ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЙ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА («выходной день с пользой»)
методическая разработка (средняя группа)
Городская среда является логическим продолжением образовательного пространства детского сада, его важной и неотъемлемой частью. В зависимости от педагогической задачи город развивает навыки эффективного социального взаимодействия. Причем для такого «волшебного превращения» пространств вовсе не нужно дорогостоящее оборудование, оснащение или дидактические материалы. Экспериментировать, творить, играть в городе можно с помощью подручных и доступных средств, которые имеются под рукой. Культуру Петербурга можно смело назвать «дружелюбной к детям».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЙ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА («выходной день с пользой»)
Технология взаимодействия с родителями воспитанников – это организационно - методический инструментарий, совокупность инновационных форм, методов, способов и приёмов вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс (директор ФГАУ «ФИРО» А.Г. Асмолов)
Федеральный стандарт повышает ответственность родителей за воспитание детей, так как именно семья непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.
Цели сотрудничества детского сада и семьи:
- установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада
- информационно – просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
- индивидуальная работа с семьями воспитанников, дифференцированный подход к семьям разного типа: установление партнерских отношений участников педагогического процесса
- приобщение родителей к в жизни детского сада
- поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы
Инновационные формы взаимодействия с родителями предполагают три составляющие: активную позицию родителей в партнерстве с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям, применение в семейной среде.
Принципы технологии взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2. Индивидуальный подход.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
4. Хорошая подготовка
5. Динамичность.
Семинары – практикумы; родительские собрания (нетрадиционной формы); открытые занятия; мастер-классы; беседы; индивидуальные консультации; игровые тренинги, семинары-практикумы, тренинги, педагогическая библиотека для родителей.
Сегодня ни у кого уже не возникает сомнения, что импульс к самоопределению, саморазвитию и самореализации человек получает не только в образовательном учреждении (детском саду, школе, учреждении дополнительного образования), но и за его пределами. Городская среда является логическим продолжением образовательного пространства детского сада, его важной и неотъемлемой частью. В зависимости от педагогической задачи город способен превращаться в дополнительный «учебный класс» – в «научную лабораторию», в которой ребенок отточит свои исследовательские и поисковые умения, в «арт-студию», где он приобретет опыт творческой деятельности, или в «игровой зал», куда можно прийти для того, чтобы развить навыки эффективного социального взаимодействия. Причем для такого «волшебного превращения» пространств вовсе не нужно дорогостоящее оборудование, оснащение или дидактические материалы. Экспериментировать, творить, играть в городе можно с помощью подручных и доступных средств, которые имеются под рукой. Культуру Петербурга можно смело назвать «дружелюбной к детям».
Как же привлечь семью к совместной деятельности? Прежде всего, на наш взгляд, надо изучить сам предмет, в данном случае изучить контингент родителей, с которыми нам предстоит строить данные взаимоотношения. Мотивировать родителей на предстоящую совместную деятельность, дальнейшее сотрудничество с детским садом. Отношения между педагогическим работником и семьями воспитанников строить на партнерских позициях. Оказывать поддержку и помощь дошкольникам и их родителям в организации познавательной, исследовательской, игровой, коммуникативной и творческой деятельности.
Превратить окружающую ребенка городскую среду в среду его личностного становления можно лишь при условии трансформации форм организации педагогического процесса. Одной из них являются культурно-образовательные практики. Педагоги и родители могут организовать их специально для того, чтобы достигнуть определенного образовательного результата.
Представляем вашему вниманию методическую разработку «Этюды на снегу».
Вы наверняка знаете, что профессионалы различных творческих специальностей: художники, скульпторы, музыканты, кинорежиссеры, фотографы - употребляют термин «этюд». Разумеется, в каждом виде искусства это слово имеет свой смысл. Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение», «изучение». Этюд – это маленькая история, упражнение, в котором есть содержание.
Но известно ли вам, что этюды – один из важнейших моментов и в образовании, ведь дети могут опробовать свои силы в искусстве в доступной для них форме. При помощи этюдов дошкольники учатся доступными средствами выражать се себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.
Мы предложили нашим семьям идею прогулки в зимний парк. Для этого разместили в социальной сети «VK» в электронном виде, в раздевалке на стойке информации – в распечатанном виде дидактические материалы. Они представлены в 2- х видах: маршрутные листы с творческими заданиями – в синей рамке, полезная информация - в зеленой.
Полезная информация – это рекомендации по организации прогулки, справочный материал о парках города, о зимних явлениях природы, о птицах – то, что поможет родителям сделать прогулку интересной и незабываемой.
Первое задание – рассказать детям о парке: название, интересные факты. Семьи нашего детского сада в рамках практики «Этюды на снегу» посетили разные парки города – Елагин остров, Екатерингоф, Юсуповский сад, Орловский парк в Стрельне.
Следующее задание – «Следы на снегу. История жизни в парке, написанная на снегу, детям недоступна. Но они могут увидеть следы знакомых животных, тех, что живут рядом и узнать об их жизни. Играя в «следы», ребята знакомятся с пластичностью снега, упражняются в чтении следов на снегу, пытаются различать и сравнивать следы взрослого и свои, а также птиц, кошки, собаки. И, разумеется, дети учатся делать выводы и умозаключения на основе того, что видят. Семьям было предложено придумать этюды – истории по увиденным следам на снегу.
Задание «Этюд на снегу» - создать красочные и экологичные рисунки на необычном полотне – на снежном покрове. Ребята вместе с родителями выкладывали для птиц и зверей целые картины из еды. В качестве материала можно было использовать природные органические вещества: опилки, найденные под снегом веточки и шишки, сухую траву, щепу, крупы, сушеные ягоды рябины и боярышника, сушеные яблоки, орехи (кроме миндаля), желуди, несоленые семечки, подсушенные крошки белого хлеба. Созданные арт-кафе привлекли внимание пернатых и не только: где-то на снежные полотна прилетела стая синиц, где-то на съедобных картинах пировали синицы и воробьи, где-то на снежных панно замечены следы белок и различных птиц.
Задания, которые были предложены нашим семьям - это возможность интересно провести время на свежем воздухе и продемонстрировать фантазию. Если дома мы боимся за чистоту стен, полов и прочей домашней утвари, то на природе такой проблемы не возникает и очень много возможностей для творчества. Творчество - это то, что привлекает и взрослых, и детей, но с ним у нас связаны разные страхи и бывают какие-то сомнения.
Давайте не будем забывать, что творчество – это не только изобразительное искусство (краски, карандаши, мелки). Творчество – это и сочинение стихов, придумывание мелодий, проецирование каких-то интересных образов. И когда мы говорим о творчестве с детьми, то давайте помнить и о таком творчестве.
Представляем вашему вниманию ещё одну методическую разработку: «Изучаем правила дорожного движения вместе с Дядей Степой».
Окружающая ребенка среда - это не только семья, детский сад, школа, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она привлекает особое внимание детей. На улице множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автобусов, автомобилей, троллейбусов. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель и участник и где может как-то себя проявить. Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дорогах.
Мы предложили нашим родителям в игровой форме познакомиться с правилами дорожного движения, видами транспорта, во время прогулки всей семьёй в выходной день в одном уютном дворике нашего района на улице Правды, дом 3, с достаточно большой детской площадкой, стилизованной под дорожное движение с автобусами, машинками, дорожными знаками, светофорами и переходами и большой скульптурой патрульного постового – дяди Стёпы.
Родителям была предоставлена подробная информация о детской площадке в социальной сети «VK» в электронном виде и в раздевалке на стойке информации – в распечатанном виде.
Для родителей подготовили задания:
По пути следования к дворику: понаблюдать за транспортом, уточнить у детей названия, виды транспорта, рассмотреть дорожную разметку, понаблюдать за работой инспектора дорожного движения.
На стилизованной детской площадке: Кто изображен, кому посвящена скульптура в центре дворика. Место, где происходит действие и что интересное можно увидеть еще на площадке. Назвать виды транспорта, расположенные в игровой зоне. Рассмотреть, как выглядела форма милиционера, сравнить с современной формой полицейского. Какое выражение лица Дяди Степы, чем необычна скульптура. Рассказать о своих впечатлениях от этой площадки.
Целевая прогулка по городу помогла в работе по закреплению представлений детей по соблюдению правил дорожного движения на дорогах. Произошло сплочение родителей и детей в процессе обучения детей правилам дорожного движения. Родители поучаствовали в образовательном процессе, а также поняли важность личного примера в соблюдении правил дорожного движения.
Еще одна культурно-образовательная практика - «В Зоологический музей за животными со страниц произведений детских писателей ».
Про животных написано множество стихов, рассказов, повестей, сказок. Одним из самых ярких и узнаваемых детьми автором произведений о животных является К.И. Чуковский. Именно его произведение мы взяли в качестве основы для нашего квеста.
Для этого разместили всю необходимую информацию в нашей группе в «Контакте».
Родителям были предоставлены различные дидактические материалы, такие как: приглашение в музей, которое дети получили на занятии в детском саду, маршрутный лист с перечнем памятников животным, которые будут актуальны при изучении нашей темы и так же интересны детям, план музея и буклет с заданиями квеста. В группе мы разместили информацию о проведении фотоконкурса « Любимое животное», тем самым вызвав еще больший интерес к данной теме.
Это было первое для детей знакомство с серьёзной музейной экспозицией. В итоге у детей повысился интерес к живой природе и сформировался навык осознанно - правильного отношения к животным. И нам удалось привлечь родителей к совместному досугу с детьми. Подобный энтузиазм родителей не мог не радовать, поскольку музейная педагогика позволяет открыть перед ребенком целый мир знаний и представлений.
Хочется поделиться с коллегами своей находкой по вовлечению семей в процесс освоения детьми культурного наследия города «Загадки теней». Началось с занятия в группе, дети придумали название новому городу «Тенебург», проводили опыты с тенью, рисовали тенью. Воспитатель предложил ребятам ребус, который они могли разгадать вместе с родителями. Ребус – это слово, название искусства теней.
Педагоги сообщили семьям, что разгадав полученный ребус, они узнают, как называется искусство теней и где находится тот самый «Тенебург», куда ребят пригласили жители этого городка. Тем, кто отгадал слово, дается маршрутный лист с заданиями, которые предлагается выполнить в музее.
Интересным мероприятиям для родителей и детей в детском саду стало развлечение «Загадки теней». Дети с родителями по очереди показывают заранее подготовленную теневую загадку, остальные отгадывают. Вместе придумывают историю-небылицу с отгадками. Получилось, действительно, загадочно и весело.
Все городские культурно-образовательные практики, представленные в презентации, были апробированы, о чем свидетельствуют фотографии, представленные в нем. Все эти практики вполне может повторить любой педагог или родитель.
Список литературы
1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С. 66-70
3. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. - М.: "Академия развития", 2009. - 224 с.
4. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: "Белгор. гос. ун-т", 2009. - 177 с.
5. Воспитатели и родители: Из опыта работы. - М.: "Просвещение", 2009. - 96 с.
6. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодeйствия. - М.: "Учитель", 2008. - 111 с.
7. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010. - 144 с.
8. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
9. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. - М.: "Учитель", 2010. - 111 с.
10. Детский сад и семья /под ред. Т.М.Марковой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 2010. - 207 с.
11. Информация о проведении Конкурса размещается в сети Интернет на сайте кафедры культурологического образования СПб АППО в сети Интернет по адресу: https://spbappo.ru/struktura/institut-obschego-obrazovaniya/kafedra-kulturologii (далее - сайт Конкурса), а также дублируется на сайтах ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района http://gdou93.ru/innovaczionnaya-deyatelnost/konkurs.html и ГБОУ СОШ № 136 Калининского района https://136school.edusite.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия воспитателей детского сада с родителями
Данная статья раскрывает многообразие форм работы воспитателей с семьей...

Консультация для воспитателей по теме: «Знакомство детей с историческими и культурными достопримечательностями Санкт-Петербурга».
Дети должны знать свой город, любить его, с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны ...

Формы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями воспитанников
Данные методические рекомендации направлены на разъяснение порядка действий заинтересованных лиц по созданию и развитию частной детского сада....

ПРОЕКТ "ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФЛЕШМОБ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ "
Основным положением стандарта о развитии детской инициативы и самостоятельности, а также – об индивидуализации образования будет соответствовать не столько сам флэш-моб, скол...

«Формы сотрудничества между детским садом и школой»
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей ...

Методическая разработка конспекта культурно-образовательной практики в рамках партнерства ДОУ и семьи в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга "Маршрут выходного дня по теме «Покормите птиц зимой!»"
С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формирова...
Презентация опыта Детско-взрослые проекты как современная форма социального партнерства детского сада и семьи.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг др...
