«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 5-7 лет»
картотека (подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Картотека словесных игр
по речевому развитию
для детей 5-7 лет»
Выполнила:
Воспитатель подготовительной группы
Ермакова И.В.
В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей
Цели речевых игр:
- развития речи и мышления детей;
- активизация, обогащение их словарного запаса;- улучшение фонематического слуха у детей.
1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:
А) Дополни предложения:
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Зайчик летом, а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Днем светло, а ночью...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..Б) Закончи предложение:
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я спою...
Я умею...
Я помогу...
Я хочу...
Я принесу...
В) Догадайся и подскажи:
На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
- хищный, ширококрылый... - орел;
- зеленый, прожорливый... - крокодил;
- воронье, серое... - крыло;- блестящее, гладкое... - зеркало. Г) Скажи какой:
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...
2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:
А) Веселая семейка:
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Медведь, медведица, медвежата.Б) Большой – малый:
Подобрать ласкательное слово.
- кот - котик,
- река - речушка,
- мама - мамочка,
- солнце - солнышко,
- ваза - вазочка,- береза - березка, - листок - листочек. В) Два – один:
Образование из двух простых слов одного сложного:
- снег и падать – снегопад,
- лес и полоса - лесополоса,
- птица и ферма -птицеферма,
- небо и склон - небосклон,
- хлеб и делать - земледелец,
- лес и рубить - лесоруб,- лист и падать – листопад. Г) Поймай мяч:
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- береза - березовый,
- солнце - солнечный,
- весна - весенний,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
- Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:
Согласие – несогласие:
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня не будет дождя.
Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.
- Узнай домашних животных:
Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.
- бизон, сарай, овца.
- синица, гусь, кролик;
- лошадь, тигр, енот, медведь;
- баран, лось, теленок, белка;
- жираф, курица, коза;
- утка, селезень, журавль;
- петух, индюк, куропатка;
- лиса, собака, обезьяна, заяц;
- слон, корова, рысь;
#1078;еребенок, кошка, мышка;
#1089;винья, кабан, землеройка;
#1082;рот, ягненок, уж;
#1094;ыпленок, волк, козленок;
5. Какие слова обозначают транспорт?:
Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.
- дерево, самолет, балкон, телега;
- грузовик, велосипед, скамейки;
- поезд, дом, самокат, магазин;
- трамвай, троллейбус, космос, луна;
- автобус, дорога, море, машина;
- пароход, водитель, ракета, комета;
- столб, метро, лодка, вертолет.
6. Смысловые ряды:
Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
- белка-дупло, человек — …;
- солнце-светло, ночь-…;
- лошадь-жеребенок, корова-…;
- книга-обложка, дом -…;
- собака- щенок, человек-…;
- птица-гнездо, собака -…;
- каша-ложка, мясо-…;
- лодка-вода, поезд-…;
- куртка-ткань, сапоги-…;
#1094;веток-стебель, дерево-…;
#1086;кно-подоконник, шкаф — …;
#1073;ереза-листья, сосна — …; #1096;уба-пуговица, ботинок -….
Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.
7. Отгадай предмет:
Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.
- кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
- ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
- ручки, зубья, (пила);
- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
- растения, садовник, забор, земля (сад);
- подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
- спинки, матрас, ножки (кровать);
- крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
#1087;одошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
#1075;лаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);
#1083;епестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
#1087;ол, стены, обои, потолок (комната);
#1086;бложка, листы, картинки, буквы (книга); #1087;одоконник, рама, форточка, стекло (окно).
8. Что общее у предметов?:
Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.
У двух предметов:
- кастрюля, сковорода (посуда);
- шляпа, шапка (головные уборы);
- огурец, морковь (овощи);
- стол, стул (мебель);
- корова, коза (домашние животные);
- тюльпан, роза (цветы);
- шкаф, кровать (мебель);
- персик, слива (фрукты);
- платье, юбка (одежда);
#1076;ождь, снег (осадки);
#1089;апоги, ботинки (обувь);
#1082;оза, свинья (домашние животные);
#1090;арелка, ложка (посуда);
#1089;орока, воробей (птицы);
#1052;осква, …(название родного города) (города);
#1042;олга, Дон (реки);
#1082;вас, фанта (напитки);
#1089;амолет, вертолет (воздушный транспорт); #1072;втобус, троллейбус (наземный транспорт);
#1082;ошка, коза (домашние животные).
#1082;атер, корабль (водный транспорт);
У трех предметов:
- сапоги, ботинки, туфли (обувь);
- пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
- солнце, одуванчик, круг (круглые);
- портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
- тарелка, сковорода, чашка (посуда); 6. лист, трава, елка, крокодил (зеленые).
7. мяч, солнце, шарик (круглые);
9. Отгадай, о какой группе предметов идет речь:
Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
- Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
- Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
- Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
- Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие.
Спереди застежка (верхняя одежда).
- Носят на ногах (обувь).
- Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
- Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки).
10. Отгадай название предмета по описанию:
Например: «Что это?»
Овощ, круглый, красный, вкусный.
Признаки
- Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
- Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
- Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
- Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
- Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
- Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
- Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.
- Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
- Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.
11. Подберите соответствующих животных к следующим словам:
Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.
- зеленая, пучеглазая…;
- маленький, звенящий, длинноносый…;
- голодный, серый, зубастый, злой…;
- большой, рогатый…;
- злой, зубастый, зеленый…;
- лохматый, косолапый…;
- маленькая, ловкая, проворная…;
- хищный, сильный, полосатый…; 9. ловкая, шумная, хвостатая…;
#1103;ркое, теплое….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по речевому развитию детей средней группы
Картотека игр по речевому развитию детей средней группы...

Картотека игр по речевому развитию детей 4-5 лет.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начат...

Картотека игр по речевому развитию детей во второй младшей группе
laquo;УГАДАЙ ИГРУШКУ»Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.Взрослый показывает 3—4 игрушки, а ребенок называет их. Надо сразу научить пра...

Картотека игр для речевого развития детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребенок получает возможность совершенствов...

«Картотека словесно-логических игр для детей старшего дошкольного возраста»
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных инструкций и указаний, умение отвечать на вопросы ...
Картотека словесных и речевых игр в средней группе
Цель: Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал....

