Проект познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Путешествие в страну хлеба»
проект

Сергеева Людмила Сергеевна

Проект познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Путешествие в страну хлеба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

                               МКОУ «Ахлебининская СОШ»

Проект   познавательно-исследовательской   деятельности

На тему: « Путешествие в страну хлеба»

Выполнила  воспитатель

Дошкольной группы «Солнышко»

Сергеева Л.С.

                                     

                                         

                                Село Ахлебинино,2023год

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей-подготовительной  групп, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта:01.12.2022г-20.09.2023г.

Актуальность:

С давних времен в нашей стране относились к хлебу всегда по -особенному, но у современных детей нет понимания уважительного  отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Сейчас  хлеб для детей является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети  перестали ценить хлеб, как  главный продукт питания для русского человека. Многие дети относятся к хлебу небрежно(бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).А чтобы  вырастить хлеб  необходимо вложить много сил и труда. Получение хлеба- это результат труда разных профессий.

Гипотеза: Мы предположили, если дети будут знать, сколько труда затрачено  для того, чтобы хлеб  пришел к нам на стол, то дети  будут бережнее относится к нему.

Цель проекта: формировать представления у детей старшего дошкольного возраста о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи:

1.Изучить историю возникновения хлеба.

Закрепить представления  у детей старшего дошкольного возраста о том, что хлеб-это итог большой работы  людей разных профессий.

2.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.

Развивать умение логически  мыслить, рассуждать, делать выводы.

3.Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям, которые  вырастели  хлеб.

4.Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями.

5.Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Ожидаемые результаты:

-сформировать у детей представления о ценности хлеба;

-дети старшего дошкольного возраста получат знания о  истории хлеба, о том ,что хлеб –это  итог большой работы многих людей;

-воспитывать интерес  к сельскохозяйственным  профессиям;

-воспитывать бережное отношение к хлебу;

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о хлебе: Сказки-«Легкий хлеб», «Крылатый,мохнатый,да масляный», «Колосок»,М.Пришвин» « Лисичкин хлеб», И.Токмакова «Что такое хлеб».

Сравнение двух сказок: русской народной « Колобок» и норвежской народной сказки « Пирог».

Составление рассказов « Откуда хлеб на стол пришел».

Разучивание пословиц о хлебе, скороговорок о хлебе.

Словарная работа:Элеватор,тракторист,комбайнер,мельник,пекарь,агроном.

Материал: Корабль, макет колобка из сказки «Колабок»,пазлы для игры «Собери старинный хлеб»,камнетерка, карточка-какой был первый хлеб,

1.Встреча гостей караваем.

Тимофей: Ребята, давайте всегда помнить о хлебе!

Ведь обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше!

Если ж мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

С караваем соль подносим,

Поклонясь , отведать просим:

«Дорогой нам гость и друг,

Принимайте хлеб-соль из рук.»

Воспитатель: Ребята, а Вы хотите узнать откуда появился каравай и хлеб?

Дети:Да.

В:Ребята,я Вас приглашаю в путешествие в страну хлеба.

В:Ребята,вместе с нами в страну хлеба отправится герой сказки, которую мы знаем с самого раннего детства. Отгадайте, кто это –Он не мяч и не клубок,

Он –румяный(колобок).

Дети: колобок.

В:Правильно.Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел, с нами путешествовать пошел.

Ребята, давайте  подумаем на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие? А для этого нужно отгадать загадку:

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль-

По волнам плывет (корабль)

В:Правильно,ребята мы с Вами отправимся в путешествие на корабле.

Ребята, давайте придумаем название нашему кораблю.

Дети: Давайте. Пусть наш корабль называется рогалик.

Капитаном корабля мы назначаем  Тимофея.

Тимофей: Поднять паруса, полный вперед.

(Дети плывут на корабле и поют песню)

Тимофей: Ребята, впереди я вижу много хлеба. Внимание-внимание  первый причал

«История хлеба»

В:Ребята,впервые хлеб появился на земле 15000 лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главная забота была- добыть себе пищу. В поисках пищи наши предки обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками  нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен. На рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди  употребляли в пищу, зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Так появились первые жернова, первая мука. Когда люди научились добывать огонь, то  стали поджаривать раздробленные зерна с водой. В древности хлеб считался отдельным блюдом. А примерно 5000лет назад во время приготовления зерновой каши, часть ее вылилась на горячий камень и превратилась в румяную лепешку, так стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Первый хлеб из сброженного теста научились готовить древние египтяне.

В:Ребята,давайте попробуем растереть зерна между камнями(дети трут зерна  при помощи камнетерки).

(Проводится игра «собери первый хлеб из пазлов.»)-дети собирают из пазлов «Хлеб-кашу», Хлеб-лепешку» ,« Первый хлеб из дрожжей».

В:Ребята,продолжаем наше путешествие по стране хлеба.

 В: Ребята, вижу в беноколь рядом следующий причал:

«Слава тем, кто хлеб растил!

 Не жалел трудов  и сил!»

(Никита Киселев читает стихотворение)

Золотые есть слова:-«Хлеб всему голова.»

Почему так говорят?

Объясню я для ребят:

Хлеб -тяжелый труд людей,

И бросать его не смей.

На полях пшеница зреет,

Хлебороб ее лелеет,

Срок придет, ее пожнет

Зерно на мельницу свезет.

Мельник там муки намелет,

По мешкам ее разделит,

И в пекарню отвезет-

Пекарь хлеб нам испечет.

Свежий хлеб-водитель в магазин отвезет.

Труд, ребята, уважайте,

Хлеб под лавку не бросайте!

Воспитатель: Ребята, хлеб не падает нам с неба.

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

В:Ребята,люди каких профессий  помогают нам получить хлеб?

Дети: хлеборобы.

В:Да,правильно.Какое интересное слово хлеборобы.В нем соединились два слова, подумайте, ребята, какие?

Д: Хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают злаки?

В:Ребята,скажите пожалуйста людей  каких профессий мы относим к хлеборобам?

Д:Трактористов.

В:Что делают трактористы?

Д:Трактористы на тракторе вспахивают  и боронят (измельчают комья земли) землю.

В:Правильно,молодцы.

Итак поле вспахали, разборонили. Что делают дальше?

Д:Сеют  пшеницу, рожь, овес.

В:Ребята,прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном.

Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли ее солнышко. Агроном  проверяет и семена  на всхожесть. Семена быстро прорастут ,если земля будет влажной и теплой.

Затем на распаханное поле выходят другие машины-сеялки. Они сеют зерна в землю.

В: А сейчас ,ребята, давайте отдохнем.

Физминутка « Трактора»

Тара-тара-та-ра-ра

Выезжают трактора(шагают на месте топающим шагом)

Будем землю пахать,(имитируют работу плуга)

Будем рожь засевать,(делают разбрасывающие движения руками, будто сеют)

Будем рожь молотить,(руки в кулачках вращаем перед грудью)

Малых деток кормить (имитируют качание младенца)

В: Все лето созревают зерна в колосках. Наступает осень –колоски созрели, готовя к жатве.

И на поле выезжают другие машины.

Ребята, послушайте загадку и ответьте мне пожалуйста как называются такие машины?

Загадка:

Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет»

Д: комбайн (воспитатель показывает картину с изображением комбайна и комбайнера).

В: Правильно, молодцы. Ребята, кто работает на комбайне?

Д:Комбайнер.

В:Ребята,что же делает комбайн.

(Предположения детей).Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна  по специальному длинному рукаву(бункеру)высыпаются в грузовые машины.

Затем, собранное на поле зерно отвозят на  элеватор.

В:Ребята,давайте дружно повторим слово-элеватор.

Элеватор-это зернохранилище для очистки и сушки зерна.

После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу .На мельнице зерно растирают-мелют. И получается что, ребята?

Д:Мука.

В:А кто же работает на мельнице? А чтобы узнать загадку нужно отгадать?

В:После завтра, в понедельник,

Смелет все зерно нам...(мельник)

Д:Мельник или мукамол  работает на мельнице

В:Куда же потом везут муку? А чтобы узнать снова загадку нужно отгадать.

Д:На хлебозавад.

В:Ребята,а кто же трудится на хлебозаводе? Ребята, послушайте загадку.

Встанет он, когда Вы спите,

И муку просеет в сите,

Докрасна натопит печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

Д:Пекарь.

В:Ребята,скажите ,что на хлебозаводе делает пекарь?

Д:Пекарь из муки, воды, дрожжей, сахара и соли по вкусу делает тесто и выпекает хлеб.

В:Ребята,какая бывает мука?

Д:Мука бывает пшеничная и ржаная.

В:Да,правильно.

Ребята,что выпекают из пшеничной муки?

Д:Белый хлеб, булки ,печенья, баранки.

В:Ребята,что выпекают из ржаной муки?

Д:Из ржаной муки выпекают черный хлеб.

В:Да,правильно,ребята.

Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Хлеборобы трудятся день и ночь ,чтобы у нас всегда был свежий хлеб.

 

В:А сейчас, ребята, мы с Вами поиграем в игру « Раз, два, три –по порядку профессии  распредели». Ребята, сейчас под музыку мы бегаем ,как только музыка остановится и воспитатель скажет : «Раз, два, три-хлебные профессии распредели». Вам нужно будет взять карточку с профессией  и построиться в одну шеренгу по порядку, показав  последовательность с\х профессии(кто первый выходит на поле-человек ,какой профессии, человек какой профессии второй и т.д)

(Дети играют в игру « Раз, два, три-по порядку профессии распредели»)

В: Молодцы ,ребята, Вы правильно построились.(дети еще раз проговаривают, кто первый выходит на поле, кто второй и т. д)

В:А сейчас ,ребята, мы поиграем еще в одну игру.

Игра с мячом « Откуда хлеб пришел»

(Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)

В:Человек,который работает на тракторе?

Д:Тракторист.

В:Человек,который работает на комбайне?

Д:Комбайнер.

В:Человек,который выращивает хлеб?

Д:Хлебороб.

В:Что делают в пекарне?

Д:Пекут хлеб.

В:Из чего пекут хлеб?

Д: Из муки.

В: Из чего получают муку?

Д:Из зерна.

В:Ребята,от куда берут зерно?

Д:Из колоса пшеницы.

В:Ребята,откуда пшеница?

Д:Выросла в поле.

В:Ребята,как называется специальная машина, которая сеет зерно?

Д:Сеялка.

В: Ребята, как называется здание ,где хранят зерно?

Д:Элеватор.

В:Люди,какой профессии выращивают хлеб?

Д:Хлеборобы.

В: В какую игру мы играем, когда поздравляем ребят с Днем рождения.

Д:В игру каравай.

В:Молодцы,ребята!

В:А сейчас, ребята, я Вас приглашаю на ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРИЧАЛ.

(ребята садятся на  стульчики перед третьим столом)

На столе стоят ящики с рожью ,пшеницей, кукурузой-уже посаженной  в землю. А также лежат сухие зерна ржи,  кукурузы, пшеницы.

(выходит мальчик Тимофей Виноградский)

Тимофей: Добрый день, я Тимофей Виноградский представляю исследовательский  проект « Путешествие в  страну хлеба»

Рассматривая видео по данной теме, нам стало интересно, как хлеб-мягкий, ароматный, каждый день появляется у нас на столе. Нам стало интересно  от куда берется мука для хлеба? Откуда берутся зерна пшеницы и ржи? Почему один хлеб серый, а другой белый?

Мы поставили  цель: узнать как вырастить хлеб.

Мы предположили, что у нас получится вырастить рожь и пшеницу самостоятельно. Затем превратить рожь и пшеницу в муку-ржаную и узнать, что из нее пекут, и в муку пшеничную и узнать, что из нее пекут.

1опыт Рассматривание и сравнение зерен пшеницы и ржи.

Мы поняли, что в контейнере под номером 1лежит пшеница(зерно твердое, круглое, светлое).А в контейнере под номером 2 лежит рожь(зерно твердое, вытянутое, темное).

У нас возник вопрос: Что нужно зерну, чтобы превратится в колос?

Мы решили замочить зерна пшеницы в одной марле, а зерна ржи в другой марле. Каждый день мы следили за тем, чтобы марля была влажная. Через два дня мы увидели маленькие корешки и маленькие росточки хохолки. Мы  посадили проросшую пшеницу в песок и чернозем. Сухое зерно пшеницы мы посадили только в чернозем и полили из лейки. Зерна проросшей  ржи мы посадили в чернозем, зерна сухой ржи мы посеяли при помощи ручной сеялки в прозрачный ящик  с черноземом. Все наблюдения за ростом пшеницы и ржи мы отмечали в календаре наблюдений. Предлагаем познакомиться с нашим календарем наблюдений .

На занятиях НОД мы рисовали хлеб и хлебобулочные изделия ,делали аппликацию -колоски пшеницы, рисовали мельницу, лепили бублики и баранки, рисовали грузовой автомобиль с зерном, из соленого теста лепили разные хлебобулочные изделия, которые после высыхания раскрашивали. Мы читали и пересказывали  детские сказки и рассказы на тему «Хлеб и хлебобулочные изделия»,составляли стихи используя мнемотаблицу.

Таким образом ,можно сделать вывод о том, чтобы  зерна  ржи и пшеницы хорошо росли в условиях нашей группы , зернам  ржи и пшеницы нужен свет, тепло и обязательно следить за тем, чтобы почва была увлажнена.

Наш познавательно-исследовательский проект «Путешествие в страну хлеба» еще не закончен. Мы планируем весной в теплую ,увлажненную землю  на нашем участке пересадить из ящиков нашу рассаду ржи и пшеницы. Мы будем ждать колосков, будем поливать, пропалывать, бороться с вредителями. Мы мечтаем, чтобы осенью  у нас получилось «золотое» поле колосков.

2-опыт-«Свойства муки»-(выходят два мальчика Никита Киселев и Ярослав Барков)

Ярослав: Ребята, что получится если зерна пшеницы или ржи растолочь в ступке?

Дети: мука.

Ярослав: Ребята , мука получится чистая или нет?

Дети: Нет. Муку нужно просеять через сито.

Ярослав: Правильно, молодцы! Помните, ребята, мы с Вами муку уже просеивали.

Дети: Да, помним.

Ярослав: Ребята, скажите пожалуйста, что получится если зерна пшеницы или ржи перемолоть в кофемолке?

Дети: Тоже получится мука.

Ярослав: Правильно.

(Продолжает  Киселев Никита)

Никита: Посмотрите, ребята, перед Вами тарелочки с мукой. Помните ,ребята, мы  с Вами проводили опыт с мукой?

Дети: Да, помним.

Никита: Во время проведения опыта  с мукой мы

 пробовали ее  вкус, нюхали, рассматривали  лупой, рисовали на ровной муке разные фигуры, добавляли чайную ложку муки в воду и размешивали, добавляли в воду с мукой йод. Раствор муки, воды, йода стал темно-фиолетовым .Так мы доказали, что в муке содержится белок-клейковина и углевод-сахар. Так же мы делали соленое тесто и лепили из  него. Соленое тесто сделать очень легко: мы взяли пол стакана мелкой  соли экстра, пол стакана холодной воды -размешали соль с водой и добавели 1стакан пшеничной муки. Все соленое тесто готово. Из соленого теста мы лепили разные хлебобулочные изделия.

Таким образом, мы можем сделать вывод: Мука сыпучая, не растворяется в воде, она может быть разного цвета, у муки нет вкуса. На ощупь мука мягкая, пушистая, воздушная, легкая. Мука имеет запах ,но он очень слабый(особенный).Мука состоит из очень мелких частичек. Используя белую пшеничную муку мы пекли дома  с родителями пироги с яблоками, блины, орешки со сгущенкой ,пирожки с капустой, пирожки с картошкой, пекли хлеб в хлебопечке.

В заключении опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что хлеб-это пищевой продукт, получаемый путем выпечки, паровой обработки или жарки теста, состоящего из муки, воды, соли, дрожжей .

Словом хлеб чаще всего называют сельскохозяйственные культуры( рожь, пшеницу, ячмень ),а  так же само зерно этих культур и изготовляемую из него муку. Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия. Хлебу отведено самое главное место на столе.

Осенью мы планируем завершить наш познавательно -исследовательский проект. Собрав свой урожай ржи и пшеницы. Превратить ее в муку и испечь свой хлеб.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Никита: После изучения истории хлеба, после изучения профессии

«Хлеборобы», после проведения опытно-экспериментальной работы мы узнали, сколько труда затрачено для того, чтобы каждый день мы кушали теплый ,свежий хлеб.

 

        

,

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Путешествие в страну строгих правил".

Цель: формирование  представлений  школьников  младшего возраста о правилах безопасного поведения на дорогах.Задачи: - через игровую деятельность на эмоциональном уровне закрепить извес...

Образовательная деятельность по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Путешествие с страну точного времени»

Образовательная деятельность по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Путешествие с страну точного времени»...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности на тему:«Путешествие в страну Рисовандию»для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием не...

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

Образовательная область: художественно - эстетическое развитиеТип НОД: комбинированное.Вид НОД: художественно - эстетическое.Тема НОД: «Путешествие в страну Рисовандию».Возрастная группа д...

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

Образовательная область: художественно - эстетическое развитиеТип НОД: комбинированное.Вид НОД: художественно - эстетическое.Тема НОД: «Путешествие в страну Рисовандию».Возрастная гру...