консультация для воспитателей
консультация
информация о толерантности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Консультация для педагогов
«Толерантность – человеческая добродетель »
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ
16 НОЯБРЯ
г.Советский
2025г.
Подготовила: воспитатель С.Р.Задерейчук
Агрессия - удел бессильных,
Дорога мимо, в никуда.
Терпимость ведь не всем под силу,
Там мощь характера нужна.
Ты улыбнись с утра старушке,
Что в транспорте на всех кричит.
Её проблемы - лишь игрушки,
Когда ты созидаешь мир.
Прими внутри чужое мненье,
Свободен каждый выбирать.
Иди своей дорогой твёрдо,
День толерантности справлять.
Толерантность - это терпимость к чужому образу жизни и поведению. Ведь все люди, живущие на Земле достойны любви и понимания, независимо от особенностей своего внешнего вида, интеллектуальных и физических возможностей.
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
В испанском языке - способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в учреждениях для детей, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и воспитанника, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у детей культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы с вами уважаемые коллеги , должны довести до сознания детей то, что все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Условия формирования толерантности в дошкольном учреждении:
1. Создание толерантного пространства дошкольного учреждения.
2. Соответствующая целям и задачам толерантного воспитания подготовка педагога.
3. Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
Толерантное пространство - это пространство , в котором каждый ребёнок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, защищённо, и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром. Значимая роль в создании такого пространства принадлежит всему педагогическому коллективу. Необходимо создавать в учреждении благоприятный социально-психологический климат как основу формирования толерантного пространства. Чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, религии, культуры, необходимы для людей, которые взаимодействуют с подрастающим поколением.
От личностного потенциала, профессиональных знаний и умений педагога , от убеждений, взглядов, мировоззрения зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности. Нетерпимый педагог не сможет воспитать у ребёнка толерантное отношение к другим людям, к другим культурам.
Важнейшее качество педагога:
- верность общечеловеческим ценностям, духовное богатство и демократизм;
- способность понимать и чувствовать ребёнка;
- общая национальная культура, культура сотрудничества и взаимодействия;
- глубокое знание национальной культуры, её проявление в поведении;
- профессиональное мастерство, освоение новых приёмов работы;
- психологическая установка на толерантность, этнокультурное общение;
- отношение к детскому коллективу как свободной общности единомышленников;
- стремление к самоанализу и саморазвитию.
Педагог должен обладать специальными технологиями ( личностно- ориентированные технологии) взаимодействия с детским коллективом - диалог, дискуссия, сотрудничество.
Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей. Невозможно сформировать толерантность у ребёнка, если они не являются союзниками педагогов в решении этой задачи.
Совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск каждым ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня самосознания, решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников. Ребенок учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождает потребность в ценностном отношении к окружающим людям. В результате: воспитанники- выпускники детского сада знают и понимают :
* все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции);
* способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;
* причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов;
* осознают собственную ценность и ценность других людей;
* проявлять эмпатию и толерантность;
* сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого;
* находить конструктивное решение конфликта.
Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.
Эмпатия-умение распознать эмоции и чувства другого человека , понимать его внутреннее состояние
Подготовила: воспитатель С.Р.Задерейчук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»
Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...