Картотека Игры-упражнения по психогимнастике для разных возрастных групп.
картотека

Картотека

Игры-упражнения по психогимнастике для разных возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_psihogimnastike.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Радуга»

Картотека

Игры-упражнения по психогимнастике для разных возрастных групп.

Подготовила

А.А Киселева

Группа раннего возраста

  • Игра: « Смена ритмов»

Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Описание игры: Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

  • Игра: «Комарик»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Описание игры: Взрослый говорит детям: «Представьте что вы поймали комарика – спрячьте его в кулачке. Нужно сжать кулачок очень сильно, а то комарик улетит». Через несколько секунд взрослый предлагает детям отпустить комара. Дети разжимают кулачок и дуют на ладошки: «Лети, комарик!» Повторить 2-3 раза. Так можно играть с воображаемой бабочкой, мухой, жуком, листочком, снежинкой и др.

  • Игра: «Кукла»

Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя.

Описание игры: Взрослый читает рифмованный текст, дети делают соответствующие движения.

Тихо, куколка, сиди, мою маму не буди (дети тихо сидят на корточках).

Прыгай, кукла, веселей, буди маму поскорей (прыгают и хлопают в ладоши)

  • Игра: «Солнышко и дождик»

Цель: Развивать умение управлять своими эмоциями, воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу. Развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Описание игры: Взрослый держит большой зонт и говорит детям, что под ним они будут прятаться от дождя. По команде «Солнышко!» дети гуляют вкруг взрослого. Услышав слово «дождик», они подбегают и прячутся под зонтом.

Взрослый отмечает, все ли спрятались. Не остался ли кто под дождем, и называет каждого по имени. Поглаживая по голове или по плечу.

  • Игра: «Наседка и цыплята»

Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Описание игры: Взрослый играет роль Наседки, дети- «цыплята». Дети разбегаются врассыпную – «цыплята гуляют». Взрослый разводит руки в стороны и говорит: «Наседка зовет цыплят: «Ко-ко –ко». Когда дети подбегают, взрослый спрашивает: «Все ли цыплята прибежали?» Дети отвечают. Взрослый отмечает, что все цыплята прибежали, никто не потерялся, называет каждого по имени, поглаживая по голове или по плечу.

Младшая группа

  • Игра: «Запомни свою позу»

Цель : развитие моторной памяти.

Описание игры: Дети становятся в круг или размещаются в зале произвольно. Каждый ребенок должен выбрать определенную позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются. А как музыка закончится - возвращаются на свои места и становятся в те же позы.

  • Игра: «Сова»

Цель: развитие самоконтроля.

Описание игры: Дети выбирают ведущего и сову, которая садится в гнездо и под музыку спит. Малыши начинают произвольно бегать и прыгать. Ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает «летать». Все игроки сразу должны замереть. Кто шевельнется или засмеется - становится совой. И игра продолжается.

  • Этюд: «Тише!»

Цель: развитие волевой саморегуляции.

Описание этюда: Двое мышат должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на цыпочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише»! Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина «Спящий котенок». Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приложен к сжатым губам, брови «идут вверх».

  • Этюд: «Кротость»

Цель: выражение удовольствия, радости.

Описание этюда: Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прищуривает глаза от удовольствия, мурлычет трется головой об его руки.

  • Этюд «Собака лает и хватает за ноги»

Цель: выражение страха.

Описание этюда: Ребенок гуляет. Мимо на поводке ведут собаку, которая лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать к его ногам. Звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».

  • Игра «Шарфики»

Цель : расслабление мышц шеи.

Описание игры: Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, завязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейки.

Средняя группа

  • Игра «Ракушка».

Цель: Развивать эмоционально-личностную сферу психики ребёнка, память, внимание, воображение.

Описание игры: Воспитатель просит детей представить, что они находятся на берегу реки (моря). Дети свободно двигаются по «берегу», находят ракушки и, поднося их к уху, слушают шум моря, а так же предлагают послушать «голос» найденной ракушки товарищам и воспитателю.

  • Игра «Разноцветный букет».

Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Описание игры: Каждый ребёнок объявляет себя цветком по своему выбору и находит себе другой цветок для букета. Свой выбор он должен объяснить. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.

  • Игра «Поделись своим теплом».

Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи.

Описание игры: Предложить детям найти своё сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Затем каждый должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Тёплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается в груди. Воспитатель предлагает поделиться этим теплом с другими. Дети прикасаются друг к другу со словами: я хочу поделиться с тобой своим теплом. Затем дети делятся своими ощущениями.

  • Игра «Волшебный стул».

Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Описание игры: Один ребёнок садится в центр круга на «волшебный стул». Воспитатель предупреждает детей о том, что о сидящем на стуле можно говорить только хорошие слова. Дети говорят добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего на стуле, обнять, поцеловать. Затем дети говорят, что им понравилось больше: сидеть и слушать или говорить.

  • Игра «Назови себя».

Цель: Учить детей представлять себя коллективу.

Описание игры: Ребёнку предлагается представить себя. Назвать своё имя, как ему больше нравится, рассказать, как называют его дома, как он хотел бы, чтобы его называли в группе и почему.

Старшая группа

  • Игра «Вот так позы!»

Цель: развивать наблюдательность.

Описание игры: Игроки становятся в различные позы. Ведущий должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

  • Игра «Тень»

Цель: развивать наблюдательность.

Описание игры: Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага позади. Второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна точно воспроизвести все действия первого ребенка, который может сорвать цветок на обочине, то нагнется за красивым камнем, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

  • Этюд «Зачарованный ребенок»

Цель: адекватное использование жеста.

Описание этюда: Ребенка очаровали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления (шкаф, стол, внизу, вверху, там и т.п.).

  • Игра «Перевоплощение».

Цель: Учить детей умению перевоплощаться в предметы и животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

Описание игры: Дети по очереди загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные пытаются отгадать, давая словесный портрет

  • Игра «Волшебники».

Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.

Описание игры: Детям предлагается представить, что они волшебники и могут исполнить свои желания и желания других. Каждому даётся возможность прибавить другому то, чего (на его взгляд) ему не хватает. Например: «Володе я прибавлю смелости, Алёше ловкости, Маше я прибавлю доброты и т.д.»

Подготовительная к школе группа

  • Этюд «Возьми и передай»

Цель: тренировка выразительности движений.

Описание этюда: Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу некий воображаемый предмет. Сбоку, несмотря на движения детей, должно складываться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

  • Игра: Моя любимая игрушка

Цель: Развивать умение слушать друг друга: описывать любимую игрушку, отмечая её выражение, настроение, свои чувства к этой игрушке.

Описание игры: Ребёнок выбирает игрушку, которая ему больше всего нравится и которую он будет описывать, но не называет её другим детям. Ребёнок начинает её описывать, а остальные дети угадывают

  • Игра : «Зеваки»

Цель: Развивать волевое внимание.

Описание игры: Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу веду­щего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры

  • Игра: «Четыре стихии»

Цель: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Описание игры: Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

  • Игра:«Повтори за мной»

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Описание игры: Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом веду­щий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполне­ние движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток для разных возрастных групп

Отдых необходим всем-и взрослым,и малышам. Особенно малышам. И совершенно неважно сколько лет этим малышам-один годик или завтра в школу..Физминутки помогут отдохнуть,сменить вид деятельности,и,с удов...

Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.

Материал предоставлен для воспитателей ДОУ.  В материале содержатся методика проведения игр и занятий по  психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах (II младшая – подготовительная группы)....

Картотека дидактических игр по ФЭМП в разных возрастных группах

Большую роль в закреплении элементарных математических представлений могут сыграть разнообразные дидактические игры....

Картотека Игры-упражнения по психогимнастике для разных возрастных групп детей.

КартотекаИгры-упражнения по психогимнастике для разных возрастных групп детей....