. |
Проблема | У воспитанников группы недостаточно представлений о культуре народов, проживающих на территории нашего края (Восточно- Сибирский регион), а также присутствует непонимание особенностей культуры и быта других национальностей. |
Цель проекта | Воспитание толерантных качеств у старших дошкольников, посредством проектной деятельности и обогащение представлений о культурах народов Сибири. |
Задачи проекта |
|
Ожидаемый результат | Воспитанники: - сформируется уважительное отношение к окружающим людям и людям других наций, их культуре; - повысится интерес к культуре разных народов; - научатся договариваться друг с другом, находить выход из конфликтной ситуации; - познакомятся с особенностями народных костюмов; - познакомятся с художественной литературой разных народов. Педагоги: - усовершенствуют педагогический опыт работы с детьми, в вопросах толерантного воспитания. - разработают план мероприятий, направленных на реализацию проекта. Родители: - обратят внимание на актуальность затронутой темы; - будут участвовать в совместной работе по формированию у детей толерантного, уважительного отношения к окружающим (иностр); - будут поддерживать интерес у детей к культуре народов нашего края. |
Продукт проекта | Мини-музей «Дружба народов - МИР сохранит!»
|
Сроки реализации | Краткосрочный (С 25 марта по 5 апреля 2025 г.) |
Практическая значимость | Продукты проекта, размещенные на личном интернет-ресурсе педагога оформлены в виде материалов доступных для работы. Электронно-оформленная выставка рисунков «Дети рисуют МИР»; Фото – коллажи «Выставки книг по военной и антивоенной тематике «Дружба народов - МИР сохранит!»; Фотоальбом /онлайн/ детских проектов «Добрые традиции разных народов»; Дидактический комплект к проекту «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"» (в эл.виде) А также, полезные ЭОР занятий, конспектов, бесед, дидактических игр, занимательных фактов, диагностик, консультаций для родителей и презентаций по теме толерантность. Игры народов мира могут использоваться, как в совместной деятельности с детьми, так и для популяризации толерантности, как направления в работе с родителями; а также в образовательно - воспитательной деятельности и в ходе режимных моментов, начиная со средней группы. |
Подготовительный этап | Постановка целей, задач реализации проекта. Обсуждение цели и задач с детьми, родителями. Определение планируемого результата, планирование мероприятий, направленных на реализацию проекта. Создание необходимых условий для реализации проекта. Подбор дидактического, игрового материала, художественной литературы. |
Основной этап Первая неделя Вторая неделя | Беседы с детьми: «Моя малая Родина - Сибирь», «Какие народы населяют Восточно-Сибирский регион». Беседа «Основные традиции народов ближнего Зарубежья» «СВО – как сохранить МИР!» Просмотр и обсуждение мультфильма «Кот Леопольд», «Карлсон, который живёт на крыше», «Цветик – семицветик» Чтение рассказов о дружбе: «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. «Людвиг Четырнадцатый и Тутта Карлссон» Яна Экхольма. «Дружная семья» О.В. Дыбина. Разучивание стихотворения «Российская семья». Чтение и заучивание мирилок и считалок (на выбор детей) Инсценировка: «Приветствие в культурах народов нашего края» Подвижные народные игры: «Клеевой ручеёк». «Мост дружбы». «Фотографии друзей». Прослушивание русских, украинских и схожих народностей - народных песен. Чтение национальных сказок: Нанайские «Золотое кольцо» — сказка, порицающая обман, жадность и зазнайство. «Гарпамди» — произведение нанайского эпоса о богатыре, защитившем народ от железной птицы Кори. Ненецкие Занимательные истории, персонажами которых чаще всего выступают животные, растения и птицы. «Кукушка» — грустная ненецкая сказка, которая учит заботиться о родителях и прислушиваться к их просьбам. «Как щука и язь воевали» — сказка ненецкого народа, где две хищные рыбины обитали в одном озере, однако никогда не встречались. Прослушивание киргизских, русских, монгольских песен. Задание для родителей с детьми: - нарисовать как дети понимают МИР – во всем мире! - поискать книги о войне, принести для создания библиотеки. Работа с родителями: Памятка для родителей «Толерантность и дружественные народы, проживающие на территории Сибири!» Работа педагога: Продолжение работы над дидактическим комплектом к проекту (наполнить новыми сказками, рассказами, песнями и прочими методическими материалами). Работа с воспитанниками: Проблемно-ориентированный подход: Определение национальностей детей, которые посещают группу. Знакомство с культурой стран, дети которых посещающих группу. Изучение добрых традиций разных национальностей «Традиции» Просмотр и обсуждение мультфильма «По дороге с облаками» С/р.и. «Кругосветное путешествие» Чтение рассказов о дружбе: «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова. «Я учусь дружить» Анны Кутявиной. Сказки киргизии: «Золотая птица»; «Кошка и мыши» Игры Казахстана: «Балтам тап». В игре участвуют до 15–20 детей. Дети выстраиваются плотным кольцом вокруг ведущего. За спинами по цепочке аккуратно передают какой-то предмет (мячик, скакалку и т. д.). Капитан угадывает, у кого в руках нужная вещь. «Кара-сиир». Игра нацелена на развитие интуиции, умения маскироваться, учит выдержке и настойчивости. Ведущий должен спрятаться. Рядом с укрытием этот ребёнок оставляет любой личный предмет. Остальные дети ищут его, а обнаружив, забирают то, что принадлежит спрятавшемуся, и относят в центр круга. Заучивание р. н. песенки «Во поле березка стояла». Работа с родителями: Консультация для родителей: «Учим детей общаться и дружить», «Учимся уступать друг другу». Работа педагога: Пополнение Дидактического комплекта к проекту «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"» /или оформление во 2 ую часть. |
Заключительный этап | Дидактическая игра «Путешествие по странам» Представление детских рисунков «Дети рисуют МИР»; Оформление выставки книг по военной и антивоенной тематике «Дружба народов - МИР сохранит!»; Оформление фотоальбома детских проектов «Добрые традиции разных народов»; Занятие - развлечение «Мечтою о мире всегда мы живем!» |
Продукт проекта | Мини-музей «Дружба народов - МИР сохранит!»
|
Итог проекта | В процессе реализации проекта, уже на протяжении нескольких лет, внедряем модель формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. В нее включены цикл занятий и бесед, игр дидактических, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения, разработан методический материал для работы с родителями подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирована картотека игр народов мира, сказок и занимательных фактов. Ежегодно реализуем данный проект, дополняя его информационными ресурсами, разнообразием материала, большим разнообразием информации о странах и вновь приехавших жителях нашего региона. Работа с детьми и родителями проводилась поэтапно, методически разделена на 2 недели, охватывая все образовательные области. Данный проект не только развивает у дошкольников интерес к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседними народностями и национальностями, которые вновь приезжают в Сибирь, а главное он способствует формированию основных черт толерантной личности: терпимость к чужим мнениям, отказ от причинения вреда кому-либо, доверие, умение владеть собой и не осуждать других и конечно же, чувство юмора. Реализация проекта способствовала воспитанию толерантного отношения у дошкольников к людям разных национальностей, ребята погружались в особенности культурных традиций разных народов, им было очень интересно слушать рассказы, сказки, знакомиться с разными народами. Практическая значимость проекта заключается в том, что в ходе совместной работы ребята, научились уступать друг другу, избегая конфликтных ситуаций. Много об особенностях взаимоотношений воспитанники рассказали на примерах своих семей. Особый интерес вызвал у детей задание нарисовать МИР без ВОЙНЫ! И поиски книг о войне, также заинтересовали детей! Они сравнивали ВОВ и те события, которые сейчас происходят в мире. Сделали вывод: что в современную эпоху – все уже модернизировано и техника может заменять бойцов. А мечтают дети о том – чтоб был мир во всем мире! Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности. Реализацию проекта считаем успешной, поставленные цели и задачи достигнуты. Результаты реализации проекта были представлены на Педагогическом совете № 3 от 16.04.2025г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект "Дети разных народов мы мечтою о мире живем..."
Проект построен на следующих принципах: 1. Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. ...

Мы в толерантном мире. Консультация для родителей к проекту ""Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
Мы в толерантном мире. Консультация для родителей к проекту ""Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...

"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...

"Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
quot;Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...

"Диагностика толерантности старших дошкольников". Приложение №3 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
Диагностика толерантности старших дошкольников". Приложение №3 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...

Паспорт проекта по формированию толерантности" Дети разных народов - мы мечтою о мире живем"
Паспорт проекта по формированию толерантности" Дети разных народов - мы мечтою о мире живем"...

Дидактический комплект к Педагогическому проекту по воспитанию толерантности "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
Дидактический комплект к Педагогическому проекту по воспитанию толерантности "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...
