ПРОЕКТ «Наш дом Южный Урал» (подготовительная логопедическая группа)
проект (подготовительная группа)

Лисина И.В.

Знакомить детей с Южным Уралом, его природными богатствами, хозяйственной деятельностью, промыслами,формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №8" города Сим

Ашинского района Челябинской области

ПРОЕКТ

«Наш дом Южный Урал»

(подготовительная логопедическая группа)

Выполнила: учитель-логопед

МКДОУ N 8 г. Сим

Лисина И.В.

2025 г.

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта:долгосрочный (октябрь 2024-май 2025 года)

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальные руководители, учитель – логопед, родители.

Актуальность проекта:

Актуальность проекта «Наш дом Южный Урал» заключается в привитииподрастающему поколению уважение к своей родине, её культуре и традициям, знакомство детей с историей их родного края, его природными красотами и культурными особенностями, смногонациональным населением региона. Проект «Наш дом Южный Урал» знакомит с хозяйственной деятельностью региона, с его промыслами и творческими людьми.

Цель проекта:познакомить детей с Южным Уралом, его природными богатствами, хозяйственной деятельностью, промыслами,формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях.

Задачи проекта:

Коррекционно - образовательные:

#1056;асширить представление детей об особенностях географического положения Южного Урала.

#1056;асширить знания детей о животном и растительном мире родного края, достопримечательностями.

#1044;ать представления о реках Южного Урала (Урал, Сим, Миасс), познакомить с озерами.

#1055;ознакомить с полезными ископаемыми и минералами Южного Урала.

#1055;ознакомить с народностяминашего края, их бытом, традициями.

#1055;ознакомить с городами Челябинск, Златоуст, Сим.

7. Познакомить с производственной, хозяйственной деятельностью Южного Урала, промыслами.

8. Приобщать детей к творчеству поэтов и писателейродного края

(П. Бажова, Л.Татьяничевой, В. Кузнецова)

#1056;азучить песни и танцы, проживающих на Южном Урале народов разной национальности.

10. Активизировать и расширять словарь по теме: «Наш дом Южный Урал»

Коррекционно- развивающие задачи:

1.Развивать познавательную активность, мотивацию, интеллектуальные способности детей.

2. Развивать любознательность, находчивость

3. Продолжать развивать умение строить речь на основании полных ответов.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей патриотические чувства кродному краю, уважение к другим народам Южного Урала

2.Воспитыватьбережное отношение к природе родного региона.

Задачи по работе с родителями:

1. Повысить знания родителей о жизни и культуре народов Южного Урала. #1055;ривлечь родителей к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Ресурсы:

Материально-технические:

- мультимедийный центр;

- музыкальный центр;

- аудио и фотоматериалы;

- библиотечный фонд;

- иллюстрации и т.д.

Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей, помогает, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта; подбирает художественную и методическую литературу, составляет картотеку подвижных игр, поисковая работа для презентации.

Деятельность учителя-логопеда: проводит беседы по теме в формате лексической темы, знакомит с произведениями писателей и поэтов Южного Урала, принимает активное участие в разработке итогового мероприятия.

Деятельность детей: сравнивают, анализируют, изучают, рисуют, создают, оформляют, участвуют в процессе проекта.

Деятельность родителей: беседы с детьми о Южном Урале, городе Симе с познавательной целью; помощь в создании альбомов, атрибутов, поделок.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

«Речевое развитие»

Беседы о природе Южного Урала, составление творческих рассказов по теме «Мой любимый город»;

Экскурсии к реке Сим, в библиотеку . Тема встречи –«Сказы Бажова», литературный вечер «Поэты Южного Урала».

Познавательное развитие:

-просмотры видеороликов о Южном Урале,

-просмотр книг о родном крае

Художественно – эстетическое развитие:

- разучивание танце и песен народов Южного Урала;

-роспись Нижнетагильских подносов;

- лепка посуды по таволгским мотивам

Конструктивное:

-постройка из конструктора LEGO старинных изб Южного Урала

Физическое развитие:

- разучивание подвижных игр народов Южного Урала.

- формы работы с родителями:

-беседы с родителями о важности данной темы
- совместное творчество с детьми (рисунки, поделки, различное рукоделие по теме);

- консультации для родителей

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

Создание и накопление методического материала по данному направлению, который включает:

- выставка "Хозяйка медной горы";

- макет "Русская изба";

- в отношении родителей - проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап:

-изучение материала;

- подбор дидактических и подвижных игр по теме;

- подбор художественной литературы;

- создание альбомов по теме;

- подготовить презентацию для ознакомления детей с родным краем.

II. Основной этап реализации проекта

Перспективный план по ознакомлению с родным краем

Дата

Содержание работы

Ответственный за проведение

Сентябрь

«Я живу на Южном Урале»

#1047;накомство с гербом, флагом, Челябинской области.

воспитатель

2. Знакомство с гимном Челябинской области.

музыкальный руководитель

3. Знакомство с географическим расположением Челябинской области на карте и глобусе.

воспитатель

4 Рассматривание иллюстраций Южного Урала

воспитатель

5. Занятие «Путешествие по Южному Уралу».

учитель-логопед

Октябрь

«История жизни человека на Южном Урале»

#1056;ассказ «Крепости Южного Урала».

воспитатель

2. Уральские легенды и предания: «Как возникли Луна и Уральские горы».

воспитатель

4. Чтение Л.Татьяничева «Урал-река и два материка», «По белой азиатской реки»

5. Экскурсия в краеведческий музей города

учитель-логопед

Ноябрь

«Человек и природа Южного Урала»

1. Беседа о жизни животных и птиц в лесу.

воспитатель

2. Рассказ «Заповедные места Южного Урала».

воспитатель

3. Занятие « Красная книга - сигнал опасности».

учитель-логопед

4. Рассматривание иллюстраций природы

родного края.

воспитатель

5. Беседа «Я природу берегу, я природе помогу».

воспитатель

6. Занятие «Природный и животный мир Южного Урала»

учитель-логопед

Декабрь

«Народы Южного Урала»

#1041;еседа «Народы Южного Урала».

воспитатель

Январь

«Уральский сказатель-П. П. Бажов» (вечерпосвященный писателю)

1. Знакомство с творчеством уральского писателя.

2. «Серебреное копытце» чтение сказки.

#1042;ыставка сказок П. П. Бажова.

#1042;ыставка иллюстраций по сказам П. П. Бажова.

5. «Малахитовая шкатулка» чтение сказки.

Воспитатель

учитель-логопед

Февраль

«Творчество Южно уральских мастеров»

1. Беседа о мастерах Южного Урала.

2. Рассматривание «уральской росписи».

3. Занятие «Народная игрушка-матрёшка».

восвпитатель

Март

«Уральский фольклор»

  1. Знакомство с русскими народными инструментами.
  2. Знакомство с народным уральским фольклором: загадки, потешки, заклички, считалки, пословицы, уральские песни и хороводы.

Разучивание с детьми хороводов, народных песен

музыкальный руководитель, воспитатель

Апрель

Встреча весны на Южном Урале»

#1053;аблюдение за изменениями в природе с приходом весны, за вербой, за веткой берёзы, тополя и яблони в воде, за деревьями вокруг детского сада, за почками на деревьях.

;Веточка вербы» (аппликация нетрадиционной техникой).

#1056;абота с альбомом «Растительный мир Южного Урала».

#1069;кскурсия по городу Сим

воспитатель

Май

#1048;тоговая познавательная беседа «Наш край Южный Урал»

учиетель-логопед

2. Сделать выставку «Наш дом - Южный Урал».

воспитатель

3. Экскурсия по территории детского сада.

(Конспекты представлены в приложении 1)


воспитатель

«Игровая деятельность»:

-дидактические игры «Я знаю свой родной край», «Что лишнее?»

- подвижные игры народов Южного Урала (русские: «Ручеек», «Жмурки»;

татарские: «Продам горшки», «Мое место»;

башкирские: «Юрта», «липкие пеньки»)

III. Заключительный этап проекта

- систематизизация знаний детей о родном крае;

- проведение итогового мероприятия «Путешествие по Южному Уралу

Список используемой литературы

1. Башкирский детский фольклор / Авт.-сост. А.М. Сулейманова, И.Г. Галяутдинова. - Уфа: Китап, 2011. - 184 с.

2. Наш дом –Южный Урал» Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск, АБРИС. – 255с.

3. Игнаткина, Л.С. Ознакомление дошкольников с ростом и развитием животных /Л.С. Игнаткина.- М. Издательский центр «Просвещение», #1089;.

4. Князева, О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Детство - Пресс, 2002

5. Левит, А.И. Полезные ископаемые//А.И.Левит Южный Урал: география, экология, природопользование: Учебное пособие .- Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, Юж. -Урал. изд.-торг.дом, 2001. - С. 27-39.

6. Мишарина, Л.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром: учебное пособие/ Л.А. Мишарина, В.А. Горбунова.- Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 296с.

7. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений/С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.

8. Перспективное планирование образовательной работы по программе «Наш дом – Южный Урал»: методическое пособие для воспитателей детского сада /ред. Е.С.Бабуновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 45 с. 26.

9. Традиции и обычаи: Святки. Пасха. Красная горка. - Областной Дом Фольклора, 2000.

10. Содержание и технологии воспитания и обучения детей дошкольного воз-раста : науч.-методич. пособие / под ред. Е.С.Бабуновой. – 2008. – 318 с. 27.

11. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Литературное творчество народов Урала // [Интернет источник]

12. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Литературное творчество народов Урала / Сост. Толстикова О.В. Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». – 2010.

13.

14.

15. ;id=330


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - нравственный проект "Страна хороших манер" в старшей логопедической группе

Структура педагогического проекта: Актуальность, гипотеза проекта, предполагаемые результаты, продукты проекта (промежуточные, конечные), объект исследования, предмет исследования, цели исследования...

Сюжетно – игровой проект по физической культуре в подготовительной логопедической группе.

Актуальность:Насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются:сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи;коррекция недостатков просодической,...

Итоговое интегрированное музыкальное занятие в рамках проекта "Зимние забавы" для детей подготовительной логопедической группы.

Интегрированное итоговое музыкальное занятие "Зима" проводилось в январе 2014г. основная цель: обогащение знаний детей об окружающем мире на музыкальных занятиях. Воспитание у детей положительного отн...

Проект "В мире насекомых" для детей логопедической группы старшего дощкольного возраста

Проект предназначен для пополнения и активизации славарного запаса по теме "Насекомые" на основе пополнения знаний и расширения представлений о разнообразии насекомых....

Профессии нашего региона Южный Урал подготовительная группа

Конспект открытого занятия по Познавательному развитию в подготовительной группе в рамках реализации региональной программы (ТЕМП): профессии-летчик, строитель, металлург, тракторист, учитель.К конспе...

Краткосрочный проект «На дом – Южный Урал» в подготовительной группе доу

Через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях. Воспитание у детей патриотических чувств и любви к своей Родине,...