САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Чурикова Елена Григорьевна

САМООБРАЗОВАНИЕ

 

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей

 

раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей

раннего возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

Актуальность.

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

 С раннего возраста ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдению и выделению характерных признаков предметов: величину, форму, цвет; различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Но к сожалению, современные родители мало уделяют внимания играм со своими детьми. Общение заменяется большинством игрушек. Ребёнок часто слышит: "Иди, поиграй!". Не все родители задумываются, во что будет играть их ребёнок при столь сложном выборе. В мире существует большое количество различных развивающих игр.

 

Цель и задачи самообразования по теме

Цель:

-повысить профессиональную компетентность в вопросах

Задачи работы:

-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

-составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;

-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

-развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сентябрь

Изучение используемой литературы

Октябрь

Создание картотеки «Дидактические игры»

Подбор материала

Знакомство детей дидактическими играми.

Совместная игровая деятельность

Ноябрь

Консультация «Дидактические игры – что это такое?»

Информация в уголке для любознательных родителей.

Декабрь

Изучение теории по теме «Использование дидактических игр на занятиях детей раннего возраста»

Знакомство с литературой по данной тематике, интернет-ресурсы:

Февраль

Использование дидактических игр в жизни детей

НОД, режимные моменты.

Март

Привлечение родителей для изготовления Дидактических игр

Выставка

Картотека дидактических игр

Апрель

Дидактические игры на закрепление изученного материала (повторение ранее изученных игр)

Совместная игровая деятельность

Консультация «Роль игры в жизни ребенка».

Информация в уголке для любознательных родителей

Май

Дидактические игры на закрепление изученного материала (повторение ранее изученных игр)

Совместная игровая деятельность

Целью моей работы по самообразованию в учебном году было:

- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность по теме самообразования - «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

2. Составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;

3. Повысить компетентность в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

 В процессе работы по самообразованию я изучила методическую литературу, в результате изучения я сделала следующие выводы:

- дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

- выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия, помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

- для развития познавательной деятельности детей дидактические игры и пособия должны быть вариативными.

  Таким образом, использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, формированию элементарных математических представлений.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

 Результат деятельности

Изучить новинки методической литературы по данной теме.

Продолжить работу по разработке новых дидактических игр.

Систематизация накопленного материала.

Дидактическая игра «Соберем пирамидку»

Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.

Материал: пирамидки из пяти колец

Ход игры

Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям.

Дидактическая игра «Найди детёныша»

Цель: учить находить детенышей домашних животных.

Материал: два вида картинок : мамы и их детеныши.

Ход игры

Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мууу, кошечка мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.

«Собираем шишки»

Цель: учить детей различать величину предметов; познакомить с понятиями много,

мало.

Материалы: две корзинки или две коробочки, шишки большие и маленькие.

Ход игры: обратите внимание ребенка на разбросанные на полу шишки. Попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. Большие шишки в большую коробочку ,маленькие в маленькую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общени...

дидактические игры, как форма обучения детей раннего возраста

Дидакстические игры: функции, виды и применения...

Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраст а.

Дидактические игры-это вид учебных занятий, организуемых в виде обучающих игр, и реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой ...

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста

Консультация для родителей.В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром»

Конспект образовательной  деятельности   по познавательному  развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомл...