Проект познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Путешествие в страну хлеба»
проект
Проект познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Путешествие в страну хлеба»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Ахлебининская СОШ»
Проект познавательно-исследовательской деятельности
На тему: « Путешествие в страну хлеба»
Выполнила воспитатель
Дошкольной группы «Солнышко»
Сергеева Л.С.
Село Ахлебинино,2023год
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей-подготовительной групп, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта:01.12.2022г-20.09.2023г.
Актуальность:
С давних времен в нашей стране относились к хлебу всегда по -особенному, но у современных детей нет понимания уважительного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Сейчас хлеб для детей является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. Многие дети относятся к хлебу небрежно(бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).А чтобы вырастить хлеб необходимо вложить много сил и труда. Получение хлеба- это результат труда разных профессий.
Гипотеза: Мы предположили, если дети будут знать, сколько труда затрачено для того, чтобы хлеб пришел к нам на стол, то дети будут бережнее относится к нему.
Цель проекта: формировать представления у детей старшего дошкольного возраста о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
1.Изучить историю возникновения хлеба.
Закрепить представления у детей старшего дошкольного возраста о том, что хлеб-это итог большой работы людей разных профессий.
2.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
3.Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям, которые вырастели хлеб.
4.Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями.
5.Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Ожидаемые результаты:
-сформировать у детей представления о ценности хлеба;
-дети старшего дошкольного возраста получат знания о истории хлеба, о том ,что хлеб –это итог большой работы многих людей;
-воспитывать интерес к сельскохозяйственным профессиям;
-воспитывать бережное отношение к хлебу;
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о хлебе: Сказки-«Легкий хлеб», «Крылатый,мохнатый,да масляный», «Колосок»,М.Пришвин» « Лисичкин хлеб», И.Токмакова «Что такое хлеб».
Сравнение двух сказок: русской народной « Колобок» и норвежской народной сказки « Пирог».
Составление рассказов « Откуда хлеб на стол пришел».
Разучивание пословиц о хлебе, скороговорок о хлебе.
Словарная работа:Элеватор,тракторист,комбайнер,мельник,пекарь,агроном.
Материал: Корабль, макет колобка из сказки «Колабок»,пазлы для игры «Собери старинный хлеб»,камнетерка, карточка-какой был первый хлеб,
1.Встреча гостей караваем.
Тимофей: Ребята, давайте всегда помнить о хлебе!
Ведь обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше!
Если ж мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
С караваем соль подносим,
Поклонясь , отведать просим:
«Дорогой нам гость и друг,
Принимайте хлеб-соль из рук.»
Воспитатель: Ребята, а Вы хотите узнать откуда появился каравай и хлеб?
Дети:Да.
В:Ребята,я Вас приглашаю в путешествие в страну хлеба.
В:Ребята,вместе с нами в страну хлеба отправится герой сказки, которую мы знаем с самого раннего детства. Отгадайте, кто это –Он не мяч и не клубок,
Он –румяный(колобок).
Дети: колобок.
В:Правильно.Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел, с нами путешествовать пошел.
Ребята, давайте подумаем на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие? А для этого нужно отгадать загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль-
По волнам плывет (корабль)
В:Правильно,ребята мы с Вами отправимся в путешествие на корабле.
Ребята, давайте придумаем название нашему кораблю.
Дети: Давайте. Пусть наш корабль называется рогалик.
Капитаном корабля мы назначаем Тимофея.
Тимофей: Поднять паруса, полный вперед.
(Дети плывут на корабле и поют песню)
Тимофей: Ребята, впереди я вижу много хлеба. Внимание-внимание первый причал
«История хлеба»
В:Ребята,впервые хлеб появился на земле 15000 лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главная забота была- добыть себе пищу. В поисках пищи наши предки обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен. На рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу, зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Так появились первые жернова, первая мука. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой. В древности хлеб считался отдельным блюдом. А примерно 5000лет назад во время приготовления зерновой каши, часть ее вылилась на горячий камень и превратилась в румяную лепешку, так стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Первый хлеб из сброженного теста научились готовить древние египтяне.
В:Ребята,давайте попробуем растереть зерна между камнями(дети трут зерна при помощи камнетерки).
(Проводится игра «собери первый хлеб из пазлов.»)-дети собирают из пазлов «Хлеб-кашу», Хлеб-лепешку» ,« Первый хлеб из дрожжей».
В:Ребята,продолжаем наше путешествие по стране хлеба.
В: Ребята, вижу в беноколь рядом следующий причал:
«Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел трудов и сил!»
(Никита Киселев читает стихотворение)
Золотые есть слова:-«Хлеб всему голова.»
Почему так говорят?
Объясню я для ребят:
Хлеб -тяжелый труд людей,
И бросать его не смей.
На полях пшеница зреет,
Хлебороб ее лелеет,
Срок придет, ее пожнет
Зерно на мельницу свезет.
Мельник там муки намелет,
По мешкам ее разделит,
И в пекарню отвезет-
Пекарь хлеб нам испечет.
Свежий хлеб-водитель в магазин отвезет.
Труд, ребята, уважайте,
Хлеб под лавку не бросайте!
Воспитатель: Ребята, хлеб не падает нам с неба.
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
В:Ребята,люди каких профессий помогают нам получить хлеб?
Дети: хлеборобы.
В:Да,правильно.Какое интересное слово хлеборобы.В нем соединились два слова, подумайте, ребята, какие?
Д: Хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают злаки?
В:Ребята,скажите пожалуйста людей каких профессий мы относим к хлеборобам?
Д:Трактористов.
В:Что делают трактористы?
Д:Трактористы на тракторе вспахивают и боронят (измельчают комья земли) землю.
В:Правильно,молодцы.
Итак поле вспахали, разборонили. Что делают дальше?
Д:Сеют пшеницу, рожь, овес.
В:Ребята,прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном.
Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли ее солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Семена быстро прорастут ,если земля будет влажной и теплой.
Затем на распаханное поле выходят другие машины-сеялки. Они сеют зерна в землю.
В: А сейчас ,ребята, давайте отдохнем.
Физминутка « Трактора»
Тара-тара-та-ра-ра
Выезжают трактора(шагают на месте топающим шагом)
Будем землю пахать,(имитируют работу плуга)
Будем рожь засевать,(делают разбрасывающие движения руками, будто сеют)
Будем рожь молотить,(руки в кулачках вращаем перед грудью)
Малых деток кормить (имитируют качание младенца)
В: Все лето созревают зерна в колосках. Наступает осень –колоски созрели, готовя к жатве.
И на поле выезжают другие машины.
Ребята, послушайте загадку и ответьте мне пожалуйста как называются такие машины?
Загадка:
Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет»
Д: комбайн (воспитатель показывает картину с изображением комбайна и комбайнера).
В: Правильно, молодцы. Ребята, кто работает на комбайне?
Д:Комбайнер.
В:Ребята,что же делает комбайн.
(Предположения детей).Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву(бункеру)высыпаются в грузовые машины.
Затем, собранное на поле зерно отвозят на элеватор.
В:Ребята,давайте дружно повторим слово-элеватор.
Элеватор-это зернохранилище для очистки и сушки зерна.
После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу .На мельнице зерно растирают-мелют. И получается что, ребята?
Д:Мука.
В:А кто же работает на мельнице? А чтобы узнать загадку нужно отгадать?
В:После завтра, в понедельник,
Смелет все зерно нам...(мельник)
Д:Мельник или мукамол работает на мельнице
В:Куда же потом везут муку? А чтобы узнать снова загадку нужно отгадать.
Д:На хлебозавад.
В:Ребята,а кто же трудится на хлебозаводе? Ребята, послушайте загадку.
Встанет он, когда Вы спите,
И муку просеет в сите,
Докрасна натопит печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
Д:Пекарь.
В:Ребята,скажите ,что на хлебозаводе делает пекарь?
Д:Пекарь из муки, воды, дрожжей, сахара и соли по вкусу делает тесто и выпекает хлеб.
В:Ребята,какая бывает мука?
Д:Мука бывает пшеничная и ржаная.
В:Да,правильно.
Ребята,что выпекают из пшеничной муки?
Д:Белый хлеб, булки ,печенья, баранки.
В:Ребята,что выпекают из ржаной муки?
Д:Из ржаной муки выпекают черный хлеб.
В:Да,правильно,ребята.
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Хлеборобы трудятся день и ночь ,чтобы у нас всегда был свежий хлеб.
В:А сейчас, ребята, мы с Вами поиграем в игру « Раз, два, три –по порядку профессии распредели». Ребята, сейчас под музыку мы бегаем ,как только музыка остановится и воспитатель скажет : «Раз, два, три-хлебные профессии распредели». Вам нужно будет взять карточку с профессией и построиться в одну шеренгу по порядку, показав последовательность с\х профессии(кто первый выходит на поле-человек ,какой профессии, человек какой профессии второй и т.д)
(Дети играют в игру « Раз, два, три-по порядку профессии распредели»)
В: Молодцы ,ребята, Вы правильно построились.(дети еще раз проговаривают, кто первый выходит на поле, кто второй и т. д)
В:А сейчас ,ребята, мы поиграем еще в одну игру.
Игра с мячом « Откуда хлеб пришел»
(Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)
В:Человек,который работает на тракторе?
Д:Тракторист.
В:Человек,который работает на комбайне?
Д:Комбайнер.
В:Человек,который выращивает хлеб?
Д:Хлебороб.
В:Что делают в пекарне?
Д:Пекут хлеб.
В:Из чего пекут хлеб?
Д: Из муки.
В: Из чего получают муку?
Д:Из зерна.
В:Ребята,от куда берут зерно?
Д:Из колоса пшеницы.
В:Ребята,откуда пшеница?
Д:Выросла в поле.
В:Ребята,как называется специальная машина, которая сеет зерно?
Д:Сеялка.
В: Ребята, как называется здание ,где хранят зерно?
Д:Элеватор.
В:Люди,какой профессии выращивают хлеб?
Д:Хлеборобы.
В: В какую игру мы играем, когда поздравляем ребят с Днем рождения.
Д:В игру каравай.
В:Молодцы,ребята!
В:А сейчас, ребята, я Вас приглашаю на ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРИЧАЛ.
(ребята садятся на стульчики перед третьим столом)
На столе стоят ящики с рожью ,пшеницей, кукурузой-уже посаженной в землю. А также лежат сухие зерна ржи, кукурузы, пшеницы.
(выходит мальчик Тимофей Виноградский)
Тимофей: Добрый день, я Тимофей Виноградский представляю исследовательский проект « Путешествие в страну хлеба»
Рассматривая видео по данной теме, нам стало интересно, как хлеб-мягкий, ароматный, каждый день появляется у нас на столе. Нам стало интересно от куда берется мука для хлеба? Откуда берутся зерна пшеницы и ржи? Почему один хлеб серый, а другой белый?
Мы поставили цель: узнать как вырастить хлеб.
Мы предположили, что у нас получится вырастить рожь и пшеницу самостоятельно. Затем превратить рожь и пшеницу в муку-ржаную и узнать, что из нее пекут, и в муку пшеничную и узнать, что из нее пекут.
1опыт Рассматривание и сравнение зерен пшеницы и ржи.
Мы поняли, что в контейнере под номером 1лежит пшеница(зерно твердое, круглое, светлое).А в контейнере под номером 2 лежит рожь(зерно твердое, вытянутое, темное).
У нас возник вопрос: Что нужно зерну, чтобы превратится в колос?
Мы решили замочить зерна пшеницы в одной марле, а зерна ржи в другой марле. Каждый день мы следили за тем, чтобы марля была влажная. Через два дня мы увидели маленькие корешки и маленькие росточки хохолки. Мы посадили проросшую пшеницу в песок и чернозем. Сухое зерно пшеницы мы посадили только в чернозем и полили из лейки. Зерна проросшей ржи мы посадили в чернозем, зерна сухой ржи мы посеяли при помощи ручной сеялки в прозрачный ящик с черноземом. Все наблюдения за ростом пшеницы и ржи мы отмечали в календаре наблюдений. Предлагаем познакомиться с нашим календарем наблюдений .
На занятиях НОД мы рисовали хлеб и хлебобулочные изделия ,делали аппликацию -колоски пшеницы, рисовали мельницу, лепили бублики и баранки, рисовали грузовой автомобиль с зерном, из соленого теста лепили разные хлебобулочные изделия, которые после высыхания раскрашивали. Мы читали и пересказывали детские сказки и рассказы на тему «Хлеб и хлебобулочные изделия»,составляли стихи используя мнемотаблицу.
Таким образом ,можно сделать вывод о том, чтобы зерна ржи и пшеницы хорошо росли в условиях нашей группы , зернам ржи и пшеницы нужен свет, тепло и обязательно следить за тем, чтобы почва была увлажнена.
Наш познавательно-исследовательский проект «Путешествие в страну хлеба» еще не закончен. Мы планируем весной в теплую ,увлажненную землю на нашем участке пересадить из ящиков нашу рассаду ржи и пшеницы. Мы будем ждать колосков, будем поливать, пропалывать, бороться с вредителями. Мы мечтаем, чтобы осенью у нас получилось «золотое» поле колосков.
2-опыт-«Свойства муки»-(выходят два мальчика Никита Киселев и Ярослав Барков)
Ярослав: Ребята, что получится если зерна пшеницы или ржи растолочь в ступке?
Дети: мука.
Ярослав: Ребята , мука получится чистая или нет?
Дети: Нет. Муку нужно просеять через сито.
Ярослав: Правильно, молодцы! Помните, ребята, мы с Вами муку уже просеивали.
Дети: Да, помним.
Ярослав: Ребята, скажите пожалуйста, что получится если зерна пшеницы или ржи перемолоть в кофемолке?
Дети: Тоже получится мука.
Ярослав: Правильно.
(Продолжает Киселев Никита)
Никита: Посмотрите, ребята, перед Вами тарелочки с мукой. Помните ,ребята, мы с Вами проводили опыт с мукой?
Дети: Да, помним.
Никита: Во время проведения опыта с мукой мы
пробовали ее вкус, нюхали, рассматривали лупой, рисовали на ровной муке разные фигуры, добавляли чайную ложку муки в воду и размешивали, добавляли в воду с мукой йод. Раствор муки, воды, йода стал темно-фиолетовым .Так мы доказали, что в муке содержится белок-клейковина и углевод-сахар. Так же мы делали соленое тесто и лепили из него. Соленое тесто сделать очень легко: мы взяли пол стакана мелкой соли экстра, пол стакана холодной воды -размешали соль с водой и добавели 1стакан пшеничной муки. Все соленое тесто готово. Из соленого теста мы лепили разные хлебобулочные изделия.
Таким образом, мы можем сделать вывод: Мука сыпучая, не растворяется в воде, она может быть разного цвета, у муки нет вкуса. На ощупь мука мягкая, пушистая, воздушная, легкая. Мука имеет запах ,но он очень слабый(особенный).Мука состоит из очень мелких частичек. Используя белую пшеничную муку мы пекли дома с родителями пироги с яблоками, блины, орешки со сгущенкой ,пирожки с капустой, пирожки с картошкой, пекли хлеб в хлебопечке.
В заключении опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что хлеб-это пищевой продукт, получаемый путем выпечки, паровой обработки или жарки теста, состоящего из муки, воды, соли, дрожжей .
Словом хлеб чаще всего называют сельскохозяйственные культуры( рожь, пшеницу, ячмень ),а так же само зерно этих культур и изготовляемую из него муку. Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия. Хлебу отведено самое главное место на столе.
Осенью мы планируем завершить наш познавательно -исследовательский проект. Собрав свой урожай ржи и пшеницы. Превратить ее в муку и испечь свой хлеб.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Никита: После изучения истории хлеба, после изучения профессии
«Хлеборобы», после проведения опытно-экспериментальной работы мы узнали, сколько труда затрачено для того, чтобы каждый день мы кушали теплый ,свежий хлеб.
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему: « Путешествие в страну чудес»
Конспект занятия...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познания» с учётом интеграции «Подготовка к обучению грамоте» и «Продуктивной деятельностью» по теме «Путешествие в страну знаний»
Итоговое мероприятие по подготовке детей к обучению грамоте...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Путешествие в страну строгих правил".
Цель: формирование представлений школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения на дорогах.Задачи: - через игровую деятельность на эмоциональном уровне закрепить извес...

Образовательная деятельность по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Путешествие с страну точного времени»
Образовательная деятельность по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Путешествие с страну точного времени»...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования
КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности на тему:«Путешествие в страну Рисовандию»для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием не...
КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования
Образовательная область: художественно - эстетическое развитиеТип НОД: комбинированное.Вид НОД: художественно - эстетическое.Тема НОД: «Путешествие в страну Рисовандию».Возрастная группа д...

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования
Образовательная область: художественно - эстетическое развитиеТип НОД: комбинированное.Вид НОД: художественно - эстетическое.Тема НОД: «Путешествие в страну Рисовандию».Возрастная гру...
