Консультация для воспитателей «Мастер-класс по ПИД»
консультация (старшая группа)

Бондаренко Татьяна Владимировна

«Организация познавательно -  исследовательской деятельности с дошкольниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_pid_1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

Тема: «Организация познавательно -  исследовательской деятельности с дошкольниками»

 «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как исследователь,   самостоятельно действующий различными способами экспериментированию».

Н.Н. Поддъякова

 Цель:  Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в ходе проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми, активизация  познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

  • Познакомить педагогов со специальными знаниями и практическими умениями в ходе проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми.
  • Обобщить  педагогический опыт по ПИД.
  • Повысить уровень педагогического мастерства.
  • Создание положительного эмоционального климата у педагогов. 

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, продуктивной.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Дошкольник, самостоятельно действуя с объектами, осознанно познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Познавательно-исследовательская деятельность детей –  специально организованная педагогом деятельность, позволяющая  ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Организация пространственной предметно  развивающей среды имеет первостепенное значение в развитии познавательных способностей и исследовательской деятельности.  Грамотно организованная развивающая  предметно-пространственная среда  позволяет думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учить дошкольника задавать вопросы и находить ответы, ставить проблему и находить пути её решения. В процессе игр-экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт.

В процессе экспериментальной деятельности у детей, развивается:

  • Любознательность
  • Наблюдательность
  • Инициативность
  • Активность
  • Эмоциональность
  • Настойчивость
  • Коммуникабельность
  • Организованность
  • дисциплинированность
  • целенаправленность
  • аккуратность
  • ответственность
  • последовательность

- Какие принципы мы  учитываем при организации экспериментирования?

Принципы: научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности.

Содержание игр – экспериментов отбирается в соответствии с образовательной программой,  каждой возрастной группы и уровнем развития детей.

Структура детского экспериментирования:

  1. постановка проблемы, которую нужно решать;
  2. целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  3. выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  4. проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  5. анализ полученного результата (подтвердилась гипотеза или нет);
  6. формулирование выводов.

Практическая значимость:

Данный мастер-класс научит  педагогов развивать любознательность ребенка, стремление к маленьким «открытиям». Опытный педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя новые практики, а молодой специалист, поймет насколько это интересная и увлекательная деятельность.

Практическая часть.

Кто хочет напомнить нам, правила поведения в лаборатории?(иллюстрации правил поведения)

  • Спокойно разговариваем, выслушивая друг друга.
  • Бережно и аккуратно обращаемся с инвентарём.
  • Внимательно слушаем воспитателя.
  • Внимательно следим за ходом проведения и результатом опыта.
  • Закончив наблюдение, формулируем вывод.

-Сегодня, я приглашаю вас в сказку(звучит волшебная музыка):

Вы знаете девушку эту, она в старой сказке воспета.

Работала, скромна жила, Не видела ясного света,

 Вокруг только грязь и зола. А звали красавицу (Золушка)  Ш. Перро.

- Злая мачеха и её дочери  отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, мачеха нагрузила девушку работой, приготовила для неё много заданий. На завтрак мачеха приказала приготовить омлет, для него Золушке нужно сырые яйца и соль.  Золушка берет корзину с яйцами, но что это?  Сестры перемешали сырые и варенные яйца вместе. Как помочь Золушке?

- Опыт №1 «Найди сырое яйцо».

 Проведение опыта: варенное яйцо быстро крутиться – сырое медленно.

        Вывод: в варенном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно быстро крутиться.  А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смешивается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться с трудом.

        Золушка справилась с этим заданием, но тут она заметила что любимые цветы мачехи засохли. Их нужно срочно спасти. Как?

Опыт № 2. «Засохшие цветы».  

Оборудование: вода, миска, бумага, газета, картон, ножницы, карандаши.
Вырежьте из газеты "цветы". Сложите скрутите карандашом, лепестки к центру.

Используется разная бумага: тонкая, толстая, картон.

Проведение опыта: распустятся бумажные цветы в воде или нет.
Что произойдет с "цветком", как вы думаете? Кидаем в воду один цветок лепестками вверх и смотрим, как он распускается.  
Объяснение: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому  лепестки "раскрываются". Какой цветок распустится самым первым, а какой последним? Положите в воду цветы из разной бумаги и картона.  

Вывод: Цветы из тонкой бумаги быстрее распустились, из картона долго.

        Золушка услышала громкие звуки и поняла, что пускают королевский салют. Ей хотелось увидеть салют, но дворец был далеко,  она могла только слышать раскаты салюта. И тогда она решила устроить для себя маленький разноцветный салют.

Опыт № 3 «Салют» 

 Материал: лимонная кислота,  пищевые красители, сода, стаканчики, вода, тарелка.

 Проведение опыта:  растворите в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя теплой водой. Тщательно размешайте  кислоту, чтобы не было осадка.  На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности.

Для этого опыта я использовала 3 основных красителя: желтый, красный и синий. Смешаются ли краски в процессе реакции?

Капните несколько капель цветной "воды" на соду и наслаждайтесь впечатлением. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите за фейерверком над тарелкой.

-Золушке так понравился салют и она решила нарисовать его, но бумаги у неё не было, она стала рисовать на молоке.

Физминутка

Опыт № 4 «Цветные узоры на молоке».

Оборудование: Тарелка с молоком, пищевые красители, средство для мытья посуды, ватная палочка.

 Проведение опыта: Насыпать немного пищевого красителя в молоко. Чуть - чуть подождите, и Вы заметите, как молоко начинает свой прекрасный вальс. В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Насыпаем разные цвета красителя, дуем на молоко, чтобы получились еще более прекрасные узоры.  Берем ватную палочку и обмакиваем ее в средство для мытья посуды.  Опустите палочку в центр тарелки с молоком.   Красители "сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги.

 Вывод: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекула разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемащиваются красители.

Красивый салют получился у Вас! У всех он  разный и яркий!

Вы очень помогли Золушке справиться со всеми заданиями. Золушка дарит Вам схемы опытов, которые ей очень нравиться экспериментировать.

Вывод: Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные  способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Усваивается все прочно и на долго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. 

Я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили расширенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и данный мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к организации познавательно-экспериментальной деятельности со своими воспитанниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»

В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...

Выступление на ОМО для воспитателей. Мастер - класс " Колечко. Работа с бумагой"

В детском саду конструирование из бумаги один из видов детской деятельности.Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление. Эта де...

Консультация для воспитателей «Мастер-класс по ПИД»

laquo;Технология исследовательской деятельности»...