Проект работы родительского клуба «Сотрудничество»
методическая разработка
Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №31 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
Проект работы родительского клуба
«Сотрудничество»
г.Ачинск, 2023 г.
Актуальность проекта
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения
В воспитании современного малыша должны быть заинтересованы и родители, и ДОУ. Родители должны стремиться вырастить воспитанного малыша, педагоги – помочь в этом родителям, стать их партнерами в воспитании ребенка.
Одна из актуальных проблем человечества – воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами.
Кризис современных семей выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка – все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно сказывается на развитии детей. И самая большая опасность – в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности, гражданственности, патриотизме.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Чтобы узнать семьи наших воспитанников, родителям было предложено: заполнить «социальный паспорт семьи»; ответить на вопросы анкет; обозначить проблемы, которые испытывают в воспитании детей.
Сбор информации показал, что родители некомпетентны в вопросах психического развития детей. Анкетирование и наблюдения за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения.
Проанализировав состояние системы воспитания и обучения детей нашей группы за предыдущие годы, мы решили предоставить возможность нашим родителям и детям сблизиться, научить их навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения, вовлечь родителей в единое пространство детского развития.
В связи с этим мы разработали проект «Сотрудничество», мотивируя выбор темы тем, что старые формы работы с семьей недостаточны и не всегда дают положительный результат.
Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Поэтому, мы решили помочь нашим родителям сблизиться со своими детьми, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого организовали работу с семьей так, что детям и родителям представилась возможность для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что внедрение его результатов в практику дошкольного образования позволит создать условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника.
Цель: создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Задачи:
- Создать единое образовательное пространство в рамках социального партнерства ДОУ и семьи посредством родительского клуба.
- Повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи.
- Формировать мотивацию родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе ДОУ и группы.
Участники: воспитатели группы, специалисты – учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитанники, родители (законные представители).
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Вид проекта: практико-ориентированный
Способы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Цель – определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Мероприятия | Результат | Срок |
Изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями. Анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований. | Получение информации о новых формах взаимодействия ДОУ с родителями. | Сентябрь |
Анкетирование | Анализ результатов анкетирования | Сентябрь |
Обсуждение актуальных вопросов по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе. | Формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей. | В течение всего проекта |
Подбор методической литературы по взаимодействию с родителями. | Приобретение необходимой литературы | В течение всего проекта |
Знакомство родителей с содержанием проекта | Родительское собрание: выступление «Социальное партнерство семьи и ДОУ» | Сентябрь |
2 этап – основной (практический)
Мероприятия | Результат | Срок |
Педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ.
| Разработка критериев и диагностических параметров оценки эффективности сотрудничества субъектов образовательного процесса: педагоги-родители-дети. | Октябрь |
Педагогическая поддержка родителей (беседы, тематические консультации, тренинги, практикумы, мастер-классы). | Обмен информацией между педагогами и родителями. Памятки, буклеты для родителей по темам родительских собраний. | В течение всего проекта |
Педагогическое образование родителей (тематические встречи, библиотека для родителей). | Установление доверительно-деловых контактов между родителями и педагогами. | В течение всего проекта |
Совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы. | Сближение родителей и детей, появление общих интересов. Праздничные утренники Семейные стенгазеты Семейные досуги Выставки совместных творческих работ детей и родителей | В течение всего проекта |
3 этап – заключительный (аналитический)
Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
Мероприятия | Результат | Срок |
Оценка эффективности Использования нетрадиционных форм работы с родителями | Результаты анкетирования родителей и педагогов; | Май |
Педагогическая копилка: сбор и подготовка материалов для публикаций. |
| В течение всего проекта |
Публикация статей по проблемам проекта | Публикация сборника «Современные формы работы ДОУ с родителями с целью формирования позитивных детско-родительских отношений» | По окончании проекта |
Ожидаемые результаты:
Создание: единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОО и семьи будет способствовать:
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОО, а также участию в образовательном процессе МБДОУ;
- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой;
- рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Приложение 1
Перспективный план работы
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Родительское собрание «Путешествие в страну знаний»: - анкетирование родителей - знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет - знакомство с нормативными документами и локальными актами - обсуждение и принятие решения по реализации настоящего проекта. |
Октябрь | Практикум «Давайте поиграем!» Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольника» Создание фотоальбома «Достопримечательности нашего города» Создание групповой библиотеки детской художественной литературы |
Ноябрь | Мастер-класс для родителей «Математический каламбур» Видеоролик «Поговорим о воспитании» |
Декабрь | «Новый год у ворот» подготовка к новогодним мероприятиям группы: - Мастер-класс «Игрушки своими руками» - фотовыставка «Новый год в 20 веке» (фотографии с детских утренников родителей и педагогов) - новогодний утренник |
Январь | «Вас приветствует специалист»: - мастер-класс от учителя-логопеда «Веселый язычок» - знакомство родителей с артикуляционной гимнастикой и логоритмическими упражнениями - консультация «Ребенок и книга» |
Февраль | «Уроки физкультуры»: - консультация «Двигательная активность в жизни ребенка» - практикум от инструктора по физической культуре - фотовыставка «Отдыхаем семьей» - обмен семейного опыта |
Март | «В гостях у педагога-психолога»: - мастер-класс «Рисуем на пене»
|
Апрель | Родительское собрание «Наши успехи»: - анкетирование - игровой тренинг - подведение итогов и обсуждение перехода в новую возрастную группу |
Май | «Подведем итоги» - анализ результатов проекта - оформление методических материалов - создание банка методических пособий - презентация деятельности на методическом часе |
Приложение 2
Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов
образовательного процесса группы
Анкета № 1
«Выявление педагогических установок родителей»
Уважаемые родители!
Нам очень важно оценить успешность воспитания детей в семье и ДОУ. Это поможет нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и оказывать ей необходимую помощь. Поэтому просим Вас оценить эффективность реализации образовательных стратегий в семье и ДОУ.
1) Ф.И.О. ребенка__________________________________________________________________
2) Кто отвечает на вопросы анкеты (мама, папа, бабушка, дедушка)? _____________________
3) Дата___________________________________________________________________________
4) Подпись _______________________________________________________________________
Теперь заполните, пожалуйста, следующую таблицу.
Шкала оценки от «1» до «4».
Формирование здоровья
- Обеспечить условия комфортной адаптации ребенка в ДОУ_____________________________
- Разработать индивидуальную программу формирования здоровья_________________________
- Создать условия для психического и физического комфорта______________________________
- Воспитывать привычку к чистоте, формировать гигиенические навыки_____________________
- Осуществлять профилактику нарушения зрения, осанки, плоскостопия_____________________
- Поддерживать потребность в спонтанной двигательной деятельности, создавать условия для мышечной радости__________________________________________________________________
Социальное развитие
- Воспитывать заинтересованное и уважительное отношение к взрослым____________________
- Умение общаться со взрослыми вне семьи_____________________________________________
- Формировать представление о жизни взрослых_________________________________________
- Закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам_______________________
- Вырабатывать навыки общения с равным партнером____________________________________
- Воспитывать бережное отношение к миру природы_____________________________________
- Содействовать формированию индивидуальности и основ личности:
- активность и самостоятельность;
- образ себя;
- моральные устои;
- основы гражданственности
Эмоциональное развитие
- Обеспечить радостный эмоциональный фон жизни ребенка______________________________
- Способствовать обогащению его эмоциональной палитры________________________________
- Учить контролировать проявление эмоций_____________________________________________
Игровая деятельность
- Обеспечивать ребенка играми и игрушками____________________________________________
- Заранее согласовывать с ребенком требования к хранению и уборке________________________
- Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к детским играм____________________
- Участвовать в играх с ребенком, тактично предлагать ему помощь________________________
- Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре с ребенком_________
Познавательно-речевое развитие
- Рассказывать детям об увиденном, о профессиях, видах деятельности_______________________
- Рассматривать и наблюдать с ребенком различные явления и объекты природы в разное время года______________________________________________________________________________
- Объяснить ребенку требования, связанные с безопасностью, поведением___________________
- Организовать различные развлечения, игры (на развитие внимания, восприятия, мышления)___
- Способствовать накоплению пассивного и обогащению активного словаря_________________
Изобразительная деятельность
- Формировать у детей интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства_________________________________________________________
- Знакомить детей с иллюстрациями к детским книгам, репродукциям, открыткам, с произведениями книжной графики___________________________________________________
- Содействовать проникновению детей в мир отношений, переживаний и чувств героев сказок, произведений изобразительного и музыкального искусства_______________________________
- Знакомить детей с удивительными свойствами цвета на примере живописи и графики______
Продуктивная деятельность
- Формировать у детей интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ним__________________________________________________________________
- Учить изображать доступными средствами то, что вызывает интерес детей__________________
- Знакомить с цветовой палитрой______________________________________________________
- Способствовать обогащению содержания рисунков, формы, композиции, цветового решения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический социально-значимый проект «Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки старших дошкольников через работу родительского клуба «Ступеньки к школе»
Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей....

Проект работы родительского клуба «Растём - развиваемся»
Проект работы родительского клуба«Растём - развиваемся»...

Детско-родительский клуб «Сотрудничество» Проект «Мы разные, мы равные, мы вместе!» на 2021 –2022 учебный год
Взаимодействие с родителями – одно из непременных условий в системе комплексной коррекции детей со сложным дефектом в развитии (СД). С...

Детско-родительский клуб «Сотрудничество» Проект «Нейропсихологическая коррекция речевой и двигательной сфер деятельности»
В настоящее время остро встал вопрос о социализации «особого ребенка» (обеспечение им равных с другими детьми возможностей, создание благоприятных условий, позволяющих ...

Детско-родительский клуб «Сотрудничество» Проект «Нейропсихологическая коррекция речевой и двигательной сфер деятельности»
В настоящее время остро встал вопрос о социализации «особого ребенка» (обеспечение им равных с другими детьми возможностей, создание благоприятных условий, позволяющих им вести полноценный...

Детско-родительский клуб «Сотрудничество» Проект «Мы разные, мы равные, мы вместе!» на 2021 –2022 учебный год
Взаимодействие с родителями – одно из непременных условий в системе комплексной коррекции детей со сложным дефектом в развитии (СД). С...

