ПРОЕКТ «Наш дом Южный Урал» (подготовительная логопедическая группа)
проект (подготовительная группа)
Знакомить детей с Южным Уралом, его природными богатствами, хозяйственной деятельностью, промыслами,формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида №8" города Сим
Ашинского района Челябинской области
ПРОЕКТ
«Наш дом Южный Урал»
(подготовительная логопедическая группа)
Выполнила: учитель-логопед МКДОУ N 8 г. Сим Лисина И.В. |
2025 г.
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность проекта:долгосрочный (октябрь 2024-май 2025 года)
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальные руководители, учитель – логопед, родители.
Актуальность проекта:
Актуальность проекта «Наш дом Южный Урал» заключается в привитииподрастающему поколению уважение к своей родине, её культуре и традициям, знакомство детей с историей их родного края, его природными красотами и культурными особенностями, смногонациональным населением региона. Проект «Наш дом Южный Урал» знакомит с хозяйственной деятельностью региона, с его промыслами и творческими людьми.
Цель проекта:познакомить детей с Южным Уралом, его природными богатствами, хозяйственной деятельностью, промыслами,формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях.
Задачи проекта:
Коррекционно - образовательные:
#1056;асширить представление детей об особенностях географического положения Южного Урала.
#1056;асширить знания детей о животном и растительном мире родного края, достопримечательностями.
#1044;ать представления о реках Южного Урала (Урал, Сим, Миасс), познакомить с озерами.
#1055;ознакомить с полезными ископаемыми и минералами Южного Урала.
#1055;ознакомить с народностяминашего края, их бытом, традициями.
#1055;ознакомить с городами Челябинск, Златоуст, Сим.
7. Познакомить с производственной, хозяйственной деятельностью Южного Урала, промыслами.
8. Приобщать детей к творчеству поэтов и писателейродного края
(П. Бажова, Л.Татьяничевой, В. Кузнецова)
#1056;азучить песни и танцы, проживающих на Южном Урале народов разной национальности.
10. Активизировать и расширять словарь по теме: «Наш дом Южный Урал»
Коррекционно- развивающие задачи:
1.Развивать познавательную активность, мотивацию, интеллектуальные способности детей.
2. Развивать любознательность, находчивость
3. Продолжать развивать умение строить речь на основании полных ответов.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей патриотические чувства кродному краю, уважение к другим народам Южного Урала
2.Воспитыватьбережное отношение к природе родного региона.
Задачи по работе с родителями:
1. Повысить знания родителей о жизни и культуре народов Южного Урала. #1055;ривлечь родителей к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Ресурсы:
Материально-технические:
- мультимедийный центр;
- музыкальный центр;
- аудио и фотоматериалы;
- библиотечный фонд;
- иллюстрации и т.д.
Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей, помогает, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта; подбирает художественную и методическую литературу, составляет картотеку подвижных игр, поисковая работа для презентации.
Деятельность учителя-логопеда: проводит беседы по теме в формате лексической темы, знакомит с произведениями писателей и поэтов Южного Урала, принимает активное участие в разработке итогового мероприятия.
Деятельность детей: сравнивают, анализируют, изучают, рисуют, создают, оформляют, участвуют в процессе проекта.
Деятельность родителей: беседы с детьми о Южном Урале, городе Симе с познавательной целью; помощь в создании альбомов, атрибутов, поделок.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
«Речевое развитие»
Беседы о природе Южного Урала, составление творческих рассказов по теме «Мой любимый город»;
Экскурсии к реке Сим, в библиотеку . Тема встречи –«Сказы Бажова», литературный вечер «Поэты Южного Урала».
Познавательное развитие:
-просмотры видеороликов о Южном Урале,
-просмотр книг о родном крае
Художественно – эстетическое развитие:
- разучивание танце и песен народов Южного Урала;
-роспись Нижнетагильских подносов;
- лепка посуды по таволгским мотивам
Конструктивное:
-постройка из конструктора LEGO старинных изб Южного Урала
Физическое развитие:
- разучивание подвижных игр народов Южного Урала.
- формы работы с родителями:
-беседы с родителями о важности данной темы
- совместное творчество с детьми (рисунки, поделки, различное рукоделие по теме);
- консультации для родителей
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Создание и накопление методического материала по данному направлению, который включает:
- выставка "Хозяйка медной горы";
- макет "Русская изба";
- в отношении родителей - проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
-изучение материала;
- подбор дидактических и подвижных игр по теме;
- подбор художественной литературы;
- создание альбомов по теме;
- подготовить презентацию для ознакомления детей с родным краем.
II. Основной этап реализации проекта
Перспективный план по ознакомлению с родным краем
Дата | Содержание работы | Ответственный за проведение |
Сентябрь | «Я живу на Южном Урале» #1047;накомство с гербом, флагом, Челябинской области. | воспитатель |
2. Знакомство с гимном Челябинской области. | музыкальный руководитель | |
3. Знакомство с географическим расположением Челябинской области на карте и глобусе. | воспитатель | |
4 Рассматривание иллюстраций Южного Урала | воспитатель | |
5. Занятие «Путешествие по Южному Уралу». | учитель-логопед | |
Октябрь | «История жизни человека на Южном Урале» #1056;ассказ «Крепости Южного Урала». | воспитатель |
2. Уральские легенды и предания: «Как возникли Луна и Уральские горы». | воспитатель | |
4. Чтение Л.Татьяничева «Урал-река и два материка», «По белой азиатской реки» 5. Экскурсия в краеведческий музей города | учитель-логопед | |
Ноябрь | «Человек и природа Южного Урала» 1. Беседа о жизни животных и птиц в лесу. | воспитатель |
2. Рассказ «Заповедные места Южного Урала». | воспитатель | |
3. Занятие « Красная книга - сигнал опасности». | учитель-логопед | |
4. Рассматривание иллюстраций природы родного края. | воспитатель | |
5. Беседа «Я природу берегу, я природе помогу». | воспитатель | |
6. Занятие «Природный и животный мир Южного Урала» | учитель-логопед | |
Декабрь | «Народы Южного Урала» #1041;еседа «Народы Южного Урала». | воспитатель |
Январь | «Уральский сказатель-П. П. Бажов» (вечерпосвященный писателю) 1. Знакомство с творчеством уральского писателя. 2. «Серебреное копытце» чтение сказки. #1042;ыставка сказок П. П. Бажова. #1042;ыставка иллюстраций по сказам П. П. Бажова. 5. «Малахитовая шкатулка» чтение сказки. | Воспитатель учитель-логопед |
Февраль | «Творчество Южно уральских мастеров» 1. Беседа о мастерах Южного Урала. 2. Рассматривание «уральской росписи». 3. Занятие «Народная игрушка-матрёшка». | восвпитатель |
Март | «Уральский фольклор»
Разучивание с детьми хороводов, народных песен | музыкальный руководитель, воспитатель |
Апрель | Встреча весны на Южном Урале» #1053;аблюдение за изменениями в природе с приходом весны, за вербой, за веткой берёзы, тополя и яблони в воде, за деревьями вокруг детского сада, за почками на деревьях. ;Веточка вербы» (аппликация нетрадиционной техникой). #1056;абота с альбомом «Растительный мир Южного Урала». #1069;кскурсия по городу Сим | воспитатель |
Май | #1048;тоговая познавательная беседа «Наш край Южный Урал» | учиетель-логопед |
2. Сделать выставку «Наш дом - Южный Урал». | воспитатель | |
3. Экскурсия по территории детского сада. (Конспекты представлены в приложении 1) | воспитатель |
«Игровая деятельность»:
-дидактические игры «Я знаю свой родной край», «Что лишнее?»
- подвижные игры народов Южного Урала (русские: «Ручеек», «Жмурки»;
татарские: «Продам горшки», «Мое место»;
башкирские: «Юрта», «липкие пеньки»)
III. Заключительный этап проекта
- систематизизация знаний детей о родном крае;
- проведение итогового мероприятия «Путешествие по Южному Уралу
Список используемой литературы
1. Башкирский детский фольклор / Авт.-сост. А.М. Сулейманова, И.Г. Галяутдинова. - Уфа: Китап, 2011. - 184 с.
2. Наш дом –Южный Урал» Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск, АБРИС. – 255с.
3. Игнаткина, Л.С. Ознакомление дошкольников с ростом и развитием животных /Л.С. Игнаткина.- М. Издательский центр «Просвещение», #1089;.
4. Князева, О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Детство - Пресс, 2002
5. Левит, А.И. Полезные ископаемые//А.И.Левит Южный Урал: география, экология, природопользование: Учебное пособие .- Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, Юж. -Урал. изд.-торг.дом, 2001. - С. 27-39.
6. Мишарина, Л.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром: учебное пособие/ Л.А. Мишарина, В.А. Горбунова.- Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 296с.
7. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений/С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.
8. Перспективное планирование образовательной работы по программе «Наш дом – Южный Урал»: методическое пособие для воспитателей детского сада /ред. Е.С.Бабуновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 45 с. 26.
9. Традиции и обычаи: Святки. Пасха. Красная горка. - Областной Дом Фольклора, 2000.
10. Содержание и технологии воспитания и обучения детей дошкольного воз-раста : науч.-методич. пособие / под ред. Е.С.Бабуновой. – 2008. – 318 с. 27.
11. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Литературное творчество народов Урала // [Интернет источник]
12. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Литературное творчество народов Урала / Сост. Толстикова О.В. Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». – 2010.
15. ;id=330
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - нравственный проект "Страна хороших манер" в старшей логопедической группе
Структура педагогического проекта: Актуальность, гипотеза проекта, предполагаемые результаты, продукты проекта (промежуточные, конечные), объект исследования, предмет исследования, цели исследования...
Сюжетно – игровой проект по физической культуре в подготовительной логопедической группе.
Актуальность:Насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются:сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи;коррекция недостатков просодической,...

Итоговое интегрированное музыкальное занятие в рамках проекта "Зимние забавы" для детей подготовительной логопедической группы.
Интегрированное итоговое музыкальное занятие "Зима" проводилось в январе 2014г. основная цель: обогащение знаний детей об окружающем мире на музыкальных занятиях. Воспитание у детей положительного отн...

Проект "В мире насекомых" для детей логопедической группы старшего дощкольного возраста
Проект предназначен для пополнения и активизации славарного запаса по теме "Насекомые" на основе пополнения знаний и расширения представлений о разнообразии насекомых....

Профессии нашего региона Южный Урал подготовительная группа
Конспект открытого занятия по Познавательному развитию в подготовительной группе в рамках реализации региональной программы (ТЕМП): профессии-летчик, строитель, металлург, тракторист, учитель.К конспе...
Краткосрочный проект «На дом – Южный Урал» в подготовительной группе доу
Через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях. Воспитание у детей патриотических чувств и любви к своей Родине,...
