проект «Простые истины для бережливых».
проект (средняя группа)
В современном мире дети часто окружены большим количеством игрушек, что приводит к снижению их ценности в глазах ребенка. Неумение рационально использовать время также является актуальной проблемой, влияющей на развитие ребенка. Данный проект направлен на формирование у детей бережного отношения к игрушкам и времени, что способствует повышению культуры игровой деятельности и качества образовательного процесса в целом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация проекта
«Простые истины для бережливых».
Автор: Шабунина Е.А.
Название проекта: «Простые истины для бережливых».
Тип проекта: Образовательный, познавательно-игровой, краткосрочный.
Сроки реализации: 07.10.2024 - 18.10.2024 (2 недели)
Участники проекта:
Дети средней группы "Чебурашка" (4-5 лет).
Воспитатель: Шабунина Елена Александровна.
Помощник воспитателя: Серегина Елена Николаевна.
Актуальность проекта: В современном мире дети часто окружены большим количеством игрушек, что приводит к снижению их ценности в глазах ребенка. Неумение рационально использовать время также является актуальной проблемой, влияющей на развитие ребенка. Данный проект направлен на формирование у детей бережного отношения к игрушкам и времени, что способствует повышению культуры игровой деятельности и качества образовательного процесса в целом.
Проблема: Недостаточное понимание детьми ценности игрушек и времени, неумение рационально планировать свою деятельность.
Цель проекта: Воспитывать бережное отношение к игрушкам, формировать культуру игровой деятельности, умение рационально использовать свое время у детей 4-5 лет, повышение качества образовательного процесса в МБДОУ д/с № 16 г.Кропоткин.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Сформировать у детей элементарные представления о времени как о непрерывном процессе, имеющем определенную ценность.
- Обучить простым способам планирования игрового времени (определение последовательности действий, выбор игрушек и материалов).
- Обогатить знания о различных видах игрушек, материалах, из которых они сделаны, и способах ухода за ними.
- Закрепить правила безопасного обращения с игрушками.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение в процессе игровой деятельности и экспериментирования.
- Развивать мелкую моторику рук в процессе изготовления игрушек, ухода за ними, а также в различных играх.
- Развивать речевую активность, умение выражать свои мысли и чувства.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам, как к предметам, имеющим определенную ценность (материальную, эмоциональную).
- Формировать ответственность за сохранность игрушек и игрового пространства.
- Воспитывать культуру игровой деятельности, умение играть в коллективе, договариваться, уступать, оказывать помощь.
- Формировать положительное отношение к труду, навыки самообслуживания.
Предполагаемые результаты:
- Дети проявляют бережное отношение к игрушкам, не ломают их, убирают на место после игры.
- Дети умеют самостоятельно планировать свою игровую деятельность, определять последовательность действий и выбирать необходимые игрушки и материалы.
- Дети уважительно относятся к игровому пространству, поддерживают в нем порядок.
- Дети проявляют умение играть в коллективе, договариваться, уступать друг другу.
- Повышение качества образовательного процесса за счет активного использования игровой деятельности.
Продукт проекта:
- Выставка "Новые игрушки из старых вещей".
- Стенгазета "Бережливые друзья игрушки".
- Создание "Уголка бережливости" в группе.
- Памятки для родителей "Как воспитать бережное отношение к игрушкам".
Методы и приемы:
- Беседы.
- Дидактические игры.
- Чтение художественной литературы.
- Экспериментирование.
- Мастер-классы.
- Творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
- Трудовая деятельность (уборка, ремонт игрушек).
- Наблюдение.
- Анализ детских работ.
Материально-техническое обеспечение:
- Игрушки различных видов и материалов.
- Бросовый материал (коробки, бутылки, ткани, пуговицы и т.д.).
- Материалы для рисования, лепки, аппликации.
- Инструменты для ремонта игрушек (клей, нитки, иголки, отвертки).
- Наглядный материал (картинки, плакаты, презентации).
- Музыкальный центр.
- Фотоаппарат.
Критерии оценки результатов:
- Наблюдение за поведением детей в игровой деятельности.
- Анализ детских работ (рисунки, поделки, планы игр).
- Беседы с детьми и родителями.
- Оценка состояния игрового уголка.
2. Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап (1-2 дня)
Цель: Создание мотивации к проекту, выявление исходного уровня знаний и умений детей.
Деятельность:
- Диагностика уровня сформированности представлений о времени и бережном отношении к игрушкам (наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности, беседы).
- Беседа с детьми: "Как мы играем с игрушками?", "Что мы знаем о времени?".
- Определение целей и задач проекта.
- Подбор методической литературы, дидактических игр и пособий, наглядного материала.
- Подготовка игрового уголка, материалов для изготовления игрушек.
- Проведение родительского собрания на тему: "Роль игрушки в развитии ребенка" (план собрания см. ниже).
- Оформление информационного стенда для родителей с рекомендациями по организации игровой деятельности дома.
II. Основной этап (7-8 дней)
Цель: Реализация запланированных мероприятий, направленных на достижение целей и задач проекта.
Деятельность (Подробный план по дням):
День 1: "В гостях у времени"
Цель: Формирование представлений о времени, его непрерывности и ценности.
Деятельность:
- Утренний круг: Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.
- Беседа: "Что такое время? Где оно живет? Как мы узнаем, сколько времени?". Использовали наглядный материал: иллюстрации часов различных видов (настенные, песочные, электронные), картинки с изображением различных временных отрезков (утро, день, вечер, ночь).
- Дидактическая игра: "Когда это бывает?". Детям предлагалось соотнести картинки с изображением различных видов деятельности (завтрак, прогулка, сон, игра) с определенным временем суток.
- Чтение сказки: "Сказка о потерянном времени" Е. Шварца (фрагменты). Обсуждение сказки: "Почему герои сказки потеряли время? Что случилось, когда они потеряли время? Почему важно ценить время?".
- Игра "Найди свою игрушку": В группе были спрятаны карточки с изображением различных игрушек. Дети, получив словесное описание игрушки (например, "мягкий, плюшевый, с длинными ушами"), должны были найти соответствующую карточку.
- Рефлексия: Что нового узнали? Что понравилось больше всего? Что хотели бы узнать еще?
День 2: "Мир игрушек"
Цель: Расширение представлений о видах игрушек, материалах и способах ухода за ними.
Деятельность:
- Рассматривание различных игрушек: классификация по материалу, назначению, размеру.
- Дидактическая игра: "Чудесный мешочек" (определение игрушки на ощупь).
- Беседа: "Как ухаживать за игрушками?" (чистка, мытье, ремонт).
- Чтение стихотворения А. Барто "Игрушки".
- Подвижная игра: "Найди свой домик" (соотнесение игрушки с местом хранения).
День 3: "Порядок в игрушках – порядок во времени"
Цель: Формирование навыков поддержания порядка в игровом пространстве.
Деятельность:
- Беседа: "Почему важно убирать игрушки?".
- Трудовое поручение: уборка игрового уголка.
- Дидактическая игра: "Разложи игрушки по местам".
- Чтение сказки К. Чуковского "Федорино горе" (обсуждение последствий беспорядка).
- Составление правил: "Как правильно играть с игрушками".
День 4: "Ремонтная мастерская"
Цель: Воспитание бережного отношения к игрушкам, формирование навыков ремонта.
Деятельность:
- Беседа: "Почему игрушки ломаются и как их можно починить?".
- Рассматривание сломанных игрушек, определение причин поломки.
- Практическое занятие: ремонт игрушек (под руководством воспитателя).
- Дидактическая игра: "Что нужно для ремонта?".
- Создание "Уголка бережливости".
День 5: "Новая жизнь старых вещей"
Цель: Развитие творческих способностей, формирование умения изготавливать игрушки из бросового материала.
Деятельность:
- Беседа: "Что можно сделать из старых вещей?".
- Рассматривание примеров игрушек, сделанных из бросового материала.
- Мастер-класс: изготовление игрушки из бросового материала (например, куклы из ткани, машинки из коробок).
- Организация выставки: "Новые игрушки из старых вещей".
День 6: "Планируем игру"
Цель: Обучение детей планированию игровой деятельности, распределению времени.
Деятельность:
- Беседа: "Как мы можем планировать свою игру?".
- Игры с сюжетно-ролевыми наборами.
- Показ картинок, на которых дети заняты разными видами деятельности.
- Планирование игры: определение темы, выбор игрушек и материалов, распределение ролей.
- Практическое занятие: игра по плану.
- Анализ: что получилось, что можно улучшить.
День 7: "Безопасные игрушки"
Цель: Закрепление правил безопасного обращения с игрушками.
Деятельность:
- Беседа: "Какие игрушки могут быть опасными?".
- Рассматривание опасных игрушек (с острыми краями, мелкими деталями).
- Игровая ситуация: "Что делать, если игрушка сломалась?".
- Составление правил: "Как безопасно играть с игрушками".
- Подвижная игра: "Не урони игрушку".
День 8: "Я – бережливый друг игрушек!"
Цель: Подведение итогов проекта, закрепление полученных знаний и умений.
Деятельность:
- Викторина: "Что мы узнали об игрушках и времени?".
- Дидактическая игра: "Разложи по местам".
- Творческое задание: "Нарисуй свою любимую игрушку".
- Обсуждение: "Что мы научились делать благодаря проекту?".
- Награждение всех участников проекта.
День 8 16.10.2024- Практическое занятие "Каждой вещи свое место":
Цель: учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевалке; помогать взрослым и сверстникам в хозяйственно-бытовом труде.
Вечер.
- Материалы: рассказ Л.Воронковой «Маша-растеряша»; кукла в одежде, шкафчик для одежды; вода в тазике, мыло, полотенце; карточки схема-алгоритм «складывания одежды», «моем руки», «накрываем на стол»;
Ход: Воспитатель читает рассказ, затем подводит детей к выводу, что вещи необходимо убирать на места, чтобы экономить свое время. Обсуждают как дети наводят порядок в шкафах. К ребятам приходит Катя после прогулки и собирается съесть яблоко. Воспитатель уточняет у детей, что необходимо сделать Кате сначала (дети при помощи схемы - алгоритма учат Катю мыть руки). Затем помогают кукле накрыть на стол используя алгоритм «сервируем стол»
- Обсуждение: "Почему важно, чтобы каждая вещь имела свое место?":
Вопросы: "Почему удобнее играть, когда игрушки разложены по местам?", "Когда легче ли найти нужный предмет?", "Как это помогает нам поддерживать порядок?".
День 9-17.10.2024 Дидактическая игра "Что лишнее?":
Цель: Закрепить умение сортировать игрушки по видам.
- Материалы: Набор игрушек, среди которых есть "лишняя" игрушка (например, в наборе машинок - кукла). Ход: Воспитатель показывает набор игрушек, дети должны определить, какая игрушка "лишняя" и объяснить, почему.
- Сюжетно-ролевая игра "Магазин игрушек":
Цель: Закрепить умение правильно расставлять товар на полках и соблюдать порядок.
Дети распределяют роли (продавец, покупатель) и разыгрывают сценку в магазине игрушек.
III. Заключительный этап (1-2 дня)
Цель: Оценка результатов проекта, закрепление полученных знаний и умений.
Деятельность:
- Проведение итоговой диагностики уровня сформированности представлений о времени и бережном отношении к игрушкам.
- Организация выставки "Новые игрушки из старых вещей".
- Выпуск стенгазеты "Бережливые друзья игрушки".
- Анализ результатов проекта, формулировка выводов и рекомендаций.
- Размещение информации о проекте на сайте ДОУ (при наличии).
- Оформление отчета о реализации проекта.
4. Оценка результатов проекта
Методы оценки:
- Наблюдение за поведением детей в игровой деятельности.
- Анализ детских работ (рисунки, поделки, планы игр).
- Беседы с детьми.
- Оценка состояния игрового уголка.
- Сравнение результатов диагностики на начальном и заключительном этапах проекта.
Критерии оценки:
- Сформированность у детей представлений о времени и его ценности.
- Умение планировать простую игровую деятельность.
- Бережное отношение к игрушкам и игровому пространству.
- Умение играть в коллективе, договариваться, уступать друг другу.
- Активное участие детей в мероприятиях проекта.
5. Возможные риски и пути их преодоления
- Риск: Недостаточное количество материалов для изготовления игрушек из бросового материала.
- Пути преодоления: Организация сбора бросового материала среди родителей и сотрудников ДОУ.
- Риск: Недостаточная мотивация у детей к участию в проекте.
- Пути преодоления: Использование игровых методов обучения, создание положительной эмоциональной атмосферы, поощрение достижений детей.
6. Заключение
Данный проект представляет собой комплексный подход к решению проблемы формирования у детей 4-5 лет бережного отношения к игрушкам и времени. Реализация проекта позволит не только воспитать у детей ценные качества, но и повысить качество образовательного процесса в ДОУ. Проект является гибким и может быть адаптирован к конкретным условиям и потребностям группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые истины. Родителям на заметку
Своему ребёнку...Говорите о своих чувствах - ему это нужно знать.Рассказывайте о чем - либо.Спрашивайте - пусть он знает, что его мнение важно для Вас.Показывайте как и что делать.Выделите время на со...

Родительское собрание "Простые истины"
Предлагаю вашему вниманию одну из форм работы с родителями....

Буклет - памятка для родителей "Простые истины в общении с детьми"
Буклет - памятка разработан для родителей. Ежедневно, общаясь с папами, мамами, а также лицами, которые их заменяют, воспитатель ведёт беседы о ребёнке, его успехах и достижениях, трудностях и н...

Проект по бережливым технологиям на тему: «Простые истины для бережливых»
Актуальность Изменения в современном мире, привели к созданию новых ценностей, смене одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой качественной образовательной среды в ДО...

Онлайн газета для родителей "Простые истины бережливых"
Выпуск газеты для родителей. Старшая группа "Знайки""Простые истины бережливых технологий"...
Проект по бережливым технологиям на тему: «Простые истины для бережливых».
Проект на тему:«Простые истины для бережливых»Разработчик проекта:ФИО: (Рожкова Лилия Викторовна)Должность: Воспитатель МБДОУ № 16 Границы процесса:Проект охватывает детей в воз...

