Консультация для воспитателей «Мастер-класс по ПИД»
консультация (старшая группа)

Бондаренко Татьяна Владимировна

«Технология исследовательской деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_pid_2.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов.

Тема: «Технология исследовательской деятельности»

Цель: Формирование  у  участников  мастер-класса практических знаний об опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста  и возможности применения их на практике.

Задачи:

- Уточнить определение понятия - исследовательская деятельность.

- Раскрыть особенности детского экспериментирования.

- Знакомить с методами и приемами организации исследовательской деятельности.

- Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой и вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с разными свойствами воды.

- Развивать у педагогов умение обозначить проблему, найти пути её решения и сформулировать выводы.

- Создать условия для плодотворного общения участников мастер – класса, с целью развития их творческого потенциала;

- Распространить педагогический опыт.

Методы и приемы: Репродуктивный, наглядный, словесный, практический, экспериментирование.

Практическая значимость мастер- класса: полезная информация для педагогов, применяющих в работе технологии  экспериментирования и поисковой деятельности с детьми.

Актуальность применения методов экспериментирования:

Дети дошкольного возраста, по своей природе - пытливые исследователи окружающего мира. В среднем дошкольном возрасте у них развиваются потребности в познании этого мира, которые находят отражение  в поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что  образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе экспериментирования он уточняется, запоминается.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, стаканчики, пластиковые карточки, пена для бритья, пищевые красители, шприцы, пипетки, салфетки, подсолнечное масло, вода, цветные льдинки.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги!  Начнём наш мастер - класс с игры «ДА-НЕТ».

Скажите нам громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли вы с  занятия, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

      Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Исследовательская деятельность -  это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Позиция взрослого по отношению к ребёнку: «Мы  вместе!»

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов дошкольного образования.

Важной стороной в педагогической технологии является максимальная включенность ребенка в воспитательно – образовательной  процесс.

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, выгодно  выделяется  технология исследовательской деятельности.  Она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения (направленного на поиск и приобретение новой информации и опыта).

Эта технология предоставляет ребёнку возможность самостоятельно найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

 Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий».

Цель исследовательской деятельности – формирование у дошкольников основных  ключевых  компетенций, способности  к исследовательскому типу мышления.

Задачи:

  • расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;
  • формировать навыки проведения элементарных опытов и умения формулировать выводы на основе полученных результатов;
  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать;
  • стимулировать желание детей экспериментировать;
  • поддерживать  стремление у детей  к поисково-познавательной деятельности;
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

  1. эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера;

2. наблюдения и опыты;

3.  моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

4. классификация (например, в форме коллекционирования: виды растений; виды животных; виды строительных сооружений; виды транспорта; виды профессий и др.);

5.  фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

6.  дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

Наблюдение – целенаправленное, длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Основным методом   исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качествах. Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт личных ощущений, действий, переживаний. Задача взрослых – помочь детям сохранить исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов  как самообучение, самовоспитание и  саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты самостоятельно. Он должен всё выполнить обязательно сам, и не только быть в роли наблюдателя.

Структура исследовательской деятельности.

«Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму!» Так гласит китайская пословица.

Народные мыслители говорят: « Лучше один раз попробовать, чем  сто раз услышать», «Не попробуешь, не узнаешь».  

А ученые практики утверждают, что нужно испытать, попробовать, сделать своими руками и тогда все получится.

Сегодня вашему вниманию мы хотим предложить некоторые эксперименты, но сначала давайте вспомним, что же такое эксперимент? Эксперимент - это метод исследования некоторого явления, который взаимодействует с обьектом.

- Скажите, для чего служит  эксперимент?

Эксперимент служит для подтверждения гипотезы, установления различных причинных связей.

- Скажите, какие виды детской деятельности способствуют познавательному развитию?

- Познавательному развитию способствуют следующие виды деятельности: коммуникативная, трудовая,  игровая,  познавательно - исследовательская, чтение и восприятие художественной литературы, наблюдение экспериментирование, тематические беседы, чтение художественной литературы.

-Скажите, какие средства помогают нам в решении данной проблемы?

2 часть:

 Опыт №1: « Цветные льдинки». Цветные льдинки мы заранее заморозили. У вас на столах стоят стаканы с маслом. В этот стакан мы кладем цветные льдинки. Посмотрим, как они будут плавать в масле, а когда льдинки будут таять, вода будет опускаться на дно. Этот опыт показывает, что: вода тяжелее масла.

Опыт № 2: « Хроматография на ткани»

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.

Для опыты нужно: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

На стакан положите ткань, закрепите ее резиночками.  Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань.  Любуемся и наслаждаемся результатом.

 Опыт №3:  « Радуга в стакане».  Разные жидкости имеют разную плотность и, соответственно, разный удельный вес. Тяжелые жидкости (например, сахарный сироп) “тонут” в более легких (таких, как вода). Проведение:

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст.л.

2.  В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

В чем же секрет этого опыта? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она тяжелее и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим- синяя внизу.

Опыт №4: «Дождевые облака». Для этого опыта нам понадобится: вода, пена для бритья, пипетка и пищевые красители. У  вас все это есть на столах. Эксперимент, позволит узнать, как устроены облака и как появляется дождь. Берем воду , выдавливаем в нее пену ( не очень плотно!)- получились облака. Покажите ребенку на этом примере, что: прозрачная вода — это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты) посмотрите, у вас в стаканах тоже есть облака. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу, а пена — это облако! А теперь пипеткой набираем синюю воду в стаканчике и капаем на   « облака»  и наблюдаем, что у нас происходит?

- При помощи этого опыта мы можем показать и рассказать детям, как мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Потому что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

Опыт № 5: « Льдинки и масло»

- А теперь давайте вернемся к нашим цветным льдинкам, что же у нас там? Цветные льдинки тают и превращаются в цветную воду. Теперь возьмем немного воды добавим в масло и посмотрим, что сейчас получится. Возьмем палочку и размешаем, у нас цветные льдинки таяли и соединились в один цвет  и опустились на дно, а масло поднялось наверх. При помощи этого опыта мы можем детям объяснить, что вода и масло - две жидкости, они не смешиваются! И вода опускается на дно, потому что она тяжелее масла.

Добавим на кончике ложки соды в стаканчик с маслом и цветной водой, нальем сюда же немного уксуса и будем наслаждаться гейзером.

Опыт № 6: « Теплая и холодная вода»

Для этого опыта нам понадобится 2 стаканчика. В один наливаем теплую воду, в другой холодную. В стаканчик с теплой водой наливаем красный краситель, а в стакан с холодной водой наливаем синий краситель. Берем пластиковую карточку и кладем на стаканчик с синей водой  (другой стол кладет на стаканчик с красной водой). Переворачиваем стакан вверх дном на карточку и ставим его на стаканчик с красной водой (синей). Вытаскиваем постепенно карточку, так чтобы ничего не вылилось. При помощи этого опыта мы покажем детям: что теплая и холодная вода не смешиваются, т.к. теплая стремится вверх, а холодная опускается  вниз. Там где теплая вода была в верхнем стакане: красный вверху, синий внизу. А там где сверху синяя холодная была - все смешалось, потому что сверху была холодная вода.

Выполняют задания в соответствии с поставленной задачей.

- Капельки дождя проходят через облака и опускаются на землю.

3.Итог: Памятки для воспитателей:  «Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному развитию детей по экспериментированию». Приложение № 1.

С помощью подобных занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным. Подготовим их к дальнейшему обучению в школе. Сделаем так, чтобы это обучение давалось им легко. Пробудим интерес к учёбе, будем развивать любознательность и усидчивость.

- Уважаемы коллеги! Прошу Вас высказать своё мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на нашем познавательном мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками.

Спасибо за внимание!  Творческих вам успехов!

Приложение № 1. Памятка для воспитателей:

«Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному развитию детей по экспериментированию»

 «Самое лучшее открытие – которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон

  • Следует учитывать желания ребенка, даже если они вам

кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний лежит такое

важнейшее качество, как любознательность.

  • Необходимо организовывать совместные действия с ребенком, игры, занятия – ведь ребенок развивается  только в обстановке заинтересованности  к нему взрослых.
  • Сиюминутные запреты без объяснений оснований, сковывают активность и самостоятельность ребенка.
  • Следует постоянно указывать на успехи  и достоинства деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
  • Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка,

инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

  • Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых

впечатлениях, любознательности, а оно порождает потребность в исследовании.

  • Предоставлять возможность действовать с разными предметами и

материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

  • С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца,

эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша

положительная оценка для дошкольника важнее всего.

  • Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
  • Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя действия и мысли).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»

В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...

Выступление на ОМО для воспитателей. Мастер - класс " Колечко. Работа с бумагой"

В детском саду конструирование из бумаги один из видов детской деятельности.Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление. Эта де...

Приглашения на выпускной бал для воспитателей. Мастер-класс для выпускной группы Ионцева Е.Н 15 мая 2023г.

Приглашения на выпускной бал для воспитателей.Мастер-класс для выпускной группыВоспитатель: Ионцева Е.Н...

Консультация для воспитателей «Мастер-класс по ПИД»

laquo;Организация познавательно -  исследовательской деятельности с дошкольниками»...