проект «Простые истины для бережливых».
проект (средняя группа)

Шабунина Елена Александровна

В современном мире дети часто окружены большим количеством игрушек, что приводит к снижению их ценности в глазах ребенка. Неумение рационально использовать время также является актуальной проблемой, влияющей на развитие ребенка. Данный проект направлен на формирование у детей бережного отношения к игрушкам и времени, что способствует повышению культуры игровой деятельности и качества образовательного процесса в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация проекта

«Простые истины для бережливых».

                                                       

Автор: Шабунина Е.А.

Название проекта: «Простые истины для бережливых».

Тип проекта: Образовательный, познавательно-игровой, краткосрочный.

Сроки реализации: 07.10.2024 - 18.10.2024 (2 недели)

Участники проекта:

Дети средней группы "Чебурашка" (4-5 лет).

Воспитатель: Шабунина Елена Александровна.

Помощник воспитателя: Серегина Елена Николаевна.

Актуальность проекта: В современном мире дети часто окружены большим количеством игрушек, что приводит к снижению их ценности в глазах ребенка. Неумение рационально использовать время также является актуальной проблемой, влияющей на развитие ребенка. Данный проект направлен на формирование у детей бережного отношения к игрушкам и времени, что способствует повышению культуры игровой деятельности и качества образовательного процесса в целом.

Проблема: Недостаточное понимание детьми ценности игрушек и времени, неумение рационально планировать свою деятельность.

Цель проекта: Воспитывать бережное отношение к игрушкам, формировать культуру игровой деятельности, умение рационально использовать свое время у детей 4-5 лет, повышение качества образовательного процесса в МБДОУ д/с № 16 г.Кропоткин.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Сформировать у детей элементарные представления о времени как о непрерывном процессе, имеющем определенную ценность.
  • Обучить простым способам планирования игрового времени (определение последовательности действий, выбор игрушек и материалов).
  • Обогатить знания о различных видах игрушек, материалах, из которых они сделаны, и способах ухода за ними.
  • Закрепить правила безопасного обращения с игрушками.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение в процессе игровой деятельности и экспериментирования.
  • Развивать мелкую моторику рук в процессе изготовления игрушек, ухода за ними, а также в различных играх.
  • Развивать речевую активность, умение выражать свои мысли и чувства.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам, как к предметам, имеющим определенную ценность (материальную, эмоциональную).
  • Формировать ответственность за сохранность игрушек и игрового пространства.
  • Воспитывать культуру игровой деятельности, умение играть в коллективе, договариваться, уступать, оказывать помощь.
  • Формировать положительное отношение к труду, навыки самообслуживания.

Предполагаемые результаты:

  • Дети проявляют бережное отношение к игрушкам, не ломают их, убирают на место после игры.
  • Дети умеют самостоятельно планировать свою игровую деятельность, определять последовательность действий и выбирать необходимые игрушки и материалы.
  • Дети уважительно относятся к игровому пространству, поддерживают в нем порядок.
  • Дети проявляют умение играть в коллективе, договариваться, уступать друг другу.
  • Повышение качества образовательного процесса за счет активного использования игровой деятельности.

Продукт проекта:

  • Выставка "Новые игрушки из старых вещей".
  • Стенгазета "Бережливые друзья игрушки".
  • Создание "Уголка бережливости" в группе.
  • Памятки для родителей "Как воспитать бережное отношение к игрушкам".

Методы и приемы:

  • Беседы.
  • Дидактические игры.
  • Чтение художественной литературы.
  • Экспериментирование.
  • Мастер-классы.
  • Творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
  • Трудовая деятельность (уборка, ремонт игрушек).
  • Наблюдение.
  • Анализ детских работ.

Материально-техническое обеспечение:

  • Игрушки различных видов и материалов.
  • Бросовый материал (коробки, бутылки, ткани, пуговицы и т.д.).
  • Материалы для рисования, лепки, аппликации.
  • Инструменты для ремонта игрушек (клей, нитки, иголки, отвертки).
  • Наглядный материал (картинки, плакаты, презентации).
  • Музыкальный центр.
  • Фотоаппарат.

Критерии оценки результатов:

  • Наблюдение за поведением детей в игровой деятельности.
  • Анализ детских работ (рисунки, поделки, планы игр).
  • Беседы с детьми и родителями.
  • Оценка состояния игрового уголка.

2. Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап (1-2 дня)

Цель: Создание мотивации к проекту, выявление исходного уровня знаний и умений детей.

Деятельность:

  • Диагностика уровня сформированности представлений о времени и бережном отношении к игрушкам (наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности, беседы).
  • Беседа с детьми: "Как мы играем с игрушками?", "Что мы знаем о времени?".
  • Определение целей и задач проекта.
  • Подбор методической литературы, дидактических игр и пособий, наглядного материала.
  • Подготовка игрового уголка, материалов для изготовления игрушек.
  • Проведение родительского собрания на тему: "Роль игрушки в развитии ребенка" (план собрания см. ниже).
  • Оформление информационного стенда для родителей с рекомендациями по организации игровой деятельности дома.

II. Основной этап (7-8 дней)

Цель: Реализация запланированных мероприятий, направленных на достижение целей и задач проекта.

Деятельность (Подробный план по дням):

День 1: "В гостях у времени"

Цель: Формирование представлений о времени, его непрерывности и ценности.

Деятельность:

  • Утренний круг: Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.
  • Беседа: "Что такое время? Где оно живет? Как мы узнаем, сколько времени?". Использовали наглядный материал: иллюстрации часов различных видов (настенные, песочные, электронные), картинки с изображением различных временных отрезков (утро, день, вечер, ночь).
  • Дидактическая игра: "Когда это бывает?". Детям предлагалось соотнести картинки с изображением различных видов деятельности (завтрак, прогулка, сон, игра) с определенным временем суток.
  • Чтение сказки: "Сказка о потерянном времени" Е. Шварца (фрагменты). Обсуждение сказки: "Почему герои сказки потеряли время? Что случилось, когда они потеряли время? Почему важно ценить время?".
  • Игра "Найди свою игрушку": В группе были спрятаны карточки с изображением различных игрушек. Дети, получив словесное описание игрушки (например, "мягкий, плюшевый, с длинными ушами"), должны были найти соответствующую карточку.
  • Рефлексия: Что нового узнали? Что понравилось больше всего? Что хотели бы узнать еще?

День 2: "Мир игрушек"        

Цель: Расширение представлений о видах игрушек, материалах и способах ухода за ними.

Деятельность:

  • Рассматривание различных игрушек: классификация по материалу, назначению, размеру.
  • Дидактическая игра: "Чудесный мешочек" (определение игрушки на ощупь).
  • Беседа: "Как ухаживать за игрушками?" (чистка, мытье, ремонт).
  • Чтение стихотворения А. Барто "Игрушки".
  • Подвижная игра: "Найди свой домик" (соотнесение игрушки с местом хранения).

День 3: "Порядок в игрушках – порядок во времени"

Цель: Формирование навыков поддержания порядка в игровом пространстве.

Деятельность:

  • Беседа: "Почему важно убирать игрушки?".
  • Трудовое поручение: уборка игрового уголка.
  • Дидактическая игра: "Разложи игрушки по местам".
  • Чтение сказки К. Чуковского "Федорино горе" (обсуждение последствий беспорядка).
  • Составление правил: "Как правильно играть с игрушками".

День 4: "Ремонтная мастерская"

Цель: Воспитание бережного отношения к игрушкам, формирование навыков ремонта.

Деятельность:

  • Беседа: "Почему игрушки ломаются и как их можно починить?".
  • Рассматривание сломанных игрушек, определение причин поломки.
  • Практическое занятие: ремонт игрушек (под руководством воспитателя).
  • Дидактическая игра: "Что нужно для ремонта?".
  • Создание "Уголка бережливости".

День 5: "Новая жизнь старых вещей"

Цель: Развитие творческих способностей, формирование умения изготавливать игрушки из бросового материала.

Деятельность:

  • Беседа: "Что можно сделать из старых вещей?".
  • Рассматривание примеров игрушек, сделанных из бросового материала.
  • Мастер-класс: изготовление игрушки из бросового материала (например, куклы из ткани, машинки из коробок).
  • Организация выставки: "Новые игрушки из старых вещей".

День 6: "Планируем игру"

Цель: Обучение детей планированию игровой деятельности, распределению времени.

Деятельность:

  • Беседа: "Как мы можем планировать свою игру?".
  • Игры с сюжетно-ролевыми наборами.
  • Показ картинок, на которых дети заняты разными видами деятельности.
  • Планирование игры: определение темы, выбор игрушек и материалов, распределение ролей.
  • Практическое занятие: игра по плану.
  • Анализ: что получилось, что можно улучшить.

День 7: "Безопасные игрушки"

Цель: Закрепление правил безопасного обращения с игрушками.

Деятельность:

  • Беседа: "Какие игрушки могут быть опасными?".
  • Рассматривание опасных игрушек (с острыми краями, мелкими деталями).
  • Игровая ситуация: "Что делать, если игрушка сломалась?".
  • Составление правил: "Как безопасно играть с игрушками".
  • Подвижная игра: "Не урони игрушку".

День 8: "Я – бережливый друг игрушек!"

Цель: Подведение итогов проекта, закрепление полученных знаний и умений.

Деятельность:

  • Викторина: "Что мы узнали об игрушках и времени?".
  • Дидактическая игра: "Разложи по местам".
  • Творческое задание: "Нарисуй свою любимую игрушку".
  • Обсуждение: "Что мы научились делать благодаря проекту?".
  • Награждение всех участников проекта.

День 8 16.10.2024- Практическое занятие "Каждой вещи свое место":

Цель: учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевалке; помогать взрослым и сверстникам в хозяйственно-бытовом труде.

Вечер.

  •  Материалы: рассказ Л.Воронковой «Маша-растеряша»;  кукла в одежде, шкафчик для одежды; вода в тазике, мыло, полотенце; карточки схема-алгоритм «складывания одежды», «моем руки», «накрываем на стол»;

Ход: Воспитатель читает рассказ, затем подводит детей к выводу, что вещи необходимо убирать на места, чтобы экономить свое время. Обсуждают как дети наводят порядок в шкафах. К ребятам приходит Катя после прогулки и собирается съесть яблоко. Воспитатель уточняет у детей, что необходимо сделать Кате сначала (дети при помощи схемы - алгоритма учат Катю мыть руки). Затем помогают кукле накрыть на стол используя алгоритм «сервируем стол»

  • Обсуждение: "Почему важно, чтобы каждая вещь имела свое место?":

Вопросы: "Почему удобнее играть, когда игрушки разложены по местам?", "Когда легче ли найти  нужный предмет?", "Как это помогает нам поддерживать порядок?".

День 9-17.10.2024 Дидактическая игра "Что лишнее?":

Цель: Закрепить умение сортировать игрушки по видам.

  • Материалы: Набор игрушек, среди которых есть "лишняя" игрушка (например, в наборе машинок - кукла). Ход: Воспитатель показывает набор игрушек, дети должны определить, какая игрушка "лишняя" и объяснить, почему.
  • Сюжетно-ролевая игра "Магазин игрушек":

Цель: Закрепить умение правильно расставлять товар на полках и соблюдать порядок.

Дети распределяют роли (продавец, покупатель) и разыгрывают сценку в магазине игрушек.

III. Заключительный этап (1-2 дня)

Цель: Оценка результатов проекта, закрепление полученных знаний и умений.

Деятельность:

  • Проведение итоговой диагностики уровня сформированности представлений о времени и бережном отношении к игрушкам.
  • Организация выставки "Новые игрушки из старых вещей".
  • Выпуск стенгазеты "Бережливые друзья игрушки".
  • Анализ результатов проекта, формулировка выводов и рекомендаций.
  • Размещение информации о проекте на сайте ДОУ (при наличии).
  • Оформление отчета о реализации проекта.

4. Оценка результатов проекта

Методы оценки:

  • Наблюдение за поведением детей в игровой деятельности.
  • Анализ детских работ (рисунки, поделки, планы игр).
  • Беседы с детьми.
  • Оценка состояния игрового уголка.
  • Сравнение результатов диагностики на начальном и заключительном этапах проекта.

Критерии оценки:

  • Сформированность у детей представлений о времени и его ценности.
  • Умение планировать простую игровую деятельность.
  • Бережное отношение к игрушкам и игровому пространству.
  • Умение играть в коллективе, договариваться, уступать друг другу.
  • Активное участие детей в мероприятиях проекта.

5. Возможные риски и пути их преодоления

  • Риск: Недостаточное количество материалов для изготовления игрушек из бросового материала.
  • Пути преодоления: Организация сбора бросового материала среди родителей и сотрудников ДОУ.
  • Риск: Недостаточная мотивация у детей к участию в проекте.
  • Пути преодоления: Использование игровых методов обучения, создание положительной эмоциональной атмосферы, поощрение достижений детей.

6. Заключение

Данный проект представляет собой комплексный подход к решению проблемы формирования у детей 4-5 лет бережного отношения к игрушкам и времени. Реализация проекта позволит не только воспитать у детей ценные качества, но и повысить качество образовательного процесса в ДОУ. Проект является гибким и может быть адаптирован к конкретным условиям и потребностям группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые истины. Родителям на заметку

Своему ребёнку...Говорите о своих чувствах - ему это нужно знать.Рассказывайте о чем - либо.Спрашивайте - пусть он знает, что его мнение важно для Вас.Показывайте как и что делать.Выделите время на со...

Родительское собрание "Простые истины"

Предлагаю вашему вниманию одну из форм работы с родителями....

Памятка для родителей «Простые истины»

Правила для воспитания в ребёнке доброты и отзывчивости....

Буклет - памятка для родителей "Простые истины в общении с детьми"

Буклет - памятка разработан для родителей.  Ежедневно, общаясь с папами, мамами, а также лицами, которые их заменяют, воспитатель ведёт беседы о ребёнке, его успехах и достижениях, трудностях и н...

Проект по бережливым технологиям на тему: «Простые истины для бережливых»

Актуальность Изменения в современном мире, привели к созданию новых ценностей, смене одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой качественной образовательной среды в ДО...

Онлайн газета для родителей "Простые истины бережливых"

Выпуск газеты для родителей. Старшая группа "Знайки""Простые истины бережливых технологий"...

Проект по бережливым технологиям на тему: «Простые истины для бережливых».

Проект  на тему:«Простые истины для бережливых»Разработчик проекта:ФИО: (Рожкова Лилия Викторовна)Должность: Воспитатель МБДОУ № 16 Границы процесса:Проект охватывает детей в воз...