Открытое занятие в старшей комбинированной группе по теме "Зимующие птицы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Дедисклейн Ирина Викторовна

Цель: развитие и обогащение лексико-грамматического строя и связной речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие в старшей комбинированной группе

по теме "Зимующие птицы"

Подготовила: Дедисклейн И.В.

Цель: развитие и обогащение лексико-грамматического строя и связной речи детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

- расширить, обогатить и активизировать словарный запас по теме «Зимующие птицы»;

- учить узнавать зимующих птиц по внешнему виду и повадкам;

- уточнить знания детей о том, чем питаются зимующие птицы, о роли человека в жизни зимующих птиц;

- совершенствовать навыки составления предложений по двум опорным картинкам;

- учить подбирать к словам антонимы;

- закрепить умение составлять сложные прилагательные из двух основ с соединительной гласной.

Коррекционно-развивающие задачи:

- формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать мелкую моторику рук и координацию речи с движением;

- развивать речевое внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать способность сопереживать птицам;

- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

- воспитывать заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается;

- развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов;

- воспитывать культуру речевого поведения;

- воспитывать усидчивость, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Оборудование: картинки зимующих птиц: воробей, синица, дятел, сова, голубь, снегирь, ворона, сорока; кормушка, баночки с кормом для птиц; сюжетные картинки «Как дети помогали птицам»; мяч; запись «Голоса птиц».

 

  1. Организационный момент.

 Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я вошла в группу, на приоткрытом окне нашла письмо, адресовано нам, давайте прочтём:

- Вы на прогулке все гуляли

А мы с деревьев за вами наблюдали

Мечтали мы, чтоб вы нас покормили,

В кормушки корм, чтоб положили…

Ушли с прогулки вы,

А мы остались снова голодны,

Про нас сегодня не забудьте

В кормушки корм нам положите.

Как вы думаете, ребята, от кого это письмо?

Дети: От птиц

Воспитатель: А что птицы не улетели в тёплые края?

Дети: нет, некоторые птицы остались.

Воспитатель: Ребята, если эти птицы остались на зиму, значит как они называются?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Отлично. Вот о них мы сегодня и поговорим. Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Воспитатель читает стихотворение «Воробей» О. Зыковой.

Прилетай к нам поскорей.

Воробьишка-воробей!

- Отчего такое имя

Тебе дали «воробей»?

- Потому что я ворую

Крошки хлебные всегда.

А бывало, как грабитель

Появлялся, то тогда

Люди все вокруг кричали:

- Держи вора! Вора бей!

Вот отсюда получилось

Мое имя – воробей!

Воробей – это какая птица перелётная или зимующая? 

Дети: зимующая.

2.     Основная часть

Воспитатель: Ребята, назовите зимующих птиц.

Дети: Снегирь, сова, голубь, воробей, ворона, сорока, дятел, синица

Воспитатель: Почему их так называем?

Дети: Они остаются зимовать, не улетают в тёплые края.

Воспитатель: Почему они не улетают?

Дети: Потому что находят себе корм

Воспитатель: Птицам трудно в мороз и холод найти себе корм. Корма мало. Много птиц погибает зимой не от мороза , а от голода. Ребята, как мы  помогаем  птицам зимой?

Дети: вместе со взрослыми делаем  кормушки и приносим  туда корм каждый день

 Игра «Угости птиц» (В баночках приготовлен корм для птиц)

Это наша кормушка. Назовите, чем мы можем угостить птиц

 Составьте про это предложениеНачни со слов «Я угощу…»

 Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

- Вставайте в круг, покажем пальчиками, как мы кормим птиц.

Кормушка

Сколько птиц к кормушке             (сжимаем пальцы в кулак)

Нашей прилетело?

Мы расскажем                                (показать на себя)

Вот синица, воробей,                     (показываем на каждый палец правой руки)

Много, много голубей,

Дятел в пестрых перышках            (показываем большой палец левой руки)

Всем хватило зернышек.                (сыплем крошки)

Птицы к дому подлетели,           (машем ладошками, большие пальцы вместе)

На кормушку птицы сели,          (руки перед собой)

Стали зернышки клевать            (показать)

И головками кивать.                   (пальцы в щепоть, киваем)

 Подбор слов с противоположным значением. Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель: Садитесь на стульчики, поиграем с мячиком в игру «Скажи наоборот». Ловите мячик.

  • У голубя крылья сизые, а у вороны … черные.
  • У снегиря грудка красная, а у синицы  … жёлтая.
  • Воробей маленький, а ворона  … большая.
  • У синицы хвост короткий, а у сороки  …  длинный.
  •        У воробья шапочка на голове коричневая, а у дятла   … красная.
  • У вороны бока серые, а у сороки  … белые.
  • Воробей лёгкий, а голубь  … тяжёлый
  • У синицы клюв тонкий, а у вороны  … толстый.

Воспитатель: Дети, птицы зовут нас поиграть.

 Физкультминутка. Игра «Подбеги к птице»

Дети летают под музыку. После слов воспитателя бегут к одной птичке

Птицы крыльями махали

Все летали и летали.

1, 2, 3 к сороке подбеги.                     1, 2, 3 снегиря найди.

1, 2, 3 воробья найди.                         1, 2, 3 синицу отыщи.

 Образование нового слова с помощью двух основ и соединительной гласной.

Воспитатель: Садитесь на стульчики. Все зимующие птицы разные. Назовите одно длинное слово, которое должно закончить моё предложение.

 У сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая.

 У сороки длинный хвост, она  … длиннохвостая.

 У синицы жёлтая грудка, она   …   желтогрудая.

 У снегиря красная грудка, он    … красногрудый.

 У вороны черные крылья, она   … чернокрылая.

 У дятла острый клюв, он  …  остроклювый.

 У совы большая голова, она    … большеголовая.

 У голубя сизые крылья, он    … сизокрылый.

 Игра «Собери картинку» (дети собирают разрезанные картинки )

 Отгадай птицу по описанию (по характерному признаку).

Воспитатель: Отгадайте, про какую птицу я говорю. Отгадаете, услышите её голос.

  • Эта птица большая, белобокая, длиннохвостая, трещит (СОРОКА)

  • Он маленький, серо-коричневый, задиристый, чирикает. (ВОРОБЕЙ)

  • На кормушку к нам зимой
  • Прилетает птица,
  • С жёлтой шубкой меховой
  • Шустрая   …(СИНИЦА).

  • Он пёстрый, остроклювый, на голове красная шапочка.  (ДЯТЕЛ)

  • Днём спит, ночью летает,
  • Всех людей пугает.   (СОВА)
  • Носит серенький жилет,
  • Но у крыльев чёрный цвет.
  • Видишь, кружат 20 пар
  • И кричат: Кар! Кар! Кар!   (ВОРОНА)
  • Выносливая птица,
  • Усердно ищет корм,
  • И крошки подбирает,
  • Воркуя под окном.    (ГОЛУБЬ)
  1. Заключительная часть

Воспитатель: Вы такие молодцы, а сейчас я хочу вас пригласить на нашу волшебную кухню, и самим приготовить корм для птиц. Для этого, мы возьмём кусочек тесто и нашпигуем в него разную начинку для птиц, например семечки или пшено. Скатаем из этого комочек и приложим верёвочку, когда наш комочек застынет, мы их подвесим на дерево. Наши птицы будут рады такому лакомству. (на тарелках приготовлено тесто и корм для птиц (семечки подсолнечника, пшено, геркулес и т.д.))

  Рефлексия. Рефлексия:

Ребята, вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось? Что для вас сегодня было интересного?  Скажите, о ком мы говорили на занятии? Какие задания мы выполняли? Что вам больше понравилось? Я надеюсь, что вы расскажете своим друзьям и родителям о том, как надо заботиться зимой о птицах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого НОД в старшей комбинированной группе по формирования основ безопасности. Тема: «Опасные ситуации дома».

Программное содержание:v Закрепить знания детей об основных правилах безопасного поведения дома.v Развивать внимание, речь, мышление при решении проблемных ситуаций.v Предостеречь детей о неприятностя...

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И БУКВ» КОНСПЕКТ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ (КОМБИНИРОВАННОЙ) ГРУППЕ

Конструктивное взаимодействие с родителями – один из краеугольных камней успешной деятельности воспитателя. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую фо...

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Зима. Зимующие птицы"

Закрепление знаний и представлений детей о зиме и зимующих птицах....

Конспект занятия в старшей комбинированной группе по развитию речи "Путешествие в страну сказок"

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории спо...

Конспект открытого занятия в разновозрастной комбинированной группы для детей ЗПР и нарушением слуха «В гости к Смешарикам: Путешествие в страну овощей и фруктов»

Данная методическая разработка открытого занятия «В гости к Смешарикам: Путешествие в страну овощей и фруктов» предназначена для широкого круга специалистов, работающих в системе дошкольно...