Проект работы родительского клуба «Сотрудничество»
методическая разработка

Самородова Нина

Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_roditelskogo_kluba.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №31 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

 

Проект работы родительского клуба

 «Сотрудничество»

                                                   

г.Ачинск, 2023  г.

Актуальность проекта

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения

В воспитании современного малыша должны быть заинтересованы и родители, и ДОУ. Родители должны стремиться вырастить воспитанного малыша, педагоги – помочь в этом родителям, стать их партнерами в воспитании ребенка.

Одна из актуальных проблем человечества – воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами.

Кризис современных семей выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка – все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно сказывается на развитии детей. И самая большая опасность – в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности, гражданственности, патриотизме.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Чтобы узнать семьи наших воспитанников, родителям было предложено: заполнить «социальный паспорт семьи»; ответить на вопросы анкет; обозначить проблемы, которые испытывают в воспитании детей.

Сбор информации показал, что родители некомпетентны в вопросах психического развития детей. Анкетирование и наблюдения за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения.

Проанализировав состояние системы воспитания и обучения детей нашей группы за предыдущие годы, мы решили предоставить возможность нашим родителям и детям сблизиться, научить их навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения, вовлечь родителей в единое пространство детского развития.

В связи с этим мы разработали проект «Сотрудничество», мотивируя выбор темы тем, что старые формы работы с семьей недостаточны и не всегда дают положительный результат.

Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Поэтому, мы решили помочь нашим родителям сблизиться со своими детьми, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого организовали работу с семьей так, что детям и родителям представилась возможность для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ.  

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что внедрение его результатов в практику дошкольного образования позволит создать условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника.

Цель: создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.

Задачи:

  1.  Создать единое образовательное пространство в рамках социального партнерства ДОУ и семьи посредством родительского клуба.
  2. Повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи.
  3. Формировать мотивацию родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе ДОУ и группы.

Участники: воспитатели группы, специалисты – учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитанники, родители (законные представители).

Срок реализации: 2021-2022 учебный год

Вид проекта: практико-ориентированный

Способы реализации проекта:

1 этап – подготовительный 

Цель – определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

Мероприятия

Результат

Срок

Изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями.

Анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований.

Получение информации о новых формах взаимодействия ДОУ с родителями.

Сентябрь

Анкетирование  

Анализ результатов анкетирования

Сентябрь

Обсуждение актуальных вопросов по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе.

Формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей.

В течение всего проекта

Подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.

Приобретение необходимой литературы

В течение всего проекта

Знакомство родителей с содержанием проекта

Родительское собрание: выступление «Социальное партнерство семьи и ДОУ»

Сентябрь

2 этап – основной (практический)

Мероприятия

Результат

Срок

Педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ.

 

Разработка критериев и диагностических параметров оценки эффективности сотрудничества субъектов образовательного процесса: педагоги-родители-дети.

Октябрь

Педагогическая поддержка родителей (беседы, тематические консультации, тренинги, практикумы, мастер-классы).

Обмен информацией между педагогами и родителями.

Памятки, буклеты для родителей по темам родительских собраний.

В течение всего проекта

Педагогическое образование родителей (тематические встречи, библиотека для родителей).

Установление доверительно-деловых контактов между родителями и педагогами.

В течение всего проекта

Совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.

Сближение родителей и детей, появление общих интересов.

Праздничные утренники

Семейные стенгазеты

Семейные досуги

Выставки совместных творческих работ детей и родителей

В течение всего проекта

3 этап – заключительный (аналитический)

Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.

Мероприятия

Результат

Срок

Оценка эффективности

Использования нетрадиционных форм работы с родителями

Результаты анкетирования родителей и педагогов;

Май

Педагогическая копилка:

сбор и подготовка материалов для публикаций.

 

В течение всего проекта

Публикация статей по проблемам проекта

Публикация сборника «Современные формы работы ДОУ с родителями с целью формирования позитивных детско-родительских отношений»

По окончании проекта

Ожидаемые результаты:

Создание: единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОО и семьи будет способствовать:

  • повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
  • формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОО, а также участию в образовательном процессе МБДОУ;
  • установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой;
  • рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

Приложение 1

Перспективный план работы

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Родительское собрание «Путешествие в страну знаний»:

- анкетирование родителей

- знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет

- знакомство с нормативными документами и локальными актами

- обсуждение и принятие решения по реализации настоящего проекта.

Октябрь

Практикум «Давайте поиграем!»

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольника»

Создание фотоальбома «Достопримечательности нашего города»

Создание групповой библиотеки детской художественной литературы

Ноябрь

Мастер-класс для родителей  «Математический каламбур»

Видеоролик «Поговорим о воспитании»

Декабрь

 «Новый год у ворот» подготовка к новогодним мероприятиям группы:

- Мастер-класс «Игрушки своими руками»

- фотовыставка «Новый год в 20 веке» (фотографии с детских утренников родителей и педагогов)

- новогодний утренник

Январь

«Вас приветствует специалист»:

- мастер-класс от учителя-логопеда «Веселый язычок»

- знакомство родителей с артикуляционной гимнастикой и логоритмическими упражнениями

- консультация «Ребенок и книга»

Февраль

«Уроки физкультуры»:

- консультация «Двигательная активность в жизни ребенка»

- практикум от инструктора по физической культуре

- фотовыставка «Отдыхаем семьей»

- обмен  семейного опыта

Март

«В гостях у педагога-психолога»:

- мастер-класс «Рисуем на пене»

 

Апрель

Родительское собрание «Наши успехи»:

- анкетирование

- игровой тренинг

- подведение итогов и обсуждение перехода в новую возрастную группу

Май

«Подведем итоги»

- анализ результатов проекта

- оформление методических материалов

- создание банка методических пособий

- презентация деятельности на методическом часе

Приложение 2

Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов

образовательного процесса группы

Анкета № 1

«Выявление педагогических установок родителей»

Уважаемые родители!

Нам очень важно оценить успешность воспитания детей в семье и ДОУ. Это поможет нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и оказывать ей необходимую помощь. Поэтому просим Вас оценить эффективность реализации образовательных стратегий в семье и ДОУ.

1) Ф.И.О. ребенка__________________________________________________________________

2) Кто отвечает на вопросы анкеты (мама, папа, бабушка, дедушка)? _____________________

3) Дата___________________________________________________________________________

4) Подпись _______________________________________________________________________

Теперь заполните, пожалуйста, следующую таблицу.

Шкала оценки от «1» до «4».

Формирование здоровья

  1. Обеспечить условия комфортной адаптации ребенка в ДОУ_____________________________
  1. Разработать индивидуальную программу формирования здоровья_________________________
  1. Создать условия для психического и физического комфорта______________________________
  1. Воспитывать привычку к чистоте, формировать гигиенические навыки_____________________
  2. Осуществлять профилактику нарушения зрения, осанки, плоскостопия_____________________
  1. Поддерживать потребность в спонтанной двигательной деятельности, создавать условия для мышечной радости__________________________________________________________________

Социальное развитие

  1. Воспитывать заинтересованное и уважительное отношение к взрослым____________________
  1. Умение общаться со взрослыми вне семьи_____________________________________________
  1. Формировать представление о жизни взрослых_________________________________________
  1. Закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам_______________________
  1. Вырабатывать навыки общения с равным партнером____________________________________
  1. Воспитывать бережное отношение к миру природы_____________________________________
  1. Содействовать формированию индивидуальности и основ личности:
  • активность и самостоятельность;
  • образ себя;
  • моральные устои;
  • основы гражданственности

Эмоциональное развитие

  1. Обеспечить радостный эмоциональный фон жизни ребенка______________________________
  1. Способствовать обогащению его эмоциональной палитры________________________________
  1. Учить контролировать проявление эмоций_____________________________________________

Игровая деятельность

  1. Обеспечивать ребенка играми и игрушками____________________________________________
  1. Заранее согласовывать с ребенком требования к хранению и уборке________________________
  1. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к детским играм____________________
  1. Участвовать в играх с ребенком, тактично предлагать ему помощь________________________
  1. Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре с ребенком_________

Познавательно-речевое развитие

  1. Рассказывать детям об увиденном, о профессиях, видах деятельности_______________________

  1. Рассматривать и наблюдать с ребенком различные явления и объекты природы в разное время года______________________________________________________________________________
  1. Объяснить ребенку требования, связанные с безопасностью, поведением___________________
  1. Организовать различные развлечения, игры (на развитие внимания, восприятия, мышления)___
  1. Способствовать накоплению пассивного и обогащению активного словаря_________________

Изобразительная деятельность

  1. Формировать у детей интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства_________________________________________________________
  1. Знакомить детей с иллюстрациями к детским книгам, репродукциям, открыткам, с произведениями книжной графики___________________________________________________
  1. Содействовать проникновению детей в мир отношений, переживаний и чувств героев сказок, произведений изобразительного и музыкального искусства_______________________________
  1. Знакомить детей с удивительными свойствами цвета на примере живописи и графики______

Продуктивная деятельность

  1. Формировать у детей интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ним__________________________________________________________________
  1. Учить изображать доступными средствами то, что вызывает интерес детей__________________
  1. Знакомить с цветовой палитрой______________________________________________________
  1. Способствовать обогащению содержания рисунков, формы, композиции, цветового решения

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект работы родительского клуба «Растём - развиваемся»

Проект  работы родительского клуба«Растём - развиваемся»...

Детско-родительский клуб «Сотрудничество» Проект «Мы разные, мы равные, мы вместе!» на 2021 –2022 учебный год

Взаимодействие  с  родителями – одно  из  непременных  условий  в  системе комплексной  коррекции  детей  со сложным дефектом в развитии (СД). С...

Детско-родительский клуб «Сотрудничество» Проект «Нейропсихологическая коррекция речевой и двигательной сфер деятельности»

   В настоящее время остро встал вопрос о социализации «особого ребенка» (обеспечение им равных с другими детьми возможностей, создание благоприятных условий, позволяющих ...

Детско-родительский клуб «Сотрудничество» Проект «Нейропсихологическая коррекция речевой и двигательной сфер деятельности»

В настоящее время остро встал вопрос о социализации «особого ребенка» (обеспечение им равных с другими детьми возможностей, создание благоприятных условий, позволяющих им вести полноценный...

Детско-родительский клуб «Сотрудничество» Проект «Мы разные, мы равные, мы вместе!» на 2021 –2022 учебный год

Взаимодействие  с  родителями – одно  из  непременных  условий  в  системе комплексной  коррекции  детей  со сложным дефектом в развитии (СД). С...