Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Гупаленко Елена Николаевна

Формы, методы и приёмы формирования КГН у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kulturno.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Детей с самого раннего возраста нужно обучать культурно-гигиеническим навыкам. Именно в работе дошкольного учреждения (далее – ДОУ) большое внимание уделяется воспитанию культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта работа ведётся в соответствии с возрастными особенностями детей и образовательной программой ДОУ .

Самые маленькие дети овладевают простейшими навыками - застегивать пуговицы, мыть руки и т.д. Усвоение различных навыков у детей происходит не моментально. У каждого ребенка это занимает различное количество времени.

Большое внимание уделяется согласованному взаимодействию воспитателей ДОУ с родителями. Этот вопрос имеет едва ли не первостепенное значение. Так как именно родители являются авторитетом для своих детей (делаю как мама).

Значительно повышают качество работы использование разнообразных форм, методов и особенно игровых приемов. Именно их выбор представляет трудность для молодых специалистов, так как необходимо ориентироваться на личность ребенка, его интересы и возможности.

Понятие, значение и задачи формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников

Культурно-гигиенические навыки - очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Одна из важнейших задач детского сада – прививать детям навыки, укрепляющие их здоровье.

Л.К. Ионова, Н.Д. Терехова выделяют несколько видов культурно-гигиенических навыков:

- навыки культуры еды (питье, прием пищи);

- навыки соблюдения чистоты тела (причесывание, содержание носа в чистоте, умывание и т.д.)

- навыки поддержания порядка в окружающей обстановке (уборка постели, одевание и т.д.)

- навыки правильных взаимоотношений со взрослыми и друг с другом.

В развитии каждого ребенка существует время, когда он очень восприимчив к какому-либо виду деятельности или формированию поведения в целом, психологи называют его сензитивный период. Дошкольное детство наиболее благоприятно для формирования культурно-гигиенических навыков. Переход навыка в привычку достигается его систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку и требуют делать это всякий раз после игры, он станет складывать кубики без напоминания взрослых. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указании взрослых, а так же в поощрении, похвале.

Целенаправленное формирование культурно-гигиенических навыков способствуют тому, что для ребенка выполнение действий становится важным, он учится доводить начатое дело до конца, не отвлекаться. И в итоге, уже ребенок сам, по своей инициативе контролирует ход выполнения действий. При этом формируются такие волевые качества как выдержка, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, целеустремленность, организованность.

Одним из условий формирования эстетического вкуса у ребенка является выполнение культурно-гигиенических навыков. У детей рождается правильная самооценка, складывается критическое отношение к своему облику, постепенно происходит переход к контролю за своим внешним видом.

Стремление заслужить похвалу, одобрение является стимулом к выполнению действия. Таким образом, чтобы обеспечить процесс социализации ребенка в полном объеме, необходимо педагогически верно организовать образовательную деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков

Доброжелательность, опрятный внешний вид, порядок в группе, спокойная речь воспитателя – все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников. Для развития вышеуказанных навыков в практике дошкольного воспитания используются разнообразные методы, приемы и формы их организации.

Педагогические подходы к формированию культурно-гигиенических навыков

Для формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

-Соблюдение взрослыми ( родителями) и детьми режима дня. Это обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек.

-Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

-Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома.

-Разделение осваиваемых действий, следующих в строго определенном порядке.

-Многократное повторение детьми действий с выделением способа и порядка их выполнения, при этом формы выполнения должны быть разные.

-Индивидуальная работа с каждым ребенком. Обязательный учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Любой педагог безошибочно скажет, что в центре воспитательного процесса находится ребёнок – объект воспитания. По отношению к нему, воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса и воздействует на личность, используя специальные методы воспитания.

Методы воспитания – это путь достижения цели воспитания. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.

При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

Прием – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчинительный характер.

В процессе формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков педагог может использовать различные методы:

-Показ того или иного действия для малышей обязательно сопровождается проговариванием («Теперь каждый из вас возьмет свое полотенце и вытрите обязательно каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмысливать действия в целом.

-Использование словесных приемов требует большей осторожности. Нужно делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка. Порицание, замечание нужно делать в косвенной форме, не называя имен детей.

-Одним из ведущих приемов является прием неоднократного повторения действий («Посмотрите какие сухие стали наши руки»), создание совместных игровых ситуаций («Научим нашу Дашу мыть руки»).

Формы работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Игра - неотъемлемая часть жизни детей младшего дошкольного возраста. И поэтому именно ей отводится главная роль в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей. Педагоги часто используют такие игровые формы как дидактическая игра, игры-упражнения, игры-занятия.

В дидактических играх используется кукла, позволяющая детям легче усвоить приемы одевания, раздевания, кормления («Уложи куклу спать», «Накорми куклу обедом» и т.д.).

Широко используются настольно-печатные ( «Что такое хорошо, что такое плохо», «Что чем едят») и словесные игры (« Кто больше знает приветствий» и т.д.)

Игры- упражнения помогают детям воспроизводить одну и ту же операцию, входящую в состав одного и того же культурно-гигиенического навыка, при сохранении устойчивого интереса к ее выполнению («Кукла Катя простудилась» - способы правильного пользования носовым платком).

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников используют сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, которые помогают воспитателю закрепить культурно-гигиенические навыки каждого ребенка. При этом берут в основу литературные сюжеты таких произведений, как «Мойдодыр», «Федорино горе».

Одним из направлений в работе ДОУ является взаимодействие с семьей. Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с родителями дошкольников: приглашать их в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Если есть возможность, посещать ребенка дома. Можно проводить консультации, родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, развлечения, использовать телефон доверия. Большое внимание в работе с родителями уделяется наглядному материалу (памяткам, выставкам литературы, папкам-передвижкам). Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному, важно только избегать формализма.

Возрастные особенности формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников

В младшей группе детей приучают следить за своим внешнем видом, учат правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, вешать полотенце на место. Пользоваться расческой и носовым платком. Внимание дошкольников сосредотачивают на последовательности выполнения действий. На данном возрастном этапе у детей начинают формироваться элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой ложкой, вилкой, салфетками, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не крошить хлеб. Проводится работа по обучению детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Воспитатель воспитывает у детей умение замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослого. Детям прививают культуру поведения. Приучают к соблюдению элементарных правил игры.

К двум годам активность ребенка возрастает: он поднимает руки, когда вы одеваете на него свитер, просовывает руки в рукава пальто, которое вы держите, ноги – в колготки, носки, придерживаемые вами. Малыш может самостоятельно снимать некоторые предметы одежды (шапку, носки, колготки), но все еще неумело. Однако вы можете заметить упорство, чтобы наилучшим образом выполнить действие. Обязательно подмечайте успехи малыша, не фиксируя внимание на его промахах, тогда он обретет уверенность в себе, не будет бояться ошибок.

К 3-3,5 годам ребенок уже сам может одеваться и раздеваться. Но некоторые родители думают, что такому маленькому не так уж и нужно. И получается, что в 3 года, когда ребенок заявляет «я сам», мы не позволяем сделать того, за что в 5-6 лет будем упрекать: «Ты уже большой, одевайся сам». Ребенок же капризничает, а самостоятельно все делает небрежно.

Не пропускайте этот период, когда его привлекают действия с предметами и он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия. Наверстать упущенное в последствии будет очень сложно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культурно гигиенических навыков у дошкольников.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт н...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

"Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта"

Данный материал содержит : Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживан...

Проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей при организации приема пищи в средней группе на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАЦель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенически...