«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 5-7 лет»
картотека (подготовительная группа)

Ирина Владимировна Ермакова
«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 5-7 лет» Выполнила: Воспитатель подготовительной группы Ермакова И.В. В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей Цели речевых игр: - развития речи и мышления детей; - активизация, обогащение их словарного запаса;- улучшение фонематического слуха у детей. 1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря: А) Дополни предложения: - Рыба живет в..., а медведь - в... - Зайчик летом, а зимой... - Грибы растут..., а огурчики - на... - Днем светло, а ночью... - Сахар сладкий, а лимон... - Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..Б) Закончи предложение: Дети по очереди заканчивают каждое из предложений: Я спою... Я умею... Я помогу... Я хочу... Я принесу... В) Догадайся и подскажи: На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект. - хищный, ширококрылый... - орел; - зеленый, прожорливый... - крокодил; - воронье, серое... - крыло;- блестящее, гладкое... - зеркало. Г) Скажи какой: - Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший... - Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая... - Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая... 2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними: А) Веселая семейка: Правильно назвать животных и их детенышей. - Гусь, гусыня, гусята. - Петух, курица, цыплята. - Кот, кошка, котята. - Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята. - Медведь, медведица, медвежата.Б) Большой – малый: Подобрать ласкательное слово. - кот - котик, - река - речушка, - мама - мамочка, - солнце - солнышко, - ваза - вазочка,- береза - березка, - листок - листочек. В) Два – один: Образование из двух простых слов одного сложного: - снег и падать – снегопад, - лес и полоса - лесополоса, - птица и ферма -птицеферма, - небо и склон - небосклон, - хлеб и делать - земледелец, - лес и рубить - лесоруб,- лист и падать – листопад. Г) Поймай мяч: Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу. - береза - березовый, - солнце - солнечный, - весна - весенний, - липа - липовый, - дождь - дождливый. 3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение: Согласие – несогласие: Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение. Воспитатель. Сегодня не будет дождя. Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное. Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края. Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка). Воспитатель. Это - рыба. Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет. 4. Узнай домашних животных: Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд. 1. бизон, сарай, овца. 2. синица, гусь, кролик; 3. лошадь, тигр, енот, медведь; 4. баран, лось, теленок, белка; 5. жираф, курица, коза; 6. утка, селезень, журавль; 7. петух, индюк, куропатка; 8. лиса, собака, обезьяна, заяц; 9. слон, корова, рысь; 10.жеребенок, кошка, мышка; 11.свинья, кабан, землеройка; 12.крот, ягненок, уж; 13.цыпленок, волк, козленок; 5. Какие слова обозначают транспорт?: Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1. 1. дерево, самолет, балкон, телега; 2. грузовик, велосипед, скамейки; 3. поезд, дом, самокат, магазин; 4. трамвай, троллейбус, космос, луна; 5. автобус, дорога, море, машина; 6. пароход, водитель, ракета, комета; 7. столб, метро, лодка, вертолет. 6. Смысловые ряды: Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое. 1. белка-дупло, человек — …; 2. солнце-светло, ночь-…; 3. лошадь-жеребенок, корова-…; 4. книга-обложка, дом -…; 5. собака- щенок, человек-…; 6. птица-гнездо, собака -…; 7. каша-ложка, мясо-…; 8. лодка-вода, поезд-…; 9. куртка-ткань, сапоги-…; 10.цветок-стебель, дерево-…; 11.окно-подоконник, шкаф — …; 12.береза-листья, сосна — …; 13.шуба-пуговица, ботинок -…. Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок. 7. Отгадай предмет: Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат. 1. кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай); 2. ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево); 3. ручки, зубья, (пила); 4. дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля); 5. растения, садовник, забор, земля (сад); 6. подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом); 7. спинки, матрас, ножки (кровать); 8. крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет); 9. кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик); 10.подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок) 11.глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо); 12.лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок); 13.пол, стены, обои, потолок (комната); 14.обложка, листы, картинки, буквы (книга); 15.подоконник, рама, форточка, стекло (окно). 8. Что общее у предметов?: Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни. У двух предметов: 1. кастрюля, сковорода (посуда); 2. шляпа, шапка (головные уборы); 3. огурец, морковь (овощи); 4. стол, стул (мебель); 5. корова, коза (домашние животные); 6. тюльпан, роза (цветы); 7. шкаф, кровать (мебель); 8. персик, слива (фрукты); 9. платье, юбка (одежда); 10.дождь, снег (осадки); 11.сапоги, ботинки (обувь); 12.коза, свинья (домашние животные); 13.тарелка, ложка (посуда); 14.сорока, воробей (птицы); 15.Москва, …(название родного города) (города); 16.Волга, Дон (реки); 17.квас, фанта (напитки); 18.самолет, вертолет (воздушный транспорт); 19.автобус, троллейбус (наземный транспорт); 20.кошка, коза (домашние животные). 21.катер, корабль (водный транспорт); У трех предметов: 1. сапоги, ботинки, туфли (обувь); 2. пирамида, груша, елка (похожи на треугольник); 3. солнце, одуванчик, круг (круглые); 4. портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности); 5. тарелка, сковорода, чашка (посуда); 6. лист, трава, елка, крокодил (зеленые). 7. мяч, солнце, шарик (круглые); 9. Отгадай, о какой группе предметов идет речь: Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи). 1. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт). 2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты). 3. Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы). 4. Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда). 5. Носят на ногах (обувь). 6. Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные). 7. Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки). 10. Отгадай название предмета по описанию: Например: «Что это?» Овощ, круглый, красный, вкусный. Признаки 1. Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки. 2. Это фрукт желтого цвета; очень кислый. 3. Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник. 4. Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается. 5. Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные. 6. Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются. 7. Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках. 8. Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки. 9. Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи. 11. Подберите соответствующих животных к следующим словам: Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное. 1. зеленая, пучеглазая…; 2. маленький, звенящий, длинноносый…; 3. голодный, серый, зубастый, злой…; 4. большой, рогатый…; 5. злой, зубастый, зеленый…; 6. лохматый, косолапый…; 7. маленькая, ловкая, проворная…; 8. хищный, сильный, полосатый…; 9. ловкая, шумная, хвостатая…; 10.яркое, теплое….

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_slovesnyh_igr_dlya_detey_5-7_let.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Картотека словесных игр

по речевому развитию

для детей 5-7 лет»

Выполнила:

Воспитатель подготовительной группы

Ермакова И.В.

В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей

Цели речевых игр:

  • развития речи и мышления детей;
  • активизация, обогащение их словарного запаса;- улучшение фонематического слуха у детей.

1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:

А) Дополни предложения:

  • Рыба живет в..., а медведь - в...
  • Зайчик летом, а зимой...
  • Грибы растут..., а огурчики - на...
  • Днем светло, а ночью...
  • Сахар сладкий, а лимон...
  • Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..Б) Закончи предложение:

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я спою...

Я умею...

Я помогу...

Я хочу...

Я принесу...

В) Догадайся и подскажи:

На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

  • хищный, ширококрылый... - орел;
  • зеленый, прожорливый... - крокодил;
  • воронье, серое... - крыло;- блестящее, гладкое... - зеркало. Г) Скажи какой:
  • Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
  • Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
  • Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:

А) Веселая семейка:

Правильно назвать животных и их детенышей.

  • Гусь, гусыня, гусята.
  • Петух, курица, цыплята.
  • Кот, кошка, котята.
  • Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
  • Медведь, медведица, медвежата.Б) Большой – малый:

Подобрать ласкательное слово.

  • кот - котик,
  • река - речушка,
  • мама - мамочка,
  • солнце - солнышко,
  • ваза - вазочка,- береза - березка, - листок - листочек. В) Два – один:

Образование из двух простых слов одного сложного:

  • снег и падать – снегопад,
  • лес и полоса - лесополоса,
  • птица и ферма -птицеферма,
  • небо и склон - небосклон,
  • хлеб и делать - земледелец,
  • лес и рубить - лесоруб,- лист и падать – листопад. Г) Поймай мяч:

Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

  • береза - березовый,
  • солнце - солнечный,
  • весна - весенний,
  • липа - липовый,
  • дождь - дождливый.
  1. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:

Согласие – несогласие:

Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

Воспитатель. Сегодня не будет дождя.

Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Воспитатель. Это - рыба.

Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.

  1. Узнай домашних животных:

Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.

  1. бизон, сарай, овца.
  2. синица, гусь, кролик;
  3. лошадь, тигр, енот, медведь;
  4. баран, лось, теленок, белка;
  5. жираф, курица, коза;
  6. утка, селезень, журавль;
  7. петух, индюк, куропатка;
  8. лиса, собака, обезьяна, заяц;
  9. слон, корова, рысь;

#1078;еребенок, кошка, мышка;

#1089;винья, кабан, землеройка;

#1082;рот, ягненок, уж;

#1094;ыпленок, волк, козленок;

5. Какие слова обозначают транспорт?:

Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.

  1. дерево, самолет, балкон, телега;
  2. грузовик, велосипед, скамейки;
  3. поезд, дом, самокат, магазин;
  4. трамвай, троллейбус, космос, луна;
  5. автобус, дорога, море, машина;
  6. пароход, водитель, ракета, комета;
  7. столб, метро, лодка, вертолет.

6. Смысловые ряды:

Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

  1. белка-дупло, человек — …;
  2. солнце-светло, ночь-…;
  3. лошадь-жеребенок, корова-…;
  4. книга-обложка, дом -…;
  5. собака- щенок, человек-…;
  6. птица-гнездо, собака -…;
  7. каша-ложка, мясо-…;
  8. лодка-вода, поезд-…;
  9. куртка-ткань, сапоги-…;

#1094;веток-стебель, дерево-…;

#1086;кно-подоконник, шкаф — …;

#1073;ереза-листья, сосна — …; #1096;уба-пуговица, ботинок -….

Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.

7. Отгадай предмет:

Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

  1. кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
  2. ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
  3. ручки, зубья, (пила);
  4. дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
  5. растения, садовник, забор, земля (сад);
  6. подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
  7. спинки, матрас, ножки (кровать);
  8. крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
  9. кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

#1087;одошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)

#1075;лаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);

#1083;епестки, стебель, листья, тычинки (цветок);

#1087;ол, стены, обои, потолок (комната);

#1086;бложка, листы, картинки, буквы (книга); #1087;одоконник, рама, форточка, стекло (окно).

8. Что общее у предметов?:

Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.

У двух предметов:

  1. кастрюля, сковорода (посуда);
  2. шляпа, шапка (головные уборы);
  3. огурец, морковь (овощи);
  4. стол, стул (мебель);
  5. корова, коза (домашние животные);
  6. тюльпан, роза (цветы);
  7. шкаф, кровать (мебель);
  8. персик, слива (фрукты);
  9. платье, юбка (одежда);

#1076;ождь, снег (осадки);

#1089;апоги, ботинки (обувь);

#1082;оза, свинья (домашние животные);

#1090;арелка, ложка (посуда);

#1089;орока, воробей (птицы);

#1052;осква, …(название родного города) (города);

#1042;олга, Дон (реки);

#1082;вас, фанта (напитки);

#1089;амолет, вертолет (воздушный транспорт); #1072;втобус, троллейбус (наземный транспорт);

#1082;ошка, коза (домашние животные).

#1082;атер, корабль (водный транспорт);

У трех предметов:

  1. сапоги, ботинки, туфли (обувь);
  2. пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
  3. солнце, одуванчик, круг (круглые);
  4. портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
  5. тарелка, сковорода, чашка (посуда); 6. лист, трава, елка, крокодил (зеленые).

7. мяч, солнце, шарик (круглые);

9. Отгадай, о какой группе предметов идет речь:

Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

  1. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
  2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
  3. Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
  4. Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие.

Спереди застежка (верхняя одежда).

  1. Носят на ногах (обувь).
  2. Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
  3. Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки).

10. Отгадай название предмета по описанию:

Например: «Что это?»

Овощ, круглый, красный, вкусный.

Признаки

  1. Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
  2. Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
  3. Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
  4. Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
  5. Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
  6. Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
  7. Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.
  8. Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
  9. Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.

11. Подберите соответствующих животных к следующим словам:

Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

  1. зеленая, пучеглазая…;
  2. маленький, звенящий, длинноносый…;
  3. голодный, серый, зубастый, злой…;
  4. большой, рогатый…;
  5. злой, зубастый, зеленый…;
  6. лохматый, косолапый…;
  7. маленькая, ловкая, проворная…;
  8. хищный, сильный, полосатый…; 9. ловкая, шумная, хвостатая…;

#1103;ркое, теплое….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по речевому развитию детей средней группы

Картотека игр по речевому развитию детей средней группы...

Картотека игр по речевому развитию детей 4-5 лет.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начат...

Картотека игр по речевому развитию детей

Закрепление знания детей о жилищах животных,насекомых....

Картотека игр по речевому развитию детей во второй младшей группе

laquo;УГАДАЙ ИГРУШКУ»Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.Взрослый показывает 3—4 игрушки, а ребенок называет их. Надо сразу научить пра...

Картотека игр для речевого развития детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребенок получает возможность совершенствов...

«Картотека словесно-логических игр для детей старшего дошкольного возраста»

   Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных инструкций и указаний, умение отвечать на вопросы ...

Картотека словесных и речевых игр в средней группе

Цель: Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал....