тематический материал
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Примерный план
образовательной работы
с детьми 1,5-3 лет
Тема: «Животный мир»
Программное содержание:
- Формирование первоначальных представлений о животном мире, развитие умения узнавать домашних, некоторых диких животных, их детенышей на картинках.
- Закрепление представлений о том, чем живые животные и птицы отличаются от игрушечных.
- Воспитание бережного отношения к животным.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно провести:
Конструирование «Домик для зайчика». Учить детей строить по образцу педагога, самостоятельно разбирать постройки.
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно провести:
Беседу «Кто живет в лесу». Учить детей рассматривать иллюстрации с изображением диких животных (волка, лисы, зайца, белки), приучать детей узнавать на картинках диких животных, называть их, выделять характерные особенности.
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно:
Рассматривание картины из серии «Домашние птицы». Расширять представление о домашних птицах; продолжать учить узнавать и называть домашних птиц, активизировать в речи глаголы: «клюет», «пищит», «прыгает», «пьет», «кричит» «кукарекает»; понимать и использовать обобщающее существительное «птенцы».
«Художественное творчество» (рисование, лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Лепку «Птенчики в гнездышке». Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Птенчики в гнездышке». Учит лепить 1-3 птенчиков по размеру гнездышка. Инициировать дополнение и обыгрывание композиции (червячки в клювиках). Развивать чувство формы и композиции.
«Художественное творчество» (аппликация, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Конструирование «Мостик через речку для цыплят». Вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 бревнышек через речку, лепить бревнышки из цветного теста и укладывать их в единую конструкцию (мостик), продолжать учить обыгрывать изображение.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания («Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, «Кошка» м. Ан. Александрова, «Жук» м. О. Девочкиной);
- для пения («Котята», «Лошадка» м. и сл. Г.Вихаревой);
- музыкально-ритмических движений («Птички», «Медведь», «Зайка» м. Е. Тиличеевой (образные упражнения), «Пляска с листочками», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной);
- игры с ДМИ («Дождик» Н. Любарского (клавесы), «Сорока - сорока», р.н.п. обр. Т.Попатенко, развивать умения импровизировать музыкально-художественный образ зайчиков: «Зайчики и лисичка» Е. Тиличеевой);
- развлечение (забава «Мишка пришел в гости»; инсценировка «Кошка и котенок» М. Красева, сл. О. Высотской).
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- модели самостоятельного одевания/раздевания, мытья рук;
- набор игрушек (домашние и дикие животные);
- иллюстрации с изображением животных;
- фланелеграф, изображение животных для составления целого из частей;
- фигурка птички и свистулька для музыкально-дидактической игры «Мама и детки»;
- раскраски «Домашние и дикие животные»;
- наборы строительного материала.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- рассмотреть иллюстрации с изображением животных;
- рассмотреть игрушки, изображающие домашних и диких животных, обыграть ситуации: кормление животного, кормление птиц;
- посетить с детьми контактного зоопарка;
- понаблюдать с ребенком за домашними животными - собакой и кошкой, птицами, насекомыми;
- побеседовать с ребенком по уходу за домашними животными;
- прочитать сказки о животных;
- подкормить птиц и понаблюдать за способом их передвижения и кормлением;
- привлечь ребенка к уходу за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм;
- обыграть сказку «Курочка Ряба», «Теремок» в домашнем театре.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- игровые ситуации с использование игрушек, изображающих животных;
- упражнение детей в звукоподражании;
- рассматривание иллюстраций о животных;
- обыгрывание ситуации «Зайка на прогулку собирался», закрепление умения выбирать одежду для прогулки;
- упражнение в выполнении пальчиковой гимнастики («Как у нашего кота», «Жили-были зайчики», «Улитка, улитка», «В нашей избушке», «Сел на ветку снегирек»;
- показ ручных теней и животных (теневой театр рук);
- рисование по обучающим раскраскам («Поиграй с кошкой», «Угости цыпленка», «Спой петушку», «Искупай утенка», «Умой поросенка» и др.)
- выполнение постройки «Домик для мишки»;
- слушание и узнавание муз. Тиличеевой «Лошадка», О Высотской «Корова», М. Раухвергера «Цыплята» и др.;
- дидактическая игра «Составь изображение» (составить из частей изображение животного);
- упражнение в рисовании пальчиком на подносах с крупой «Угощение для котят, щенка»;
- дидактические игры «Узнай тень», «Кто где живет»;
- рассматривание иллюстраций, уточнение слов, обозначающих детенышей животных «цыплята», «утята», «котята» и др.;
- чтение потешек: «Киска брысь», «Наши уточки с утра», «Бу-бу я рогатый» и др.;
- обучающие раскраски «Поиграй с кошкой», «Угости цыпленка», «Спой петушку» и др., учить детей дорисовывать изображение.
- чтение стихотворения С. Маршака «Детки в клетке». Побуждать называть знакомых животных, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто это? «Что делает?;
- чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал «Мяу», продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.
Гигиенические процедуры:
- игровые ситуации: «Научим мишку (зайку) правильно умываться», «Покажем Вини-Пуху, как правильно вытирать руки и лицо полотенцем»;
- художественное слово: «Мойдодыр» К. Чуковский (Отрывок «Рано утром…»);
- игровая ситуация:
Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался,
Вымыл ротик, вымыл носик,
Вымыл ухо, вот и сухо!
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- игровые ситуации «Как мама учила мишку правильно кушать»; «Как мишка учился кушать вилкой»;
- дидактическое упражнение «Поможем зверятам накрыть стол к обеду»;
Прогулка
- наблюдения за животными (кошкой, собакой) во время прогулки.
- наблюдения за осенними изменениями в природе (стало холодно, люди сменили одежду на более теплую, часто идет дождь, листья с деревьев опадают);
- подвижные игры «К мишке в гости», «Зайка беленький сидит», «Найди котенка», «Лиса и цыплята», «Зайка серый умывается», «Найди мишку», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобили»;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке: насыпать корм в кормушку;
- самостоятельная деятельность по выбору детей;
- сюжетно - ролевые игры «Контактный зоопарк», «Заболело горлышко у петушка», «Полечим лапку щенку».
Вечер:
- прослушивание сказки «Лиса и заяц»;
- упражнение в пальчиковой игре «Зайчик»;
- прослушивание песни Е. Тиличеевой «Где ты, зайка?»;
- рассматривание игрушек с изображением животных (внешний вид, части тела, форма…), проговаривание потешек, песенок, приговорок;
- дидактическая игра «Чьи детки»;
- раскладывание фигурок животных на фланелеграфе;
- рассказывание сказки «Цыпленок» вместе с детьми с использованием фланелеграфа;
- дидактическая игра: «Где моя мама?», учить находить и называть детенышей домашних животных;
- самостоятельное рисование цыпленка, утенка пальчиком на подносах с крупой;
- уточнение названий диких животных и слов, обозначающих их особенности, повадки, использование в речи выражений: «мишка идет», «зайчик прыгает», «лиса бежит», «волк охотится»;
- дидактическая игра «Кто где живет»;
- инсценировка по сказке В. Сутеев «Кто сказал мяу»;
- слушание потешки «Кисонька-мурысонька»;
- упражнения в раскатывании, скатывании, сплющивании цветного теста, лепка корма для курочек, зайчиков;
- чтение стихов А. Барто «Слон», «Лошадка», «Кто как кричит» и др.;
- д\и «Отгадай, кто это»;
- исполнение музыкально-ритмических движений – «Козлятки» сл. Е Макшанцевой, рус. нар. плясовой «Кошечка» и др;
- рисование «Клубочек для котенка»;
- лепка «Зернышки для петушка;
- постройка «Загончики для животных»;
- инсценировка по сказке В. Сутеев «Кто сказал мяу»;
- чтение стихотворения К. Чуковского «Цыпленок»;
- заучивание потешек «Идет коза рогатая», «Жили у бабуси».
Вечерняя прогулка:
- подвижные игры «Найди котенка», «Зайка беленький сидит»; «Воробышки и автомобили» и др.
- самостоятельная деятельность по выбору детей;
- индивидуальная работа по развитию движений: выполнение действий, имитирующих движения птиц и животных «Поскачи как зайчик», «Идет медведь по лесу»;
- дидактические игры «Парные картинки», «К мишке в гости», «Кто пришел, кто ушел», «Кто как кричит», «Чей домик?»;
- получение и рассматривание разных отпечатков на песке.
Примерный план
образовательной работы
с детьми 3-4 лет
Тема: «Животный мир»
Программное содержание:
- Расширение представлений о домашних и диких животных, птицах их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, что едят, какую пользу приносят людям).
- Ознакомление с трудом людей по уходу за домашними животными.
- Воспитание заботливого отношения к животным.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Познание» (конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Конструирование из строительного материала «Построим заборчик для домашних животных». Продолжать учить детей создавать постройки по показу воспитателя, закреплять знание объемных форм, совершенствовать умение разбирать постройки самостоятельно.
«Познание» (развитие кругозора), «Труд (рукотворный мир)»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить:
Наблюдение за золотой рыбкой. Уточнить знание детей о золотой рыбке, о внешнем виде, условиях обитания, способе кормления, повадках, воспитывать интерес к наблюдению за рыбами. Рассмотреть с детьми камушки, песок, гальку для зарядки аквариума, обратить внимание на особенности природных материалов (цвет, величину, форму и др.), привлечь детей к посильной деятельности по уходу за золотой рыбкой.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно провести:
Беседу «Домашние животные». Расширять представления детей о домашних животных, учить употреблять названия животных и их детенышей в единственном и во множественном числе, в родительном падеже множественного числа, существительные с обобщающим значением.
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Лепку «Мишка по лесу идет». Закреплять знание овоидной и шарообразной формы, приемов скатывания шара из глины, раскатывания между ладонями для получения объемной формы. Продолжать учить приему прищипывания, сплющивания. Воспитывать самостоятельность.
«Художественное творчество» (аппликация)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Конструирование «Построим зайке домик». Совершенствовать умения детей использовать приемы приставления, наложения деталей при сооружении постройки. Учить детей разбирать постройки, складывать детали на место.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания («Воробей», муз. А.Руббак);
- для пения («Птичка» музыка М. Раухвергера, сл. А. Барто, «Петух и кукушка» м. М. Лазарева, сл. Л.Дымовой);
- для музыкально-ритмических движений («Птички летают и клюют зернышки» м. А. Серова и швейцарская нар. мел., этюд «Зайцы и лиса» м. Е. Вихаревой, «Воробушки и автомобиль», музыка М. Раухвергера;);
- для игры на детских музыкальных инструментах («Как у наших у ворот» р.н м.);
- для танцевально-игрового творчества («Зайцы» музыка Е.Тиличеевой);
- для развлечения (театрализованной деятельности - «На птичьем дворе»).
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- коллекция наборов зверей, птиц, рыб, насекомых;
- иллюстрации с изображением животных;
- книги с иллюстрациями;
- материалы и оборудование для рисования пальчиком на подносах с крупой;
- материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации;
- модели самостоятельного одевания/раздевания, мытья рук, строительный материал;
- шапочки-ушки разных домашних животных.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- рассмотреть иллюстрации с изображением животных;
- рассмотреть игрушки, изображающие домашних и диких животных;
- понаблюдать за животными, экскурсия в городской зоопарк, формирование элементарных представлений о правильных способах взаимодействия с животными: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых;
- понаблюдать за птицами;
- понаблюдать за питомцем, привлечь к уходу (налить молоко, положить в тарелочку корм и т.д.);
- рассмотреть с детьми теплые вещи, связанные из шерсти животных (носки, варежки, шарфики), отметить особенности таких вещей (мягкие, теплые, пушистые).
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- дидактические игры «Чьи детки»; «Кто как кричит», «Составь целое из частей», «Парные картинки;
- чтение стихотворения В.Берестов «Курица с цыплятами»;
- рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц;
- игровые ситуации с использованием игрушек, изображающих животных;
- создание постройки из строительного материала «Домик для зайчат»;
- рассматривание альбома «Домашние животные и их детеныши»;
- рисование животных с использованием трафаретов;
- дидактическая игра «Кто поет?»;
- игра-импровизация в театре «Курочка Ряба»;
- рассказывание р.н сказок «Три медведя», «Кот, петух, лиса»;
- ситуативный разговор «Животные готовятся к зиме»;
- чтение сказок «Лиса и заяц», «Рукавичка», «Лесной мишка и проказница мышка», обр. Ю. Ванага, Й. Чапека «Приключения песика и кошечки» и др.;
- беседа: «Можно ли трогать животных, насекомых?» (правила поведения при встрече с насекомым);
- ситуативный разговор: «Как умываются животные»;
- рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака со щенками» и другие из серии «Домашние животные»;
- этюды «Угадай, кто это» (передать повадки домашних животных);
- беседа о повадках домашних животных;
- заучивание потешки «Как у нашего кота»;
- лепка «Сосиски для Мурзика»,
- ситуативный разговор: «Каких животных и птиц ты видел, когда шел в детский сад»;
- прослушивание и пение песни А. Филиппенко «Цыплята»;
- выполнение пальчиковой гимнастики;
- чтение сказок (А. Н. Толстой «Волк и козлята», М. Боголюбский «Кот, петух и лиса», Е. Благинина «Два жадных медвежонка»).
Гигиенические процедуры:
- ситуативный разговор: «Как умываются животные»;
- проговаривание названий частей тела (рука, ладошка, пальчики, локоть), уточнить, как умываются животные (кошка, собака);
- игровая ситуация «Научим мишку делать мыльную пену»; «Покажем мишке, как нужно вытирать руки насухо».
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- ситуативный разговор о пользе молочных продуктов;
- выставка молочных продуктов;
- ситуативный разговор «Объясни Хрюше, почему нужно полоскать рот после еды», «Как правильно пользоваться салфеткой».
- ситуативный разговор: «Какие животные чем питаются».
Прогулка
- наблюдения за осенними изменениями в природе (становится холоднее, листья изменяют окраску и опадают, люди надевают теплую одежду, часто идет дождь, дует холодный ветер, птицы улетают в теплые края).
- подвижные игры «Лохматый пес», «Воробушки и кот», «Догони Мишку», «Птички в гнездышках», «Мыши и кот», «Поймай комара», «Лошадки», «Наседка и цыплята», «Угадай, кто как кричит», «Лягушки», «Угадай, кто, где кричит».
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке (покормить птиц);
- самостоятельная деятельность по выбору детей;
- рисование палочкой на песке: зайчик, кошка, собачка;
- сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк», «У бабушки в деревне», «Мама и детеныш»;
- дидактические игры «Сложи картинку», «Найди маму для детеныша».
Вечер:
- создание постройки из строительного материала «Заборчик для птиц», «Загончики для животных»;
- этюды «Угадай, кто это» (передать повадки домашних животных);
- упражнение детей в образных основных движениях «Птички летают» Л.Банниковой, «Скачут лошадки» Т.Попатенко, «Зайчики» р.н.м.;
- прослушивание и пение песни М. Раухвергера «Птичка»;
- упражнение в различении взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотношение названий взрослых животных и их детенышей;
- упражнение в подборе глаголов, обозначающих характерные действия животных;
- чтение стихотворения В. Берестова «Курица с цыплятами», привлечь детей к прослушиванию и пению песни А. Филиппенко «Цыплята»;
- лепка «Рыбки»;
- рисование «Разноцветные мячики для котенка»;
- чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»;
- чтение рассказа М. Зощенко «Умная птичка»;
- рассматривание иллюстраций, картинок с изображением птиц;
- развивающую игру «Чей этот дом?» на закрепление знаний о форме, силуэте предмета;
- дидактическую игру «Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке» на уточнение знаний о соотношении предметов по величине;
- дидактическую игру «Хватит ли медведям бочонков с медом» на закрепление умений устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
- рисование «Цыплята гуляют на полянке»;
- выполнение аппликации «Веселые котята играют клубочками».
Вечерняя прогулка:
- подвижные игры: «Пробеги змейкой», «Мышки в норках», «Лиса в курятнике», «Лошадки», «Котята и ребята», «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Лягушки», «Лиса в курятнике»;
- самостоятельная деятельность по выбору детей;
- сюжетно-ролевая игра «Бабушкин двор».
Примерный план
образовательной работы
с детьми 4-5 лет
Тема: «Животный мир»
Программное содержание:
- Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных.
- Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешнем виде, способе передвижения, питании. Уточнение внешних признаков и повадок диких животных (лисы, волка, медведя, зайца, белки). Закрепление знаний о внешних признаках и повадках домашних животных (кошки, собаки). Уточнение знаний об особенностях внешнего вида коровы и лошади, домашних птиц (курицы, петуха, гуся).
- Уточнение названий насекомых (жук, бабочка, муха), дать элементарные сведения о некоторых насекомых (муравей).
- Знакомство с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Познание» (развитие сенсорной культуры)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Ситуативный разговор «Домашние животные». Учить детей рассматривать игрушки с изображением домашних птиц и животных, приучать детей узнавать и называть их, побуждать отвечать детей на вопросы: из чего сделан предмет и о его свойствах (цвет, форма).
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно провести:
Наблюдение за черепахой. Расширять представления детей о черепахе, ее внешнем виде и способах передвижения (у черепахи тяжелый панцирь, под который она прячется в случае опасности, передвигается медленно), способе питания.
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить:
Изготовление панно с динамичными элементами «Курочка с цыплятами». Учить создавать простые сюжеты. Совершенствовать технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Развивать чувство цвета, формы, величины, композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно:
Чтение рассказа В. Бианки «Подкидыш». Углублять интерес к литературной прозе (рассказу). Развивать способность к целостному восприятию текста, продолжать учить выявлять основное содержание, понимать главные характеристики героев, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев.
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Рисование «Красивая кошка». Продолжать учить детей отражать свои знания о внешнем виде кошки, используя выразительные средства (цвет, форма, величина). Учить изображать кошку (на основе дуги или на основе круга, треугольника), совершать свободные движения руки при рисовании кистью и красками, использовать технику штампа (бант), «принта» (при рисовании шерсти пальчиком или тычком). Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес к изображению животных.
Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Лепку «Миски для трех медведей». Побуждать детей лепить атрибуты для сказочных героев. Учить лепить в группах из трех человек, разные по величине миски. Формировать умение планировать работу, делить материал на три неравные части, используя стеку. Упражнять в сплющивании, прищипывании краев формы с загибанием бортиков. Развивать глазомер, чувство формы, пропорций.
«Художественное творчество» (конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Конструирование «Дом трех медведей». Учить детей изменять постройки в соответствии с заданными условиями «Построй такой же, но больше по - размеру». Совершенствовать умение надстраивать постройки в высоту, длину.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания («Сорока» А. Лядов, «Кукушка» М. Красев, «Мотылек» С. Майкапар, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьев);
- для пения ( р.н.п., «Веселый жук» м. и сл. Р. Котляровского.);
- для музыкально-ритмических движений (этюды «Гусеница», «Птички летают» А. Жилина, «Веселые жучки» Е. Гомоновой);
- для игры на детских музыкальных («Сорока-сорока» р.н.приб. обр Т. Попатенко );
- для развития танцевально-игрвого творчества («Лошадка» м. Н. Потоловского);
- дидактическую игру: «Гуси-лебеди и волк» Е. Тиличеевой (учить передавать 2 разнохарактерных образа);
- развлечение театр «Теремок».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- альбом: «Животные и птицы Урала»;
- трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных;
- модели: «Правила обращения с животными и насекомыми»;
- разрезные картинки, «Домино - животные»;
- картины из серии «Дикие животные»;
- фланелеграф для обыгрывания «Кто как от дождя спасается»;
- деревянные ложки, погремушки, металлофон, барабан для формирования умения подыгрывать простейшие мелодии («Песенка кукушки», «Песенка дятла» и др.);
- коллекция наборов открыток зверей, птиц, рыб, насекомых;
- иллюстрации с изображением животных;
- атрибуты с изображением животных в уголок ряженья и спортивный уголок;
- материалы и оборудование для рисования пальчиком на подносах с крупой;
- материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации;
- строительный материал.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- рассмотреть иллюстрации с изображением явлений осенней природы, животных;
- рассмотреть игрушки, изображающие домашних и диких животных;
- привлечь к уходу за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм и т.д.);
- подготовить фотографии своих домашних питомцев для выставки «Наши домашние любимцы»;
- понаблюдать за животными, птицами на прогулке, по дороге в детский сад;
- посетить городской зоопарк, формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с животными: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых;
- прочитать народные сказоки в обр. Ю. Ванага: «Лиса и заяц», «Рукавичка», «Лесной мишка и проказница мышка»;
- изготовить маски для игры – драматизации. Формировать позиции помощника;
- рассказать детям интересную историю, произошедшую с участием животных;
- разучить стихи о животных.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- игры-имитации характерных особенностей животных «Котик заболел», «Котик выздоровел» (А. Гречанинов), «Жук» (музыка М. Потоловского, сл. народ.), «Лошадка» (музыка Т. Ломовой, сл. М. Ивенсен);
- рассматривание рыбок в аквариуме, уточнение внешнего вида, повадок, способа передвижения;
- составление описательного рассказа по схеме о животном;
- чтение произведения «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» А. Введенского;
- дидактические игры «Угадай, чьи следы», «Узнай по описанию»; «Кто чем питается», «Путаница».
- рассматривание альбома «Домашние животные и их детеныши»;
- упражнение в образных движениях под музыку («Кот и мышь» Ф. Рыбицкого, «Лошадки» Л.Банникова, «Зайчики» Ю. Рожавской);
- разгадывание загадок о животных;
- рисование животных с использованием трафаретов;
- прослушивание аудиозаписи: "Голоса птиц"; "Голоса животных»;
- дидактическая игра «Кто где живет», «Зоологическое лото»;
- пальчиковые игры «Кукушата», «Цапля» и др.;
- дидактическую игру «Найди цифру» на соотнесение чисел и цифр;
- дидактическую игру «Хватит ли зайцам морковок?» на закрепление умений устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
- поделку «Ежик несет грибок», «Птичка – невеличка» с использованием природного материала: шишек, листьев, семян. Развивать воображение, совершенствовать умение соединять детали с помощью пластилина.
Гигиенические процедуры:
- ситуативный разговор: «Как умываются животные»;
- потешка «Котик умывается»;
- игровое упражнение "Любят звери чистоту, любят люди красоту»;
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговор о пользе молочных продуктов;
- ситуативный разговор: «Какие животные чем питаются»;
- ситуация общения «Поведение Хрюшки за столом» («Веселый этикет» И.А.Купина, Н.Е.Богуславская);
- игровая ситуация «Зайчик пригласил в гости мишку и ежика».
Прогулка
- наблюдения за осенними изменениями в природе (похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
- наблюдения за птицами на участке; наблюдение за собакой на прогулке (ситуативный разговор: почему опасны контакты с бездомными животными).
- подвижные игры «Лохматый пес», «Воробушки и кот», «Догони Мишку», «Мыши и кот», «Поймай комара», «Лошадки», «Птички в гнездышке», «Наседка и цыплята», «Угадай, кто как кричит». «Кто соберет больше цветочков», «Кот и мыши»;
- индивидуальная работа по развитию основных движений и физических качеств;
- труд на участке (кормление птиц, сбор семян растений, листьев и веточек для ручного труда, рассматривание иллюстраций «Осенние сельскохозяйственные работы»);
- самостоятельная деятельность по выбору детей;
- сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «У бабушки в деревне», «Мама и детеныш», «Больница Айболита».
Вечер:
- этюды «Угадай, кто это» (передать повадки домашних животных);
- рассматривание картин из серии «Дикие животные»;
- ситуативные разговоры и рассказы о видовом разнообразии животных, местах их обитания и питании, их значении в жизни человека;
- свободное рисование с использованием трафаретов;
- рассматривание игрушки – черепашки (резиновой, пластмассовой, мягкой), обратить внимание на форму и строение черепахи;
- чтение стихотворения К. Чуковского «Черепаха»;
- конструирование из природного материала «Ёжик»;
- рассматривание альбома: «Животные и птицы Урала»;
- упражнение в различении взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотношение названий взрослых животных и их детенышей;
- упражнение в подборе глаголов, обозначающих характерные действия животных;
- рассматривание моделей: «Правила обращения с животными и насекомыми»;
- просмотр мультфильма по сказке Сутеева «Раз, два, дружно» (формирование дружеских взаимоотношений, умения приходить на помощь);
- игра на металлофоне «Уж как шла лиса по травке» р.н.п.;
- сравнение слов по протяжённости, упражнение в подборе определений, качеств, признаков и действий животных;
- беседа с детьми по теме «Кто живет в лесу»;
- беседа «Почему они домашние»;
- дидактические игры «Отгадай и назови», «Что за птица?», «Домашние или дикие?»;
- аппликация «Рыбки играют, рыбки сверкают», учить детей изображать рыбок из нескольких частей, совершенствовать технику вырезывания округлых форм из квадратов.
Вечерняя прогулка:
- самостоятельная деятельность по выбору детей;
- дидактическая игра «Сложи картинку», «Найди маму для детеныша»;
- подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Мышки в норках», «Лиса в курятнике», «Лошадки», «Котята и ребята», «Лягушки», «У медведя во бору», «Перелет птиц».
Примерный план
образовательной работы
с детьми 5-6 лет
Тема: «Животный мир»
Программное содержание:
- Расширение у детей элементарных экологических представлений о домашних животных, их повадках, зависимости от человека, о диких животных различных климатических зон: условиях обитания, питания, выведения потомства.
- Уточнение названий и внешних признаках домашних птиц, названии их детёнышей. Расширение представлений об уходе за домашними птицами; какие продукты питания и вещи мы получаем от домашних птиц.
- Формирование представлений детей об охране животных человеком и государством.
- Развитие умений в уходе за домашними питомцами.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Социализация», «Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Беседу «Когда животные бывают опасны». Продолжать формировать представления детей об основных источниках опасности при взаимодействии с животными, развивать осторожное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, расширить знания детей о способах привлечения взрослых на помощь в соответствующих обстоятельствах.
«Познание» (развитие сенсорной культуры)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Экспериментальную деятельность «Знакомство со свойствами кожи и меха». Учить детей обследовать материалы, выделять особенности фактуры, цвет, прочность, эластичность, пропускает воду или нет, сохраняет тепло и др. Предложить детям выбрать материал для выполнения разнообразных работ (аппликации, шитья детской одежды, обуви, аксессуаров).
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно:
Беседу «Животные различных климатических зон». Расширять знания детей об условиях обитания, питания, выведения потомства животных. Формировать представления детей об охране животных человеком и государством.
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить:
Художественный труд «Петя-петушок, золотой гребешок». Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Показать сочетание художественных материалов: туловище с головой из пластилина, хвост, крылья из природного материала. Развивать чувство формы, пропорций, фантазию.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить:
Беседу «Что мы знаем о профессии дрессировщика». Расширять представления детей о культурном явлении – цирке, о профессиях, атрибутах, значении профессии дрессировщика в жизни общества, правилах поведения. Учить образовывать от существительных прилагательные. Совершенствовать умение участвовать в коллективной беседе, самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы.
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно:
Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа», продолжать учить детей понимать юмор ситуации, уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличия от других литературных жанров, учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа.
«Художественное творчество» (рисование, декоративно-прикладное искусство)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Декоративное рисование «Нарядные животные». Уточнить представления детей об особенностях дымковской игрушки (материал, оформление, образы). Продолжать знакомить детей со средствами выразительности – характерными элементами, цветосочетаниями, композицией. Совершенствовать умение украшать шаблоны с изображением птиц и животных. Развивать творческие способности детей.
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Лепку «На арене цирка». Учить составлять коллективную сюжетную композицию, лепить животных на основе цилиндра комбинированным способом, передавая характерные особенности и движение животных. Учить соотносить фигурки по величине и пропорциям. Развивать творчество в дополнении образа цирковыми аксессуарами из различных материалов. Развивать глазомер.
«Художественное творчество» (аппликация)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Коллективную аппликацию «Лесные жители». Закреплять умение детей совместно задумывать содержание своей работы. Совершенствовать знакомые способы работы с ножницами. Продолжать учить подбирать цвета, правильно передавать соотношения изображений по величине, совместно составлять единую композицию. Воспитывать интерес к результату коллективной деятельности;
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания («Утро» муз. Э. Грига, «Утро» муз. С. Прокофьева, «Облака плывут» муз. С. Майкапара, «Облака» К. Дебюсси, «Подснежник» муз. П.И. Чайковского, «Подснежник» муз. А. Гречанинова, «Весной» муз. Э. Грига, «Цветы» муз. Р. Шумана, «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского);
- для пения (распевки по методу В. Емельянова, «Как прекрасен мир» муз. И. Кушниковой, «Солнышко и дождик» муз. Е. Попляновой, «У берёзки» муз. С. Насауленко, «Про меня и муравья» муз. Абелян);
для музыкально-ритмических движений («Радуга-дуга» р.н.п.);
- для игры на детских музыкальных инструментах («Сорока-сорока» р.н.приб. обр Т. Попатенко );
- для развития танцевально-игрвого творчества («Поездка за город» авт. А.Зимина, «Автобус» муз. М. Раухвергера, «Поезд» муз. Л. Банниковой, «Озеро» муз. М. Красева, «Цветы» муз. Т. Ломовой, «Кукушка» муз. Р. Речминского, «Спокойная ходьба» муз. Т. Ломовой), «Утренние звуки» сл. Э.Фарджен (озвучивание инструментами);
- дидактическую игру «Музыкальные загадки»;
- развлечение театр «Как ребята лес спасли».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- альбом: «Животные и птицы Урала»;
- альбомы или мультимедийные презентации по темам: «Животные и птицы Урала», «Животные Челябинского зоопарка», «Животные России, занесенные в Красную книгу»;
- трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных;
- модели: «Правила обращения с животными и насекомыми»;
- разрезные картинки, «Домино - животные»;
- картины из серии «Дикие животные»;
- фланелеграф для обыгрывания «Кто как от врагов спасается»;
- деревянные ложки, погремушки, металлофон, барабан для формирования умения подыгрывать простейшие мелодии («Песенка кукушки», «Песенка дятла» и др.);
- коллекция наборов открыток зверей, птиц, рыб, насекомых;
- атрибуты с изображением животных в уголок ряженья и спортивный уголок;
- материалы и оборудование для рисования палочкой на песке;
- материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации;
- строительный материал.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- рассмотреть иллюстрации с изображением явлений природы, животных;
- просмотреть и обсудить мультфильмы о животных («Подарок для самого слабого», «Грибок-теремок и др.);
- придумать загадки о животном, подобрать иллюстраций для группового альбома;
- понаблюдать за птицами и животными на улице;
- посетить цирк;
- посетить городской зоопарк, понаблюдать за животными, формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия;
- приготовить разнообразные блюда для детского питания, с использованием меда, яиц, молока, сметаны, творога;
- подготовить рассказ с ребенком о питомце;
- привлечь к уходу за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм и т.д.);
- подготовить фотографии своих домашних питомцев для выставки «Наши домашние любимцы».
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- рассматривание альбома или мультимедийной презентации по теме: «Животные и птицы Урала»;
- составление описательного рассказа по схеме о животном;
- рассматривание иллюстраций с изображением блюд из яиц и творога;
- д/ игры «Угадай, чьи следы», «Где чье жилище?», «Кто из животных какую пользу приносит», «Где чей хвост?», «Где чей детеныш?»;
- составление и разгадывание загадок о животных;
- показ репродукций с изображением птиц произведений художников (В. Ватагина, И. Ефимова);
- рисование животных разными способами (на основе круга, квадрата, от петли и др.);
- прослушивание аудиозаписи: "Голоса птиц"; "Голоса животных». дидактическая игра «Кто где живет», «Зоологическое лото»;
- чтение: Н.Сладкова «Лесные сказки»;
- сравнение изображений животных разными художниками-графиками: Е. Чарушиным, В. Ватагиным, В. Чижиковым, Ю. Васнецов, Е. Рачевым, И. Билибиным.
- беседа о том, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края);
- составление моделей «Правила поведения с животными».
- провести дидактическую игру «Чьи следы и куда ведут» на различение характерных особенностей животных, способе их передвижения, повадках.
- чтение произведения А.Кушнир «Птицы», продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе, учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы;
- чтение произведения «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;
- чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце», продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказов, продолжать знакомить с книгами, обращать внимание детей на оформление книги.
Гигиенические процедуры:
- ситуативный разговор «Теплые вещи для осенней погоды». Закреплять знания детей о сезонных явлениях, уточнить от изменения каких особенностей сезона зависит комплект одежды.
- ситуативный разговор «У кого такая одежда». Расширение знаний о внешнем виде животных, сравнение животных.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- ситуативный разговор: «Какие животные чем питаются».
Прогулка
- наблюдения за осенними изменениями в природе (закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь животных и человека);
- наблюдение за собакой на прогулке (почему опасны контакты с бездомными животными);
- подвижные игры: «Хитрая лиса», «Лягушки и цапля», «Черепахи». «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Коршун и наседка», «Караси и щука», «Кузнечики», «Перелет птиц», «Охотники и зайцы», «Ловля обезьян», «Охотник и звери», «Совушка»;
- индивидуальная работа по развитию физических качеств;
- труд на участке (кормление птиц, рассматривание иллюстраций «Осенние сельскохозяйственные работы», привлечение дошкольников к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в зимний сад);
- самостоятельная деятельность по выбору детей;
- сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», "Лесные пираты и спасатели", «Экологи», «Синоптики».
Вечер:
- чтение стихотворения Н. Бокова «Дети леса»;
- этюды «Угадай, кто это» (передать повадки домашних животных);
- словесная игра «Рыба, птица, зверь»;
- д/и «Правила поведения в природе», «Можно - нельзя»;
- свободная лепка по теме «Животный мир»;
- конструирование из природного материала по замыслу детей;
- рассматривание альбома: «Животные и птицы Урала»;
- чтение В.Бианки «Сказки и рассказы о животных», Л.Толстой «Лев и собачка»;
- рассматривание моделей: «Правила обращения с животными и насекомыми»;
- театр - экспромт "В лесном царстве";
- сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов с участием персонажей-животных;
- дидактическая игра «В доме у трех медведей» на сравнение знакомых предметов по величине (большой, поменьше, маленький);
- дидактическая игра «Дорисуй зернышки цыплятам» на выработку умения из неравенства сделать равенство;
- дидактическая игра «Помири жадных медвежат» на выработку умения делить предметы на 2, 4 части;
- дидактическая игра «Найди зайчика» на закрепление умения ориентироваться в пространстве.
- конструирование «Здание цирка»;
- конструирование «Теремок».
Вечерняя прогулка:
- подвижные игры: «Лягушки и цапля», «Черепахи», «Караси и щука», «Охотники и зайцы», эстафета «Полоса препятствий»;
- наблюдения за закатом солнца, за вечерним небом, за облаками, за одеждой людей осенью;
- самостоятельная деятельность по выбору детей;
- дидактическая игра «Узнай по описанию», «Плавает, летает, ползает».
Примерный план
образовательной работы
с детьми 6-7 лет
Тема: «Животный мир»
Программное содержание:
- Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся и насекомых.
- Знакомство с климатическими условиями разных материков. Закрепление знаний о животных, обитающих в других странах (слон, обезьяна, верблюд). Расширение представлений о том, что в Антарктиде обитают тюлени, морские леопарды, пингвины, моржи.
- Систематизация знаний о диких животных. Закрепление знаний об отличиях диких и домашних животных.
- Воспитание бережного отношения к природе. Совершенствование умений в уходе за домашними питомцами.
- Расширение представлений детей об охране животных человеком и государством, о значении Красной книги.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Социализация», «Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Беседу «Эти удивительные пресмыкающиеся». Закрепить знания о среде обитания пресмыкающихся, особенностях их жизни (лягушки – в болотистой местности, змеи – в лесах, на болотах, в пустыне и т.п.). Закреплять умения различать их по внешнему виду, сравнивать по способу передвижения, находить отличия. Продолжать заполнять с детьми «Энциклопедию безопасных ситуаций».
«Познание» ( конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Конструирование «Зоопарк» (лего – конструктор). Продолжать учить создавать разнообразные конструкции, реализуя собственные замыслы, подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения, выделять основные части и детали. Совершенствовать глазомер, развивать творческие способности.
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно
Беседу «Животные юга и севера» Закреплять знания детей о диких животных разных климатических зон (юга и севера), их характерных особенностях, расширять знания детей о зависимости внешнего вида, повадок, особенностей жизнедеятельности (питания, размножения) от среды обитания животного, расширять знания детей о «Красной книге», представления об охране животных человеком и государством.
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить:
Конструирование «Игрушки-животные». Учить выполнять различных животных на основе конуса из картона или плотной бумаги. Закреплять умение использовать шаблон для изготовления выкройки. Развивать чувство формы, пропорций, творческие способности.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить:
Беседу о животном мире Южного Урала. Формировать у детей элементарные экологические представления, расширять и систематизировать знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, обитающих на Урале. Уточнить знания детей о животных Урала, занесенных в Красную книгу». Совершенствовать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно
Чтение рассказа А. Куприна «Слон». Продолжать развивать интерес к художественной литературе, обращать внимание на выразительные средства произведения (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.
«Художественное творчество» (декоративно-прикладное искусство)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Коллаж «Корабли пустыни». Отражать представления о пустыне и ее обитателях. Вызвать интерес к рисованию верблюдов на полосе бумаги. Уточнить представления о внешнем виде верблюда и способах его изображения (использование шаблона для получения нескольких образов). Продолжать знакомство с явлением контраста. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать любознательность и художественный вкус;
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Рисование «Динозавры и динозаврики». Вызвать интерес к созданию образа древнего мира различными изобразительными средствами, учить изображать динозавров, передавая их отличительные особенности. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции. Воспитывать умение договариваться при выполнении коллективной работы.
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Лепку «Выставка собак». Учить составлять сюжетную композицию. Упражнять детей в лепке собак разных пород, передавая характерные особенности, движение. Развивать композиционные умения, чувство пропорций, соотношения величины. Совершенствовать умение использовать в лепке разные художественные материалы, техники и приемы для создания выразительного образа.
«Художественное творчество» (аппликация, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Лепку с элементами аппликации и конструирования «Чудо-Африка». Учить составлять сюжетную композицию. Учить лепить фигурку обезьянки (носорога, бегемота, слона) на основе цилиндра, надрезанного с двух сторон стекой, комбинированным способом. Развивать композиционные умения, чувство пропорций, соотношения величины. Совершенствовать умение использовать в лепке разные художественные материалы (пластилин, бумагу, каркасы), техники и приемы для создания выразительного образа.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания («В лесу» муз. М. Чюрлёниса, «Лунный свет», «Море», «Ветер на равнине», «Облака» муз. К. Дебюсси, «Весна и осень» Г. Свиридов, «Белые ночи» муз. П.И. Чайковского, «Океан – море синее» вступление к опере «Садко» муз. Н.А. Римского-Корсакова, «Рассвет на Москве-реке» муз. М.П. Мусоргского);
- для пения («Весенние голоса» - фонопедическая игра, совместное пение
«Радуга» муз. М. Сидоровой, «Добрый лес» муз. З. Роот);
- для музыкально-ритмических движений («Радуга-дуга» р.н.п.);
- для игры на детских музыкальных инструментах («Белка», муз. Н. Римского-Корсакого (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», «Рассвет», «Утренняя сказка» сл. В. Данько (озвучивание инструментами);
- для развития танцевально-игрвого творчества («Поездка за город» авт. А.Зимина, «Автобус» муз. М. Раухвергера, «Поезд» муз. Л. Банниковой, «Озеро» муз. М. Красева, «Цветы» муз. Т. Ломовой, «Кукушка» муз. Р. Речминского, «Спокойная ходьба» муз. Т. Ломовой);
- дидактическую игру ««Звуки разные бывают»;
- развлечение (театр «В гостях у Матушки Природы»).
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- альбом: «Животные и птицы Урала»;
- альбомы или мультимедийные презентации по темам: «Животные и птицы Урала», «Животные Челябинского зоопарка», «Животные России, занесенные в Красную книгу»;
- трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных;
- модели: «Правила обращения с животными и насекомыми», «Модели ухода за животными»;
- разрезные картинки, «Домино - животные»;
- картины из серии «Дикие животные»;
- коллекция наборов открыток зверей, птиц, рыб, насекомых;
- иллюстрации с изображением животных;
- атрибуты с изображением животных в уголок ряженья и спортивный уголок;
- материалы и оборудование для рисования палочкой на песке;
- материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации;
- строительный материал;
- лего – конструктор;
- плакаты «Правила безопасного поведения в лесу».
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- рассмотреть иллюстрации с изображением явлений природы, животных;
- придумать загадки о животном, подобрать иллюстрации для группового альбома;
- понаблюдать за птицами и животными на улице;
- посетить цирк;
- посетить городской зоопарк, понаблюдать за животными, формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия;
- приготовить разнообразные блюда для детского питания с использованием меда, яиц, молока, сметаны, творога;
- подготовить рассказ с ребенком о питомце;
- привлечь к уходу за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм и т.д.);
- подготовить фотографии своих домашних питомцев для выставки «Наши домашние любимцы»;
- подобрать иллюстрации для группового альбома;
- посетить краеведческий музей.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- рассматривание альбома или мультимедийной презентации по теме: «Животные и птицы Урала»; «Животные и птицы планеты Земля»;
- составление описательного рассказа по схеме о животном; о своем питомце;
- рассматривание иллюстраций с изображением блюд из яиц и творога;
- д/ игры «Какой этап в развитии животного пропущен?», «Где чье жилище?», «Найди пары животных по виду»;
- прослушивание аудиозаписи: "Голоса птиц"; "Голоса животных»;
- чтение: Н.Сладкова «Лесные сказки»;
- составление моделей «Правила поведения с животными»;
- создание макета «Животные жарких стран» из мелких игрушек;
- ситуативный разговор «Что было бы, если бы (…у совы не было бы крыльев, острого клюва, больших глаз, когтей и т.д.)»;
- рассматривание иллюстраций или коллекции бабочек и составление описательного рассказа «Бабочка-красавица»;
- игра-рассуждение «Спор зверей»;
- свободное рисование «Пушистые животные»;
- беседа «Как вести себя с незнакомыми животными», обыгрывание и обсуждение опасных ситуаций при встрече с незнакомыми животными на улице;
- чтение рассказов А. Дмитриева «Незнакомая кошка», Г. Новицкой «Дворняжка»;
- задание «Рисуем лошадку» на закрепление знаний о геометрических фигурах (прямоугольников, треугольников);
- задание «Рисуем зайку» на закрепление знаний о геометрических фигурах (квадратах, прямоугольниках);
- игровое задание «Куда зайчик прискачет скорее» на выработку умения измерять линейкой, определять результаты измерений в сантиметрах.
Гигиенические процедуры:
- ситуативный разговор «Как люди одеваются осенью». Закреплять знания детей о сезонных явлениях, уточнить от изменения каких особенностей сезона зависит комплект одежды.
- ситуативный разговор «У кого такая одежда». Расширение знаний о внешнем виде животных, сравнение животных.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- ситуативный разговор «Животный мир – помогает нам быть здоровыми».
Прогулка
- наблюдения за осенними изменениями в природе (за насекомыми и птицами на участке, за деревьями и кустарниками на территории детского сада, за состоянием погоды»);
- наблюдение за собакой на прогулке (почему опасны контакты с бездомными животными);
- подвижные игры: «Хитрая лиса», «Лягушки и цапля», «Черепахи», «Волк во рву», «Коршун и наседка», «Караси и щука», «Кузнечики», «Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Охотник и звери», «Совушка»;
- индивидуальная работа по развитию физических качеств;
- труд на участке (кормление птиц, сбор листьев и семян для засушивания, сбор веточек для конструирования);
- самостоятельная деятельность по выбору детей;
- сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», "Лесные пираты и спасатели", «Экологи», «Поход».
Вечер:
- чтение художественной, научно-познавательной и научно-художественной литературы о животных;
- создание альбома «Животные нашего края»;
- создание фотоальбома о домашних питомцах;
- изготовление дорожных знаков, предупреждающих о возможности появления диких животных на дороге;
- рассматривание коллекции насекомых;
- моделирование ситуации «Что делать, если укусила.. оса, пчела, змея, пиявка» - учить соблюдать правила безопасности; оказывать первую помощь;
- свободная лепка по теме «Животный мир»;
- конструирование из природного материала по замыслу детей;
- рассматривание моделей: «Правила обращения с животными и насекомыми», «Правила поведения в лесу»;
- театр - экспромт "В лесном царстве";
- составление загадок и отгадывание загадок о животных;
- создание плаката в защиту животных;
- рисование птиц и животных разными способами мелом на асфальте, палочками на песке;
- игра-драматизация по басне И. Крылова «Ворона и лисица»;
- дидактическая игра «Чьи следы и куда ведут» на закрепление знаний о характерных особенностях животных и их повадках;
- организация выставки молочных продуктов и презентация блюд из молока, яиц, творога (с использованием иллюстраций);
- организация выставки «Теплые вещи из шерсти», уточнение качеств и свойств шерстяных материалов, сравнение с синтетическими;
- дидактические игры «Узнай по описанию», «Узнай по голосу» на закрепление знаний о птицах Урала;
- чтение рассказа Ю. Коваля «Русачок-травник»;
- чтение рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь»;
- чтение сказки Х.-к. Андерсена «Гадкий yтeнок», пер. с дат. А. Ганзен.
Вечерняя прогулка:
- подвижные игры: «Хитрая лиса», «Лягушки и цапля», «Черепахи», «Караси и щука», «Охотники и зайцы», «Ловля обезьян», «Совушка», «Куда спряталась тень»;
- наблюдения за закатом солнца, за вечерним небом, за облаками, за одеждой людей весной;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
- выполнение аппликации «Наша ферма». Учить детей создавать образы разных домашних животных (овечка, корова, лошадка, поросенок), на основе овалов разной величины. Совершенствовать умение вырезать овалы из бумаги, сложенной пополам. Развивать композиционные умения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический материал по лексической теме "Овощи"
Материал предназначен для знакомства детей с темой "Овощи"Программное содержание: Расширять и конкретизировать представления об овощах и их особенностях: морковь, огурец, репа, лук, помидор, кап...

Тематический материал по лексической теме "Животные жарких стран"
Материал предназначен для знакомства детей с темой "Животные жарких стран" и закрепления знаний детей по данной темеПрограммное содержание: Познакомить детей с животными : жираф, слон, обезьяна,...

Тематический материал Цветные лабиринты
Чтобы развить у ребёнка сообразительность, мышление можно предложить ему такую игру как "Лабиринт".Можно попросить ребёнка найти выход для заблудившегося героя...

Комплексно-тематический материал на 2018 - 2019 год
Комплексно-тематический материал всех возрастных групп...

Тематический материал для средней группы по лексической теме "Зима"
Описание материала: предлагаю вам подборку методического и дидактического материала для планирования работы с детьми средней группы по теме «Зима». Разработка будет интересна воспитат...

Тематический материал к лексической теме "Деревья и кустарники"
Тематический материал к лексической теме "Деревья и кустарники". Стихотворения,загадки,пословицы...

