Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
план-конспект занятия (младшая группа)

Елена Дудченко

Название проекта: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Участники проекта: воспитатели, дети младшего дошкольного возраста, родители.

Вид проекта: Познавательно-творческий.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный

 

Цель: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.

Задачи:

  1. Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой, и, потешками, прибаутками, пестушками, закличками, сказками, пословицами, хороводами, играми, разными видами театра, а также с предметами, названия которых встречаются в народных сказках и прибаутках (печь, коромысло, ухват, кочерга, голичок, корыто и т. п.); с летними крестьянскими работами в поле и огороде, с трудом кузнеца; с православными праздниками, некоторыми народными обычаями и традициями: гостеприимство, ярмарки, народные гулянья в праздники, зазывание весны, птиц, торжественный выгон скота в мае; с русским костюмом, предметами декоративно-прикладного искусства, народной игрушкой.
  2. Развивать устную речь ребенка, обогащать его словарь.

Ожидаемый результат:

• Проявление устойчивого интереса к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной, театрализованной деятельности.• Эмоциональный отклик на переживания персонажей сказок, потешек. Расширение общего и музыкального кругозора. Пробуждение интереса к народному творчеству.

• Обобщение опыта в форме мультимедийной презентации.

• Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей по данной теме

 

Актуальность: известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Этапы реализации проекта:

 

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

 

1 этап (информационно-аналитический)

- Изучение методической литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

 

2 этап (составление перспективного плана работы на учебный год)

-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

1. Знакомство с традициями

Цель занятия:

Познакомить детей с традициями русского народа через игровую деятельность, развивать интерес к культурному наследию России, воспитывать уважение к традициям своей страны. Такое занятие помогает детям погрузиться в атмосферу народных традиций, развивает интерес к истории и культуре родного края, а также способствует формированию уважительного отношения к наследию предков.

2. Просмотр презентации «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей младшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством (народными промыслами).

3. Выставка поделок «Матрешка» Цель: создание условий для продуктивного взаимодействия педагогических работников, родителей и детей; развитие познавательной и творческой активности детей; формирование интереса к истории страны и ценностям национальной культуры; сохранение культурного многообразия России;повышение эстетического и художественного уровня оформления

4. Мишуткина сказка.

Цель: напомнить детям, как надо вести себя в гостях; знакомство со сказкой «Три медведя»; вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку.

5. Занятие по художественно-эстетическому воспитанию. «Нарядный сарафан для матрешки»

Цель: познакомить с русской, народной, деревянной игрушкой – матрёшкой и русским народным костюмом.

4 этап (подведение итогов) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

 

Вывод:

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.

 

Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.

И именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 4

имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора»

(МОУ "СОШ имени Л. М. Доватора")

__________________________________________________________

143530, Московская область, Истринский район, г. Дедовск, ул. Ленина, д. 4

Тел./факс 8(49831) 7-82-95, 7-86-08 Email:

Педагогический проект во второй младшей группе № 3

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Подготовили воспитатели:

Дудченко Е.С

Егорова Е.В

Название проекта: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Участники проекта: воспитатели, дети младшего дошкольного возраста, родители.

Вид проекта: Познавательно-творческий.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Цель: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.

Задачи:

  1. Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой, и, потешками, прибаутками, пестушками, закличками, сказками, пословицами, хороводами, играми, разными видами театра, а также с предметами, названия которых встречаются в народных сказках и прибаутках (печь, коромысло, ухват, кочерга, голичок, корыто и т. п.); с летними крестьянскими работами в поле и огороде, с трудом кузнеца; с православными праздниками, некоторыми народными обычаями и традициями: гостеприимство, ярмарки, народные гулянья в праздники, зазывание весны, птиц, торжественный выгон скота в мае; с русским костюмом, предметами декоративно-прикладного искусства, народной игрушкой.
  2. Развивать устную речь ребенка, обогащать его словарь.

Ожидаемый результат:

• Проявление устойчивого интереса к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной, театрализованной деятельности.• Эмоциональный отклик на переживания персонажей сказок, потешек. Расширение общего и музыкального кругозора. Пробуждение интереса к народному творчеству.

• Обобщение опыта в форме мультимедийной презентации.

• Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей по данной теме

Актуальность: известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Этапы реализации проекта:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (информационно-аналитический)

- Изучение методической литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (составление перспективного плана работы на учебный год)

-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

1. Знакомство с традициями

Цель занятия:

Познакомить детей с традициями русского народа через игровую деятельность, развивать интерес к культурному наследию России, воспитывать уважение к традициям своей страны. Такое занятие помогает детям погрузиться в атмосферу народных традиций, развивает интерес к истории и культуре родного края, а также способствует формированию уважительного отношения к наследию предков.

2. Просмотр презентации «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей младшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством (народными промыслами).

3. Выставка поделок «Матрешка» Цель: создание условий для продуктивного взаимодействия педагогических работников, родителей и детей; развитие познавательной и творческой активности детей; формирование интереса к истории страны и ценностям национальной культуры; сохранение культурного многообразия России;повышение эстетического и художественного уровня оформления

4. Мишуткина сказка.

Цель: напомнить детям, как надо вести себя в гостях; знакомство со сказкой «Три медведя»; вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку.

5. Занятие по художественно-эстетическому воспитанию. «Нарядный сарафан для матрешки»

Цель: познакомить с русской, народной, деревянной игрушкой – матрёшкой и русским народным костюмом.

4 этап (подведение итогов) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Вывод:

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.

Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.

И именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

      Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...