Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
план-конспект занятия (младшая группа)
Название проекта: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Участники проекта: воспитатели, дети младшего дошкольного возраста, родители.
Вид проекта: Познавательно-творческий.
Тип проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Цель: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.
Задачи:
- Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой, и, потешками, прибаутками, пестушками, закличками, сказками, пословицами, хороводами, играми, разными видами театра, а также с предметами, названия которых встречаются в народных сказках и прибаутках (печь, коромысло, ухват, кочерга, голичок, корыто и т. п.); с летними крестьянскими работами в поле и огороде, с трудом кузнеца; с православными праздниками, некоторыми народными обычаями и традициями: гостеприимство, ярмарки, народные гулянья в праздники, зазывание весны, птиц, торжественный выгон скота в мае; с русским костюмом, предметами декоративно-прикладного искусства, народной игрушкой.
- Развивать устную речь ребенка, обогащать его словарь.
Ожидаемый результат:
• Проявление устойчивого интереса к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной, театрализованной деятельности.• Эмоциональный отклик на переживания персонажей сказок, потешек. Расширение общего и музыкального кругозора. Пробуждение интереса к народному творчеству.
• Обобщение опыта в форме мультимедийной презентации.
• Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей по данной теме
Актуальность: известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Этапы реализации проекта:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (информационно-аналитический)
- Изучение методической литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (составление перспективного плана работы на учебный год)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
3 этап (практический)
1. Знакомство с традициями Цель занятия: Познакомить детей с традициями русского народа через игровую деятельность, развивать интерес к культурному наследию России, воспитывать уважение к традициям своей страны. Такое занятие помогает детям погрузиться в атмосферу народных традиций, развивает интерес к истории и культуре родного края, а также способствует формированию уважительного отношения к наследию предков. 2. Просмотр презентации «Народные промыслы» Цель: знакомить детей младшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством (народными промыслами). 3. Выставка поделок «Матрешка» Цель: создание условий для продуктивного взаимодействия педагогических работников, родителей и детей; развитие познавательной и творческой активности детей; формирование интереса к истории страны и ценностям национальной культуры; сохранение культурного многообразия России;повышение эстетического и художественного уровня оформления 4. Мишуткина сказка. Цель: напомнить детям, как надо вести себя в гостях; знакомство со сказкой «Три медведя»; вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. 5. Занятие по художественно-эстетическому воспитанию. «Нарядный сарафан для матрешки» Цель: познакомить с русской, народной, деревянной игрушкой – матрёшкой и русским народным костюмом. |
4 этап (подведение итогов) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Вывод:
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.
Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.
И именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 4
имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора»
(МОУ "СОШ имени Л. М. Доватора")
__________________________________________________________
143530, Московская область, Истринский район, г. Дедовск, ул. Ленина, д. 4
Тел./факс 8(49831) 7-82-95, 7-86-08 Email:
Педагогический проект во второй младшей группе № 3
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Подготовили воспитатели:
Дудченко Е.С
Егорова Е.В
Название проекта: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Участники проекта: воспитатели, дети младшего дошкольного возраста, родители.
Вид проекта: Познавательно-творческий.
Тип проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Цель: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.
Задачи:
- Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой, и, потешками, прибаутками, пестушками, закличками, сказками, пословицами, хороводами, играми, разными видами театра, а также с предметами, названия которых встречаются в народных сказках и прибаутках (печь, коромысло, ухват, кочерга, голичок, корыто и т. п.); с летними крестьянскими работами в поле и огороде, с трудом кузнеца; с православными праздниками, некоторыми народными обычаями и традициями: гостеприимство, ярмарки, народные гулянья в праздники, зазывание весны, птиц, торжественный выгон скота в мае; с русским костюмом, предметами декоративно-прикладного искусства, народной игрушкой.
- Развивать устную речь ребенка, обогащать его словарь.
Ожидаемый результат:
• Проявление устойчивого интереса к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной, театрализованной деятельности.• Эмоциональный отклик на переживания персонажей сказок, потешек. Расширение общего и музыкального кругозора. Пробуждение интереса к народному творчеству.
• Обобщение опыта в форме мультимедийной презентации.
• Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей по данной теме
Актуальность: известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Этапы реализации проекта:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (информационно-аналитический)
- Изучение методической литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (составление перспективного плана работы на учебный год)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
3 этап (практический)
1. Знакомство с традициями Цель занятия: Познакомить детей с традициями русского народа через игровую деятельность, развивать интерес к культурному наследию России, воспитывать уважение к традициям своей страны. Такое занятие помогает детям погрузиться в атмосферу народных традиций, развивает интерес к истории и культуре родного края, а также способствует формированию уважительного отношения к наследию предков. 2. Просмотр презентации «Народные промыслы» Цель: знакомить детей младшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством (народными промыслами). 3. Выставка поделок «Матрешка» Цель: создание условий для продуктивного взаимодействия педагогических работников, родителей и детей; развитие познавательной и творческой активности детей; формирование интереса к истории страны и ценностям национальной культуры; сохранение культурного многообразия России;повышение эстетического и художественного уровня оформления 4. Мишуткина сказка. Цель: напомнить детям, как надо вести себя в гостях; знакомство со сказкой «Три медведя»; вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. 5. Занятие по художественно-эстетическому воспитанию. «Нарядный сарафан для матрешки» Цель: познакомить с русской, народной, деревянной игрушкой – матрёшкой и русским народным костюмом. |
4 этап (подведение итогов) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Вывод:
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.
Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.
И именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...
