Консультация для воспитателей «Мастер-класс по ПИД»
консультация (старшая группа)
«Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс.
Тема: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками»
«В деятельности экспериментирования ребенок выступает как исследователь, самостоятельно действующий различными способами экспериментированию».
Н.Н. Поддъякова
Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в ходе проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми, активизация познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
- Познакомить педагогов со специальными знаниями и практическими умениями в ходе проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми.
- Обобщить педагогический опыт по ПИД.
- Повысить уровень педагогического мастерства.
- Создание положительного эмоционального климата у педагогов.
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, продуктивной.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дошкольник, самостоятельно действуя с объектами, осознанно познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Познавательно-исследовательская деятельность детей – специально организованная педагогом деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Организация пространственной предметно развивающей среды имеет первостепенное значение в развитии познавательных способностей и исследовательской деятельности. Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволяет думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учить дошкольника задавать вопросы и находить ответы, ставить проблему и находить пути её решения. В процессе игр-экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт.
В процессе экспериментальной деятельности у детей, развивается:
- Любознательность
- Наблюдательность
- Инициативность
- Активность
- Эмоциональность
- Настойчивость
- Коммуникабельность
- Организованность
- дисциплинированность
- целенаправленность
- аккуратность
- ответственность
- последовательность
- Какие принципы мы учитываем при организации экспериментирования?
Принципы: научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности.
Содержание игр – экспериментов отбирается в соответствии с образовательной программой, каждой возрастной группы и уровнем развития детей.
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую нужно решать;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилась гипотеза или нет);
- формулирование выводов.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс научит педагогов развивать любознательность ребенка, стремление к маленьким «открытиям». Опытный педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя новые практики, а молодой специалист, поймет насколько это интересная и увлекательная деятельность.
Практическая часть.
Кто хочет напомнить нам, правила поведения в лаборатории?(иллюстрации правил поведения)
- Спокойно разговариваем, выслушивая друг друга.
- Бережно и аккуратно обращаемся с инвентарём.
- Внимательно слушаем воспитателя.
- Внимательно следим за ходом проведения и результатом опыта.
- Закончив наблюдение, формулируем вывод.
-Сегодня, я приглашаю вас в сказку(звучит волшебная музыка):
Вы знаете девушку эту, она в старой сказке воспета.
Работала, скромна жила, Не видела ясного света,
Вокруг только грязь и зола. А звали красавицу (Золушка) Ш. Перро.
- Злая мачеха и её дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, мачеха нагрузила девушку работой, приготовила для неё много заданий. На завтрак мачеха приказала приготовить омлет, для него Золушке нужно сырые яйца и соль. Золушка берет корзину с яйцами, но что это? Сестры перемешали сырые и варенные яйца вместе. Как помочь Золушке?
- Опыт №1 «Найди сырое яйцо».
Проведение опыта: варенное яйцо быстро крутиться – сырое медленно.
Вывод: в варенном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно быстро крутиться. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смешивается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться с трудом.
Золушка справилась с этим заданием, но тут она заметила что любимые цветы мачехи засохли. Их нужно срочно спасти. Как?
Опыт № 2. «Засохшие цветы».
Оборудование: вода, миска, бумага, газета, картон, ножницы, карандаши.
Вырежьте из газеты "цветы". Сложите скрутите карандашом, лепестки к центру.
Используется разная бумага: тонкая, толстая, картон.
Проведение опыта: распустятся бумажные цветы в воде или нет.
Что произойдет с "цветком", как вы думаете? Кидаем в воду один цветок лепестками вверх и смотрим, как он распускается.
Объяснение: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки "раскрываются". Какой цветок распустится самым первым, а какой последним? Положите в воду цветы из разной бумаги и картона.
Вывод: Цветы из тонкой бумаги быстрее распустились, из картона долго.
Золушка услышала громкие звуки и поняла, что пускают королевский салют. Ей хотелось увидеть салют, но дворец был далеко, она могла только слышать раскаты салюта. И тогда она решила устроить для себя маленький разноцветный салют.
Опыт № 3 «Салют»
Материал: лимонная кислота, пищевые красители, сода, стаканчики, вода, тарелка.
Проведение опыта: растворите в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя теплой водой. Тщательно размешайте кислоту, чтобы не было осадка. На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности.
Для этого опыта я использовала 3 основных красителя: желтый, красный и синий. Смешаются ли краски в процессе реакции?
Капните несколько капель цветной "воды" на соду и наслаждайтесь впечатлением. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите за фейерверком над тарелкой.
-Золушке так понравился салют и она решила нарисовать его, но бумаги у неё не было, она стала рисовать на молоке.
Физминутка
Опыт № 4 «Цветные узоры на молоке».
Оборудование: Тарелка с молоком, пищевые красители, средство для мытья посуды, ватная палочка.
Проведение опыта: Насыпать немного пищевого красителя в молоко. Чуть - чуть подождите, и Вы заметите, как молоко начинает свой прекрасный вальс. В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Насыпаем разные цвета красителя, дуем на молоко, чтобы получились еще более прекрасные узоры. Берем ватную палочку и обмакиваем ее в средство для мытья посуды. Опустите палочку в центр тарелки с молоком. Красители "сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги.
Вывод: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекула разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемащиваются красители.
Красивый салют получился у Вас! У всех он разный и яркий!
Вы очень помогли Золушке справиться со всеми заданиями. Золушка дарит Вам схемы опытов, которые ей очень нравиться экспериментировать.
Вывод: Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Усваивается все прочно и на долго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили расширенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и данный мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к организации познавательно-экспериментальной деятельности со своими воспитанниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»
В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...

Презентация для воспитателей "Мастер класс- как действенная форма работы с родителями"
Описание нетрадиционной формы работы с родителями....
Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"
Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...

Мастер класс для педагогов ,, Игрушки,, ,, Рисование солью,, Консультация для педагогов ,, Мастер класс тюльпан,,
,, Рисование солью,,...
Выступление на ОМО для воспитателей. Мастер - класс " Колечко. Работа с бумагой"
В детском саду конструирование из бумаги один из видов детской деятельности.Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление. Эта де...

Консультация для воспитателей «Мастер-класс по ПИД»
laquo;Технология исследовательской деятельности»...


