Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чугаева Надежда Викторовна

Конспект непосредственно -образовательной  деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                детский сад «Солнышко»  комбинированного вида

 Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ

                      для детей старшего дошкольного возраста

              Тема: «В стране маленьких человечков»

                                              ГО ЗАТО  Свободный

                                                           2010г.

Программное содержание:

  1. Уточнить и расширить знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры;
  2. Показать детям значение воды в жизни человека;
  3. Учить правильно определять состояние вещества;
  4. Учить выделять свойства веществ, находить общее и различное;
  5. Закрепить знания детей об агрегатных состояниях веществ;
  6. Продолжать развивать умение работать с моделями;
  7. Развивать внимание, образную и зрительную память;
  8. Развивать связную речь, творческое воображение;
  9. Формировать умение выстраивать логические цепочки;
  10. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Предварительная работа:

 Знакомство с методом маленьких человечков, наблюдение с детьми за разными агрегатными состояниями воды, рассматривание моделей  состояний вещества, состоящих из маленьких человечков, беседы о значении воды в жизни человека,  просмотр мультимедийной презентации «Круговорот воды в природе».

Материал:

Волшебный сундучок, письмо, обручи, карточки с изображением разных агрегатных состояний веществ, карточки с изображением маленьких человечков,  моделируюших  состояния вещества, ведро со льдом, ведро с леденцами,  аудиозапись загадочной музыки, смеха  Снежной Королевы.

Ход занятия:

Организационный момент

Звучит загадочная музыка.

Педагог: Ребята вы слышите этот загадочный звук?

Дети: Да!

Педагог: Это наш волшебный сундучок приглашает нас к себе, наверное, он нам хочет что-то рассказать. Давайте, откроем его и посмотрим что же,  он нам приготовил на этот раз!

Педагог открывает сундучок.

Педагог: Да, это же письмо. Интересно от кого оно? Давайте его прочитаем.

Читает письмо.

                  Ребятам от жителей страны маленьких человечков.

                                               Дорогие ребята!

В нашей стране случилась беда, злая Снежная Королева заколдовала

всю воду. Помогите нам, пожалуйста!

                                           Мы вас очень ждем!

Педагог: Поможем, нашим друзьям?

Дети :  Да! Поможем!

Основная часть:

Педагог: Ребята, а как вы думаете, тяжело маленьким человечкам без воды?

А всегда ли вода это хорошо?

Дидактическая игра: «Хорошо - плохо: вода». Дети по очереди называют «хорошие» и «плохие» качества воды.

Педагог: Молодцы! Делаем вывод, что у воды больше хороших свойств и жить без воды маленькие человечки не смогут.  И чтобы им помочь, мы с вами отправимся в страну маленьких человечков, но путь этот непростой, на пути нам будут встречаться препятствия, которые приготовила для нас Снежная Королева.

Дети под веселую музыку  шагают по тропинке.

Педагог: А вот и первое препятствие.

(на полу лежат модели из  маленьких человечков, обозначающие состояние вещества)

Педагог: Мы должны угадать,  какое состояние вещества изображено на картинке и, построить модель этого вещества. Давайте вспомним, какие состояния вещества вы знаете?

Дети: Твердое, жидкое, газообразное.

Педагог: Молодцы! Показывает модель вещества, дети отгадывают и строят модель.

Педагог: Скажите, маленькие человечки или как их еще называют «молекулы» в жидком веществе стоят как?

Дети: Рядом друг с другом,  держась слабо за руки.

Педагог: В твердом…  В газообразном…

Дети: В твердом - держатся крепко за руки, в газообразном  - не держатся. Педагог: Молодцы! С этим заданием мы справились, значит, мы можем продолжить наш путь!

Педагог: А вот и второе препятствие.

Дидактическая игра: Раз, два, три – в свой домик беги.

В обручах – домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных состояний веществ.

Педагог:  Вы должны по моей команде занять тот домик, к которому подходит ваша карточка.  Внимательно посмотрите,  подумайте! Раз, два, три – беги!

Дети занимаю свой домик. Игра проводится два-три раза.

Педагог: Молодцы, и с этим препятствием вы справились! Можно отправляться дальше.

Ой, вы слышите? Что это? (звучит фонограмма звука поезда)

Дети: Поезд.

Педагог: Правильно, это Снежная Королева решила нам преградить путь поездом времени.  А чтобы поезд нам не мешал и отправился дальше, мы должны в правильной последовательности выстроить вагончики поезда.

Дидактическая игра: «Поезд времени».

Дети выстраивают поезд времени для платья:

Семена льна – лен -  ткань - раскроенная ткань - нитки – машинка швейная -платье.

Педагог: молодцы! И с этим препятствие мы справились! Ну вот, мы с вами и пришли в страну маленьких человечков.

Звучит музыка, появляется Снежная Королева.

Снежная Королева: Не думала я что, вы со всеми моими препятствиями справитесь, вот вам мое последнее задание, справитесь и с ним отдам воду.

Снежная Королева: Что умеет превращаться из твердого в жидкое?

Дети: Лед.

Снежная Королева: Правильно! Что делать отдам вам воду!

Отдает ведерко со льдом, смеется и уходит.

Педагог: Смотрит в ведерко. Ребята, обманула нас Снежная королева, посмотрите разве это вода?

Дети: Нет, лед!

Педагог: А лед - это разве не  вода?

Дети: Вода. Лед – это твердое состояние воды.

Педагог: А что нам нужно сделать, чтобы этот лед превратился обратно  в воду?

Дети: Взять его в руки и согреть в руках, подышать на него.

Педагог: Правильно. Мы с вами добрые и очень хотим помочь маленьким человечкам, давайте я раздам вам  льдинки, они растаю в наших руках, и в стране маленьких человечков появится вода.

Педагог: Ну вот, у нас с вами все получилось, лед растаял, и в стране маленьких человечков появилась вода. Ребята, посмотрите в наше ведерко, вместо льдинок в нем появились конфетки – леденцы, это подарок нам от маленьких человечков.

Педагог: А нам пора возвращаться в садик! А чтобы это сделать давайте попросим волшебника перемещений помочь нам.

Раз , два, три!

Нам волшебник помоги.

В садик нас перенеси!

Итог:

Ну вот, наше путешествие закончилось. Что вам понравилось в нашем путешествии, что запомнилось больше всего, что вы узнали нового, что не понравилось?

Вы все сегодня были молодцы, все препятствия Снежной Королевы сумели преодолеть и помочь маленьким человечкам (педагог раздает детям конфеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с элементами игровых ТРИЗ - технологий для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Автомобиль»

использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовлекают детей в совместное обучение и исследование...

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий  для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Познаю свой край) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Животные тундры»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(Познаю свой край)для детей сстаршего дошкольного возрастаТема: «Животные тундры»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР»

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР»Программное содержа...

Интегрированное занятие по физическому развитию с элементами математики для детей старшего дошкольного возраста

Вашему вниманию представлено интегрированное занятие по физическому развитию с элементами математики для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами STEM для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к далекой планете»

Цель: систематизировать знания и умения детей по STEM образованию.Задачи:Обучающие: закреплять навыки работы по STEM образованию.Развивающие: развивать познавательную деятельность в процессе...