Консультация для родителей "Похвала или поддержка?"
статья (средняя группа)

Тимофеева Ульяна Анатольевна

Консультация посвящена следующим вопросам: как хвалить детей, какие простые правила необходимо соблюдать, чтобы похвала стала эффективным инструментом в воспитании детей и построении родительских с ними взаимоотношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_pohvala_ili_podderzhka.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Консультация посвящена следующим вопросам: как хвалить детей, какие простые правила необходимо соблюдать, чтобы похвала стала эффективным инструментом в воспитании детей и построении родительских с ними взаимоотношений.

Какое место занимает похвала в воспитании ребенка?

За что важно хвалить ребенка?

Как учитывать при этом их возрастные и индивидуальные особенности?

Взрослые часто не знают, как воздействовать на ребенка. Не раз приходилось слышать жалобы родителей: «Не знаю, что с ним делать. Все перепробовали», «Мы уж и ругали, и хвалили ее, а он нас как будто не слышит», «Я не люблю ругать ребенка, стараюсь по-доброму, но сейчас это не помогает». Казалось бы, поощрение один из самых действенных методов воспитания, и мы с радостью пользуемся им.

Почему же иногда он не работает?

Оказывается, очень важно знать не только, когда хвалить ребенка, но и как это делать. Сегодня мы разберемся в том, какие существуют виды поощрения, насколько эмоциональной должна быть наша похвала и как часто следует хвалить ребенка. Правильно ответить на эти вопросы можно только учитывая субъективную и объективную значимость поступка ребенка, индивидуальные особенности детей и родителей, принятый в семье стиль общения.

Что такое похвала? Каким образом нужно поощрять ребенка и почему это важно?

Поощрение может выражаться в разных формах: в словесной похвале, улыбке или одобрительном жесте, ласке, материальной награде (подарке, деньгах и т. д.), расширении возможностей ребенка (дополнительном времени для компьютера или телевизора, отсрочке сна, большей самостоятельности и т. д.), награде общением (совместной деятельностью, прогулкой и т. д.). Однако большинство родителей использует лишь несколько привычных форм, причем в каждой семье это устоявшийся набор: подарок, словесная похвала или дополнительное время у телевизора.

А ведь умение применять разные виды поддержки помогает взрослым быть гибкими, правильно реагировать на детские поступки, не теряться в сложных ситуациях, иными словами, иметь разнообразные сценарии, которые можно варьировать в зависимости от ситуации.

 Неожиданные формы поощрения рекомендуется использовать в ситуации, когда важно подчеркнуть значимость поступка ребенка. При этом не обязательно соблюдать объективность, поступок может быть важным, с точки зрения самого ребенка. Например, когда малышу удалось преодолеть свой страх, вредную привычку, лень или неорганизованность. Ведь именно из таких небольших побед складывается личность в целом, формируется уверенность в своих возможностях. Очень важно не ограничиваться лишь словами, а использовать весь арсенал одобрения.

 Дело в том, что вербальное (словесное) развитие дошкольников еще только складывается и не является для них самым существенным. Малыши не всегда способны понять, за что их хвалят, так как их словарный запас ограничен. Кроме того, чрезмерное увлечение аргументацией, длительными объяснениями причин похвалы иногда может вредить эмоционально-личностному развитию ребенка.

Предвижу множество возражений. Ведь современные методы воспитания во многом опираются на осознанность. Многие родители считают необходимым объяснять не только свои запреты и наказания, но и поощрения. Применительно к наказанию такая тактика полностью оправдана. Ребенку действительно важно хорошо понимать, в чем он провинился, иначе у него может возникнуть ощущение, что родители разлюбили его или беспричинно сердятся. Что касается поощрения, не все так просто. Так большинство психологов сходятся во мнении, что одна из причин повышенной тревожности дошкольников – чрезмерное увлечение родителей сложными объяснениями: «Сегодня ты хорошо занимался, поэтому заслужил конфетку», «Ты смог преодолеть себя, не забыл сходить в туалет, поэтому ты молодец», «Убрал в комнате, это очень хорошо, все игрушки на месте. Ты становишься аккуратным», «Сказал спасибо, это хороший поступок, так делают все хорошие люди. Тебе тоже будут говорить спасибо» и т. д.

Возможно, эти примеры покажутся утрированными, но часто мы, родители, говорим подобные фразы. Конечно, объяснять ребенку, за что его похвалили, необходимо. Он должен понимать, что сделал хорошего, какие поступки и почему заслужили одобрение взрослого.

Мы лишь хотим порекомендовать не увлекаться сложными формулировками, лучше лишний раз приласкать малыша, сказать, какой он хороший и любимый, поиграть и пошалить вместе с ним. 

Еще одна проблема возникает из-за стремления быть объективным, учитывать все положительные и отрицательные стороны ребенка. В этом случае возникает принцип, названный в психологии «Да, но». Родители хвалят ребенка за то, что он сделал сейчас, но при этом вспоминают старые просчеты. Например, «сегодня ты молодец, убрал игрушки, но вот вчера ты забыл. Не делай так в следующий раз». То есть вместо поощрения они в скрытой форме ругают ребенка за прошлые просчеты, сводя на нет его сегодняшние достижения и свое положительное отношение к ним.

Таким образом, надо быть очень внимательным, выбирая слова для похвалы и методы поощрения ребенка. 

Следующим параметром, на который следует обратить внимание, является эмоциональность поощрения. 

Так, если ребенок сделал что-то хорошее, важное, необычное для своего возраста или для самого себя, поддержка родителей может быть сколь угодно бурной. Маленькому человеку необходимо почувствовать значение своего достижения, испытать радость победы. Он может это сделать, только опираясь на оценку взрослых, так как пока для него ценность поступка определяется реакцией родителей, она же является важнейшей точкой отсчета в построении своей самооценки. Если родители очень рады, значит, он сделал что-то хорошее, и сам он тоже хороший.

Таким образом, выбирая эмоциональный стиль поощрения, рекомендуем учитывать индивидуальные особенности– тревожного ребенка нужно хвалить так же умеренно, как и ругать, ребенок со стабильной нервной системой нуждается в поощрении, адекватном поступку. Сохраняя свой стиль поведения, помните об особенностях психики дошкольников.

Некоторые рекомендации для подлинной поддержки ребёнка:

1)Опираться на сильные стороны ребёнка.

2)Избегать подчёркивания промахов ребёнка.

3)Показать, что родитель удовлетворён ребёнком.

4)Помочь ребёнку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться сам.

5)Проводить больше времени с ребёнком индивидуально.

6)Внести юмор во взаимоотношения с ребёнком (особенно при неудачах).

7)Знать обо всех попытках ребёнка справиться с заданием.

8)Уметь находить взаимодействие с ребёнком.

9)Позволять ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.

10)Принимать индивидуальность ребёнка.

11)Проявлять эмпатию и веру в ребёнка.

12)Демонстрировать оптимизм.

Когда мы хвалим детей, они должны ощущать общий положительный эмоциональный настрой взрослых, чувствовать одобрение своих поступков. Поэтому без оценочная похвала, т. е. похвала без объяснения причин, нужна ребенку не меньше, чем хорошо аргументированные поощрения. Простые слова: «Какой ты молодец», «Как ты порадовал меня», «Сделал маме (папе) приятное» – вполне достаточны для того, чтобы дать ребенку почувствовать, что вы одобряете его поведение.

Заканчивая беседу о похвале, хотим напомнить, что хвалить ребенка необходимо. Но, используя поощрение как инструмент воспитания, подумайте, за что и как вы одобряете детей, учитываете ли субъективную значимость поступка малыша, его индивидуальные и возрастные особенности, а также используете ли вы весь арсенал воспитательных воздействий.

 Успехов вам, дорогие родители, в трудном

деле развития новой личности, и, надеемся,

наши советы помогут вам в этом.

Для подготовки к консультации использовались материалы:

1)Н. С. Денисенкова «Как поощрять ребенка?»

2)Сайт «Мой маленький малыш» дзен

3) https://www.defectologiya.pro/ дефектология проф. «Похвала или поддержка. В чем разница»

4) https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/09/21/shkola-dlya-roditeleynagradapohvala-ili-podderzhka 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...