Главные вкладки

    Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста"
    картотека по развитию речи

    Залазаева Юлия Вениаминовна

    Изучаем новую для нас технологию, играем и делимся с вами самым интересным

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_igry_po_tehnologii_triz_zalazaeva_yuv.docx27.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры по технологии ТРИЗ

    для

    детей

    дошкольного возраста

         

    Методы и приемы ТРИЗ.

    1.Метод мозгового штурма. Цель метода: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения.

    - Как не промокнуть под дождем?

    - Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
    - Как не пустить медведя в  Теремок?   и т. д.

    2.Метод фокальных объектов (МФО). Цель: развитие воображения, фантазии, обучение управлению своим мышлением.

    Фантастическое животное: обезьянозаяц - умеет лазать по деревьям и быстро бегать и прыгать.

    Новая игрушка: говорящий мячик - прыгает и поет песенки.

    3.Метод каталога. Цель: обучение творческому рассказыванию, обогащение активного словарь, развитие фантазирования.

    4.Метод маленьких человечков. Цель: знакомство детей с моделированием мира, с анализом природы вещества или явления.

    В жидком, твердом, газообразном состоянии живут маленькие человечки. В жидком - жидкие и т. д.

     -В чем живут жидкие человечки?

    -В чем одновременно живут и твердые и жидкие человечки?..

    5.Метод золотой рыбки. Цель: развитие фантазирования, обогащение словаря, заучивание стихотворений.

    « Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

    Реальная составляющая - поймал старик неводом рыбку.

    Фантастическая составляющая - говорит человеческим голосом, и плавает в море.

    Как сделать так, чтобы рыбка могла говорить, оказалась в море.

    6.Метод Робинзона. Цель: выделение детьми ресурсов объекта, создание фантастических ситуаций.

    Ребенок оказался на необитаемом острове (заблудился в лесу; уплыл на плоту без весла; оказался в Африке…). Как спасти себя или друга?           

    7. Метод системного анализа. Цель: формирование системного мышления (оценивание прошлого и настоящего объектов, предметов).

    Система (это совокупность элементов, объединенных в объекте) -яблоко; подсистема объекта- то, из чего состоит система-подсистема яблока- кожура…; надсистема объекта- то, частью чего является система- яблоко- фрукты, овощной магазин, сад.

    «Хорошо - плохо»

    (метод мозгового штурма, с 3-х лет)

    Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

    Ход игры: воспитателем или ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.

    «Что умеет делать?»

    (метод мозгового штурма, с 3-х лет)

    Цель: развивать активный словарь детей, развивать фантазию.

    Ход игры: объект можно показать на картинке, загадать с помощью загадки или  игры «Да-нет»,  дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью. Дети перемещают объекты  в фантастические, нереальные ситуации и определяют, какими дополнительными функциями может обладать объект.

    Пример: - Что может мяч?

    - Давайте пофантазируем: наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку?

    «Все в мире перепуталось»

    (метод системного анализа, с 3-х лет)

    Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.

    Ход игры: используется «модель мира». На этапе ознакомления с игрой состоит из двух частей: рука человека (рукотворный мир) и дерево (природный мир). Дети определяют предмет на картинке к той или иной части модели, они должны объяснить, почему сделали такой выбор.

    Усложнения: каждая часть модели делится на новые секторы,  постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.

    Природный мир: воздух,  вода, земля.

    Рукотворный мир: одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, игрушки, …

    Постепенно «модель мира» можно заменить цветовыми знаками.

    Пример: Утка…К какому миру она относится? К природному. Почему?

    «На что похоже»

    (метод мозгового штурма, с 3-х лет)

    Цель:  развивать  воображение ребенка, его связную  и образную речь.

    Ход игры: ведущий называет объект, а дети называют другие объекты, похожие на него по разным признакам. На этапе обучения игре можно пользоваться предметными картинками.

    Пример: - На что похожа улыбка? (на радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду, на маму!)

    - На что похож звук  Р? ( на шум мотора, на рычание)

    - Произнесите звук Р. Назовите слова, в которых есть этот звук.

    Усложнение: составление мнемотаблиц из 4-х, 9-ти, 16-ти квадратов (общее между предметами, цифрами, буквами, фигурами; последующая запись вытекает из предыдущей).

    «Раньше-позже»

    (метод системного анализа, с 3-х лет)

    Цель: учить детей ориентироваться во времени, в пространстве, в действиях; развивать диалогическую речь.

    Ход игры: ведущий – воспитатель называет какую – либо ситуацию, а играющие говорят, что было до этого, или что будет после. Модно сопровождать показом (моделирование действия).

    Пример: - Мы сейчас на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

    - Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?

    «Один, два, три, ко мне беги»

    ( метод системного анализа, с 3-х лет)

    Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.

    Ход игры: ведущий – воспитатель раздает играющим детям картинки с изображением различных объектов. Дети находятся на другой стороне зала, группы. Подбегают к воспитателю по определенной установке.

    Пример: Один, два, три, у кого есть крылья, беги ко мне!

    Усложнение: в старших группах подбираются объекты, более сложные по содержанию, а так же явления природы и объекты неживой природы. Ведущим может быть ребенок, он анализирует, не ошиблись ли играющие, выделяя свойства системы.

    «Где живет?»

    (метод системного анализа, с 3-х лет)

    Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов, активизация словаря.

    Ход игры: ведущий называет предметы окружающего мира. Это могут быть неживые объекты из ближайшего окружения, и объекты живой природы, и любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов, место нахождения реальных объектов, вымышленное место размещения фантастических объектов.

    Пример: Где живет подорожник? На дорожке, на лужайке, на полянке. Может жить в аптеке.

    Где живет гвоздь? В столе. На мебельной фабрике. В коробке для инструментов…

    «Мои друзья»

    (метод мозгового штурма, с 4-х лет)

    Цель: активизировать словарь детей, диалогическую речь, развивать фантазию.

    Ход игры: дети выбирают картинки с изображением различных объектов. Ведущий превращается в какой-то предмет и ищет друзей по разным признакам. Выбранный друг объясняет, почему его выбрали.

    Усложнение: на основе этой речевой игры разработана серия дидактических игр «Собери картинку дружочка и расскажи о ней» (дружочки снеговика, весны, веселого настроения и др.).

    Цель: учить детей  помогать друг другу, договариваться в своей подгруппе.

    Игра включается в работу по развитию речи, в индивидуальную  и подгрупповую работу  в свободное время.  

    «Волшебный светофор»

    (метод системного анализа, с 4-х лет).

    Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

    Ход игры: объединение над- и под-систем, воспитатель использует кружки трех цветов: красный подсистема, желтый- система, зеленый- надсистема.

     Пример: Машина. Кружок красного цвета – из чего состоит машина, кружок зеленого цвета – частью чего является система, кружок желтого цвета – для чего нужна машина.

    «Наоборот»

    (метод мозгового штурма, с 4-х лет)

    Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.

    Ход игры: всем известная и популярная игра  на  подбор слов, обратных по смыслу (это и свойства предмета, и его признаки, и действия).

    Пример: Острый – тупой,

    быстрый – медленный,

     холодный – горячий,

    разъединять -  соединять…

    Усложнение: к каждой паре найти объект, в котором сочетались бы оба свойства.

    «Чем был - чем стал»

    (метод системного анализа,

    метод маленьких человечков, с 4-х лет)

    Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.

    Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.

    Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.

    Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.

    «Дразнилка»

    (метод мозгового штурма, с 5-ти лет)

    Цель: расширять словарный запас детей малышей, учить  слушать друг друга, высказывая  свое мнение.

    Ход игры: дети с помощью суффиксов -лка, -чк-, -ще  образуют новые слова- названия.

     

    Пример: Кошка: мяукалка, бегалка,  кусаще, драчище, сонечка.

    Мяч: прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.

    Лопата: разбивалка, копалка, игралочка, рылочка, жележище, копалище.

    Заяц: прыгалка, белячок, трусище. 

    Птичка: махалка, леталочка, свистелочка,  прыгалище.

    «Фоторобот»

    (метод фокальных объектов, с 5-ти лет)

    Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

    Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.

    Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.

     

    « Теремок»

    (метод системного анализ, с 5-ти лет).

    Цель: развивать  воображение ребенка, его связную  и образную речь.

    Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объектов используются медальки с изображением объектов. В «Теремок» попадают  только те «объекты», которые назвали, чем они походят на ведущего.

    Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего;  от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.

    «Помоги герою»

    (метод Робинзона, с 6-ти лет)

    Цель: развивать  фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.

    Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.

    Пример: Железное яичко упало на хвостик               мышке и придавило его. Как помочь мышке?

    «Волшебный телевизор»

    (метод системного анализа, с 6-ти лет).

    Цель:  развивать свободное общение детей с воспитателем, формировать  грамматический строй речи, способствовать  практическому  овладению  нормами связной речи.

    Ход игры: выявляются все связи системы с помощью схемы-телевизора с 9 экранами, которые открываются по очереди.

    Словесное восстановление по стихотворению:

    Если мы рассмотрим что-то…

    Это что- то для чего-то…

    Это что-то из чего-то…

    Это что-то часть чего-то…

    Чем-то было это что-то…

    Что-то будет с этим что-то…

    Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

    «Лимерики»

    (от анг.- вариант сказочной небылицы).

    (метод каталога, с 6-ти лет).

    Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированию новых сказок.

    Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.

    Пример:  - первая строка - герой (необходимо выбрать самому ребенку),

    - вторая строка   – характеристика героя или его действие,

    - третья строка  - реализация действия,

    - четвертая строка - выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.

    Примерные вопросы для метода мозгового штурма.

    - Как не ссориться с мамой?

     - Как помочь себе фантазировать?

    - Как не промокнуть под дождем?

    -Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
    - Как не пустить медведя в  Теремок?  

    - Как спасти собаку, плавающую  на льдине в холод?

    - Что сделать безудержно веселое?

    - Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?

    - Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?

    - На чем еще можно рисовать?

    - Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?

    - Что будет, если уничтожить всех волков?

    - Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн)

    - Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз?

    - Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

    - Как сделать необычную льдинку?

    - Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?

    - Как можно поприветствовать хорошего человека?

    - Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?

    - Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?

    - Как достать сосульку с крыши?

    - Как уберечь прохожих от падающих сосулек?

    - Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам?

    -Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?

    - Куда в группе можно спрятать куклу?

    - Куда я спрятала конфету?

    - Какие качества птиц ты хотел бы иметь?

    - Как найти самого умного человека в королевстве?

    - Чем вреден комар? Чем комар полезен?

    - Как можно определить время, если нет часов?

    - Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?

    - Придумать новое природное явление.

    - Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть…)

    -  Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.

    - Придумать насекомое с необычными свойствами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»

    Конспект непосредственно -образовательной  деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков....

    Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста" Сочинение сказки "Кошки-мышки"

    В данной работе представлен конспект по развитию связной речи дошкольников с использованием элементов технологии ТРИЗ. Использование представленных речевых игр способствует развитию творческого вообра...

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

    Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

    Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

         Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

    "Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

    Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

    Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема:” Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ”

    Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...