"Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа)
Презентация на тему:"Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время нравственное воспитание будущих дошкольников является самой основной задачей для нашего общества, ведь чем раньше происходит воспитание и формирование жизненных устоев ребёнком , тем эффективнее результат процесса нравственного воспитания, так как первый жизненный опыт полученный в детстве предопределяет личностные качества ребёнка в будущей жизни; В соответствии с Федеральными государственными требованиями необходимо воспитывать первостепенные неотъемлемые черты характера и личности ребёнка: любовь к Родине, доброжелательное отношение к окружающим, уважение ко взрослым, бережливость к окружающим предметам сделанных в результате других людей, помощь нуждающимся; «Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками является важным средством в нравственном воспитании дошкольников. Актуальность
Известными учеными, специалистами дошкольной педагогики (В.Г. Нечаевой, Годиной Г.Н. А.В. Булатовой , В.Я., Р.С. Буре, Виноградовой, Н.Ф .), начиная с половины ХХ в.. проводились научные исследования, изучающие вопросы , относящиеся к нравственному воспитанию дошкольников . В научных исследованиях В.Г. Нечаевой рассмотрен «процесс становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте, выделены компоненты, содержащие нравственное начало, раскрыты способы и методы, направленные на решение воспитательных задач, в том числе и на формирование нравственности у детей старшего дошкольного возраста» . Ведущие психологи 19 - 20 столетия различных научных школ - зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу , Э. Эриксон, К. Лоренц, А. Бандура , К. Роджерс и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов , А.Р. Лурия , А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин , В.С. Мухина и др.) - особое значение в становление личности и её смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. И зученность темы
Проблема исследования з аключается в поиске эффективных психолого-педагогических условий использования русских народных сказок как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить эффективные психолого-педагогические условия использования русской народной сказки как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста и апробировать их опытно-педагогическим путем . Гипотеза: русская народная сказка является эффективным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях: при отборе содержания русских народных сказок учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей; разрабатывается система мероприятий по использованию русских народных сказок; оказывается педагогическая помощь родителям (законным представителям воспитанников) с целью принятия сказки, ее особой роли в нравственном воспитании ребёнка . в работу будут активно включены родители .
Задачи Проанализировать специальную психологическую и педагогическую литературу относительно темы и задач исследования . Определить суть воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста ; Выявить роль сказки в вопросе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста . Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию сказки в воспитательном процессе . Провести опытно-педагогическую работу по проблеме исследования.
Практические: анализ психолого-педагогической литературы; обобщение материала по вопросу исследования. Теоретические : опытно-педагогическая работа, изучение результатов количественной, а также качественной обработки полученных данных в ходе исследования. Методы исследования
Основные термины «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм .( , Л.А. Григорович ) «нравственное воспитание" - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. (В.А. Сухомлинский) «сказка» - один из самых распространённых и богатых жанров устно этического народного творчества. Сказки рассказываются на всех языках мира. Их жадно слушают дети, но часто к ним прислушиваются взрослые . (словарь С. Ожегова)
Условия использования русской народной сказки в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста должна быть создана соответствующая развивающая среда: книжный уголок с подбором литературы, подобраны дидактические, настольно- печатные игры, способствующие нравственному воспитанию; воспитатель в группе целенаправленно и планомерно проводит работу по ознакомлению детей со сказками посредством разнообразных форм и видов деятельности в образовательном пространстве; работа в детском саду по нравственному воспитанию должна проводится в тесном сотрудничестве с родителями, т.к. совместное чтение способствует духовной связи ребёнка с взрослым.
Выводы по теоретической части исследования: П роцесс нравственного воспитания - это непрерывный процесс, начинающийся с момента рождения ребёнка, продолжающегося в течение его жизни, сопровождающийся овладением общественных правил, норм поведения включающая программные, содержательные, технологические, результативные уровни ). От того насколько широко и качественно, соответственно возрасту педагог использует педагогические средства, соответствующие программно-целевому и содержательному компонентам воспитательного процесса, настолько продуктивен процесс нравственного воспитания . Русские народные сказки несут в себе глубокий нравственный смысл, содержание наполнено поучительными ситуациями, что способствует нравственному воспитанию детей.
База и этапы исследования База исследования: Исследование проводилось на базе детского сада «Светлячок» - СП МБОУ АСОШ №1 им. П.К. Коршунова, с. Алтайское. Этапы исследования Первый этап исследования (сентябрь – октябрь 2022 г.): выбор и применение методик, анкетирование родителей. Второй этап исследования ( ноябрь 2022 г – март 2023 г.): повышение уровня развития нравственности старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой. На основании этого нами был составлен перспективный план проведения мероприятий . Третий этап исследования (апрель – май 2023 г.): контрольное исследование, цель которого выявить общий уровень нравственности у детей старшего дошкольного возраста после проведения педагогической работы.
Констатирующий этап мы реализовали с 1.09.2022 по 30.10.2022. Цель - подобрать методы диагностики для определения нравственного воспитания у детей в старшей группе «Радуга». Задачи: подобрать методы диагностики для определения нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста; обобщить полученные данные; на основе полученных результатов разработать педагогическую работу по повышению уровня нравственного воспитания у дошкольников. Констатирующий этап
Работа с родителями анкетирование родителей ; беседа с родителями «Наши ошибки »; «Нравственное воспитание детей» папки-передвижки на различные темы: «Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты» В процессе анкетирования родителей старших дошкольников мы выявили следующие результаты: Родители оценили значение нравственного воспитания детей: - обязательно нужно – 45%, - с корее нужно, чем нет – 35%, - Затрудняются ответить – 15%.
Метод диагностики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми ?» (Р.С . Немова ) . Критерий оценивания: Низкий уровень (3 балла) - неустойчивое нравственное поведение, характеризуемое недостаточным проявлением нравственных качеств в процессе жизнедеятельности, отсутствием эмпатии , поведение не является осмысленным. Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, уровень сформированности представления о добре и зле недостаточен для реализации личностного нравственного потенциала, отсутствует потребность в общении с одноклассниками. Средний уровень (от 4 до 6 баллов) - недостаточно устойчивое пассивное нравственное поведение, характеризующееся ситуативностью в совершении поступков, проявлением в поведении нравственных качеств, в случаях, связанных с потребностями личности. Ребенок обладает средним уровнем воспитанности, готов реализовать свои идеи, но не показывает достаточной заинтересованности в общении, в отношении к одноклассникам непостоянен, в ответственных поступках ситуативен . Высокий уровень (от 7 до 9 баллов) - устойчивое нравственное поведение, проявление нравственных качеств в общении с людьми и в процессе жизнедеятельности; высокий уровень эмпатии . Ребенок активно проявляет заботу о окружающем его мире, обладает развитым чувством долга. Не нуждается в дополнительной мотивации, стремится постоянно проявить потребность творить добро, совершенствует свои нравственные качества, проявляет высокую жизненную активность.
Результаты диагностики на констатирующем этапе Анализ результатов отдельных показателей нравственности дошкольников на этапе констатирующего исследования показал: 40- %- имеют высокий уровень ( 4 человека); 30 % - средний уровень (3 человека); 30 % - низкий уровень ( 3 человека).
Формирующий этап Формирующий этап реализовали с 02.11 2022 г – 30.04 2023 г. Целью формирующего этапа стала разработка и апробация плана по развитию нравственности детей средствами русской народной сказки . Задачи формирующего этапа: Разработать план по развитию нравственности детей средствами русской народной сказки у детей старшего дошкольного возраста. Апробировать разработанный план с детьми старшей группы.
План по развитию нравственности детей средствами русской народной сказки Цель: развитие нравственности детей средствами русской народной сказки у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: дать представление о происхождении и многообразии жанра сказка; познакомить детей с существованием словесного искусства русского народа, а также с культурой других народов, их обычаями; содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи; развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного; помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость и правил доброй совестливой жизни. развивать нравственные, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества. вызвать интерес к русской сказке и помочь детям успешно войти в мир сказок с использованием различных методов и приёмов.
Блоки: Первый блок «Адаптивно-репродуктивный» включает в себя работу над книгой. Необходимо вызвать интерес к книге, учить внимательно, слушать и слышать сказку, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом; вырабатывать способность сопереживать при восприятии сказки и личностно отношения к ней: внимание и интерес к слову; умение при рассматривании книжных иллюстраций воспроизводить текст знакомой сказки, пересказывать знакомые и услышанные впервые сказки, используя яркие и точные слова и выражения. Второй блок «Продуктивно-моделирующий» направлен на работу по развитию интереса к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла . Третий блок « Творческий» включает в себя развитие способности осмысливать произведения не только на уровне установления связей между фактами, ребенок начинает проникать во внутренний смысл произведения, в эмоциональный подтекст.
План работы по воспитанию нравственности у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Тематика мероприятий Цель Форма проведения « Неделя добра» Воспитание в детях нравственных чувств Составление списка добрых дел «Мои добрые дела» «Мир не без добрых людей» Учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым . Чтение и обсуждение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Доброта важнее всего» Формировать такие качества как послушание, дружба, милосердие, смелость НОД с фрагментами сказкотерапии , чтение сказки «Царевна-лягушка» НОД с фрагментами сказкотерапии , чтение сказки «Царевна-лягушка» Формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела. Беседа, инсценировка
«Сказочный денёк» Формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям НОД с участием сказочного персонажа «Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты». Привлечь внимание родителей к проблеме нравственного воспитания Папки -передвижки «Мои поступки» Формировать поступки и поведение детей не быть равнодушным по отношению к маме, быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки Просмотр мультфильма народной нанайской сказки «Кукушка», « Айога ». «Воспитывать доброту» Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому Родительское собрание «Дарите людям доброту» Закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло» НОД с участием сказочного персонажа «Добрый гном» Учить выражать эмоциональные чувства через рисунок Выставка детских рисунков с любимыми персонажами «Добрая сказка» Формировать доброту и отзывчивость у старших дошкольников Исценирование сказки «Ленивая внучка»
Контрольный этап Контрольный этап реализован с 30.04.2023 по 27.05.2023 года. Цель - повторно провести диагностику, и определить уровень развития нравственности детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа.
Результаты контрольного этапа 30 % от всей группы обладают высоким уровнем нравственности , что составляет 3 детей; 40% детей имеют средний уровень нравственности, который проявился у 1 ребенка; 30 % - низкий уровень определен у 3 дошкольников .
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов Проведенное исследование на контрольном этапе показало, что основная масса детей повысила свой уровень нравственности .
Выводы: В результате опытно-педагогической работы, с помощью русских народных сказок у детей повысился уровень нравственности. Таким образом, мы с уверенностью можем заявить, что русская народная сказка является эффективным средством по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Поставленная нами цель достигнута. Обладая теоретическими знаниями, мы смогли разработать и реализовать деятельность по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок. В ходе опытно-педагогической работы, все поставленные задачи были решены, гипотеза доказана.
Спасибо за внимание!
Какая работа была проведена с родителями в рамках ОПР ? Для родителей была проведена беседа на тему: «Нравственное воспитание детей». Целью беседы было привлечение родителей к проблеме нравственного воспитания детей в условиях семейного воспитания . Совместно с родителями был составлен список добрых дел «Мои добрые дела» организованна фотовыставка « М ои добрые дела» Для привлечения внимания родителей к проблеме нравственного воспитания были изготовлены папки-передвижки «Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты ». Проведено Родительское собрание « «Воспитывать доброту ». Выступление детей на родительском собрании - исценирование сказки «Ленивая внучка »
С какой целью была проведено анкетирование с родителями? Объясните взаимосвязь результатов анкетирования и нравственного воспитания детей . Изучение семьи с целью выяснения её возможностей в организации совместного процесса нравственного воспитания дошкольников. Когда речь заходит об ошибках семейного воспитания, то чаще всего под ним и понимаются поступки родителей в деле преднамеренного воздействия на детей в целях привития им тех или иных взглядов, нравственных качеств. Однако круг влияния семьи на ребенка не ограничивается только специальной деятельностью взрослых. На формирование личности ребенка значительное влияние оказывает образ жизни семьи. И если отец и мать имеют об этом представление, отличное от общепризнанных норм и моралей, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, но и на уровне его нравственной воспитанности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Программа и план работы кружка «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Программа и план работы...
«Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Здесь вы сможете познакомиться с планом по самообразованию...

Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

