Программа "Патриотики"
рабочая программа (старшая группа)
Программа духовно- нравственного и гражданско- патриотического воспитания детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.П
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 721.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка 5
- Комплексно - тематический план реализации программы 8
- Ожидаемый результат реализации программы 20
- Социальное партнерство 21
- Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей 23
- Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 24
- Материально-техническое сопровождение 25
- Используемая литература 26
Паспорт программы
Наименование программы | «Патриотики» Программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста |
Разработчики программы | Пономарева Татьяна Дмитриевна Старший воспитатель высшей квалификационной категории Панова Валентина Владимировна Воспитатель высшей квалификационной категории |
Основание разработки программы | - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы» ; - Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. № 474; - Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155; - Устав МБДОУ «Д/сад № 48»; - Программа МБДОУ «Д/сад № 48». |
Цель программы | Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, стране, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. |
Задачи программы | • Организовать систематическую работу по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию. • Пополнить развивающую предметно-пространственную среду ДОО (центры активности по нравственно-патриотическому воспитанию). • Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, участвующих в реализации проекта. • Привлечь родительскую общественность к совместной реализации проекта, эффективному сотрудничеству в мероприятиях. • Организовать оптимальное взаимодействие с социальными партнерами. • Создать информационное пространство для открытости и прозрачности реализации проекта. |
Срок реализации программы | 2 года |
Участники реализации программы | • Воспитанники МБДОУ «Д/сад № 48», г. Ачинска; • родители воспитанников; • педагоги МБДОУ «Д/сад № 48», г. Ачинска; • представители социума. |
Методическое обеспечение программы.
| Материально-технический ресурс: - фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеомагнитофон), необходимые для проведения фотовыставок, праздников; - компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий. Информационно-методический ресурс: - Ачинский краеведческий музей имени Каргаполова; - Детская Библиотека; - МБОУ «Школа № 5» г. Ачинска; - МБОУ «Школа № 16» г. Ачинска. |
Взаимодействие с социальными институтами | Семья: - сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию нравственных ценностей у детей; - воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру; - являются примером в стремлении к нравственному росту, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству; понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях гражданские и нравственные ценности; - создание взаимовыгодного социального партнёрства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения. |
Система организации контроля за исполнением программы | Мониторинг достижений воспитанников по гражданско-патриотическому воспитанию проводится в соответствии с Положением о внутреннем мониторинге качества образовательной деятельности ДОУ, 2 раза в год – сентябрь, апрель. |
Планируемые результаты | 1. Система работы с детьми по организации нравственно-патриотического воспитания (пакет методических материалов). 2. Создана образовательная среда ДОО и уголки в группах по нравственно-патриотическому воспитанию. 3. Высокий уровень 100% педагогических кадров по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Удовлетворенность родителей, взаимное сотрудничество и гармоничные детско-родительские отношения. 4. Увеличение количества социальных партнеров, участвующих в реализации проекта. 5. Высокая информированность 100% взрослых участников проекта и общественности: есть новости на сайте, в социальных сетях, разработаны памятки и буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию, оформлены стенды- Способствование повышению активной жизненной позиции родителей в нравственном воспитании детей. |
- Пояснительная записка
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» по вопросам воспитания обучающихся гласит: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности».
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение задач, среди которых также есть задачи:
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Программа охватывает направления воспитания ребенка-дошкольника, которые обозначены в основных направлениях воспитательной работы ДОО, в Рабочей программе воспитания ФОП ДО:
- Патриотическое воспитание
Цель патриотического воспитания - содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
- Духовно-нравственное воспитание
Цель духовно-нравственного воспитания - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания.
- Социальное воспитание
Цель социального воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
- Познавательное воспитание
Цель познавательного воспитания - формирование ценности познания.
Ценность - познание лежит в основе познавательного воспитания.
- Трудовое воспитание
Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.
- Эстетическое воспитание
Цель эстетического воспитания - способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.
Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Реализация программы будет способствовать развитию личности ребенка-дошкольника, его духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию, активному взаимодействию коллектива детского сада и семьи, включая социальные институты города Ачинска.
Программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания является актуальной для реализации воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, стране, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
• Организовать систематическую работу по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию.
• Пополнить развивающую предметно-пространственную среду ДОО (центры активности по нравственно-патриотическому воспитанию).
• Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, участвующих в реализации проекта.
• Привлечь родительскую общественность к совместной реализации проекта, эффективному сотрудничеству в мероприятиях.
• Организовать оптимальное взаимодействие с социальными партнерами.
• Создать информационное пространство для открытости и прозрачности реализации проекта.
Педагогические принципы программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного города.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное изучение и усвоение материала на основе ценностных ориентиров.
II. Комплексно - тематический план реализации программы
Календарный план воспитательной работы
Старшая группа
№ п/п | Праздники, памятные даты | Событие (название и форма) | Сроки |
Сентябрь | |||
1 сентября. День знаний | - Праздник «День знаний» - Беседы о школе | 1.09 | |
3 сентября: День солидарности в борьбе с терроризмом | - Беседа с детьми, просмотр видео о терроре («ДЕНЬ ПАМЯТИ») - Оформление консультации для родителей о Дне Солидарности | 04.09 | |
8 сентября: Международный день распространения грамотности | - Развлечение «Путешествие в страну «Грамотейка». | 08.09 | |
27 сентября. День воспитателя и всех дошкольных работников | - Конкурс рисунков «Наш любимый детский сад»; - Экскурсия по детскому саду «Профессии работников детского сада». | 20-30.09 | |
Октябрь. | |||
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки | - Досуг, «Спасибо вам, бабушки и дедушки!»; - Изготовление открыток для бабушек и дедушек | 02.10 | |
4 октября: День защиты животных | - Акция помощи приюту Бездомных животных «Доброе сердце»; - Беседа о Дне защиты Животных | 02-06.10 | |
15 октября: День отца в России | - Беседа по теме; - Открытка для папы; - Выпуск стенгазеты «Мой любимый папа»; - «Праздник для пап» | 12-13.10 | |
16 октября: Всемирный день хлеба | - Квест «Откуда хлеб пришел»; - Выставка детских рисунков; - Поисково- экспериментальная деятельность «Как сделать муку?» | 16-20.10 | |
Ноябрь | |||
4 ноября: День народного единства | - Квест- игра «Русь, Россия, Родина моя»; - Развлечение с родителями «Игры народов России»; - беседы по теме; - Посещение экспозиции «Русская изба» музея имени Каргаполова; - Посещение библиотеки «Русская матрешка» | 01-03.11 | |
3 ноября: День птиц | - Акция «Покормите птиц зимой» - Занятие «Зимующие птицы» | ||
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России | - Беседы с просмотром презентации о героях МВД | 08.11 | |
26 ноября: День матери в России | - Праздничный концерт; - Изготовление стенгазеты «Наши мамы тоже были маленькими»»; - Изготовление поздравительных открыток; - Беседы | 20-24.11 | |
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации | - Беседа о происхождении символики. | 30.11 | |
Декабрь | |||
3 декабря: День неизвестного солдата; | - Беседы и просмотр материалов о памятниках и мемориалах неизвестному солдату. | 03.12 | |
3 декабря: Международный день инвалидов | - Акция «Мы разные, но мы вместе»; - Просмотр презентаций | 03.12 | |
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России | - Беседы с детьми на темы «Легко ли быть добрым?», «Кто такие волонтеры?»; - «День добрых дел» — оказание помощи малышам в одевании, раздевании | 05.12 | |
7 декабря: День образования Красноярского края | - Беседы; - квест-игра «Это мой край – Родина наша» | 07.12 | |
8 декабря: Международный день художника | - Мероприятие с элементами развлечения «В гостях у художника»; - беседы с рассматриванием картин о известных художниках России | 08.12 | |
9 декабря: День Героев Отечества | - Чтение художественной литературы о героях; - Возложение цветов к памятникам защитников Отечества | 11.12 | |
12 декабря: День Конституции Российской Федерации | - Беседы; - Викторина «Моя Родина» | 12.12 | |
31 декабря: Новый год | - Музыкальный праздник; - Конкурс новогодних поделок; - Посещение библиотеки «Досье Зеленой красавицы» | 25-29.12 | |
Январь | |||
11 января: Всемирный день «спасибо» | - Беседа «Волшебное слово»; - Игра: «Доскажи словечко», «Вежливо – невежливо»; - Чтение художественной литературы: «Что такое хорошо, что такое плохо» | 11.01 | |
27 января: День снятия блокады Ленинграда | -Беседа с презентациями «9ОО дней блокады», «Дети блокадного Ленинграда», «Дорога жизни»; - Мероприятие «Блокадный Ленинград» | 27.01 | |
Февраль | |||
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве | - Беседы с детьми, просмотр видеопрезентаций; - Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава»; - Мероприятие «День Сталинградской битвы» | 02.02 | |
8 февраля: День российской науки | - Мероприятие «День науки» | 08.02 | |
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | - Беседа с презентациями | 15.02 | |
21 февраля: Международный день родного языка | - Беседа «Международный день родного языка»; - Чтение русских народных пословиц и поговорок | 21.02 | |
23 февраля: День защитника Отечества | - Спортивное развлечение с папами; - Беседы; - Изготовление открыток | 19-22.02 | |
Народный праздник Масленица | - Развлечение «Масленица»; - Беседы, ООД «Масленичная неделя» | ||
Март | |||
8 марта: Международный женский день | - Праздник «Международный женский день»: - Конкурс рисунков «Мамочки портрет»; - Изготовление подарков для мамы/бабушки/сестры | 01-07.03 | |
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией | - Беседа с рассматриванием фотографий, просмотр презентаций | 18.03 | |
27 марта: Всемирный день театра | - Беседы: «Знакомство с понятием "театр"» (показ слайдов, картин, фотографий), «Виды театров», «Знакомство с театральными профессиями»; - Показ спектаклей | 25-29.03 | |
Апрель | |||
1 апреля: Международный день птиц | - Акция «Подарите птицам дом»; - Беседа на тему: «Эти удивительные птицы». - Чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Птичка». А. Яшин «Покормите птиц», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Андерсен «Гадкий утенок»; - Изобразительная деятельность: рисование «Наши друзья – пернатые» | 01-05.04 | |
12 апреля: День космонавтики | - Проект ко Дню космонавтики «Этот удивительный космос»; - Развлечение «День космонавтики»; - Посещение библиотеки «Космос» | 08-12.04 | |
Май | |||
1 мая: Праздник Весны и Труда | - Беседа на тему «Праздник Весны и Труда», «Что я знаю о труде» | 02.05 | |
9 мая: День Победы | - Праздник «День Победы»; - Акции: «Бессмертный полк ДОО», «Окна победы», «Стена памяти», «Голубь мира», «Георгиевская лента»; - Беседа по теме «День Победы – 9 мая»; - Рассматривание альбома «Они сражались за Родину!», серии картинок «Дети – герои ВОВ»; - Чтение художественной литературы; - Пополнение альбома «Помним, чтим, гордимся»; - Экскурсия в краеведческий музей имени Каргаполова «ВОВ» | 06-10.05 | |
19 мая: День детских общественных организаций России | - Беседа о детских общественных организациях России | 20.05 | |
24 мая: День славянской письменности и культуры | - Беседы на тему азбуки; - Конкурс букв - поделок «Кириллица» и «Глаголица» | 24.05 | |
Июнь | |||
1 июня: День защиты детей | - Развлечение «День защиты детей»; - Беседа на тему: «История праздника», «Я имею право»; - Конкурс рисунков на асфальте | 01.06 | |
6 июня: День русского языка | - Конкурс чтецов «Стихи Пушкина» | 06.06 | |
12 июня: День России | - Развлечение «День России»; - Беседа «Я – гражданин Российской Федерации»; - Чтение художественной литературы о России; - Просмотр мультфильма «История России для детей» (авт. М. Князева); - Посещение библиотеки «День России» | 11.06 | |
22 июня: День памяти и скорби | - Акция «Свеча памяти», «Мы за мир!»; - Беседа на тему: «22 июня - День Памяти и Скорби»; - Прослушивание музыкальных композиций: «Священная война», «Катюша»; - Чтение стихотворения Р. Рождественского «Помните, через века, через года, помните!»; - Экскурсия в Парк Победы с возложением цветов к памятникам. | 22.06 | |
28 июня: День города Ачинска | - Беседы о родном городе; - Выставка рисунков «Мой Ачинск»; - Просмотр презентации «Наш город»; - Создание газеты «Наш город А»; - Трамвайная экскурсия по городу | 28.06 | |
Июль | |||
8 июля: День семьи, любви и верности | - Беседы на темы: «Семья – это значит мы вместе», «Неразлучная семья – взрослые и дети», «Когда я буду большой»; - Аппликация: открытка- ромашка для родителей; - Музыкальное развлечение, посвященное Дню любви, семьи и верности: «Когда семья вместе, так и душа на месте»; - Посещение библиотеки «История праздника «День семьи, любви и верности» | 08.07 | |
- Посещение библиотеки «Природная аптечка» | |||
Август | |||
12 августа: День физкультурника | - Спортивные развлечения; - Городские соревнования; - Экскурсия на стадион; - Беседы с детьми о пользе спорта и физической нагрузки для здоровья; - Просмотр презентации «Известные спортсмены нашего города, области, страны» | 12.08 | |
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации | - Развлечение «День флага»; - Беседа на тему «Государственные символы России»; - Конструирование «Флажок на палочке»; - Чтение книги А. Кузнецова «Символы Отечества» - Посещение библиотеки «День флага России» | 22.08 | |
27 августа: День российского кино | - Беседы «Что мы знаем о кино», «Как снимается кино?»; - Рисование на тему «Мой любимый герой мультфильма» | 27.08 | |
Подготовительная группа
№ п/п | Праздники, памятные даты | Событие (название и форма) | Сроки |
Сентябрь | |||
1 сентября. День знаний | - Праздник «День знаний»; - Беседы о школе; - Экскурсия в МБОУ «Школа № 16» | 1.09 | |
3 сентября: День солидарности в борьбе с терроризмом | - Беседа с детьми, просмотр видео о терроре («ДЕНЬ ПАМЯТИ») - Оформление консультации для родителей о Дне Солидарности | 04.09 | |
8 сентября: Международный день распространения грамотности | - Развлечение «Путешествие в страну «Грамотейка» | 08.09 | |
- Посещение библиотеки «Кем быть?» | |||
27 сентября. День воспитателя и всех дошкольных работников | - Конкурс рисунков «Наш любимый детский сад»; - Экскурсия по детскому саду «Профессии работников детского сада». | 20-30.09 | |
Октябрь. | |||
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки | - Досуг, «Спасибо вам, бабушки и дедушки!»; - Изготовление открыток для бабушек и дедушек; - Поздравительный концерт в Доме ветеранов | 02.10 | |
4 октября: День защиты животных | - Акция помощи приюту Бездомных животных «Доброе сердце»; - Беседа о Дне защиты Животных; - Посещение библиотеки «День защиты животных» | 02-06.10 | |
15 октября: День отца в России | - Беседа по теме; - Открытка для папы; - Выпуск стенгазеты «Мой любимый папа»; - «Праздник для пап» | 12-13.10 | |
16 октября: Всемирный день хлеба | - Квест «Откуда хлеб пришел»; - Выставка детских рисунков; - Поисково- экспериментальная деятельность «Как сделать муку?» | 16-20.10 | |
Ноябрь | |||
4 ноября: День народного единства | - Квест - игра «Русь, Россия, Родина моя»; - Развлечение с родителями «Игры народов России»; - беседы по теме; - Посещение библиотеки «Когда едины – мы непобедимы»; - Участие в городском фестивале национальных культур «Мы вместе» | 01-03.11 | |
3 ноября: День птиц | - Акция «Покормите птиц зимой» - Занятие «Зимующие птицы» | ||
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России | - Беседы с просмотром презентации о героях МВД; - Экскурсия в музей МВД | 08.11 | |
26 ноября: День матери в России | - Праздничный концерт; - Изготовление стенгазеты «Наши мамы тоже были маленькими»»; - Изготовление поздравительных открыток; - Беседы | 20-24.11 | |
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации | - Беседа о происхождении символики. | 30.11 | |
Декабрь | |||
3 декабря: День неизвестного солдата; | - Беседы и просмотр материалов о памятниках и мемориалах неизвестному солдату. | 03.12 | |
3 декабря: Международный день инвалидов | - Акция «Мы разные, но мы вместе»; - Просмотр презентаций | 03.12 | |
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России | - Беседы с детьми на темы «Легко ли быть добрым?», «Кто такие волонтеры?»; - «День добрых дел» — оказание помощи малышам в одевании, раздевании | 05.12 | |
7 декабря: День образования Красноярского края | - Беседы; - квест-игра «Это мой край – Родина наша» | 07.12 | |
8 декабря: Международный день художника | - Мероприятие с элементами развлечения «В гостях у художника»; - беседы с рассматриванием картин о известных художниках России | 08.12 | |
9 декабря: День Героев Отечества | - Чтение художественной литературы о героях; - Возложение цветов к памятникам защитников Отечества | 11.12 | |
12 декабря: День Конституции Российской Федерации | - Беседы; - Викторина «Моя Родина» | 12.12 | |
31 декабря: Новый год | - Музыкальный праздник; - Конкурс новогодних поделок; - Посещение библиотеки «История главного волшебника» | 25-29.12 | |
Январь | |||
11 января: Всемирный день «спасибо» | - Беседа «Волшебное слово»; - Игра: «Доскажи словечко», «Вежливо – невежливо»; - Чтение художественной литературы: «Что такое хорошо, что такое плохо» | 11.01 | |
27 января: День снятия блокады Ленинграда | -Беседа с презентациями «9ОО дней блокады», «Дети блокадного Ленинграда», «Дорога жизни»; - Мероприятие «Блокадный Ленинград» | 27.01 | |
Февраль | |||
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве | - Беседы с детьми, просмотр видеопрезентаций; - Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава»; - Мероприятие «День Сталинградской битвы» | 02.02 | |
8 февраля: День российской науки | - Мероприятие «День науки» | 08.02 | |
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | - Беседа с презентациями | 15.02 | |
21 февраля: Международный день родного языка | - Беседа «Международный день родного языка»; - Чтение русских народных пословиц и поговорок | 21.02 | |
23 февраля: День защитника Отечества | - Спортивное развлечение с папами; - Беседы; - Изготовление открыток | 19-22.02 | |
Народный праздник Масленица | - Развлечение «Масленица»; - Беседы, ООД «Масленичная неделя» | ||
Март | |||
8 марта: Международный женский день | - Праздник «Международный женский день»: - Конкурс рисунков «Мамочки портрет»; - Изготовление подарков для мамы/бабушки/сестры | 01-07.03 | |
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией | - Беседа с рассматриванием фотографий, просмотр презентаций | 18.03 | |
27 марта: Всемирный день театра | - Беседы: «Знакомство с понятием "театр"» (показ слайдов, картин, фотографий), «Виды театров», «Знакомство с театральными профессиями»; - Показ спектаклей; - Посещение спектакля в театре кукол «Сказка» | 25-29.03 | |
- Участие в краевой акции «Сдай макулатуру – спаси дерево» | Март | ||
Апрель | |||
1 апреля: Международный день птиц | - Акция «Подарите птицам дом»; - Беседа на тему: «Эти удивительные птицы». - Чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Птичка». А. Яшин «Покормите птиц», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Андерсен «Гадкий утенок»; - Изобразительная деятельность: рисование «Наши друзья – пернатые» | 01-05.04 | |
12 апреля: День космонавтики | - Проект ко Дню космонавтики «Этот удивительный космос»; - Развлечение «День космонавтики»; - Посещение библиотеки «Космос» | 08-12.04 | |
Май | |||
1 мая: Праздник Весны и Труда | - Беседа на тему «Праздник Весны и Труда», «Что я знаю о труде» | 02.05 | |
9 мая: День Победы | - Праздник «День Победы»; - Акции: «Бессмертный полк ДОО», «Окна победы», «Стена памяти», «Голубь мира», «Георгиевская лента»; - Беседа по теме «День Победы – 9 мая»; - Рассматривание альбома «Они сражались за Родину!», серии картинок «Дети – герои ВОВ»; - Чтение художественной литературы; - Пополнение альбома «Помним, чтим, гордимся»; - Экскурсии к памятным местам (автобусная экскурсия музей Каргаполова); - Экскурсия в мини – музей МБОУ «Школы № 5»; - Участие в городском конкурсе патриотической песни; - Участие во всероссийской акции «Сады памяти» | 06-10.05 | |
19 мая: День детских общественных организаций России | - Беседа о детских общественных организациях России | 20.05 | |
24 мая: День славянской письменности и культуры | - Беседы на тему азбуки; - Конкурс букв - поделок «Кириллица» и «Глаголица» | 24.05 | |
Июнь | |||
1 июня: День защиты детей | - Развлечение «День защиты детей»; - Беседа на тему: «История праздника», «Я имею право»; - Конкурс рисунков на асфальте | 01.06 | |
6 июня: День русского языка | - Конкурс чтецов «Стихи Пушкина» | 06.06 | |
12 июня: День России | - Развлечение «День России»; - Беседа «Я – гражданин Российской Федерации»; - Чтение художественной литературы о России; - Просмотр мультфильма «История России для детей» (авт. М. Князева); - Посещение библиотеки «День России» | 11.06 | |
22 июня: День памяти и скорби | - Акция «Свеча памяти», «Мы за мир!»; - Беседа на тему: «22 июня - День Памяти и Скорби»; - Прослушивание музыкальных композиций: «Священная война», «Катюша»; - Чтение стихотворения Р. Рождественского «Помните, через века, через года, помните!»; - Экскурсия в Парк Победы с возложением цветов к памятникам. | 22.06 | |
28 июня: День города Ачинска | - Беседы о родном городе; - Выставка рисунков «Мой Ачинск» | 28.06 | |
Июль | |||
8 июля: День семьи, любви и верности | - Беседы на темы: «Семья – это значит мы вместе», «Неразлучная семья – взрослые и дети», «Когда я буду большой»; - Аппликация: открытка- ромашка для родителей; - Музыкальное развлечение, посвященное Дню любви, семьи и верности: «Когда семья вместе, так и душа на месте»; - Акция «Посади семейное дерево» | 08.07 | |
- Ожидаемый результат
1. Система работы с детьми по организации нравственно-патриотического воспитания (пакет методических материалов).
2. Создана образовательная среда ДОО и уголки в группах по нравственно-патриотическому воспитанию.
3. Высокий уровень 100% педагогических кадров по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Удовлетворенность родителей, взаимное сотрудничество и гармоничные детско-родительские отношения.
4. Увеличение количества социальных партнеров, участвующих в реализации проекта.
5. Высокая информированность 100% взрослых участников проекта и общественности: есть новости на сайте, в социальных сетях, разработаны памятки и буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию, оформлены стенды.
Согласно ФОП целевыми ориентирами дошкольного воспитания является воспитание человека, любящего свою малую родину и имеющего представление о своей стране – России, испытывающего чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям; различающего основные проявления добра и зла, принимающего и уважающего традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивого, искреннего, способного к сочувствию и заботе, к нравственному поступку; способного не оставаться равнодушным к чужому горю; самостоятельно различающего основные отрицательные и положительные человеческие качества; понимающего ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности.
- Социальное партнерство
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные мероприятия и тому подобное);
- участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в рамках дополнительного образования;
- проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности;
- реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями и педагогами с организациями-партнерами.
Социальное партнерство создает благоприятные условия для нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Нашими социальными партнерами являются:
Учреждение | Цель взаимодействия |
Филиал детской библиотеки МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система» | - организация тематических занятий и развлечений; - приобщение любви к художественной литературе |
МБУ ДО ЦТиР «Планета талантов»; | - совместное проведение мероприятий, конкурсов, акций |
МБОУ «СОШ № 16» МБОУ «СОШ № 5» | - совместное проведение мероприятий, организация экскурсий. |
МБУК «АКМ им. Каргополова» | - посещение тематических выставок, участие в конкурсах, знакомство с историческим прошлым; памятниками архитектуры и героическим прошлым земляков, посещение тематических экспозиций, экскурсии по городу |
МУК городской Дворец культуры Кукольный театр «Сказка» | - посещение спектаклей, участие в конкурсах |
«Дом Ветеранов» | проведение совместных мероприятий, концертов |
Центр помощи семье и детям «Ачинский» | проведение совместных акций, участие в конкурсах |
«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» | проведение совместных мероприятий |
Городской драматический театр | - ознакомление с культурным наследием города |
ДОО | - совместные выставки, развлечения, соревнования, конкурсы |
Технопарк «Кванториум» | - совместные мероприятия, мастер – классы |
- Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Наши родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
Выставки рисунков, поделок.
Оформление групповых комнат.
Благоустройство ДОУ.
Труд бытовой в природе.
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Природоохранные акции
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитии речи, музыке, изобразительном искусстве.
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе.
Предметно-пространственная среда содержит следующие компоненты, способствующие повышению ее воспитательного потенциала:
- знаки и символы государства, края, города и ДОО;
- компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО;
- компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность;
- компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности;
- компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа.
Развитие ППС ДОО - управляемый процесс, направленный на то, чтобы среда была гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС приоритет отводится продукции отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и имеют документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
- Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
Занятия, посвященные изучению государственных символов России, Красноярского края.
Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
«Наш Ачинск» и т.д.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого мы проводим:
Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют родителей педагогов и детей, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
Экскурсии в музей;
Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у наших детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет, помнить о событиях грозных лет войны, чтя память о погибших, окружают вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
Посещение музея;
Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества»;
Занятия «Дети – войны», «Герои войны – наши земляки»;
«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время;
Оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны;
Занятия, беседы;
Утренник «День Победы»;
Экскурсия в Парк Победы.
- Материально-техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия;
Современные средства ТСО;
Методическая литература;
Репродукции картин;
Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой Ачинск», «Моя семья»;
Художественная литература;
Аудиозаписи с песнями военных лет;
Сборники стихов местных авторов;
Карты, атлас, города;
Символика округа, города, глобус и т.д.
- Используемая литература
Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб. ООО Изд. Детство-пресс, 2010. – 192 с
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом
«Литера», 2007.
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада //
Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
Знакомим дошкольников с российской символикой //Воспитатель ДОУ 2011 № 12 с. 43-45.
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005
№10, с.10-19.
Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-
29.
Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб:
Издательский Дом «Литера», 2007.
Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом
«Литера», 2007.

