Консультация для родителей "Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками ОНР"
консультация (старшая группа)

Золотарева Светлана Игоревна

Консультация для родителей "Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками с ОНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx99.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:

detsad-53-2011@mail.ru

Консультация для родителей «Использование приемов мнемотехники

в логопедической работе с дошкольниками с ОНР»

Подготовила: Золотарева С.И.

г. Рубцовск, 2025г.

Для успешного усвоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

  • ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
  • нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
  • отставания        в        развитии        мыслительных        операций        вызывают        затруднения        в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – это очень сложное дело.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по развитию речи детей приемы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.C:\Users\1\Desktop\2019-07-03 03.37.11 101.png

Мнемотехнику в дошкольной педагогике  называют  по-разному:

В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно- схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева - коллажем, Л.Н. Эфименкова - схемой составления рассказа.

Особое  место  в  работе  с

детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в логопедической группе широко используются алгоритмы процессов  умывания,  одевания,  сервировки  столов,  уход  за  комнатными

растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

Использовать приемы мнемотехники в своей работе следует начинать уже с младшей группы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.

Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением – расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры- упражнения на самостоятельную шифровку слов.

Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом. Например: Дается слово – «мальчик» и его символическое обозначение. Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово, предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.

Освоив игру со словом, следует переходить к поэтапному кодированию сочетания слов: «большая машинка».

Когда ребенок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например,

«Маленький мальчик стоит». Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой: «Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец)

И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Например: лиса состоит из геометрических фигур (треугольника и круга).

Занятие состоит из нескольких этапов:

  1. этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап. Перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
  3. этап. Пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. прооисходит отработка метода запоминания.

Перед занятием проводится большая предварительная работа:

  • подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
  • обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
  • подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиодиска;
  • выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В ходе заняти нужно помогать вопросами: «А что ты знаешь об этом?» или

«Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?» В занятия включаются различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные  приметы  и  т.д.  Основная  часть  занятия  является  составление

описательных рассказов. В этом могут помочь мнемотаблицы (из книги «Учимся по сказке Т.В. Большевой) и схемы-модели (из книги «Веселые встречи» Л.Е. Белоусовой), способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т.В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л.Е. Белоусова предлагает детям самим нарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель Л.Е. Белоусовой можно использовать со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Ребята способны придумать свои собственные мнемотаблицы, пользуясь известными их символами кодирования информации.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:

  • развить связную речь детей, как монологическую, так и диалогическую;
  • расширить круг знаний об окружающем мире;
  • активизировать словарный запас;
  • помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Подводя итог, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приемов мнемотехники в работе по развитию речи детей является наиболее актуальным поскольку:

  • наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
  • приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
  • воспитанники, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками

В статье подробно описываются различные приемы, используемые в логопедической работе для развития у детей психических процессов, в том числе внимания и памяти. Представлен наглядный материал и ко...

Использование приёмов мнемотехники в логопедической практике

Семинар практикум для воспитателей и родителей.   Мнемотехника ( в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное за...

Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях

Примеры практического применения приёмов мнемотехники...

Консультация для родителей ."ПРИЁМЫ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ".

Использование приёмов самомассажа полезно по многим причинам- это стимуляция кинестетических ощущений мышц для активизации речи, развития межполушарных связей, развития мелкой моторики, нормализации м...

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками...