Консультации для воспитателей
консультация

Настасья Геннадьевна Калуциди

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Виды музыкальной деятельности в группе».19.54 КБ
Файл «Организация музыкальной развивающей среды в ДО с учетом ФГОС»25.28 КБ
Файл «Роль музыкально – дидактических игр в организации самостоятельной деятельности детей»17.98 КБ
Файл «Музыкальные инструменты своими руками для детского сада»1.45 МБ
Файл «Использование музыки в режимных моментах и образовательной деятельности детского сада».25.66 КБ
Файл Охрана детского голоса при обучении детей пению18.37 КБ
Microsoft Office document icon «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей» 39 КБ
Файл «Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ»18.12 КБ
Microsoft Office document icon «Фоновая музыка в жизни детского сада»50.5 КБ
Файл «Целевые ориентиры музыкального развития дошкольников в соответствии с ФГОС».19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Виды музыкальной деятельности в  группе».


        Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

  Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.

  Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.

  Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

Виды музыкальной деятельности детей в группе:

1.Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.

2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.

  В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.

3.Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

  Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: вовремя бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского («Ладушки – ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и другие.

  На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.

  Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.

  Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)

  Т.о., роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз.деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Организация музыкальной развивающей среды в ДО с учетом ФГОС»

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. 

Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде:

1. Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала в пяти образовательных областях: 
социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

2. Доступность среды, что предполагает:

  • Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
  • Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Младшая группа.

Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим необходимо спланировать расстановку оборудования еще до прихода малышей в детский сад.

Средняя группа

В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

Средний дошкольный возраст — время расцвета сюжетно-ролевой игры. 

Старший дошкольный возраст

При переходе ребенка в старшую и, в особенности, в подготовительную группу, начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований.

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях.  Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2.Разнообразие оборудования (детских музыкальных и шумовых инструментов, дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности, иллюстративного материала  по музыкальным произведениям )

3. Учет возрастных особенностей детей.

4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5. Рациональность расположения, доступность, подвижность.

6. Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
• восприятие музыки
• воспроизведение музыки
• музыкально-творческая деятельность.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

·   с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

·   с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

·   с одним фиксированным звуком (дудки):

·   шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия:  компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет:

•куклы-неваляшки;

•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

  • шумовые инструменты (нестандартные) – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, бусины, камушки и т.д.

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

•атрибуты к музыкальным подвижным играм «Котик» «Козлик», «Лиса и Зайчики» «Медведи» «Самолет», «Паровозик», «Лошадки», «Ежики», «Вальс», «Марш», «Петушок»;

•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

•ширма настольная с перчаточными игрушками;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей;

•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

•металлофон;

•шумовые инструменты для детского оркестра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

  • альбомы с картинками к песням, выученных на муз. занятиях

 •фланелеграф или магнитная доска, фишки, изображения «Петушок», «Солнышко», «Цветочек», «Елочка» (большие и маленькие); 

  • атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
  • платочки, маски, элементы ряжения

•музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

•атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и  большая матрешка;

•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону;

•ширма настольная и набор игрушек;

•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• CD проигрыватель, набор программных аудиозаписей.

 

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

 

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• бубны, барабаны, треугольники и др.;

•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

•иллюстрации по теме П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года»;

•музыкальные игрушки -самоделки (шумовой оркестр) – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, бусины, камушки и т.д.;

•портреты композиторов Чайковский П.И., Кабалевский Д.;

•иллюстрации  «Деревянные солдатики», «Баба-Яга», «Полька» «Лошадки», «На слонах в Индию» ,«Клоуны», «Вальс», «Утки идут на речку», «Болезнь куклы», «Молитва» «Игра в лошадки»;

•музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и  др.;

•атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

•ширмы: настольная и ширма по росту детей;

•музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

 

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

•музыкальные инструменты (ложки, маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны, гармонь, гитара, скрипка, саксофон, труба и др.);

•портреты композиторов- П.Чайковский, Э.Григ, Д.Кабалевский, С.Прокофьев, М.Глинка, Н. Римский-Корсаков;

•иллюстрации по теме «Времена года», к музыкальным сказкам, песням (Осень, Моя мама, Моя Россия, Новогодняя, Зимняя песенка, Будем моряками, Идет весна, Песенка о светофоре, В лесу, Масленица, Сагаалган, День Победы, До свидания, детский сад, Лето, Солнышко;

•картинки к слушанию музыки-Танец дикарей, Вальс игрушек, Осенняя песнь, В пещере горного  короля, Снежинки, У камелька, Инструменты симфонического оркестра, Жаворонок, Марш Черномора, Лягушки, Три подружки;

•альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

•альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

•музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

•набор самодельных инструментов для шумового оркестра– баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, бусины, камушки и т.д.;

•музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.;

атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы, кокошники) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

•CD проигрыватель и набор программных аудиозаписей или дисков. 



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль музыкально  – дидактических игр в организации самостоятельной деятельности детей»

 Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры. Результативность обучения игре создаётся тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится её полноправным участником.

     Музыкально – дидактическим играм предшествуют  занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре.  Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание  свойственно всё же играм младших дошкольников.  Поэтому воспитатель при проведении игры  обращает внимание, чтобы ребёнок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.

     Музыкально – дидактические игры проводятся с разным по  численности составом детей (всей группой, подгруппой или индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «В лесу, «Кошки и мышки», «Колобок», «Знакомые  песни». С подгруппой – «Где мои детки?», «Колобок», «Кто в домике живёт?».

      При объединении детей следует учитывать особенности каждого. Например, малоактивный и застенчивый ребёнок отказывается включаться в игры, где участвует много детей, зато с охотой откликается на предложение организовать игру только для двоих. (Например, «Матрёшки».)

    Музыкально – дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания детей. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности.  В ходе игры складываются отношения между  детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребёнок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям – ввести очередность в выборе ведущего. Или ребёнок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело  объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам.

      Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному.  Так, вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации.

       В игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за детьми,  можно  заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Это и понятно: все старались, ещё вчера они  договорились, кто на каком инструменте будет  играть, ещё вчера  они выбрали нового ведущего.  Таким образом, у детей развивается чувство  товарищества, взаимопомощи. В игре у детей возникает обмен игровым опытом.

      Если работу вести систематически и последовательно, то к старшему возрасту все дети смогут играть на разных инструментах, ансамблем. Они лучше проявляют себя в играх в часы досуга, становятся всё более активными на музыкальных занятиях.

                                                          «Кошки и мышки»

Игровой материал:  шапочки кошек и мышек, два плоскостных домика разного цвета, металлофон.

Ход игры:     В разных мечтах комнаты стоят два домика. Один для кошек, другой – для мышек. В каждом из домиков живут мамы и их дети. Педагог говорит:  

- Мамы – мышки и мышата живут в синем  домике. Мамы – кошки и котята живут в жёлтом домике. Ночью спят, а днём любят гулять. Но мышки ужасно боятся кошек и поэтому, когда выходят гулять, то двигаются тихо – тихо.  И звуки, зовущие мышек гулять, будут  тихие.  Вот  такие (играет). А кошки никого  не боятся. И их зовут гулять громкие звуки. Вот такие (играет). Внимательно слушайте звуки. Если они будут громкими, пойдут гулять кошки, если тихими – мышки. Мамы – мышки, мышатам помогайте, далеко от себя не отпускайте, как – только музыку кошек услышите, присядьте, мышонка лапкой прикройте, чтобы кошки вас не увидели и не услышали.  А кошки, когда музыка мышек звучать будет, на местах стойте на мышек поглядывайте, но никого не трогайте. Я много раз буду играть то громко, то тихо, то снова тихо и громко, а когда совсем перестану и скажу: «Лови!» - мышки должны скорее от кошек в свой домик убежать!

                                                               «Колобок»

Игровой материал:  игровое поле,  молоточек,  колобок.  Несколько различных предметов, изображающих стог сена, бревно, пенёк, муравейник, ёлку. (Всё это  расставляется на игровом  поле в любом порядке).

Ход  игры:  Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего.

                 Укатился Колобок, Колобок – румяный бок,

                 Как же нам его найти, к Деду с Бабкой принести?

                 Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи

                 И по песенке весёлой Колобок отыщи!

Все поют любимую знакомую песенку. Водящий берёт молоточек и водит им по дорожкам на игровом поле от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан Колобок, то дети поют тихо, а если близко – громко.

     Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.

                                                                       «В лесу»

Игровой материал:   2-3 плоскостных деревца, пенёк, куколка, игрушки зайчика, петушка, кошки, медведя и т.д.

Ход игры:   Дети, посмотрите, какой красивый лес. Здесь берёзки, ёлочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверёк. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте! (Звучит а/запись, например,  «Заинька» - русская народная мелодия. Для проверки ответа ребёнку разрешается заглянуть за деревце, где находится игрушка зайчика).

   


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Консультация для воспитателей

«Использование музыки в режимных моментах и образовательной деятельности детского сада».

Мы с вами, воспитывая всесторонне и гармонично развитого ребёнка, комплексно решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные методы и технологии.

Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом».

Музыкальный репертуар для звучания фона совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса:

• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;

• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Музыка должна входить во все виды деятельности детей в повседневной жизни детского сада.

ИТАК: В каких режимных моментах, по вашему мнению, может звучать музыка?

Утренний прием

-Утренняя гимнастика

Вовлечение детей в образовательную деятельность

-НОД

Подготовка ко сну (засыпание)

Пробуждение (подъем)

-Закрепление песен, хороводов

-Музицирование в свободной деятельности

Релаксация

Повторение песен и хороводов

Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки, не только инструментальной, в записи, но и пение без аккомпанемента воспитателем и вместе с детьми. Желательно почаще привлекать детей к пению помимо музыкальных занятий.

1. Утренняя зарядка.

Во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.

2. Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки. Можно включать спокойную, тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей.

Например на занятиях по конструированию можно напеть песню «Паровоз»«Строим дом»«Самолет».

На занятиях по рисованию можно использовать песни «Осень»«Елочка»«Урожай собирай»«Песенка о весне», классическую музыку Чайковского, Вивальди из циклов «Времена года». и т. д.

3. Наблюдения на прогулке.

Дети лучше усваивают то, что наблюдают если сопоставляют это со знакомой им песней.

Например, наблюдение за птицами - «Птичка»«Зима прошла»;

за погодой – «Дует, Дует ветер», Дождик, дождик пуще.», «Солнышко лучистое» и т. д.

4. После сна тоже можно включать спокойную тихую музыку, чтобы дети под нее спокойно просыпались, делали гимнастику и оделись.

В другие режимные моменты, одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, можно петь с детьми песни по их желанию.

Подбор музыкальных произведений

1. В отличие от музыкальных занятийиспользование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя.

Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому:

Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

2. Музыка должна быть фоновой, степень звучания «не громко»Музыка не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.

3. В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

4. Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей. (СD «Моцарт для малышей»)

Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.

Примерный перечень музыкальных произведений :

Музыка для свободной деятельности детей

И. Бах «Прелюдия» До мажор, «Шутка»

И. Брамс «Вальс»

А. Вивальди «Времена года»

Д. Кабалевский «Клоуны»«Петя и волк»

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»«Турецкое рондо»

М. Мусоргский «Картинки с выставки»

П. Чайковский «Детский альбом»«Времена года»«Щелкунчик» (отрывки из балета)

Ф. Шопен «Вальсы»

И. Штраус «Вальсы»

И. Гайдн «Серенада»

А. Лядов «Музыкальная табакерка»

А. Рубинштейн «Мелодия»

Г. Свиридов «Военный марш»

Музыка для пробуждения после дневного сна

Л. Боккерини «Менуэт»

Э. Григ «Утро»

Лютневая музыка ХYII века

Ф. Мендельсон «Песня без слов»

В. Моцарт «Сонаты»

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

К. Сенс-Санс «Аквариум»

П. Чайковский «Вальс цветов»«Зимнее утро»«Песня жаворонка», «Шестая симфония", 3-я часть.

Л. Бетховен Увертюра "Эгмонд".

Ф. Шопен "Прелюдия 1, опус 28".

М. И. Глинка "Камаринская".

В. -А. Моцарт "Турецкое рондо"

А. Дворжак «Славянский танец»

Ф. Лист «Утешения»

Д. Шостакович «Романс».

Р. Шуман «Май, милый май!»

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси "Облака», «Лунный свет»

И. Бах «Ария из сюиты № 3»

А. П. Бородин "Ноктюрн" из струнного квартета.

К. -В. Глюк Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

В. -А. Моцарт "Реквием".

К. Сен-Санс "Карнавал животных. " «Лебедь»

Ф. Шуберт "Вечерняя серенада», «Аве Мария»

И. Брамс "Вальс № 3".

Р. Шуман "Детские сцены", "Грезы".

Г. -Ф. Гендель "Музыка на воде".

Т. Альбиони «Адажио»

Л. Бетховен «Лунная соната»

Э. Григ «Песня Сольвейг»

Н. Римский-Корсаков «Море»

П. Чайковский «Осенняя песнь»«Сентиментальный вальс»

Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»

Г. Свиридов «Романс»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И. – С. Бах. "Ария".

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В. -А. Моцарт. "Гроза".

В. -А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П. Чайковский. "Времена года"

Детские песни:

1. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).

2. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).

3. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).

4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин,М. Минков).

5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский).

6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника» Ю. Энтин, Г. Гладков).

7. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко).

8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).

9. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

11. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).

А также др. песни В. Шаинского, А. Рыбникова, Г. Гладкова, Е. Крылатова, Г. Струве, современных авторов. Музыка из мультфильмов и детских фильмов. Классическая музыка в обработке для малышей. Разнообразные колыбельные. И, конечно, звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины и дт. д.)

Вывод: Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. В наших силах помочь детям достичь состояние психологического комфорта.



Предварительный просмотр:

Охрана детского голоса при обучении детей пению

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка.

По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

Мы не должны забывать о том, что певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться (связки ещё тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него устаёт голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата.

Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краёв, характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и поэтому требует к себе бережного отношения.

Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение ("пение-крик") ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы музыкантов по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже с детьми в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

А. Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребёнка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. Учёные - исследователи считали, что правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребёнка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.

О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги - практики Н. А. Метлов, Е. С. Маркова, Е. С. Маркова и др., предлагая очень интересные приёмы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.

Для того чтобы научить детей петь правильно, сформировать у них основные певческие навыки и не принести серьёзный ущерб голосу вы должны понимать базисные механизмы вокализации и обладать особой способностью - вокальным слухом, чтобы услышать, правильно ли поёт ребёнок и как его нужно поправить.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребёнка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Многие исследователи отмечают, что в возрасте от 4-5 лет детские голоса звучат ненапряжённо, естественно в пределах ре-си первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребёнка. Дети в возрасте 4-5 лет знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих методический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, распевки. Распевки "разогревают" певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.

Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно и природосообразно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.

Несколько советов для родителей, как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу:

-пойте не громко;

-пойте не очень быстро и не слишком медленно;

-пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни, например, колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; весёлые песни - оживлённо;

-пойте чаще;

-разучивайте песни "с голоса"; если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.

-помните: чем понятней ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится.

Список используемой литературы

1. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., Академия. 2000. с 39

2. Ветлугина Н. А., Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., Просвещение. 1989. с 76

3. Тарасова К. В. К постановке детского певческого голоса. - Музыкальный руководитель, N 3, 2005. С 2



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль воспитателя  в развитии самостоятельной  музыкальной деятельности детей»

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствии  могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
1. Игра на детских музыкальных инструментах.

Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.

2. Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра.

Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.
В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто, что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.

3. Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности, развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.
Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек»                 С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского «Ладушки – ладушки», П.И.Чайковского «Новая кукла» и другие.
На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.
Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.
Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)
Т.е., роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы.



Предварительный просмотр:

Консультация «Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей  в ДОУ»

Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории и методики музыкального воспитания, использования им современных педагогических технологий, креативных методов и приемов. Но не меньшую роль в решении задач музыкального воспитания играет создание условий, возможностей и средств. которые должны отвечать современным требованиям. предъявляемых к дошкольному образовательному учреждению. Построение предметно-развивающей среды должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную музыкальную деятельность детей и направлена на саморазвитие ребенка под наблюдением и с поддержкой взрослого.

Предметно-развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

Для обеспечения качества музыкального образования необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда в группе, состоящая из следующих компонентов:

Музыкальный компонент представлен непосредственно МУЗЫКОЙ независимо от источника

Социальный компонент необходимо выделить организацию мотивирующего фактора и эмоционального фона среды, создающего комфортные условия для ребенка, культивирующего его музыкальное творчество.

При создании музыкального центра надо продумать:

1. Целевое размещение, доступность оборудования, хранение.

2. Разнообразие предметное.

3. Учесть возрастные особенности (интересы и возможности) детей.

4. Эстетическое оформление музыкального центра и всех пособий в нем.

5. Наличие консервативных и проблемных компонентов.

6. Безопасность- то есть соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования.

7. Возможность переноса оборудования в другие места.

8. Способы интеграции.

Для музыкальной (аудиальной) среды необходимы:

Бумбокс записи (накопители) осваиваемого музыкального материала произведений для использования в режимных моментах мультимедиа

Для предметно-развивающей среды необходимо:

1. Блок пособий, стимулирующих развитие восприятия музыки - музыкально-дидактические игры и пособия, элементы ряжения для хороводных и музыкально-сюжетных игр, набор детских музыкальных инструментов.

2. Блок пособий, стимулирующих музыкальную исполнительскую деятельность - модули: 1-й по вокальному материалу. 2-й по музыкально-ритмическим движениям. 3-й по обучению игре на музыкальных инструментах.

3. Блок пособий, побуждающих творческую деятельность - неозвученные инструменты для музыкально-творческих упражнений "Сыграй музыку", "Придумай танец", "Сочини песенку", материал для сюжетно-ролевых игр мягкие игрушки, иллюстрации)

Особенно важен интегративный подход в организации музыкального центра в группе:

- использование музыки в режимных моментах (гимнастика, физкультурное занятие).

на прогулке, перед сном, при пробуждении во время игр, в театрализованной деятельности

- в образовательной деятельности (развитие речи, ИЗО, познание, чтение художественной литературы

- на праздниках и развлечениях

Оформляя музыкальные центры в группах надо учесть, что для младших дошкольников надо опираться на сюжетную основу, а в старших - на дидактическую.

Создание развивающей музыкальной среды, комфортной для взаимодействия со взрослыми предоставляет возможности каждому ребенку творчески реализовать себя, а нам (педагогам) реализовывать программные задачи по музыкальному развитию.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Фоновая музыка в жизни детского сада»

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряют своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом. Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребенка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие

задачи образовательно-воспитательного процесса:

        - создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;

        -  развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

        - активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

        - переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

        - психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

        Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.) При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется педагогом. Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по ИЗО в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Занятие

Степень активности восприятия музыки

Развитие речи

Активное и пассивное

Математика

Пассивное

Ознакомление с окружающим

Активное и пассивное

Ручной труд

Пассивное

Конструирование

Пассивное

Рисование

Активное и пассивное

Физкультура

Активное и пассивное

ОБЖ

Пассивное

        Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Примерное расписание звучания фоновой музыки

(время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей)

Время звучания

Преобладающий эмоциональный тон

7.30 – 8.00

Радостно-спокойный

8.40 – 9.00

Уверенный, активный

12.20 – 12.40

Умиротворенный, нежный

15.00 – 15.15

Оптимистично-просветленный, спокойный

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О.Радыновой.

Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И.Чайковского и А.Вивальди «Времена года», балет П.И.Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А.Моцарта и др.

Примерный репертуар фоновой музыки

(для детей старшего дошкольного возраста)

Функция фоновой музыки

Примерный репертуар

Релаксирующая (расслабляющая)

К.Дебюсси «Облака»

А.П.Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета

К.В.Глюк «Мелодия»

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

Э.Григ «Утро»

И.С.Бах «Шутка»

И.Штраус Вальс «Весенние голоса»

П.И.Чайковский «Времена года» («Подснежник»)

Активизирующая (возбуждающая)

В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада» (финал)

М.И.Глинка «Камаринская»

В.А.Моцарт «Турецкое рондо»

П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Успокаивающая (умиротворяющая)

М.И.Глинка «Жаворонок»

А.К.Лядов «Музыкальная табакерка»

К.Сен-Санс «Лебедь»

Ф.Шуберт «Серенада»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И.С.Бах «Ария»

А.Вивальди «Времена года» («Весна», «Лето»)

С.С.Прокофьев «Марш»

Ф.Шуберт «Музыкальный момент»

Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально – эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Целевые ориентиры музыкального развития дошкольников  в соответствии с ФГОС».

Общие принципы музыкального воспитания в рамках ФГОС дошкольного образования:

- возможность музыкального развития и получения музыкального воспитания на всех этапах детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) музыкального развития;

- организация музыкальной деятельности на основе индивидуальных особенностей и способностей и интересов каждого ребенка;

- сотрудничество и взаимодействие детей, педагогов и родителей в процессе совместной музыкальной  деятельности;

- поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах музыкальной деятельности;

- сотрудничество детского сада и семьи по вопросам музыкального воспитания и развития;

- приобщение детей к музыкальной культуре, музыкальным традициям семьи, народа и России;

-  доступность предметно- пространственной среды, репертуара, педагогических методов возрасту и индивидуальным особенностям детей.

В рамках стандарта музыкальное воспитание направлено на достижение следующих стратегических целей:

- повышение социального статуса музыкального воспитания в дошкольном образовании;

- обеспечение равенства возможностей для детей в получении качества музыкального воспитания на основе единства требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения;

- сохранение единства основных направлений музыкального воспитания дошкольников в реализации «Художественно- эстетическое развитие» в образовательном пространстве Российской Федерации.

В контексте ФГОС дошкольного образования музыкальное воспитание направлено на решение следующих задач:

- организация условий для охраны и укрепления здоровья детей, поддержания эмоционального благополучия, развития физических качеств в  музыкальной деятельности;

- предоставление равных возможностей для полноценного музыкального  воспитания /образования, реализуемых в рамках образовательных программа дошкольного и начального общего образования;

- создание благоприятных условий музыкального развития детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, склонностями, уровнем развития музыкальных способностей;

- объединение воспитания и обучения в музыкальной деятельности в целостный образовательный процесс на основе общечеловеческих государственных, национальных, культурных ценностей в интересах ребенка, семьи, общества;

- формирование музыкальной культуры детей, развитие их социальных, нравственных,

эстетических, интеллектуальных качеств,  самостоятельности, инициативности, формирования предпосылок к учебной деятельности;

- обеспечение вариативности содержания раздела «Музыкальное воспитание» основных образовательных программ и форм организации музыкальной деятельности в дошкольном образовании;

- обеспечение возможности разработки раздела «Музыкальное воспитание» в программах различной направленности с учетом образовательных потребностей и состояния здоровья детей;

- создание социокультурной среды музыкального развития и музыкальной деятельности, соответствующей индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- обеспечение поддержки семьи и повышения  осведомленности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального воспитания и развития детей.

Современные задачи музыкального воспитания, вытекающие из специфики музыкальной деятельности детей и музыки как искусства:

- формирование у детей дошкольного возраста музыкальной культуры и музыкально- эстетического сознания;

- развитие музыкальности (эмоциональной отзывчивости на музыку и музыкальных способностей) детей в доступных видах музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество);

-обогащение музыкальных впечатлений и опыта, расширение музыкального кругозора;

- развитие музыкального восприятия, воображения и мышления;

-создание условий для творческих проявлений и их развития в разных видах музыкальной деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах,  музыкально- ритмических движениях, музыкальных играх);

- содействие проявлениям самостоятельности в музыкальной деятельности;

- обогащение  опыта взаимосвязи искусств,

- побуждение к эстетическому восприятию и эстетическому освоению музыкальной действительности, проявлению эстетических чувств, эстетического отношения  к прекрасному, приобщение к эстетической действительности.

Целевые ориентиры музыкального воспитания в младенческом и раннем возрасте:

- ребенок эмоционально откликается на музыку по- разному реагирует на характер музыкальных произведений;

Интересуется музыкальными игрушками, знает назначение и способы действия с некоторыми музыкальными инструментами и  игрушками, умеет ими пользоваться ( погремушка, колокольчик, барабан, музыкальные игрушки- забавы и др.), знает названия музыкальных инструментов и игрушек;

- охотно включается в общение о музыке;

- проявляет интерес к слушанию, песням, танцам, музицированию  на музыкальных инструментах, эмоционально откликается на деятельность, связанную с музыкой;

- стремиться к музыкальной деятельности, включается в нее вместе со взрослыми и активно подражает им в музыкальных движениях, подпевании песен идр.,

-проявляет интерес к музыкальной деятельности сверстников, наблюдает за их действиями и подражает им, включается в совместное музицирование, пение, пляски и др.,

- осваивает различные виды движения под музыку (ходьба (маршировка), бег, пружинящие движения коленями, хлопки в ладоши др.). активно подпевает

Целевые ориентиры музыкального воспитания на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок демонстрирует положительное отношение к музыке и обладает установкой к музыкальной деятельности;

- эмоционально воспринимает музыкальные произведения, проявляет интерес к музыке, с удовольствием слушает ее, имеет любимые произведения для слушания и исполнения, задает вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно объяснить музыкальные явления; творчески экспериментирует в музыкальной деятельности;

- овладевает основными способами музыкальной деятельности, проявляет в ней инициативу самостоятельность.

Выбирает музыкальную деятельность по интересам, участников по совместному музицированию на детских музыкальных инструментах, пению, танцам и музыкальным играм;

-способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в музыкальной деятельности;

- знаком с произведениями музыкальной литературы, обладает начальными знаниями в области музыки;

-обладает развитым музыкальным воображением, реализующимся в музыкальном творчестве и в игре;

-взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных музыкальных играх,  мероприятиях ( праздниках, досугах/ развлечениях, занятиях). Способен к музыкальной деятельности в коллективе (договаривается, проявляет свои чувства соразмерно ситуации, учитывает интересы и чувства других, сопереживает неудачной м и радуется успехам других, старается находить решения в спорных обстоятельствах);

-достаточно хорошо использует устную речь для выражения своих мыслей и чувств по поводу прослушанной музыки или иной музыкальной деятельности, общения со сверстниками в музыкальных играх, праздниках и т.д.. может высказать пожелания и вступить в диалог;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, позволяющая участвовать в музыкально- ритмической  деятельности, музыкальных играх, музицировании и т.д., он может контролировать свои движения и управлять ими;

- у ребенка достаточно развит голосовой аппарат, он способен выразительно без напряжения исполнять песни  (соответствующие  возрастным физиологическим способностям и индивидуальным особенностям);

Может следовать нормам поведения  и правилам в музыкальной деятельности, соблюдает правила гигиены голоса, безопасного проведения в музицировании, музыкально - ритмических  движениях и музыкальных играх.

В условиях современного музыкального воспитания акцент делается на развитие ребенка, а не на формирование у него навыков музыкальной деятельности, позволяющих демонстрировать успехи в праздниках, конкурсах и проектах. Развитие в музыкальной деятельности индивидуальности, самостоятельности, формирование музыкальной культуры – вот ключевые ориентиры развития современного ребенка, переходящего на ступень начального общего образования. Ребенок – компетентный слушатель, ребенок деятель, ребенок - творец.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны владеть методами косвенного  руководства, обладать терпением и педагогическим тактом, чтобы музыка  и музыкальная деятельность прочно вошли в круг потребностей личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...