Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества
методическая разработка (младшая группа)

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

средствами устного народного творчества».

«Язык народа- лучший, никогда не увядающий и

вечно вновь распускающийся цвет

всей его духовной жизни»

К.Д. Ушинский

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Аспекты речевого развития дошкольников средствами произведений устного народного творчества освещались в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского и других. Многие из авторов подчеркивают, что дошкольный возраст – это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольным внимание,

совершенствуется память, формируется связная речь.

По мнению педагога З.А. Гриценко, изучавшего влияние устного народного творчества на развитие ребенка, народные произведения как раз не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или песенку можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной ситуации.

Анализ первичных диагностических данных помог спроектировать мою педагогическую деятельность и позволил поставить следующую цель моей работы:

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими средствами устного народного творчества.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи, вы их видите на слайде.

1. Формировать умение у детей слушать произведения устного народного творчества, обогатить познание детей в области русских народных танцев, игр, хороводных песен, музыкальных инструментов.

2. Разработать и внедрить в воспитательно-образовательный процесс комплекс мероприятий, направленный на формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

3. Создать развивающую предметно-пространственную среду для осуществления речевого развития детей.

4 Повысить роль семьи в решении задач речевого развития ребенка посредством устного народного творчества.

Мы предполагаем, что, если использовать устное народное творчество, то улучшится речь ребенка и повысится уровень коммуникативных способностей детей.

Свою работу строила по следующим принципам:

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам;

Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии и т. д.;

Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы детьми усваивали знания постепенно, в определённой системе;

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Наша работа на 3 этапа:

1 этап - подготовительный

  • Постановка проблемы;
  • Анализ литературы по речевому развитию детей средствами устного народного творчества;
  • Составление перспективного плана работы с детьми, родителями, педагогами;
  • Работа с Интернет-ресурсами;
  • Проведение мониторинга по методике Н.В. Верещагиной «Речевому развитию»;
  • Анкетирование родителей по теме «Устное народное творчество в жизни малышей»

2 этап - основной

  • Создание развивающей предметно – пространственной среды (центр «Речевого развития»);
  • Изготовление атрибутов и методических пособий;
  • Обогащение и накопление методического материала, разработка сценариев родительского собрания, бесед, семинаров - практикумов, совместных мероприятий родителей с детьми;
  • Совершенствование методических приемов в работе с детьми,
  • Подбор и составление картотек «Потешки», «Прибаутки» и др.

3 этап - итоговый

  • Анализ результатов проведенной работы;
  • Диапазон личного вклада;
  • Трансляция опыта;
  • Определение дальнейших перспектив.

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга по уровню сформированности речевого развития у наших воспитанников. Наблюдения показали, что большинство ребят, не имеют самых элементарных навыков. Например, не умеют держать ложку, аккуратно есть, мыть руки, пользоваться туалетом, не говоря уже о выполнении некоторых необходимых правил пребывания в детском сообществе.

Проведено анкетирование родителей по вопросу развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.

Устное народное творчество играет важную роль в воспитании и развитии речи детей.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Сказки, потешки, прибаутки, загадки — первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии

Пословицы и поговорки помогают детям чётко и лаконично выражать свои мысли, красочно описывать предметы и явления, творчески употреблять слово.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. С колыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Они прекрасно подходят для совершенствования произношения трудных звуков, чего можно добиться только путем частого повторения. Считалки легко запоминаются, развивают и обогащают речь ребенка.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Потешка помогает установить первоначальный контакт в период адаптации. Особую значимость приобретает устное народное творчество в первые дни жизни малыша в учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Я использую такие потешки как: «Не плачь, не плачь, детка…», «У киски не боли, У собачки не боли…»

В адаптационный период очень важна правильная организация питания. Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда читаешь потешку, начинают есть с удовольствием. Использование потешек во время кормления помогает научить самостоятельно есть разнообразную пищу. Создавать положительный эмоциональный фон во время приема пищи мне помогают приговорки: «Вот как дети держат ложку, набирают понемножку, платье скатерть не марай, рот салфеткой вытирай» или «Вот тарелочка пуста, улыбается она». Малыши стараются, чтобы у них была пустая тарелочка и улыбалась.

Утренняя зарядка для детишек – это важнейший элемент в жизни каждого ребёнка, поскольку именно зарядка предполагает отличное физическое развитие и здоровое состояние малыша. Как заинтересовать ребёнка утренней зарядкой и воспитать хорошую привычку делать ее регулярно? Это не сложно! Нужно постараться превратить зарядку в веселую игру! Я использовала такую потешку: «Малыши-крепыши вышли на зарядку, Малыши крепыши делают зарядку…».

В младшем возрасте ребенок учиться чистоте, опрятности, аккуратности. Замечать небрежность, неаккуратность в своем внешнем виде помогают потешки, приговорки, прибаутки «Дружат волосы с расческой, хороша моя прическа», другого можно увлечь потешкой про игрушку: «Постираем кукле платье, Чисто, чисто, А расческу возьмем и прическу наведем».

Ещё один сложный режимный процесс - одевание. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы детки быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы проговариваем потешку: «Вот они сапожки, этот с правой ножки, этот с левой ножки». На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой.

Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.

Заучивание потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Участие каждого малыша в играх с потешками. Игровые действия малышей стимулируют

не только их память, но самое главное – речевую активность. В такой игре дети не только учатся узнавать и называть детенышей животных и звукоподражанию, но и использовать

интонацию голоса.

Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

Используя потешки перед сном, дети стали намного спокойнее, быстрее засыпают, не тревожатся во сне. Используя потешки: «Маленькие заиньки, Захотели баиньки…»

На основе фольклорных произведений составляют комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна детей младшего дошкольного возраста, который должен применяться каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениями.

Содержание понравившихся потешек, прибауток дети переносят в самостоятельную деятельность: в дидактические игры, игры с куклами. Например, во время кормления кукол приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку», или умывание кукол «Водичка, водичка..»

Также способствует развитию речи и эмоциональному перевоплощению театрализованная деятельность. Так в рамках театрализованной недели в детском саду мы с воспитанниками подготовили и показали инсценировки по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Игры-инсценировки способствуют развитию диалога, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Инсценировки «Сидит кот у ворот», «Курочка тараторочка…», «Ваня, Ваня, куда ходил».

Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию развивающей предметно-пространственной среды

За время работы над темой, в нашей группе пополнилась развивающая предметно-пространственная среда. В уголок развития речи внесла новые книги, изготовила новые дидактические игры, в раздевалке - алгоритм одевания-раздевания, в туалетной комнате алгоритм для мытья рук. Собрала картотеку потешек, которую использовала в режимных моментах. Изготовила игровое пособие «Мойдодыр», которое содержит дидактические игры. Так же была разработана серия конспектов по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества (потешки) «Очень важно, чтоб на свете были чистыми все дети», «Научим Хрюшу умываться», «Оденем куклу на прогулку».

В игровой ситуации: «Угостим кукол чаем», использовали куклы, детскую мебель и посуду, приглашаем кукол за стол, расставляем чашки и блюдца, наливаем чай в чашки и проговариваем вместе потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

В дидактической игре: «Подбери пару», обращаю внимание ребенка на то, что на картинке девочка Света причесывает волосы значит ей, подбираем вторую картинку, на которой изображена расческа, используя потешку:

"Как у солнышка лучики горят,

Так у Светочки русы косоньки висят,

Чешу, чешу волосоньки

Расчесываю косоньки».

При чтении художественной литературы вспоминаем знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом. Из опыта работы я поняла, что любимые потешки следует время от времени повторять. Ребята проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами.

Взаимодействие с родителями.

Наша работа невозможна без тесного взаимодействия с родителями воспитанников. Мы использовали разные формы взаимодействия: анкетирование, консультации, беседы, оформили информационные стенды. Оформили папку – передвижку с потешками.

Был проведен мониторинг для определения результативности проведённой работы по развитие речи у детей младшего дошкольного возраста. Были получены следующие результаты. Вы их видите на слайде. Анализ диагностических данных на заключительном этапе позволил сделать вывод о положительных результатах развитие речи у детей младшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества. Повысилась компетентность родителей по речевому развитию. Родители стали активно участвовать в воспитательно - образовательном процессе.

Таким образом, считаю, что приобщение ребенка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Устное народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Русская народная сказка "Маша и медведь".

Интегрированное занятие по развитию речи в разновозрастной группе (1.5-4 г.) На занятии осуществляется интеграция следующих образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество ...

План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В   2014-2015учебном году   наша творческая группа"Наследие"  работает  над  темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...

Презентация: "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В презентации раскрыты вопросы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества...

«Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении д...

Презентация "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"

laquo;Язык народа- лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»К.Д. Ушинский...