выступление на КМО. Особенности организации досуговой деятельности в разновозрастной группе с использованием мини-музея Русская изба»
методическая разработка (подготовительная группа)

Мякишева Ирина Николаевна

выступление на КМО. "Особенности организации досуговой деятельности  в разновозрастной группе с использованием  мини-музея Русская изба» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vysuplenie_na_kmo_partnerstvo.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на КМО

Март 2025 г.

Мы, педагоги, при планировании и организации мероприятий в мини музее Русская изба, учитываем то, что участниками мероприятий, о которых мы вам сегодня и будем рассказывать станут дети разновозрастных групп (а это возраст 5-7 лет), учитываем возрастные особенности детей, их возможности, интересы.

И создаем такие условия, чтобы каждый ребенок разновозрастной группы смог почувствовать себя значимым участником мероприятия, чтобы имел возможность проявить себя, создаем условия для  разновозрастного общения и передачи детского опыта; и все это происходит у нас в атмосфере доброжелательности, взаимопомощи и поддержки.      

Слайд (фото по кругу). Организация мероприятий в мини-музее Русская изба (мини-музей в нашем саду появился сравнительно недавно) позволяет использовать разнообразные формы работы с детьми разновозрастных групп.

Слайд. Это и занятия, и мастер-классы, экскурсии, праздники, которые проходят у нас в атмосфере русской избы, русского национального быта.

Активными участниками мероприятий становятся дети, педагоги и родители двух структурных подразделений в п. Новый Свет.

За годы сотрудничества (а сотрудничаем мы уже 10 лет) нами организовано и проведено множество мероприятий различной тематической направленности, в ходе которых дети имели возможность проявить свою смекалку, эрудицию, находчивость, активность, инициативность, физические качества, учились работать в команде.

    Наши социальные партнеры частые гости и в нашем мини –музее Русская изба. Нами подготовлены и проведены разнообразные мероприятия.

Так для разновозрастных групп в рамках социального партнерства в мини-музее Русская изба были организованы и проведены следующие мероприятия.

Слайд. Фото по кругу.

«Путешествие по русским народным сказкам»

«Экскурсия по русской избе»

Праздник «Пришла Коляда - отворяй ворота!»

«Праздник русского пряника»

Сейчас более подробно остановимся на организации и проведении этих мероприятий с учетом разновозрастной группы.

Мероприятие «Путешествие по русским народным сказкам». Подбирая материал к мероприятию, продумывая сценарий, мы педагоги, учитывали возрастные особенности детей-участников мероприятия.

Так с детьми подготовительной группы подбирали и учили загадки в стихах по сказкам, которые они загадывали своим младшим товарищам в ходе мероприятия.

Дети старшей группы рассказывали наизусть небольшие стихотворения. Конечно же, в ходе проведения мероприятия дети много заданий выполняли все вместе сообща, при этом дети подготовительных групп оказывали помощь свои младшим товарищам. В завершении мероприятия дети старших групп из соленого теста изготовили наливные яблочки. Дети подготовительных групп - расписные пряники.

Слайд. Праздник «Пришла Коляда-отворяй ворота!»

Дети познакомились с традициями, обычаями проведения праздника, которые были частью труда и быта русского народа. Интересные и запоминающие конкурсы, забавы, народные подвижные игры, гадания, которые мы, педагоги, продумывали с учетом возраста детей. Дети и старших, и подготовительных групп справились со всем на отлично.

Яркое, запоминающее мероприятие, которое останется надолго в памяти наших воспитанников.

Слайд. «Экскурсия по русской избе» для наших друзей.

Дети подготовительной группы выступили у нас в роли экскурсоводов, и с каждым разом все увереннее и увереннее у них это получается.

Побывать на экскурсии у своих более старших товарищей, узнать, как жили раньше люди на Руси - это очень интересно и познавательно для детей.

Слайд. Так же с учетом разновозрастной группы с нашими социальными партнерами было подготовлено и проведено мероприятие «Праздник русского пряника».

Игры и забавы со Скоморохами позволили детям разновозрастной группы весело и познавательно отметить такой необычный и веселый праздник. Дети подготовительных групп приняли участие в инсценировке. Но роль водящих в русских народных подвижных играх доверили детям старших групп, что, несомненно, было воспринято детьми радостно. Они со всей ответственностью подошли к возложенным на них обязанности.

Слайд (Фото по кругу). Я думаю, что вы с нами согласитесь, родители воспитанников – это наши главные помощники в обеспечении условий для полноценной, интересной, яркой, увлекательной и содержательной жизни детей в любимом детском саду.

Яркие события, увлекательные мастер-классы, совместные досуги и познавательные встречи - все это очень ценно и важно для воспитания детей! Вместе мы - команда заинтересованных взрослых!

Организуя мероприятия с непосредственным участием родителей, мы также учитываем специфику организации мероприятий с учетом разновозрастной группы.

Слайд. «Посиделки у самовара. Традиции русского чаепития». Одно из мероприятий, которое было подготовлено с участием детей разновозрастной группы и с участием родителей.

Дети подготовительной группы стали соведущими мероприятия, принимали участие в инсценировке, рассказывающей зрителям о появлении чая на Руси. При этом дети были такими эмоциональными и выразительными. Так же вместе с воспитателями дети подготовительной группы познакомили родителей с традициями русского чаепития, познакомили с правилами заваривания чая, рассказали о целебных свойствах напитка. Дети старшей группы загадывали загадки участникам мероприятия - родителям, своим товарищам, читали стихи, помогали при организации конкурсов для родителей. Эмоциональный настрой старших детей передался младшим товарищам. Мероприятие прошло очень весело, живо, эмоционально. Мероприятие прошло в атмосфере русской избы, русского национального быта.

Слайд. Родители с удовольствием становятся участниками и такой интересной и современной формы работы, как мастер-класс. Мастер-класс по созданию народной игрушки подготовила и провела мама-рукодельница одной из воспитанниц нашей группы. Мероприятие также прошло в атмосфере русской избы, русского национального быта.

На мастер-классе дети узнали историю тряпичной куклы. Научились сами делать куклу-пеленашку. Сколько эмоций и радости вызвала данная форма работы у детей! Мастер-класс, который провела мама-мастерица стало ярким событием и надолго останется в памяти детей нашей группы. Детям старшей группы во время выполнения практического задания оказывали помощь педагоги, мама-рукодельница, дети подготовительной группы были более самостоятельны.

Слайд. Акция «Кот в мешке». Акция была организована в рамках краткосрочного проекта. Сказки были подобраны с учетом возраста детей. Дети дома вместе с родителями должны были прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию. И уже в группе дети рассказывали содержание сказки. Очень интересная и продуктивная акция. Об использовании этой акции педагогом в работе с детьми можно очень долго рассказывать.

Слайд. Проводим мы и экскурсии для родителей.

Слайд. Активно мы сотрудничаем и с детьми средней группы в нашем ДОУ-нашими будущими воспитанниками.

Все вы знаете, что такая форма работы как детский мастер-класс – это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям проявить самостоятельность, инициативу, лидерские качества, продемонстрировать свои личные достижения и открытия в какой- либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.

В чем ценность детских мастер-классов:

Для детей, дающих мастер-класс:

приобретение опыта публичных выступлений;

формирование коммуникативных навыков;

возможность почувствовать себя успешным, значимым лидером;

формирование ответственности;

развитие инициативности.

Слайд. И такую возможность мы предоставляем детям подготовительной группы в наше детском саду.

Так дети подготовительной группы подготовили и провели мастер-классы, в ходе которых дети научили своих младших товарищей делать на масленичной неделе «Солнышко». Конечно, проведению мастер-класса предшествует очень большая подготовительная работа. Дети средней группы с особой серьезностью слушают своего старшего товарища, который им показывает и рассказывает, как сделать солнышко из цветной бумаги. Продумываются и пальчиковая гимнастика, и физкультминутка, которую проводят дети.

Слайд. Еще один мастер-класс был посвящен русской игрушке - Матрешке.

Слайд. Для своих младших товарищей мы организуем и проводим экскурсии. Старшие товарищи с удовольствием и радостью делятся с ними своими знаниями.

Слайд (фото по кругу). А сейчас я вас познакомлю с мероприятиями, которые мы провели с детьми разновозрастной группы в мини-музее Русская изба.

Слайд. «Пришла Коляда-отворяй ворота».

«Праздник русского валенка».

 «Хлеб - всему голова!».

Все мероприятия, проводимые в атмосфере русского уголка и находящего там предметов русского национального быта, приобщают детей к культуре русского народа, к его традициям и обычаям, пробуждают в ребенке любознательность к истории родного края, помогают детям ощутить себя частью русского народа.

Слайд. В ходе реализации совместных мероприятия в разновозрастной группе мы видим следующие результаты деятельности:

Дети младшего возраста охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, хорошо воспринимают их руководство в совместной игровой деятельности.

Качественно меняется общение: дети учатся взаимодействовать друг с другом, не испытывают трудностей с детьми как младше себя, так и старше.

Младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более внимательными к другим детям, доброжелательными и отзывчивыми.

Дети старшего возраста выступают в качестве помощников воспитателей (соведущего на празднике), с удовольствием принимают на себя роль старшего.

У детей есть возможность, проживая опыт в разновозрастной группе побывать в разных позициях: в начале он принимает помощь у старших товарищей, учится у них, осваивает правила взаимодействия, а в ходе взросления сам становится ориентиром для вновь поступающих детей.

Делая общий вывод по нашему представленному опыту, мы можем сказать, что разновозрастной состав группы требует особого подхода к разработке и организации праздников и развлечений, эта работа интересна и когда ты видишь положительный результат, то возникает желание искать новые нестандартные подходы.

Слайд. Фото избы. Но, а нам пришла пора прощаться и с избою расставаться.

Все что узнали не забывайте и почаще вспоминайте.

А по сердцу вам придется.

Огонечек вновь зажжется.

В наш уютный уголок приходите на часок.

 Можно в начало не вставлять, достаточно вывода в конце.

Слайд. Некоторые особенности проведение досуговой деятельности в разновозрастной группе, которые, мы педагоги, должны учитывать, организуя мероприятия.

1.Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Это необходимость учитывать состояние детей в данный момент и подстраивать ход мероприятия под их конкретные возможности и потребности.

2. Объединение составных частей мероприятия вокруг главной цели.

Проведение мероприятий в разновозрастной группе позволяет проводить мероприятие с разной степенью активности. При этом дети выступают в роли слушателей или зрителей, непосредственных участников или участвуют вместе со взрослыми.

3. Подбор понятного художественного материала.

Так в мероприятии участвуют дети разного возраста, все они должны понимать текс выступающих.

4. Использование эмоционально-выразительных средств в ходе проведения мероприятий.

К ним относятся музыка, песни, танцы, художественное слово, игра. С помощью музыки в начале мероприятия можно создать у детей общий подъем чувств, праздничную атмосферу. При этом ведущему важно уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности общения в ходе праздника  между старшими и младшими детьми.

5.Подведение итогов мероприятия.

В конце мероприятия ведущий вместе с воспитанниками подводит итоги и помогает им оценить ту работу, которую они проделали в ходе мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Особенности организации работы в разновозрастной группе.

В соответствии с типовым положением о дошкольном обазовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов....

Консультация для родителей "Особенности организации работы в разновозрастной группе"

Одним из преимуществ разновозрастного принципа комплектования групп является возможность расширения круга общения детей. Дети разного возраста, находящиеся в одном коллективе, чаще учитывают интересы ...

Особенности организации работы в разновозрастной группе

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет о...

Консультация для родителей на тему: Особенности организации работы в разновозрастной группе.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. В практике во...

Выступление на педсовете: "Особенности организации проектной деятельности в процессе ознакомления детей с профессиями взрослых"

Короткие видео в стихах в исполнении дететй о профессиях.Наш    Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Поэтому очень ...

Консультация для родителей на тему: Особенности организации работы в разновозрастной группе.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. В практике во...