Рекомендации воспитателям по диагностике слуховой памяти и внимания у детей (на основе методик "Заучивание 10 слов" и "Рыбка")
консультация
Данные рекомендации помогут вам в проведении и интерпретации результатов методик "Заучивание 10 слов" (А. Лурия) и "Рыбка" (по В.В. Холмовской), направленных на диагностику объема слуховой памяти и особенностей внимания у детей. Пожалуйста, помните, что результаты этих методик - лишь один из компонентов комплексной оценки развития ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации воспитателям по диагностике слуховой памяти и внимания (на основе методик "Заучивание 10 слов" и "Рыбка")
Уважаемые воспитатели!
Данные рекомендации помогут вам в проведении и интерпретации результатов методик "Заучивание 10 слов" (А. Лурия) и "Рыбка" (по В.В. Холмовской), направленных на диагностику объема слуховой памяти и особенностей внимания у детей. Пожалуйста, помните, что результаты этих методик - лишь один из компонентов комплексной оценки развития ребенка.
I. Общие рекомендации:
Создание благоприятной обстановки:
Проводите тестирование в тихом, спокойном месте, где ребенка ничто не будет отвлекать.
Установите доверительные отношения с ребенком. Будьте доброжелательны и поддерживайте его.
Объясните цель тестирования в понятной для ребенка форме (например, "Мы поиграем в игру, где тебе нужно будет запоминать слова/картинки"). Не создавайте у ребенка впечатления, что его "проверяют".
Помните, что усталость и плохое самочувствие могут повлиять на результаты. Если ребенок выглядит уставшим или вялым, лучше перенести тестирование.
Внимательное наблюдение:
Внимательно наблюдайте за ребенком во время выполнения заданий. Обратите внимание на его мимику, жесты, отвлекаемость, заинтересованность. Эти наблюдения дадут дополнительную информацию о его особенностях внимания и памяти.
Фиксируйте все особенности поведения ребенка во время тестирования (например, отвлекается, переспрашивает, проявляет признаки беспокойства).
Точное следование инструкциям:
Чётко следуйте инструкциям к каждой методике. Отклонения от инструкций могут исказить результаты.
Объективность:
Старайтесь быть объективными в оценке результатов. Не поддавайтесь личным симпатиям или предубеждениям.
II. Методика "Заучивание 10 слов" (А. Лурия):
Цель: Оценка объема слуховой памяти, скорости запоминания, устойчивости внимания и утомляемости.
Проведение:
Зачитывайте ребенку 10 простых, не связанных по смыслу слов с интервалом в 1 секунду.
После первого прочтения попросите ребенка повторить все слова, которые он запомнил, в любом порядке.
Записывайте повторенные слова.
Повторите процедуру 4-5 раз.
После последнего повторения попросите ребенка вспомнить слова через 30-60 минут.
Анализ результатов:
Количество воспроизведенных слов после каждого повторения: отражает скорость запоминания и объем слуховой памяти. Обратите внимание на динамику запоминания (увеличивается ли количество запоминаемых слов с каждой попыткой).
Кривая заучивания: Постройте график, показывающий количество запомненных слов после каждой попытки. Форма кривой может указывать на особенности внимания и утомляемости.
Восходящая кривая: Хорошая скорость запоминания.
Плато: Трудности в запоминании.
Ступенчатая кривая: Неустойчивое внимание.
Снижающаяся кривая: Признаки утомляемости.
Количество слов, воспроизведенных после отсроченного воспроизведения (через 30-60 минут): отражает долговременную слуховую память.
Наличие перестановок, замен слов, привнесений: указывает на особенности переработки информации и возможные трудности в дифференциации звуков.
Рекомендации по интерпретации:
Низкий показатель запоминания (менее 5 слов после 5 повторений) может указывать на нарушения слуховой памяти, внимания или понимания речи.
Значительное снижение количества воспроизведенных слов при отсроченном воспроизведении может указывать на проблемы с долговременной памятью.
Многочисленные перестановки, замены слов, привнесения могут указывать на нарушения фонематического слуха или трудности в обработке слуховой информации.
Обратите внимание на детей, которые быстро утомляются (кривая заучивания имеет тенденцию к снижению). Этим детям может потребоваться больше времени на выполнение заданий и более частые перерывы.
III. Методика "Рыбка" (по В.В. Холмовской):
Цель: Оценка устойчивости и концентрации внимания, а также зрительно-моторной координации.
Материалы: Бланк с изображением контура рыбки, разделенного на мелкие сектора, цветные карандаши.
Проведение:
Покажите ребенку образец - закрашенную определенным образом рыбку.
Объясните ребенку, что ему нужно закрасить сектора на своей рыбке так же, как на образце.
Установите время выполнения задания (обычно 2-3 минуты).
Анализ результатов:
Количество правильно закрашенных секторов: отражает точность выполнения задания и концентрацию внимания.
Количество ошибок (пропуски, неправильные цвета): указывает на неустойчивость внимания, импульсивность или трудности в восприятии цвета.
Общее качество выполнения задания (аккуратность, соответствие образцу): отражает зрительно-моторную координацию и усидчивость.
Время выполнения задания: может указывать на скорость обработки информации и уровень развития моторики.
Рекомендации по интерпретации:
Большое количество ошибок может указывать на дефицит внимания, импульсивность или трудности в восприятии визуальной информации.
Небрежное выполнение задания может указывать на низкую мотивацию, утомляемость или проблемы с зрительно-моторной координацией.
Слишком медленное выполнение задания может указывать на трудности в обработке информации или недостаточный уровень развития моторики.
IV. Общие рекомендации по работе с результатами:
Сравнение с возрастной нормой: Сопоставьте результаты ребенка с возрастной нормой. Учитывайте индивидуальные особенности развития ребенка.
Консультация со специалистом: при возникновении вопросов или сомнений обратитесь за консультацией к психологу или дефектологу.
Разработка индивидуальных программ: на основе результатов диагностики разработайте индивидуальные программы развития для детей, нуждающихся в дополнительной помощи.
Использование результатов в коррекционной работе: Используйте результаты диагностики для планирования коррекционных занятий, направленных на развитие слуховой памяти и внимания.
Информирование родителей: обсудите результаты диагностики с родителями ребенка и предложите им рекомендации по развитию памяти и внимания в домашних условиях.
Помните, что ваша наблюдательность и внимательное отношение к детям помогут выявить возможные проблемы в развитии и своевременно оказать им необходимую поддержку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»
4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...

Картотека игр и упражнений по развитию слухового восприятия и внимания у детей с ОВЗ
Картотека игр и упражнений по развитию слухового восприятия и внимания у детей с ОВЗ...

Родительская копилка.Комплекс упражнений по развитию слухового внимания,слуховой памяти и фонематического слуха детей (от 1 до 3 лет)
Данный буклет способствует повышению компетентности родителей в речевом развитии детей.Удобен в применении (родительский уголок,родительское собрание и т.д.), содержит ряд доступных упражнений в...

картотека игр и упражнений для развития слухового восприятия и внимания у детей с ОВЗ
игры и упражнения для детей с ОВЗ для развития внимания и восприятия...
Развитие слухового и зрительного внимания у детей с нарушениями речи
Развитие слухового и зрительного внимания у детей с нарушениями речи...

Консультация Игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания
Классические игры хорошо зарекомендовали себя в развивающих занятиях, однако можно разнообразить их с помощью различных вариаций. Многое зависит от творчества, заинтересованности родителей, возраста и...
