Программа "Патриотики"
рабочая программа (старшая группа)

Панова Валентина Владимировна

Программа духовно- нравственного и гражданско- патриотического воспитания детей дошкольного возраста  от 5 до 7 лет.П

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_patriotiki_1.docx721.02 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1.  Пояснительная записка                                                                                 5            
  2.  Комплексно - тематический план реализации программы                   8          
  3.  Ожидаемый результат реализации программы                                  20
  4. Социальное партнерство                                                                       21
  5.  Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей                                                                                                          23                                                                    
  6.  Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей                                                                                   24
  7.  Материально-техническое сопровождение                                          25
  8.      Используемая литература                                                             26

Паспорт программы

Наименование программы

«Патриотики»

Программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Разработчики программы

Пономарева Татьяна Дмитриевна Старший воспитатель высшей квалификационной категории

Панова Валентина Владимировна                

Воспитатель высшей квалификационной категории                                                                                    

Основание разработки программы

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы» ;

-  Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. № 474;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р;

- Федеральный         государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155;

- Устав МБДОУ «Д/сад № 48»;

- Программа МБДОУ «Д/сад № 48».

Цель программы

Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, стране, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи программы

•        Организовать систематическую работу по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию.

•        Пополнить развивающую предметно-пространственную среду ДОО (центры активности по нравственно-патриотическому воспитанию).

•        Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, участвующих в реализации проекта.

•        Привлечь родительскую общественность к совместной реализации проекта, эффективному сотрудничеству в мероприятиях.

•        Организовать оптимальное взаимодействие с социальными партнерами.

•        Создать информационное пространство для открытости и прозрачности реализации проекта.

Срок реализации программы

2 года

Участники реализации программы

•        Воспитанники МБДОУ «Д/сад № 48», г. Ачинска;

•        родители воспитанников;

•        педагоги МБДОУ «Д/сад № 48», г. Ачинска;

•        представители социума.

Методическое обеспечение программы.

 

Материально-технический ресурс:

- фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеомагнитофон), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

- компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

Информационно-методический ресурс:

- Ачинский краеведческий музей имени Каргаполова;

- Детская Библиотека;

- МБОУ «Школа № 5» г. Ачинска;

- МБОУ «Школа № 16» г. Ачинска.

Взаимодействие с социальными институтами

Семья:

- сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию нравственных ценностей у детей;

 - воспитывают любовь и почтение  к дому, семье, близким, и окружающим, бережное  отношение к окружающему миру;

 - являются примером в стремлении к нравственному росту, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству; понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях гражданские и нравственные ценности;

- создание взаимовыгодного социального партнёрства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.

Система организации контроля за                 исполнением программы

Мониторинг достижений воспитанников по гражданско-патриотическому воспитанию проводится в соответствии с Положением о внутреннем мониторинге качества образовательной деятельности ДОУ, 2 раза в год – сентябрь, апрель.

Планируемые результаты

1.        Система работы с детьми по организации нравственно-патриотического воспитания (пакет методических материалов).

2.        Создана образовательная среда ДОО и уголки в группах по нравственно-патриотическому воспитанию.

3.        Высокий уровень 100% педагогических кадров по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Удовлетворенность родителей, взаимное сотрудничество и гармоничные детско-родительские отношения.

4.        Увеличение количества социальных партнеров, участвующих в реализации проекта.

5.        Высокая информированность 100% взрослых участников проекта и общественности: есть новости на сайте, в социальных сетях, разработаны памятки и буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию, оформлены стенды- Способствование  повышению  активной  жизненной  позиции  родителей  в  нравственном  воспитании  детей.

  1. Пояснительная записка

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» по вопросам воспитания обучающихся гласит: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности».

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение задач, среди которых также есть задачи:

  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Программа охватывает направления воспитания ребенка-дошкольника, которые обозначены в основных направлениях воспитательной работы ДОО, в Рабочей программе воспитания ФОП ДО:

- Патриотическое воспитание

Цель патриотического воспитания - содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.

 - Духовно-нравственное воспитание

Цель духовно-нравственного воспитания - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.

Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания.

- Социальное воспитание

Цель социального воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.

Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

- Познавательное воспитание

Цель познавательного воспитания - формирование ценности познания.

Ценность - познание лежит в основе познавательного воспитания.

- Трудовое воспитание

Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.

Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.

- Эстетическое воспитание

Цель эстетического воспитания - способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.

Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Реализация программы будет способствовать развитию личности ребенка-дошкольника, его духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию, активному взаимодействию коллектива детского сада и семьи, включая социальные институты города Ачинска.

Программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания является актуальной для реализации воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель и задачи программы

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, стране, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

•        Организовать систематическую работу по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию.

•        Пополнить развивающую предметно-пространственную среду ДОО (центры активности по нравственно-патриотическому воспитанию).

•        Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, участвующих в реализации проекта.

•        Привлечь родительскую общественность к совместной реализации проекта, эффективному сотрудничеству в мероприятиях.

•        Организовать оптимальное взаимодействие с социальными партнерами.

•        Создать информационное пространство для открытости и прозрачности реализации проекта.

Педагогические принципы программы

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного города.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное изучение и усвоение материала на основе ценностных ориентиров.

   

II. Комплексно - тематический план реализации программы

Календарный план воспитательной работы

Старшая группа

№ п/п

Праздники, памятные даты

Событие

(название и форма)

Сроки

Сентябрь

1 сентября.

День знаний

- Праздник «День знаний»

- Беседы о школе

1.09

3 сентября:

День солидарности в борьбе с терроризмом

- Беседа с детьми, просмотр видео о терроре («ДЕНЬ ПАМЯТИ»)

- Оформление консультации для родителей о Дне Солидарности

04.09

8 сентября: Международный день распространения грамотности

- Развлечение «Путешествие в страну «Грамотейка».

08.09

27 сентября.

День воспитателя и всех дошкольных работников

- Конкурс рисунков «Наш любимый детский сад»;

- Экскурсия по детскому саду «Профессии работников детского сада».

20-30.09

Октябрь.

1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки

- Досуг, «Спасибо вам, бабушки и дедушки!»;

- Изготовление открыток для бабушек и дедушек

02.10

4 октября:

День защиты животных

- Акция помощи приюту

Бездомных животных «Доброе сердце»;

- Беседа о Дне защиты

Животных

02-06.10

15 октября: День отца в России

- Беседа по теме;

- Открытка для папы;

- Выпуск стенгазеты «Мой

любимый папа»;

- «Праздник для пап»

12-13.10

16 октября:  Всемирный день хлеба

- Квест «Откуда хлеб пришел»;

- Выставка детских рисунков;

- Поисково- экспериментальная деятельность «Как сделать муку?»

16-20.10

Ноябрь

4 ноября: День народного единства

- Квест- игра «Русь, Россия, Родина моя»;

- Развлечение с родителями «Игры народов России»;

- беседы по теме;

- Посещение экспозиции «Русская изба» музея имени Каргаполова;

- Посещение библиотеки «Русская матрешка»

01-03.11

3 ноября: День птиц

- Акция «Покормите птиц зимой»

- Занятие «Зимующие птицы»

8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России

- Беседы с просмотром презентации о героях МВД

08.11

26 ноября: День матери в России

- Праздничный концерт;

- Изготовление стенгазеты «Наши мамы тоже были маленькими»»;

- Изготовление поздравительных открыток;

- Беседы

20-24.11

30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации

- Беседа о происхождении символики.

30.11

Декабрь

3 декабря: День неизвестного солдата;

- Беседы и просмотр материалов о памятниках и мемориалах неизвестному солдату.

03.12

3 декабря: Международный день инвалидов

- Акция «Мы разные, но мы вместе»;

- Просмотр презентаций

03.12

5 декабря: День добровольца (волонтера) в России

- Беседы с детьми на темы «Легко ли быть добрым?», «Кто такие волонтеры?»;

- «День добрых дел» — оказание помощи малышам в одевании, раздевании

05.12

7 декабря:

День образования Красноярского края

- Беседы;

- квест-игра «Это мой край – Родина наша»

07.12

8 декабря: Международный день художника

- Мероприятие с элементами развлечения «В гостях у художника»;

- беседы с рассматриванием картин о известных художниках России

08.12

9 декабря: День Героев Отечества

- Чтение художественной литературы о героях;

- Возложение цветов к памятникам защитников Отечества

11.12

12 декабря: День Конституции Российской Федерации

- Беседы;

- Викторина «Моя Родина»

12.12

31 декабря: Новый год

- Музыкальный праздник;

- Конкурс новогодних поделок;

- Посещение библиотеки «Досье Зеленой красавицы»

25-29.12

Январь

11 января: Всемирный день «спасибо»

- Беседа «Волшебное слово»;

- Игра: «Доскажи словечко», «Вежливо – невежливо»;

- Чтение художественной литературы: «Что такое хорошо, что такое плохо»

11.01

27 января: День снятия блокады Ленинграда

-Беседа с презентациями «9ОО дней блокады», «Дети блокадного Ленинграда», «Дорога жизни»;

- Мероприятие «Блокадный Ленинград»

27.01

Февраль

2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

- Беседы с детьми, просмотр видеопрезентаций;

- Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава»;

- Мероприятие «День Сталинградской битвы»

02.02

8 февраля: День российской науки

- Мероприятие «День науки»

08.02

15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

- Беседа с презентациями

15.02

21 февраля: Международный день родного языка

- Беседа «Международный день родного языка»;

- Чтение русских народных пословиц и поговорок

21.02

23 февраля: День защитника Отечества

- Спортивное развлечение с папами;

- Беседы;

- Изготовление открыток

19-22.02

Народный праздник Масленица

- Развлечение «Масленица»;

- Беседы, ООД «Масленичная неделя»

Март

8 марта: Международный женский день

- Праздник «Международный женский день»:

- Конкурс рисунков «Мамочки портрет»;

- Изготовление подарков для мамы/бабушки/сестры

01-07.03

18 марта: День воссоединения Крыма с Россией

- Беседа с рассматриванием фотографий, просмотр презентаций

18.03

27 марта: Всемирный день театра

- Беседы: «Знакомство с

понятием "театр"» (показ слайдов, картин, фотографий), «Виды театров», «Знакомство с театральными профессиями»;

- Показ спектаклей

25-29.03

Апрель

1 апреля: Международный

день птиц

- Акция «Подарите птицам дом»;

- Беседа на тему: «Эти удивительные птицы».

- Чтение художественной

литературы: Л.Н. Толстой

«Лебеди», «Птичка». А. Яшин «Покормите птиц», В. Бианки «Синичкин

календарь», Г. Андерсен «Гадкий утенок»;

- Изобразительная деятельность: рисование «Наши друзья – пернатые»

01-05.04

12 апреля: День космонавтики

- Проект ко Дню космонавтики «Этот удивительный космос»;

- Развлечение «День космонавтики»;

- Посещение библиотеки «Космос»

08-12.04

Май

1 мая: Праздник Весны и Труда

- Беседа на тему «Праздник Весны и Труда», «Что я знаю о труде»

02.05

9 мая: День Победы

- Праздник «День Победы»;

- Акции:

«Бессмертный полк ДОО»,

«Окна победы»,

«Стена памяти»,

«Голубь мира»,

«Георгиевская лента»;

- Беседа по теме «День Победы – 9 мая»;

- Рассматривание альбома «Они сражались за Родину!», серии картинок «Дети – герои ВОВ»;

- Чтение художественной

литературы;

- Пополнение альбома «Помним, чтим, гордимся»;

- Экскурсия в краеведческий музей  имени Каргаполова «ВОВ»

06-10.05

19 мая: День детских общественных организаций России

- Беседа о детских общественных организациях России

20.05

24 мая: День славянской письменности и культуры

- Беседы на тему азбуки;

- Конкурс букв - поделок «Кириллица» и «Глаголица»

24.05

Июнь

1 июня: День защиты детей

- Развлечение «День защиты детей»;

- Беседа на тему: «История праздника», «Я имею право»;

- Конкурс рисунков на асфальте

01.06

6 июня: День русского языка

- Конкурс чтецов «Стихи Пушкина»

06.06

12 июня: День России

- Развлечение «День России»;

- Беседа «Я – гражданин

Российской Федерации»;

- Чтение художественной

литературы о России;

- Просмотр мультфильма

«История России для детей» (авт. М. Князева);

- Посещение библиотеки «День России»

11.06

22 июня: День памяти и скорби

- Акция «Свеча памяти», «Мы за мир!»;

- Беседа на тему: «22 июня - День Памяти и Скорби»;

- Прослушивание музыкальных композиций: «Священная война», «Катюша»;

- Чтение стихотворения Р.

Рождественского «Помните, через века, через года, помните!»;

- Экскурсия в Парк Победы с возложением цветов к памятникам.

22.06

28 июня: День города Ачинска

- Беседы о родном городе;

- Выставка рисунков «Мой Ачинск»;

- Просмотр презентации «Наш город»;

- Создание газеты «Наш город А»;

- Трамвайная экскурсия по городу

28.06

Июль

8 июля: День семьи, любви и верности

- Беседы на темы: «Семья – это значит мы вместе», «Неразлучная семья – взрослые и дети», «Когда я буду большой»;

- Аппликация: открытка- ромашка для родителей;

- Музыкальное развлечение, посвященное Дню любви, семьи и верности: «Когда семья вместе, так и душа на месте»;

- Посещение библиотеки «История праздника «День семьи, любви и верности»

08.07

- Посещение библиотеки «Природная аптечка»

Август

12 августа: День физкультурника

- Спортивные развлечения;

- Городские соревнования;

- Экскурсия на стадион;

- Беседы с детьми о пользе спорта и физической нагрузки для здоровья;

- Просмотр презентации «Известные спортсмены нашего города, области, страны»

12.08

22 августа: День Государственного флага Российской Федерации

- Развлечение «День флага»;

- Беседа на тему «Государственные символы России»;

- Конструирование «Флажок на палочке»;

- Чтение книги А. Кузнецова «Символы Отечества»

- Посещение библиотеки «День флага России»

22.08

27 августа: День российского кино

- Беседы «Что мы знаем о кино», «Как снимается кино?»;

- Рисование на тему «Мой любимый герой мультфильма»

27.08

Подготовительная группа

№ п/п

Праздники, памятные даты

Событие

(название и форма)

Сроки

Сентябрь

1 сентября.

День знаний

- Праздник «День знаний»;

- Беседы о школе;

- Экскурсия в МБОУ «Школа № 16»

1.09

3 сентября:

День солидарности в борьбе с терроризмом

- Беседа с детьми, просмотр видео о терроре («ДЕНЬ ПАМЯТИ»)

- Оформление консультации для родителей о Дне Солидарности

04.09

8 сентября: Международный день распространения грамотности

- Развлечение «Путешествие в страну «Грамотейка»

08.09

- Посещение библиотеки «Кем быть?»

27 сентября.

День воспитателя и всех дошкольных работников

- Конкурс рисунков «Наш любимый детский сад»;

- Экскурсия по детскому саду «Профессии работников детского сада».

20-30.09

Октябрь.

1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки

- Досуг, «Спасибо вам, бабушки и дедушки!»;

- Изготовление открыток для бабушек и дедушек;

- Поздравительный концерт в Доме ветеранов

02.10

4 октября:

День защиты животных

- Акция помощи приюту

Бездомных животных «Доброе сердце»;

- Беседа о Дне защиты Животных;

- Посещение библиотеки «День защиты животных»

02-06.10

15 октября: День отца в России

- Беседа по теме;

- Открытка для папы;

- Выпуск стенгазеты «Мой

любимый папа»;

- «Праздник для пап»

12-13.10

16 октября:  Всемирный день хлеба

- Квест «Откуда хлеб пришел»;

- Выставка детских рисунков;

- Поисково- экспериментальная деятельность «Как сделать муку?»

16-20.10

Ноябрь

4 ноября: День народного единства

- Квест - игра «Русь, Россия, Родина моя»;

- Развлечение с родителями «Игры народов России»;

- беседы по теме;

- Посещение библиотеки «Когда едины – мы непобедимы»;

- Участие в городском фестивале национальных культур «Мы вместе»

01-03.11

3 ноября: День птиц

- Акция «Покормите птиц зимой»

- Занятие «Зимующие птицы»

8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России

- Беседы с просмотром презентации о героях МВД;

- Экскурсия в музей МВД

08.11

26 ноября: День матери в России

- Праздничный концерт;

- Изготовление стенгазеты «Наши мамы тоже были маленькими»»;

- Изготовление поздравительных открыток;

- Беседы

20-24.11

30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации

- Беседа о происхождении символики.

30.11

Декабрь

3 декабря: День неизвестного солдата;

- Беседы и просмотр материалов о памятниках и мемориалах неизвестному солдату.

03.12

3 декабря: Международный день инвалидов

- Акция «Мы разные, но мы вместе»;

- Просмотр презентаций

03.12

5 декабря: День добровольца (волонтера) в России

- Беседы с детьми на темы «Легко ли быть добрым?», «Кто такие волонтеры?»;

- «День добрых дел» — оказание помощи малышам в одевании, раздевании

05.12

7 декабря:

День образования Красноярского края

- Беседы;

- квест-игра «Это мой край – Родина наша»

07.12

8 декабря: Международный день художника

- Мероприятие с элементами развлечения «В гостях у художника»;

- беседы с рассматриванием картин о известных художниках России

08.12

9 декабря: День Героев Отечества

- Чтение художественной литературы о героях;

- Возложение цветов к памятникам защитников Отечества

11.12

12 декабря: День Конституции Российской Федерации

- Беседы;

- Викторина «Моя Родина»

12.12

31 декабря: Новый год

- Музыкальный праздник;

- Конкурс новогодних поделок;

- Посещение библиотеки «История главного волшебника»

25-29.12

Январь

11 января: Всемирный день «спасибо»

- Беседа «Волшебное слово»;

- Игра: «Доскажи словечко», «Вежливо – невежливо»;

- Чтение художественной литературы: «Что такое хорошо, что такое плохо»

11.01

27 января: День снятия блокады Ленинграда

-Беседа с презентациями «9ОО дней блокады», «Дети блокадного Ленинграда», «Дорога жизни»;

- Мероприятие «Блокадный Ленинград»

27.01

Февраль

2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

- Беседы с детьми, просмотр видеопрезентаций;

- Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава»;

- Мероприятие «День Сталинградской битвы»

02.02

8 февраля: День российской науки

- Мероприятие «День науки»

08.02

15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

- Беседа с презентациями

15.02

21 февраля: Международный день родного языка

- Беседа «Международный день родного языка»;

- Чтение русских народных пословиц и поговорок

21.02

23 февраля: День защитника Отечества

- Спортивное развлечение с папами;

- Беседы;

- Изготовление открыток

19-22.02

Народный праздник Масленица

- Развлечение «Масленица»;

- Беседы, ООД «Масленичная неделя»

Март

8 марта: Международный женский день

- Праздник «Международный женский день»:

- Конкурс рисунков «Мамочки портрет»;

- Изготовление подарков для мамы/бабушки/сестры

01-07.03

18 марта: День воссоединения Крыма с Россией

- Беседа с рассматриванием фотографий, просмотр презентаций

18.03

27 марта: Всемирный день театра

- Беседы: «Знакомство с

понятием "театр"» (показ слайдов, картин, фотографий), «Виды театров», «Знакомство с театральными профессиями»;

- Показ спектаклей;

- Посещение спектакля в театре кукол «Сказка»

25-29.03

- Участие в краевой акции «Сдай макулатуру – спаси дерево»

Март

Апрель

1 апреля: Международный

день птиц

- Акция «Подарите птицам дом»;

- Беседа на тему: «Эти удивительные птицы».

- Чтение художественной

литературы: Л.Н. Толстой

«Лебеди», «Птичка». А. Яшин «Покормите птиц», В. Бианки «Синичкин

календарь», Г. Андерсен «Гадкий утенок»;

- Изобразительная деятельность: рисование «Наши друзья – пернатые»

01-05.04

12 апреля: День космонавтики

- Проект ко Дню космонавтики «Этот удивительный космос»;

- Развлечение «День космонавтики»;

- Посещение библиотеки «Космос»

08-12.04

Май

1 мая: Праздник Весны и Труда

- Беседа на тему «Праздник Весны и Труда», «Что я знаю о труде»

02.05

9 мая: День Победы

- Праздник «День Победы»;

- Акции:

«Бессмертный полк ДОО»,

«Окна победы»,

«Стена памяти»,

«Голубь мира»,

«Георгиевская лента»;

- Беседа по теме «День Победы – 9 мая»;

- Рассматривание альбома «Они сражались за Родину!», серии картинок «Дети – герои ВОВ»;

- Чтение художественной

литературы;

- Пополнение альбома «Помним, чтим, гордимся»;

- Экскурсии к памятным местам (автобусная экскурсия музей Каргаполова);

- Экскурсия в мини – музей МБОУ «Школы № 5»;

- Участие в городском конкурсе патриотической песни;

- Участие во всероссийской акции «Сады памяти»

06-10.05

19 мая: День детских общественных организаций России

- Беседа о детских общественных организациях России

20.05

24 мая: День славянской письменности и культуры

- Беседы на тему азбуки;

- Конкурс букв - поделок «Кириллица» и «Глаголица»

24.05

Июнь

1 июня: День защиты детей

- Развлечение «День защиты детей»;

- Беседа на тему: «История праздника», «Я имею право»;

- Конкурс рисунков на асфальте

01.06

6 июня: День русского языка

- Конкурс чтецов «Стихи Пушкина»

06.06

12 июня: День России

- Развлечение «День России»;

- Беседа «Я – гражданин

Российской Федерации»;

- Чтение художественной

литературы о России;

- Просмотр мультфильма

«История России для детей» (авт. М. Князева);

- Посещение библиотеки «День России»

11.06

22 июня: День памяти и скорби

- Акция «Свеча памяти», «Мы за мир!»;

- Беседа на тему: «22 июня - День Памяти и Скорби»;

- Прослушивание музыкальных композиций: «Священная война», «Катюша»;

- Чтение стихотворения Р.

Рождественского «Помните, через века, через года, помните!»;

- Экскурсия в Парк Победы с возложением цветов к памятникам.

22.06

28 июня: День города Ачинска

- Беседы о родном городе;

- Выставка рисунков «Мой Ачинск»

28.06

Июль

8 июля: День семьи, любви и верности

- Беседы на темы: «Семья – это значит мы вместе», «Неразлучная семья – взрослые и дети», «Когда я буду большой»;

- Аппликация: открытка- ромашка для родителей;

- Музыкальное развлечение, посвященное Дню любви, семьи и верности: «Когда семья вместе, так и душа на месте»;

- Акция «Посади семейное дерево»

08.07

  1. Ожидаемый результат

1.        Система работы с детьми по организации нравственно-патриотического воспитания (пакет методических материалов).

2.        Создана образовательная среда ДОО и уголки в группах по нравственно-патриотическому воспитанию.

3.        Высокий уровень 100% педагогических кадров по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Удовлетворенность родителей, взаимное сотрудничество и гармоничные детско-родительские отношения.

4.        Увеличение количества социальных партнеров, участвующих в реализации проекта.

5.        Высокая информированность 100% взрослых участников проекта и общественности: есть новости на сайте, в социальных сетях, разработаны памятки и буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию, оформлены стенды.

Согласно ФОП целевыми ориентирами дошкольного воспитания является воспитание человека, любящего свою малую родину и имеющего представление о своей стране – России, испытывающего чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям; различающего основные проявления добра и зла, принимающего и уважающего традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивого, искреннего, способного к сочувствию и заботе, к нравственному поступку; способного не оставаться равнодушным к чужому горю; самостоятельно различающего основные отрицательные и положительные  человеческие качества; понимающего ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности.

  1. Социальное партнерство

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:

- участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные мероприятия и тому подобное);

- участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в рамках дополнительного образования;

- проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности;

- реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями и педагогами с организациями-партнерами.

Социальное партнерство создает благоприятные условия для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.  Нашими социальными партнерами являются:

Учреждение

Цель взаимодействия

Филиал детской библиотеки МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система»

- организация тематических занятий и развлечений;

- приобщение любви к художественной литературе

МБУ ДО ЦТиР «Планета талантов»;

- совместное проведение мероприятий, конкурсов, акций

МБОУ «СОШ № 16»

МБОУ «СОШ № 5»

- совместное проведение мероприятий, организация экскурсий.

МБУК «АКМ им. Каргополова»

- посещение тематических выставок, участие в конкурсах, знакомство с историческим прошлым; памятниками архитектуры и героическим прошлым земляков, посещение тематических экспозиций, экскурсии по городу

МУК городской Дворец культуры Кукольный театр «Сказка»

- посещение спектаклей, участие в конкурсах

«Дом Ветеранов»

проведение совместных мероприятий, концертов

Центр помощи семье и детям «Ачинский»

проведение совместных акций, участие в конкурсах

«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»

проведение совместных мероприятий

Городской драматический театр

- ознакомление с культурным наследием города

ДОО

- совместные выставки, развлечения, соревнования, конкурсы

Технопарк «Кванториум»

- совместные мероприятия, мастер – классы

  1. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Наши родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

Выставки рисунков, поделок.

Оформление групповых комнат.

Благоустройство ДОУ.

Труд бытовой в природе.

Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Природоохранные акции

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитии речи, музыке, изобразительном искусстве.

Организация предметно-пространственной среды

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе.

Предметно-пространственная среда содержит следующие компоненты, способствующие повышению ее воспитательного потенциала:

- знаки и символы государства, края, города и ДОО;

- компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО;

- компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность;

- компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности;

- компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей;

- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;

- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;

- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;

- компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа.

Развитие ППС ДОО - управляемый процесс, направленный на то, чтобы среда была гармоничной и эстетически привлекательной.

При выборе материалов и игрушек для ППС приоритет отводится продукции отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и имеют документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.

  1. Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

Занятия, посвященные изучению государственных символов России, Красноярского края.

Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.

«Наш Ачинск» и т.д.

2. Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого мы проводим:

Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют родителей педагогов и детей, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

Экскурсии в музей;

Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у наших детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет, помнить о событиях грозных лет войны, чтя память о погибших, окружают вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

Посещение музея;

Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества»;

Занятия «Дети – войны», «Герои войны – наши земляки»;

«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время;

Оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны;

Занятия, беседы;

Утренник «День Победы»;

Экскурсия в Парк Победы.

  1. Материально-техническое сопровождение

Дидактические и наглядные пособия;

Современные средства ТСО;

Методическая литература;

Репродукции картин;

Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой Ачинск», «Моя семья»;

Художественная литература;

Аудиозаписи с песнями военных лет;

Сборники стихов местных авторов;

Карты, атлас, города;

Символика округа, города, глобус и т.д.

  1. Используемая литература

Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.   Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб. ООО Изд. Детство-пресс, 2010. – 192 с

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.

Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом

«Литера», 2007.

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.

Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада //

Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.

Знакомим дошкольников с российской символикой //Воспитатель ДОУ 2011 № 12 с. 43-45.

Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005

№10, с.10-19.

Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-

29.

Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.

Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб:

Издательский Дом «Литера», 2007.

Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом

«Литера», 2007.