Конспект логопедической фронтальной НОД «Путешествие по Южному Уралу» (возрастная категория детей: подготовительная к школе группа)
материал (подготовительная группа)

Лисина И.В.

Знакомство  детей дошкольного возраста с Южным Уралом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_proektu_puteshestvie.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №8" города Сим

Ашинского района Челябинской области

Конспект логопедической фронтальной НОД

«Путешествие по Южному Уралу»

(возрастная категория детей: подготовительная к школе группа)

Выполнила:

Лисина И.В.

учитель-логопед МКДОУ № 8 г. Сим

2025

I. Тема непосредственно-образовательной деятельности: "Путешествие по Южному Уралу "

II. Программное содержание:

Коррекционно - образовательные: Продолжать формировать интерес к Южному Уралу.

1. Закрепить знания детей о богатстве Южного Урала

2. Познакомить детей с историей Урала через легенды.

3. Расширять знания о природных достопримечательностях региона: горные вершины, леса, озера; уточнить представления о заповеднике, его назначении..

4. Дать понятие о многонациональности родного края, познакомить с национальной одеждой, играми, самобытностью народов Южного Урала

5. Обогащать словарь детей (самоцветы, полезные ископаемые, заповедник),

6. Развивать речевую активность детей: умение отвечать на вопросы, связно высказывать свои мысли, делать простейшие выводы;

7. Развивать внимание, воображение, коммуникативные навыки.

Воспитывающие:

1. Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться родным краем, умение понимать и ценить красоту неживой природы , уважение к разным национальностям.

III. Словарная работа:

Южный Урал, самоцветы, полезные ископаемые, юрта.

IV. Индивидуальная работа. Активизировать Тимофея Т.- добиваться полного ответа на вопросы.

V. Предварительная работа.

Беседы о родном крае – Урале; чтение художественной, краеведческой литературы; заучивание стихов; рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением природы родного края; дидактические игры «Животный и растительный мир Южного Урала»; знакомство с коллекцией камней – самоцветов.

VI. Оборудование. Оборудование и материалы: интерактивная доска, ноутбук, проектор, коллекции минералов, иллюстрации «Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни», изделия из камней, шкатулка, сувениры, музыкальное сопровождение.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент(3 мин.)

Логопед: Наше занятие будет необыкновенное, а вот чему оно будет посвящено, вы должны отгадать, зачитывает загадку и просит детей отгадать.

Европа и Азия сходятся здесь,
К тому же сокровищ там просто не счесть.
К названию гор этих каждый привык,
Когда-то назвали в честь них грузовик.
В сказаньях своих и Бажов воспевал
Те самые горы. Им имя — … (Урал)

Правильно, сегодня мы будим говорить об нашем родном крае Южном Урале.

I часть - вступительная

Логопед: В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал – батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал – значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом». Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. В южной части Уральских гор, живём мы с вами, по-другому можно сказать, что мы живём на Южном Урале. Так как мы живём на Южном Урале, то значит как нас можно назвать? (ответы) Южноуральцами (видеоролики)

II часть – основная (16 мин.)

Логопед: Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие по родному краю Как вы думаете на каком транспорте мы будим путешествовать? (раздается гудок поезда) Правильно на поезде. Итак, отправляемся в путь. Отгадайте какая остановка нас ждет? Для этого необходимо отгадать загадку.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки,

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически,

И месяц и звезды – все в нем отражается

Как это зеркало называется?

(озеро)

-Правильно, следующая остановка «Озерная». Недаром она так называется. На Южном Урале очень много озер. Все они красивые и у них очень интересные названия.

-Настоящей жемчужиной Южного Урала можно назвать озеро Тургояк. Это одно из самых чистых и прозрачных озер планеты. (рассказ ребенка интересных фактов об озере)

-Так же на Южном Урале есть знаменитое озеро «Кисегач» в переводе с башкирского значит «разрезать лес». И, действительно, зеркальная гладь озера рассекает заповедные леса Ильменского заповедника. Говорят, вода в озере настолько чиста и целебна, что даже звери приходят сюда заживлять свои раны.

-Нет на Южном Урале ни одного похожего озера, каждое по-своему примечательно. Например, озеро Большое Миассово самое холодное, а Еловое, расположенное всего в нескольких километрах от него, самое теплое озеро Южного Урала. Первые русские поселенцы, преодолевшие Поясной камень (как тогда называли Уральские горы) сразу заметили прекрасное озеро, что по - башкирски звучит как Чебаркуль.

(слайд гор, россыпь камней)

Логопед: Следующая остановка – помогите назвать, правильно - «Горная»

Логопед А сейчас мы пойдём с вами пешком по узким горным тропинкам. Ребята, как идут туристы когда отправляются в поход? (ответы ) (Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.)

Физминутка

По тропинке мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

Не боимся мы преград

Встрече с новым каждый рад.

Шире шаг, шагай смелей,

Вправо, влево повернись,

Самоцветными камнями

Полюбуйся, наклонись.

Впереди видна гора

Нам туда спешить пора

В мастерской нас ждут дела

Мы ребята – мастера.

Логопед : Ну, вот мы и пришли к Уральским горам.

Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни? (выслушивает ответы детей) Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы (на доске фотографии с видами Уральских гор). Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. Давайте повторим — «полезные ископаемые». Скажи, Кирилл, повтори, Тимофей. А какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку? (выслушивает ответы детей, по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых) Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Потому — то и ценились они издавна людьми. Называются они драгоценными. Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них (приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней). Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце, маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие.

Логопед: Мы продолжаем наше путешествие. А на чем же мы отправимся дальше в путь? Раздается звук самолета. Правильно, на самолете. Следующая остановка «Игровая».

Как вы думаете, что мы будем здесь делать? Мы будем , играть. Но сначала вспомним, какие народы живут на Южном Урале. (ответы детей). Молодцы! Действительно, на Урале живут люди разных национальностей и у них есть свои национальные традиции, песни, игры, костюмы, угощения. Я вам предлагаю поиграть в татарскую народную игру «Юрты». (Дети делятся на три команды, и образуют круги по краям площадки. В центре каждого круга обруч с платком.

Под национальную музыку дети танцуют и напевают

Мы все ребята

Соберемся все в кружок

Поиграем и попляшем и помчимся на лужок.

По окончании музыки дети должны вбежать в свой обруч и накрыться платком – построить юрту) -Молодцы!

Логопед: Хотите поиграть в башкирскую народную игру «Ловкий джигит»? Подгруппа детей становится в шеренгу напротив центральной стены. У каждого в руке «лошадка» на палке. Остальные дети сидят на стульях и поют: «Эй, джигиты, выходите и коней себе берите. На конях должны скакать свою удаль показать. Тот, кто первый прибежит, настоящий тот джигит!» По окончания пения выбранные дети «Скачут» на лошадках к центральной стене. Добежав до стены, поднимают «лошадку» вверх. Выигрывает ребёнок, прискакавший первым, и получает приз.

Итог:

Логопед: Ребята, на каких остановках мы сегодня были? О чем с вами говорили? (выслушивает ответы детей) Вот как много вы знаете о природе Уральской. Молодцы. Осталась последняя остановка — детский сад. Это значит, что пора возвращаться в группу. Наше путешествие закончилось». А сейчас для вас ребята приготовлен сладкий сюрприз это национальное башкирское блюдо «Чак-Чак».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)»

В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что...

Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы.

Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)"

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)"...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Семья»

Данный конспект занятия подходит для учителей-логопедов при проведение фронтальноого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт».

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт»....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт».

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт»Задачи: Коррекционно-образовательные: обобщить знания детей о разных видах транспорта, его функциях; учить отвечать на ...