Консультация для родителей "Игры по технологии ТРИЗ с детьми дошкольного возраста"
консультация
Игры по технологии ТРИЗ с детьми дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 399.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Теории Решения Изобретательских Задач
Составила Столетова .Н.А
Воспитатель первой квалификационной категории
Г.Канск 2024 год.
Игры по технологии ТРИЗ с детьми дошкольного возраста
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас необычная встреча. Мы с вами окажемся в увлекательной стране. И эта страна называется ТРИЗ -Теории Решения Изобретательских Задач – Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Основоположник российский ученый- практик, писатель- фантаст, педагог Генрих Саулович Альтшуллер. .
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ педагога, родителей на детский вопрос рождает новые вопросы. Дошкольный возраст недаром называют возрастом « почемучек». Не случаен детский феномен: после первых слов мама, папа, вдруг вырывается « я сам». В этом « я сам» важно усмотреть первый прорыв к творчеству, к самостоятельности, инициативе, неосознанному желанию проявить себя.
Важно не упустить момент, поддержать интерес ребенка, укрепить веру ребенка в свои возможности уже на этом этапе жизни. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на интересующие его вопросы, ему помогают взрослые. Задача родителя, педагога - таким образом организовать процесс познания, чтобы он был полон живости, притягательности. Цель ТРИЗ – научить ребёнка думать нестандартно и находить собственные решения; не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов
В ТРИЗ ничего не берётся из вне, всё находится в голове, просто необходимо научить ребёнка логически размышлять. Каждый ребёнок изначально талантлив, но этому его нужно научить. Дети учатся играя. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ используются для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, развития речи.
Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.
В арсенале ТРИЗ существует очень много методов и приемов.
Основные методы ТРИЗ, используемые в работе с детьми:
1.Мозговой штурм
Цель метода: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения. Как не промокнуть под дождем?
- Как рисовать без кисточки ?
- Как перенести воду в решете? и т. д.
С помощью этого метода дети могут найти выход из сложной ситуации
2.Синектика
Это так называемый метод аналогий:
Например, личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Пример: Представь, что ты животное (свинья, кошка), которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. (Прохрюкать (промяукать) "В лесу родилась елочка…").
3.Системный оператор
Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.
Например, автомобиль (Игрушка)
С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о легковом автомобиле.
Если мы рассмотрим что – то, это что – то для чего – то….
-Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места на другое).
Это что – то часть чего – то…
-Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт).
Это что – то из чего – то …
-Какие части есть у автомобиля?
(У автомобиля есть колёса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).
Чем –то было это что – то…
-Всегда ли люди ездили на автомобилях? (Нет).
-На чём люди ездили раньше? (На лошадях, телегах. Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили).
Что – то будет с этим что – то…
-Всем ли хороши современные автомобили? (Нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (Нужно, чтобы они были прочнее, не разбивались в авариях, не загрязняли воздух; могли не только ездить, но и летать, и плавать).
4.Метод Робинзона
Формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.
5.Метод проб и ошибок
Самый простой из «тризовских» методов – это метод проб и ошибок: «А что, если сделать так? А может быть так!».
В педагогической практике метод проб и ошибок повышает интерес к познанию нового, стимулирует познавательную активность, поскольку ребенку не дают готовых установок («Сделай так!»), а предлагают: «Подумай», «Догадайся», «Придумай свое решение проблемы».
Приемы ТРИЗ не требуют специально отведенного времени.
Игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы.
Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.
Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон.
Совместная деятельность по развитию речи с использованием ТРИЗ – технологий - это импровизация, игра.
Например: Мы играем в игру Да - нетки. На мои вопросы дети не отвечают словами, они поднимают соответствующий предмет. Да-это красный, нет – это синий.
Игра «Пуговицы» найдите пуговицу, у которой форма пуговицы не квадратная и не овальная, у неё не три дырочки, она не может быть красного и синего цвета. Что это за пуговица?
Сегодня мы с вами превратимся в детей и немного поиграем, ведь игра - самое любимое занятие и ведущей вид деятельности детей дошкольного возраста. Полученные в игре знания являются самыми полезными, долгосрочными и используемыми детьми на практике.
Сегодня мы рассмотрим некоторые игры, предлагаемые ТРИЗ – технологией для развития речи детей.
Игра «По кругу». Дети сидят вокруг стола. В руках у педагога стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например, с изображением шубы, и придумывает какое-нибудь словосочетание («шуба пушистая»). Картинка передвигается по кругу, каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает её дальше. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Игра «Один, два, три, ко мне беги». Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением различных объектов. дети находятся на другой стороне зала или группы. Подбегают к воспитателю к определённой установке. Пример: Один, два, три, у кого есть крылья ко мне беги1В старших группах подбираются объекты, более сложные по содержанию, а также явления природы и объекты неживой природы.
Вывод: Методы данной технологии позволили мне успешно решать задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
6. Метод каталога: метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
7. Метод фокальных объектов: этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
8.Типовые приёмы фантазирования: чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников: изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсиализация, наоборот.
9. Метод ММЧ Игра «Мы - маленькие человечки».
Дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово произносит взрослый, дети либо стоят, крепко держась за руки (если, например, воспитатель говорит «камень», «скала», «дом»), стоят рядом, касаясь плечами («вода», «сок», «молоко») и начинают бегать или прыгать (слова «пар», «дым», «запах»).
Г.Канск
2024 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»
Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста".
Очень любим играть с детьми в игры по технологии ТРИЗ. Игры по технологии ТРИЗ развивают смекалку, логику, воображение; тренируют память и внимание....
Картотека развивающих игр с элементами технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста
Картотека содержит развивающие игры с элементами ТРИЗ для детей дошкольного возраста (от3 до 7 лет) Данные игры развивают у детей познавательный интерес, творческое воображение, логическое ...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста"
КАРТОТЕКА «ИГРЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»
Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста"
Изучаем новую для нас технологию, играем и делимся с вами самым интересным...

Консультация для педагогов "Технология использования ТРИЗ с детьми дошкольного возраста"
Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть прои...


